Данная разработка содержит конспект урока по познанию мира в 1 классе. Цель урока - формировать понятие об охране природы, представление о природе родного края как одной из главных ценностей человека,познакомить детей с основными проблемами охраны природы и путями их преодоления; развивать наблюдательность, способствовать развитию речи, активизировать словарный запас детей, логику, мышление; способствовать пониманию места и роли человека в сохранении окружающей природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по познанию мира "Охрана растений"»
Чаплинская Жанна Геннадьевна
учитель начальных классов
КГУ ОШ № 117
г.Алматы
Предмет Познание мира 1класс
Тема: ОХРАНА РАСТЕНИЙ
Цель урока:
обучающая - формировать понятие об охране природы, представление о природе родного края как одной из главных ценностей человека,познакомить детей с основными проблемами охраны природы и путями их преодоления;
воспитывающая - способствовать пониманию места и роли человека в сохранении окружающей природы.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: беседа и практическая работа.
Дидактическое обеспечение урока: Красная книга, экологические задания.
Ход урока
1 Организационный этап: готовность к уроку, психологический настрой учащихся.
2 Актуализация: сообщение темы урока.
Проверка домашнего задания.
Значение растений в жизни человека.
3 Формирование новых понятий и способов действий: охрана природы, Красная книга.
4 Применение. Формирование умений и навыков.
Вступительная беседа.
- Животные, растения, птицы, насекомые, человек - все взаимосвязаны.
Все, что окружает человека, является его домом. Как у себя дома мы стараемся поддерживать чистоту и порядок, так необходимо сохранять их и в окружающей нас природе.
Природа - дом человека.
(Казахская поговорка)
Родная природа – это поля, степи, леса, реки, горы, животные и растения родного края, именно того края, где живет человек.
Сохраним цветы в природе!
Давайте подумаем: где цветы дольше проживут – в вазе с водой или на лугу?
А где созреют их плоды и образуются семена?
В вазе цветы быстро погибнут и не дадут продолжения себя. На лугу они долго будут радовать нас и других людей своим цветением.
Работа по учебнику.
а) Чтение текста.
б) Какая важная мысль высказана в этом тексте?
в) Работа по рисункам.
Работая по рисункам, учитель совместно с детьми отрабатывает правила поведения человека в лесу.
Правила поведения в природе
В нашей стране охрана природы – дело государственной важности.
Дмитрий Родович
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Все должны бережно относиться ко всему живому, соблюдать правила поведения в природе. С растениями следует обращаться бережно.
Не вытаптывайте лесную траву, лучше ходите по тропинкам.
Не ломайте живые ветви деревьев и кустарников. С деревьев нельзя сдирать кору, делать на ней порезы ножом – от этого дерево заболевает и может погибнуть.
Не рвите цветы с корнем. Не обрывайте с растений цветки.
Не надо ради забавы сбивать ногой грибы, даже если они ядовиты для человека. Многими из них питаются животные, а некоторыми лечатся.
Ходите по лесу осторожно и аккуратно.
Наслаждайтесь красотой родной природы, зелёными лугами и лесами, звонким пением птиц, порханием бабочек и стрекоз.
Наблюдайте жизнь природы, изучайте её и любите!
Запомните: каждое растение, каждое живое существо удивительно и необходимо природе! В ней нет ничего лишнего! Любить природу – значит не трогать её, не мешать ей жить по своим законам!
г) Ответы на вопросы.
Физминутка.
Хоровод
На лужайке поутру мы затеяли игру.
Ты - ромашка, я - вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире!
Экологическая задача. Кто поступил правильно?
Дети бродили по лесу. Вышли на полянку. Глаз радуют ромашки и колокольчики, мышиный горошек и полевая гвоздика.
- Соберём букет, - сказала Оля.
- Сорвём несколько цветков, - предложил Миша.
- Лучше полюбуемся, - вздохнула Алёнка.
- Кто любит мухоморы?
Наверно вопрос удивил вас, ведь этот гриб для человека несъедобный. Но мухомор – любимое лакомство лосей. Пройдите мимо мухомора, не тронув его. Лучше пожелайте лосям приятного аппетита.
Работа в дневнике наблюдений.
- Что такое «Красная книга»?
Цвет этой книги выбран не случайно. Красный цвет – сигнал опасности. Эта книга предупреждает: растения и животные, которые в ней записаны, находятся в опасности. Их осталось на Земле очень мало! Их надо охранять! Им надо помогать!
Вот небольшой перечень растений, которые взяты под охрану: барбарис илийский, башмачок пятнистый, валериана снеголюбивая, василёк туркестанский, виноград дикий, ирис, ковыль перистый, кувшина белая, ландыш майский, можжевельник (арча), пион уклоняющийся (марьин корень), ревень алтайский, тюльпан чимганский, яблоня Недзвецкого, яблоня Сиверса.
Обобщение и систематизация знаний:
- Как любить природу?
- Что такое «Красная книга»?
5 Этап информации о домашнем задании.
Прочитать стр.135-136, ответить на вопросы.
6 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
7 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Дополнительный материал
Проблема охраны растительного мира вплотную встала перед человечеством в конце 60-х годов прошлого века. В международном масштабе и в рамках отдельных стран создавались комиссии по охране животных и растений, составлялись списки редких и исчезающих видов. Затем были учреждены Красные книги Международного союза и отдельных стран.
Красная книга – это сигнал тревоги. Занесение видов на её страницы означает, что они нуждаются в особом внимании, часто в специальных мерах охраны, так как без этого могут быстро исчезнуть.
Правительство Казахстана приняло постановление об учреждении Красной книги в январе 1978 года. Том, включающий немногим более 300 видов растений, в том числе мхов, лишайников и грибов, опубликован в 1981 г. под общей редакцией академика Б.А.Быкова. Второе издание Красной книги растений, подготовленное ботаниками под редакцией академика И.О.Байтулина, будет опубликовано в ближайшее время. В него включено уже около 400 видов.
Растения, занесённые в Красную книгу, подлежат особой охране. Сбор их запрещён (допускается только в исключительных случаях по специальному разрешению соответствующих органов). За незаконную заготовку или повреждение краснокнижных растений установлен штраф – 360 тенге за каждый экземпляр Постановление Правительства Республики Казахстан № 1186 от 12 сентября 2001 года).
Редкие виды растений охраняются в 10 заповедниках и 8 национальных парках Казахстана, а также во многих специализированных заказниках, а в условиях культуры – в ботанических садах. Однако никакие запреты и никакие штрафы не спасут наши уникальные живые сокровища, если важность их сохранения не осознает каждый житель Казахстана.
Знать редкие растения своего края и всячески способствовать их охране – дело наших школьников, студентов. Искренне увлечённые любители могут сделать много полезного, организовав постоянные наблюдения и контроль за состоянием особо интересных видов, растущих в окрестностях их города или посёлка. Можно проводить учёты численности, фенологические наблюдения, учёты интенсивности цветения и плодоношения на фиксированных площадках. Длительные наблюдения, эстафета которых предаётся от старших к младшим в школе, лицее, гимназии, послужат базой для интересных и полезных науке и охране природы исследований.
Часть из объектов для подобных наблюдений описана в предлагаемой книге. Каждый вид иллюстрирован фотографией. Снимки сделаны в горах, степях и пустынях различных уголков Казахстана. Многие из описанных видов в дикорастущем состоянии встречаются только в нашей Республике и больше нигде в мире. Такие виды называют эндемами. Особенно интересны реликтовые виды «осколки» древних эпох. Когда-то они были широко распространены, но с изменением условий существования на большей площади обитания вымерли и сохранились только в отдельных местностях. Например, недзвецкая семиреченская – реликт древней флоры палеогена, возраст которой достигает почти 30 миллионов лет.
К сожалению, в Красную книгу занесены не только редкие виды, но и некоторые широко распространённые, численность их сокращается в результате прямого воздействия человека – сбора и выкапывания в качестве лекарственного и технического сырья. Альтернативой таких заготовок является выращивание в культуре, причём оно нередко оказывается более рентабельным, чем заготовка дикорастущего сырья. Огромный ущерб наносит сбор цветущих растений на букеты, особенно для массовой продажи. Организация рейдов по охране диких цветов и контроль за их продажей – ещё одно поле деятельности для инициативной молодёжи. Каждый читатель этой книги может взять шефство над каким-нибудь участком с зарослями редких растений, и остановить руку, занесённую над «краснокнижным видом». Только так мы сохраним уникальные живые сокровища нашей страны.