kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Суффикс как часть слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                      Урок русского языка во 2-м классе по теме "Суффикс как часть слова"

Тип урока. Урок усвоения новых знаний

Цели урока:

  • Обучающие: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.
  • Развивающие: Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.
  • Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Организационный этап. Мобилизация внимания. Самоопределение к деятельности.

Взаимное приветствие:

- Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся.

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.

2. Каллиграфическая минутка

- Ребята, отгадайте загадку (о школе Дом, где учатся дети) (Выписываю на доску слово “школа”) - Пропишите заглавную и строчную буквы “Ш,ш”, обращая внимание на параллельность вертикальных линий и соразмерность элементов. (Даю образец написания букв на доске) –

- отгадывают загадку, называют слова-подсказки, которые помогли найти верный ответ

Регулятивные:   корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения3. Подведение к теме.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Работа в парах

-Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? (школьник) Пишу на доске слова “школа” и “школьник”. - Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.

- Назовите 2 различия между этими словами

- Выделим известные нам части слов в обоих словах?

- Какие возникли затруднения?

- школьник (Записывают в тетрадь слова “школа” и “школьник”). - Они однокоренные, т.к. у слов “школа” и “школьник” есть общая часть, в которой содержится их общее значение. - Различия в составе и оттенке значения.

- Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа –,  школьник -  (нулевое).

Работают в парах, обсуждают затруднения – в слове “школьник” есть часть слова (-ник-), которую мы никак не обозначили.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков;сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов. Личностные: применять правиладелового сотрудничества

4. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

- Почему вы её никак не обозначили?

- Сегодня мы узнаем:

план

- как называется часть слова, которая изменила  состав слова;

- какое имеет значение;

- где стоит?

- как найти?

- Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

5. Построение проекта выхода из затруднения. Новая тема (материал из Учебника с. 107 упр.1)

Работа с учебником

Слайд1

- Попробуем сами составить такие пары однокоренных слов, имеющих разные оттенки значения - Прочитайте пары слов упр. 1 с. 107. Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?

1 На доске:

- Откройте учебник на стр. 108,прочитайте материал рубрики “Тайна языка”. Назовите название новой для нас части слова. Прочитайте его орфографически, запишите в тетрадь.

Читают, называют соответствующую часть слов (-ёнк-)

- Она находится между корнем и суффиксом.

- Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью которой образуются новые слова

Самостоятельное чтение, подчёркивание нового термина “суффикс”, чтение его названия вслух орфографически, запись слова “суффикс” в тетрадь.

Выделяют основную роль суффикса – образование новых слов.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

6. Введение нового материала в систему знаний. В  парах работа – создания алгоритма нахождения суффикса. Слайд 2

СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА- памятки

 - На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов. - Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на стр. 111.

1. Что такое суффикс
2. Где стоит в слове? 
3. Для чего служит в нашем языке?

Дети делают вывод:

7. Первичное закрепление. Работа в учебнике.

“О чём говорят суффиксы”

- Прочитайте задание к упр. 2. в учебнике. Допишите ряды слов.

2. На доске: -иц-, -их-, - онок-, -ёнок-.

Медведь- медведица- медвежонок.

Волк -.. - волчонок

Орёл – орлица -..

.. - зайчиха -..

- Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разночтения.

- В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?

- Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили?

Проверка усвоения знаний о значении суффиксов:

- какой суффикс поможет образовать слова, называющее детёныша льва?

- Какое суффикс поможет образовать слово, называющего его маму?

3 На доске: -ан-, -ян-, -анин -, -янин-.

Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.

А если в Париже, то ты., а мы.., если на Волге, то ты.., а мы.., если на Марсе, то ты.., а мы..

Фронтально письменно в раб.тетради, первые 2 ряда слов с подробным комментированием. Остальные самостоятельно. Взаимопроверка. Обсуждение и устранение разночтений.

- Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе.

- У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-.

Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Физминутка, снятие утомления с глаз и рук

-встаньте из-за парт, покажите, как ходит львица, прыгает львёнок.- как жмурится от яркого света котёнок, как перебирает лапками кошка.

Выполняют задания, стараясь повторить повадки названых животных.

8. Самостоятельная работа в группах с взаимопроверкой

Слайд3

Разделитесь на группы

Задания в группах, помощь, контроль.

1 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов

-тель-, -ник-, ист-

строи _____ плот ______ арт _______

учи ______ двор ______ машин ____

2 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов

- очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-.

Женя – Женечка Миша – Мишенька

Аня -.________________ Алёша -._________________________

Света -._______________ Федя -.___________________________

Дима -.________________ Люба -.___________________________

Вывод:Что знаем о суффиксах?

Слайд 4,5

Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.

Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм.

ОБРАЗУЕТ НОВЫЕ СЛОВА) (слайд )

(ПОСЛЕ КОРНЯ)

СУФФИКС - ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.

Самостоятельная работа.

Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы. –

Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы. –

ПАМЯТКА “Суффикс”

1.Часть слова.

2. Служит для образования новых слов.

3.Стоит после корня.

4.Изменяет значение.

Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраиватьпоследовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном ивербальном виде;

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

Личностные:самоопределение, идентифицироватьсебя с принадлежностью к народу, стране, государству

Самостоятельная работа

Слайд6,7

7. Рекомендации по выполнению домашнего задания

Слайд8,9

- Рассмотрите в учебнике упр. 4 и упр.5. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают найти суффиксы с некоторых словах. Как вы считаете, какое из этих упражнений более сложное?

- Ребята, выберите сами тот уровень сложности, который, как вы считаете, вам по силам и запишите в дневник д.з.

Рассматривают упражнения, изучают задание. – в упр. 4 слова, которые нужно выписать – выделены жирным шрифтом; в упр. 4 нужно самим найти слова с необходимым суффиксом. Это выполнить сложнее. Упр. 5 отмечено в учебнике “гирей” - “трудное задание”.

Регулятивные: контроль, коррекция;

Личностные: самоопределение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2-м классе по теме "Суффикс как часть слова" »

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Суффикс как часть слова"

Тип урока. Урок усвоения новых знаний

Цели урока:

  • Обучающие: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.

  • Развивающие: Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.

  • Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Организационный этап. Мобилизация внимания. Самоопределение к деятельности.

Взаимное приветствие:

- Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся.





Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.

2. Каллиграфическая минутка









- Ребята, отгадайте загадку (о школе Дом , где учатся дети) (Выписываю на доску слово “школа”) - Пропишите заглавную и строчную буквы “Ш,ш”, обращая внимание на параллельность вертикальных линий и соразмерность элементов. (Даю образец написания букв на доске) –


 

 

 

 

 

 

 

 

- отгадывают загадку, называют слова-подсказки, которые помогли найти верный ответ




Регулятивные:   корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

3. Подведение к теме.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

 

Работа в парах

-Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? (школьник) Пишу на доске слова “школа” и “школьник”. - Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.

- Назовите 2 различия между этими словами

- Выделим известные нам части слов в обоих словах?

- Какие возникли затруднения?

- школьник (Записывают в тетрадь слова “школа” и “школьник”).. - Они однокоренные, т.к. у слов “школа” и “школьник” есть общая часть, в которой содержится их общее значение. - Различия в составе и оттенке значения.

- Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа –,  школьник -  (нулевое).

Работают в парах, обсуждают затруднения – в слове “школьник” есть часть слова (-ник-), которую мы никак не обозначили.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков;сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов. Личностные: применять правиладелового сотрудничества

4. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

- Почему вы её никак не обозначили?

Сегодня мы узнаем:

план

- как называется часть слова, которая изменила состав слова;

- какое имеет значение;

- где стоит?

- как найти?

- Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

5. Построение проекта выхода из затруднения. Новая тема (материал из Учебника с. 107 упр.1)

 

 

 

Работа с учебником

 

 



Слайд1

- Попробуем сами составить такие пары однокоренных слов, имеющих разные оттенки значения - Прочитайте пары слов упр. 1 с. 107. Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?



1 На доске:



- Откройте учебник на стр. 108,прочитайте материал рубрики “Тайна языка”. Назовите название новой для нас части слова. Прочитайте его орфографически, запишите в тетрадь.

Читают, называют соответствующую часть слов (-ёнк-)

- Она находится между корнем и суффиксом.

 

 

 

 

- Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью которой образуются новые слова

Самостоятельное чтение, подчёркивание нового термина “суффикс”, чтение его названия вслух орфографически, запись слова “суффикс” в тетрадь.

