Урок русского языка во 2-м классе по теме "Суффикс как часть слова"
Тип урока. Урок усвоения новых знаний
Цели урока:
- Обучающие: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.
- Развивающие: Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.
- Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
1. Организационный этап. Мобилизация внимания. Самоопределение к деятельности.
Взаимное приветствие:
- Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся.
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.
2. Каллиграфическая минутка
- Ребята, отгадайте загадку (о школе Дом, где учатся дети) (Выписываю на доску слово “школа”) - Пропишите заглавную и строчную буквы “Ш,ш”, обращая внимание на параллельность вертикальных линий и соразмерность элементов. (Даю образец написания букв на доске) –
- отгадывают загадку, называют слова-подсказки, которые помогли найти верный ответ
Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения3. Подведение к теме.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Работа в парах
-Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? (школьник) Пишу на доске слова “школа” и “школьник”. - Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.
- Назовите 2 различия между этими словами
- Выделим известные нам части слов в обоих словах?
- Какие возникли затруднения?
- школьник (Записывают в тетрадь слова “школа” и “школьник”). - Они однокоренные, т.к. у слов “школа” и “школьник” есть общая часть, в которой содержится их общее значение. - Различия в составе и оттенке значения.
- Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа –, школьник - (нулевое).
Работают в парах, обсуждают затруднения – в слове “школьник” есть часть слова (-ник-), которую мы никак не обозначили.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков;сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов. Личностные: применять правиладелового сотрудничества
4. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
- Почему вы её никак не обозначили?
- Сегодня мы узнаем:
план
- как называется часть слова, которая изменила состав слова;
- какое имеет значение;
- где стоит?
- как найти?
- Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.
5. Построение проекта выхода из затруднения. Новая тема (материал из Учебника с. 107 упр.1)
Работа с учебником
Слайд1
- Попробуем сами составить такие пары однокоренных слов, имеющих разные оттенки значения - Прочитайте пары слов упр. 1 с. 107. Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?
1 На доске:
- Откройте учебник на стр. 108,прочитайте материал рубрики “Тайна языка”. Назовите название новой для нас части слова. Прочитайте его орфографически, запишите в тетрадь.
Читают, называют соответствующую часть слов (-ёнк-)
- Она находится между корнем и суффиксом.
- Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью которой образуются новые слова
Самостоятельное чтение, подчёркивание нового термина “суффикс”, чтение его названия вслух орфографически, запись слова “суффикс” в тетрадь.
Выделяют основную роль суффикса – образование новых слов.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
6. Введение нового материала в систему знаний. В парах работа – создания алгоритма нахождения суффикса. Слайд 2
СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА- памятки
- На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов. - Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на стр. 111.
1. Что такое суффикс
2. Где стоит в слове?
3. Для чего служит в нашем языке?
Дети делают вывод:
7. Первичное закрепление. Работа в учебнике.
“О чём говорят суффиксы”
- Прочитайте задание к упр. 2. в учебнике. Допишите ряды слов.
2. На доске: -иц-, -их-, - онок-, -ёнок-.
Медведь- медведица- медвежонок.
Волк -.. - волчонок
Орёл – орлица -..
.. - зайчиха -..
- Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разночтения.
- В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?
- Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили?
Проверка усвоения знаний о значении суффиксов:
- какой суффикс поможет образовать слова, называющее детёныша льва?
- Какое суффикс поможет образовать слово, называющего его маму?
3 На доске: -ан-, -ян-, -анин -, -янин-.
Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.
А если в Париже, то ты., а мы.., если на Волге, то ты.., а мы.., если на Марсе, то ты.., а мы..
Фронтально письменно в раб.тетради, первые 2 ряда слов с подробным комментированием. Остальные самостоятельно. Взаимопроверка. Обсуждение и устранение разночтений.
- Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе.
- У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-.
Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Физминутка, снятие утомления с глаз и рук
-встаньте из-за парт, покажите, как ходит львица, прыгает львёнок.- как жмурится от яркого света котёнок, как перебирает лапками кошка.
Выполняют задания, стараясь повторить повадки названых животных.
8. Самостоятельная работа в группах с взаимопроверкой
Слайд3
Разделитесь на группы
Задания в группах, помощь, контроль.
1 группа
Задание.
Образуйте слова с помощью суффиксов
-тель-, -ник-, ист-
строи _____ плот ______ арт _______
учи ______ двор ______ машин ____
2 группа
Задание.
Образуйте слова с помощью суффиксов
- очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-.
Женя – Женечка Миша – Мишенька
Аня -.________________ Алёша -._________________________
Света -._______________ Федя -.___________________________
Дима -.________________ Люба -.___________________________
Вывод:Что знаем о суффиксах?
Слайд 4,5
Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.
Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм.
ОБРАЗУЕТ НОВЫЕ СЛОВА) (слайд )
(ПОСЛЕ КОРНЯ)
СУФФИКС - ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.
Самостоятельная работа.
Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы. –
Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы. –
ПАМЯТКА “Суффикс”
1.Часть слова.
2. Служит для образования новых слов.
3.Стоит после корня.
4.Изменяет значение.
Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраиватьпоследовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном ивербальном виде;
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
Личностные:самоопределение, идентифицироватьсебя с принадлежностью к народу, стране, государству
Самостоятельная работа
Слайд6,7
7. Рекомендации по выполнению домашнего задания
Слайд8,9
- Рассмотрите в учебнике упр. 4 и упр.5. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают найти суффиксы с некоторых словах. Как вы считаете, какое из этих упражнений более сложное?
- Ребята, выберите сами тот уровень сложности, который, как вы считаете, вам по силам и запишите в дневник д.з.
Рассматривают упражнения, изучают задание. – в упр. 4 слова, которые нужно выписать – выделены жирным шрифтом; в упр. 4 нужно самим найти слова с необходимым суффиксом. Это выполнить сложнее. Упр. 5 отмечено в учебнике “гирей” - “трудное задание”.
Регулятивные: контроль, коррекция;
Личностные: самоопределение.