3 класс.
Предмет: познание мира.
Тема урока: «Виды полезных ископаемых».
Задачи: Обобщить сведения учащихся о полезных ископаемых, наиболее ценных в народном хозяйстве;
- Повторить знания учащихся о свойствах полезных ископаемых.;
- Учить бережно относиться к полезным ископаемым и экономить их;
- Обосновать необходимость охраны полезных ископаемых;
- Развивать речь, умение сравнивать, делать выводы;
- Воспитывать привычку бережного отношения к природе; прививать
основы экологических знаний.
Ход урока
Инд. работа
I. Организационный момент
Дети садятся на свои места и готовятся к уроку.
II. Повторение пройденного материала.
- Назови известные тебе полезные ископаемые.
- Как называются места залегания полезных ископаемых?
- Какие полезные ископаемые добываются в нашей местности?
Соедините стрелочками.
Полезные ископаемые Места, где были найдены полезные ископаемые.
Месторождения Гранит, известняк, каменный уголь
Места добычи Места, где добываю полезные ископаемые.
Плотные горные породы Горные породы, которые добывают из глубин
земли или её поверхности.
Рыхлые горные породы Песок, глина
Газообразные Нефть.
горные породы
Жидкие горные породы Природный газ.
- В недрах нашей республики есть огромные залежи пол. ископаемых. Ребята приготовили для вас истории-загадки, отгадайте их. Покажите их месторождения на карте.
1 ученик. Он состоит из множества зерен. Отделить их друг от друга не удается. Это говорит о его большой прочности. К тому же он хорошо полируется и становится после этого очень красивым. Его применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников. Бывает серого и розового цвета. (Гранит.)
2 ученик. Это очень распространенное полезное ископаемое. Оно образуются при разрушении горных пород, например, гранита, используется в строительстве, для изготовления стекла. Из других полезных ископаемых делают кирпич, черепицу для крыш, посуду, статуэтки. Наша страна богата этими полезными ископаемыми. (Глина, песок.)
3 ученик. Он образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Его важное свойство - горючесть. При горении он дает много тепла. Добывают в шахтах и карьерах. Перевозят обычно по железной дороге в открытых вагонах. (Каменный уголь.)
4 ученик. Она образовалась глубоко в земле из остатков растений и животных, которые образовались много миллионов лет назад. Это густая маслянистая жидкость темного цвета. У нее резкий запах. Попадая в воду, она растекается тонкой пленкой по поверхности. Горюча. Это ценное полезное ископаемое. Получают из нее жидкое топливо, смазочное масло, лаки, пластмассы, вазелин. (Нефть.)
III. Сообщение темы урока.
О чем мы говорили на предыдущих уроках познания мира?
О полезных ископаемых
- Сегодня на уроке мы повторим то, что уже изучили о полезных ископаемых, назовем их свойства, вспомним, какие полезные ископаемые есть в нашем районе, поговорим о том, надо ли беречь и охранять их.
IV.Изучение нового материала.
Представьте себе длинный-предлинный товарный поезд, который 17 раз опоясал земной шар. Вы скажете, что таких поездов не бывает!
Конечно, не бывает, но вы все-таки попробуйте представить. Именно такой поезд пришлось бы построить людям, если бы они захотели перевезти все полезные ископаемые, которые за 1 год добывают из недр Земли. Без них не возможна хозяйственная деятельность людей, поэтому вам сейчас необходимо знаком "+" в соответствующей графе отметить, как используется полезное ископаемое.
По способу применения полезные ископаемые делятся на 3 группы:
- Горючие полезные ископаемые
- Рудные полезные ископаемые
- Нерудные полезные ископаемые
Работа в группах.
- Сейчас вы будете работать в группах, выполнять интересное задание. Каждая группа должна по плану охарактеризовать пол. ископаемое, образец которого лежит у вас на столе.
План:
1 Название.
2 Основный свойства.
3 Использование, значение.
4 Место добычи (показ на карте):
1 группа - фосфориты;
2 группа - гранит;
3 группа -песчаник;
4 группа - мрамор.
Продолжение работы.
- К какой природе относятся пол. ископаемые?
- К неживой природе.
- Да, вы правы. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит растения и животные, которые жили очень давно, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в известняк, уголь, нефть, природный газ, и этими пол. ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот такая тесная, неразрывная связь существует между живой и неживой природой, между природой и человеком.
- Как вы думаете, какое пол.ископаемое главнее, важнее всего? {Ответы детей.) На этот вопрос вам помогут ответить герои сказки "Кто главнее?"
Жили-были на земле полезные ископаемые. Вот как-то собрались она на уик-энд: мистер Каменный уголь, мистер Торф, миссис Нефть и мисс Железная руда. Выехали они на природу, расположились на лужайке и целый день веселились и танцевали. Под вечер у них случился спор. Начали спор мужчины.
Мистер Каменный уголь доказывал мистеру Торфу, что он главнее его, кричит: "Я тепло даю!". А тот ему в ответ: "Я тоже из горючих материалов!". А тут еще Нефть не выдержала, вмешалась: "Я не только горю, я еще бензин даю, смазку, даже пластмассу из меня делают!" Тут и Руда заговорила: "Если бы не я, то вас без железа и добывать нечем было бы".
Долго спорили они, а за спором не заметили, как подошел к ним живущий в горах отшельник - Булыжник. Слушал, слушал их и говорит: "Глупцы, нашли из-за чего спорить! В этом мире мы все главные. Ведь даже я, Булыжник, нужен для стройки дорог!".
Застыдились тут полезные ископаемые, поняли свою ошибку, пожали друг другу руки и весело отправились по домам.
Поисково-творческая работа. Полезные ископаемые - это наше богатство, которое нельзя восстановить. Можно, хотя это непросто, очистить загрязненную речку, посадить новый лес на месте вырубленного, получить потомство от редких животных в заповеднике или зоопарке. Но использованные месторождения полез. ископаемых создать невозможно. Ведь они образовались за многие миллионы и миллиарды лет! Что делать?
- Работая в группах, вы должны будете ответить на вопрос: "Как сберечь полезные ископаемые?" Ответ оформить схемой-рисунком или записать, например:
В местах добычи необходимо разрабатывать все до конца, без остатков.
Над месторождениями нельзя создавать водохранилища, строить населенные пункты. Они затрудняют добычу или делают ее невозможной.
Не допускать потерь при перевозке.
Следить за тем, чтобы попусту не горел газ в плите, зимой беречь тепло, выключать свет.
При хранении следить за состоянием и т.д.
V.Работа с учебником.
-Прочитайте об этом в учебнике на странице ( с.62-64)
IV. Итог.
- О чем говорили на уроке?
- Что вы расскажете дома об этом уроке?
- Надо ли беречь полезные ископаемые?
- Что значит беречь и охранять?
IV.Домашнее задание: с. 64-66 чтение, пересказ, вопросы.