Выделяют основную роль суффикса – образование новых слов.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

6. Введение нового материала в систему знаний. В  парах работа – создания алгоритма нахождения суффикса. Слайд 2

СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА- памятки

- На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов. - Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на стр. 111.



1. Что такое суффикс
2. Где стоит в слове? 
3. Для чего служит в нашем языке?

Дети делают вывод:

 

 

7. Первичное закрепление. Работа в учебнике.



 

 

 

 

 

 

 

 

“О чём говорят суффиксы”

- Прочитайте задание к упр. 2. в учебнике. Допишите ряды слов.

2. На доске: -иц-, -их-, - онок-, -ёнок-.

Медведь- медведица- медвежонок.

Волк - ....... - волчонок

Орёл – орлица - ............

....... - зайчиха - ............

- Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разночтения.

- В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?

- Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили?

Проверка усвоения знаний о значении суффиксов:

- какой суффикс поможет образовать слова, называющее детёныша льва?

- Какое суффикс поможет образовать слово, называющего его маму?

3 На доске: -ан-, -ян-, -анин -, -янин-.

Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.

А если в Париже, то ты ......, а мы ........ , если на Волге, то ты ........., а мы ....... , если на Марсе, то ты .........., а мы ............

Фронтально письменно в раб.тетради, первые 2 ряда слов с подробным комментированием. Остальные самостоятельно. Взаимопроверка. Обсуждение и устранение разночтений.

- Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе.

- У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-.

Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Физминутка, снятие утомления с глаз и рук

-встаньте из-за парт, покажите, как ходит львица, прыгает львёнок.- как жмурится от яркого света котёнок, как перебирает лапками кошка.

Выполняют задания, стараясь повторить повадки названых животных.

 

8. Самостоятельная работа в группах с взаимопроверкой

Слайд3

Разделитесь на группы

Задания в группах, помощь, контроль.

1 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов

-тель-, -ник-, ист-

строи _____ плот ______ арт _______

учи ______ двор ______ машин ____



2 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов

- очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- .

Женя – Женечка Миша – Мишенька

Аня - ...________________ Алёша - ..._________________________

Света - ..._______________ Федя - ...___________________________

Дима - ...________________ Люба - ...___________________________



Вывод:Что знаем о суффиксах?

Слайд 4,5

Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.

Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм.

 

ОБРАЗУЕТ НОВЫЕ СЛОВА) (слайд )

(ПОСЛЕ КОРНЯ)

СУФФИКС - ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.

Самостоятельная работа.

Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы. –

Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы. –

ПАМЯТКА “Суффикс”

1.Часть слова.

2. Служит для образования новых слов.

3.Стоит после корня.

4.Изменяет значение.

Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраиватьпоследовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном ивербальном виде;

 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

Личностные:самоопределение, идентифицироватьсебя с принадлежностью к народу, стране, государству

Самостоятельная работа




Слайд6,7



 

7. Рекомендации по выполнению домашнего задания

Слайд8,9

- Рассмотрите в учебнике упр. 4 и упр.5. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают найти суффиксы с некоторых словах. Как вы считаете, какое из этих упражнений более сложное?

- Ребята, выберите сами тот уровень сложности, который, как вы считаете, вам по силам и запишите в дневник д.з.

Рассматривают упражнения, изучают задание. – в упр. 4 слова, которые нужно выписать – выделены жирным шрифтом; в упр. 4 нужно самим найти слова с необходимым суффиксом. Это выполнить сложнее. Упр. 5 отмечено в учебнике “гирей” - “трудное задание”.

Регулятивные: контроль, коррекция;

Личностные: самоопределение.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка во 2-м классе по теме "Суффикс как часть слова"

Автор: Харева Валентина Витальевна

Дата: 27.03.2015

Номер свидетельства: 192685

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка по теме "Знакомьтесь, другие части слова!" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-znakom-ties-drughiie-chasti-slova"
    ["file_id"] => string(6) "238134"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444486472"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Презентация "Суффикс как часть слова""
    ["seo_title"] => string(39) "priezientatsiia-suffiks-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "305684"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457971993"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока  по русскому языку "Суффикс как часть слова""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-suffiks-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "277040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452836129"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Урок русского языка Что такое суффикс 3 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "urok-russkogho-iazyka-chto-takoie-suffiks-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "249622"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446924285"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства