Способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки, прививать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация, коллекция минералов, физическая карта РФ и РБ, приборы для опытов, индивидуальные таблицы для записи выводов по результатам опытов.
Ход урока:
1.Минутка вхождения в урок (создание психологического комфорта)
- Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам узнать на уроке что-то новое, увидеть удивительное в природе.
- