Урок по познанию мира во 2 классе. Тема урока "Растениеводство".
Урок по познанию мира во 2 классе. Тема урока "Растениеводство".
Урок по познанию мира "Растениеводство". Цель: научить различать культурные растения; учить анализировать, обобщать полученные знания; развивать речь, познавательную активность, рассуждать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства, уважительное отношение к сельскому труду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по познанию мира во 2 классе. Тема урока "Растениеводство".»
Сенчило Алена Николаевна
Учитель начальных классов
ГУ «Аккольская средняя школа №1 им. П.Исакова»
Акмолинская область, г. Акколь
Познание мира 2 класс
Тема урока:Растениеводство.
Цель урока: познакомить с одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством;
Задачи: научить различать культурные растения; учить анализировать, обобщать полученные знания; развивать речь, познавательную активность, рассуждать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства, уважительное отношение к сельскому труду.
Тип урока: повторение изученного ранее, изучение нового учебного материала.
Оборудование: презентация “Растениеводство”, гербарий, муляжи овощей и фруктов, рисунки с изображением представителей сельскохозяйственных профессий, карточки с заданиями.
-Сегодня на уроке у нас много гостей, а гости - это всегда радость, это хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, поприветствуем улыбкой гостей. Чтобы сегодняшний урок был интересным и полезным, я попрошу вас быть моими помощниками, слушать внимательно. И конечно не молчать, а на вопросы отвечать. Пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.
2. Цели урока. Отгадайте, о чем пойдет речь на уроке? Слайд №2
Дышит, растет, а ходить не умеет.(растение) Слайд №3
Мы сегодня будем снова говорить о растениях.
3. Повторение изученного ранее. Слайд №4
А)Работа в парах- 3 пары. Карточки с изображением яблони, малины, пшеницы. Исследовать растение по плану. 1. Определить название растения. 2. К какой группе относится (дерево, кустарник, травянистое растение). 3. Где его выращивают (в поле, в огороде, в саду). 4. Какие органы вы видите у растения? 5.Как использует человек это растение? 1. Яблоня Малина Пшеница
-На какие две группы делится природа? (живая и неживая);
- Что относится к живой природе? (растения, животные и человек);
- Что относится к неживой природе? (земля, камни, вода, небо, звёзды, луна);
- Вспомните признаки по которым можно узнать живые организмы. ( Живые организмы живут, растут, развиваются, питаются, дышат, размножаются, умирают. По мере роста они изменяются)
- На какие три группы делятся растения? (деревья, кустарники и травы);
- Вы знаете, что деревья бывают лиственные и хвойные, чем они отличаются?
- На какие два вида делятся плоды? (сухие и сочные) Назовите сочные плоды. Назовите сухие плоды.
- Из каких частей состоит растение, назовите их? (корень, стебель- ствол, листья, цветы, плоды, семена).
- Какую работу выполняет корень? Какие бывают корни (стержневые и мочковатые)?
- Какую работу выполняет стебель? Какие части растения расположены на стебле?
Что ещё питает растение? (листья). Как это происходит? (воздух, вода, солнечные лучи)
Для чего нужны плоды?
Для чего нужны семена? (для размножения растений) Как ещё происходит размножение растений, назовите части растений, с помощью которых растение размножаются. (семена, клубни-части клубня глазки, корневища- кусочки корневища, луковицы, кусочки стебля- черенки, усы, а на них розетки)
Г) Проверка парной и индивидуальной работы ( дети выходят к доске)
4. Проверка домашнего задания.
Откройте тетради, запишите число-…
Что мы изучали на прошлом уроке.
Что нужно растениям, перечисли все 5 условий необходимых для жизни растений.
3 и более – «2»Кто получил 5 поднимите руки, кто получил 4 , кто 3?
5.Подготовка к изучению нового материала.
Вот вы гуляете по лугу, и вас окружают растения, которые мы называем ……(дикорастущие).
-Почему? (растут сами, их никто не сажал, за ними не ухаживал)
Вы с детства знаете сказку «Репка».
Посадил дед репку. Росла - росла репка и выросла большая- пребольшая, что дед не смог ее вытащить.
Как смогла вырасти такая репка? (ответ детей)
Мы знаем, что все что растет, питается. Репку, что дед булками и пирожными кормил? ( Нет. Дед ухаживал за репкой: готовил почву, поливал, пропалывал грядку).
-Растения, которые человек выращивает сам называются- культурными. Слайд №7
Запишите в тетрадь эти слова: дикорастущие, культурные.
-Вот о них и пойдет сегодня речь сегодня на уроке.
- Какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием культурных растений? (Растениеводство.)
-Тема нашего урока «Растениеводство».Слайд №8
-Как вы думаете, что такое растениеводство? (ответы детей) – Подумайте, от каких двух слов образовалось слово. ( от слов «растение» и «водить») – Растениеводство — это выращивание культурных растений.
-Сегодня вы узнаете, как появились культурные растения, познакомитесь с отраслями растениеводства, для чего выращивают культурные растения.
6.Изучение нового материала
А)Полезная информация.
-А знаете ли вы, что когда-то на Земле не было культурных растений. Были только дикорастущие. Давайте мы с вами перенесемся на много веков назад, к нашим предкам. Вы помните основные занятия первобытных людей? (охота и собирательство) Слайд №9 - Верно! Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зерна и корешки. И вот однажды, женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос колосок, а, то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Люди стали отбирать, сохранять, сеять самые лучшие семена. Так человек научился выводить сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те дикорастущие, от которых они произошли. И сейчас наука продолжает заниматься выведением новых сортов.
Б)Работа в группах.
Раздаю детям колоски, клубнички, редиски и ромашки.
-А теперь поговорим об отраслях растениеводства.
Растениеводство делится на несколько основных отраслей-групп. Их всего 4. Слайд №10
Прочитайте названия отраслей растениеводства.(1 ученик читает с доски- полеводство, овощеводство, садоводство, цветоводство).
Раздаю детям колоски, клубнички, редиски и ромашки.. Делимся на 4 группы: полеводы-колоски, овощеводы-редиски, садоводы-клубнички, цветоводы-ромашки)
Даю информацию на карточках- делают плакат.
1.Полеводство.
Эта отрасль занимается выращиванием полевых культур. Выращивают их на полях и называются они полевыми растениями. Главные полевые культуры – зерновые. Зерно – плод этих растений. Зерновые культуры: пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, кукуруза, гречиха).
-А как вы думаете, ребята, для чего выращивают зерновые культуры? ( Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Он так и называется – пшеничный и ржаной). Из зерна делают крупы, варят каши. Гречиха– ещё одно из самых признанных культурных растений.
-Гречневая каша – богатырская каша. Она вкусная и питательная.
2. Овощеводство.
Эта отрасль занимается выращиванием овощей. Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а еще в теплицах (теплица-это дом с прозрачными стенами и крышей, в которой круглый год можно выращивать растения). Овощные культуры: (Капуста, огурцы, кабачки, морковь, свекла, лук, помидоры, картофель, перец и т.д..)
Овощи играют огромную роль в питании человека.
- Такие овощи как лук и чеснок способны убивать микробы. Неслучайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.
- Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете? (Деревья-яблоня, груша, вишня, слива, абрикосы. Кустарники-малина, красная и чёрная смородина, крыжовник. Клубника. Фрукты и ягоды- ценные продукты питания, они содержат много разнообразных витаминов, необходимых человеку. Растут они в садах. Фрукты и ягоды употребляют в сыром и переработанном виде: делают компоты, варенья, сушат, используют в кулинарии.
4. Цветоводство.
Цветоводство - выращивание цветов.
-Одни цветы выращивают в открытом грунте (на улице) –когда тепло, другие - в теплицах, а третьи - в комнате? В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холодов. Цветы бывают теплолюбивые и не очень. Из цветов делают букеты для подарков к различным праздникам. Также цветы продают в горшочках, их тоже используют для подарков.
В)Презентация каждой группы, выходит спикер и его помощник.
Г) Расширение кругозора учащихся.
Какая отрасль растениеводства развита более всего в нашем районе?
-Итак, мы поговорили обо всех отраслях растениеводства.
-Так для чего люди занимаются растениеводством? (ответы учащихся)Слайд №11,12,13,14
Люди занимаются растениеводством для того, чтобы получать продукты питания, корма для домашних животных - для этого выращивают кормовые культуры - тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свеклу, а такжематериал для промышленности- выращивают прядильные культуры (хлопчатник и лен), из которых на специальных промышленных предприятиях получают волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут ткани .
Растениеводство: продукты питания, корм для домашних животных, материал для промышленности.
Люди многихпрофессий работают в растениеводстве. Это хлеборобы, овощеводы, садоводы, цветоводы, хлопкоробы и т.д.
Они хорошо знают, когда нужно сеять то или иное растение, как за ним ухаживать, когда собирать урожай. Они по внешнему виду определяют здоровое оно или больное, знают как его лечить. Растениеводы знакомы с современной техникой, которая используется в поле или в теплице. Но часть работ они выполняют вручную, а для этого нужна и сила, и ловкость, и терпение. Работа растениеводов непроста. И только тот, кто любит растения, землю, может выполнять ее по- настоящему хорошо.
7. Закрепление изученного. - Игра « Узнай растение»
- Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая его выращивает.
1. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар сладкая (Морковь, овощеводство).
Колоски мы соберём,
Что растут на поле.
Чёрный хлебец испечём.
И посыплем солью. (Рожь, полеводство).
Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк,
Пышный, важный, Словно пан
Нежный, бархатный…. (Тюльпан, цветоводство)
Расселась барышня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста, овощеводство)
Низок да колюч,
Сладок да не пахуч.
Ягоды сорвешь-
Всю руку обдерешь (Крыжовник, плодоводство)
8. Итоги - Чему учились на уроке? Что нового узнали? Молодцы, ребята!
9. Домашнее задание . Прочитать в учебнике стр. 65-68, ответить на вопросы стр. 68
10. Рефлексия результативности. Слайд №15
Самооценка.– У меня лежат цветные бабочки, выбери ту, которая отражает вашу деятельность на уроке. – Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке?(красная) – Кому на уроке было интересно?(зелёная) – Кому урок подарил хорошее настроение? (жёлтая)