Урок по окружающему миру "Горючие полезные ископаемые"
Урок по окружающему миру "Горючие полезные ископаемые"
Решаемые на уроке проблемы: какими бывают горючие полезные ископаемые, как они образовались; какие экологические проблемы связаны с добычей и транспортировкой нефти.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Горючие полезные ископаемые"»
Урок по окружающему миру
«Горючие полезные ископаемые, их использование» (4 класс)
Задачи
1. Образовательные: познакомить с горючими полезными ископаемыми, их свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.
2. Развивающие: учить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.
3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.
Решаемые на уроке проблемы
Какими бывают горючие полезные ископаемые, как они образовались.
Какие экологические проблемы связаны с добычей и транспортировкой нефти.
Предметные знания и умения
Представление об образовании в недрах Земли торфа, каменного угля, нефти. Свойства горючих полезных ископаемых, их использование. Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой, использованием нефти, торфа, природного газа.
Умение наблюдать, выполнять простые опыты и делать выводы по их результатам. Умение находить на карте залежи горючих ископаемых.
Универсальные учебные действия
Личностные:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
Регулятивные:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы коллекцией, с картой);
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий.
Познавательные:
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач; обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную).
Коммуникативные:
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Ход урока
1. Мотивация и организация учебной деятельности.
Психологический настрой учащихся.
Мы снова вместе – вы и я
Начинаем наш урок – он для вас
Мы будем вместе грызть
Гранит науки, в добрый час.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, наблюдательность.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Проверка домашнего задания.
Вопросы для беседы
• Какие свойства известняка используют строители? (Легко поддаётся обработке.)
• Почему берега рек укрепляют гранитом?
• Для чего используют глину и песок? (Для изготовления кирпичей, посуды, цемента.)
• Какое свойство глины используют для изготовления посуды?
• Сравните свойства гранита, песка и глины.
Какие ещё есть полезные ископаемые?
3. Построение проекта выхода из затруднения.
Формулирование учащимися совместно с учителем темы и цели урока.
– Где и как это можно сделать? (Составление плана работы)
4. Реализация построенного проекта.
Чтение текста про горючие полезные ископаемые со следующим заданием: отметить в тексте главное, новое знание, непонятное.
На физической карте России найти наиболее крупные месторождения горючих полезных ископаемых.
Предложить ученикам составить рисунок-схему пути нефти к потребителю. В рамках написать: добыча нефти, перевозка нефти, переработка нефти, использование нефти. Стоит также поставить красные восклицательные знаки около каждого рисунка, обсудив возможные негативные последствия, возникающие на каждом этапе.
Вопросы
Вопросы для беседы
• В каких местностях следует искать торф?
• Какое полезное ископаемое в старину называли «греческим огнём»?
• Какой вред природе наносит разлившаяся нефть, угольный карьер, осушение торфяных болот?
• Какие вещества изготавливают из угля, торфа, нефти?
• Почему наш великий учёный Д. И. Менделеев говорил, что жечь нефть – то же самое, что топить печь ассигнациями (деньгами)?
5. Включение в систему знаний и повторение.
Обсуждая выделенные фрагменты, учащихся познакомятся с добычей, использованием и экологическими проблемами, возникающими в результате использования горючих полезных ископаемых.
6. Самостоятельная работа (работа в группах).
Заполнить таблицу, выписывая свойства торфа, угля, нефти из текстов и выполняя практическую работу.
Название полезного ископаемого
Свойства
Применение
7. Рефлексия учебной деятельности.
1) Подведение итогов урока.
2) Соотнести цель урока и результат.
3) Оценка детьми своей работы, оценка работы детей учителем.
8. Домашнее задание: учебнк с. 94-97; с. 97 – творческое задание.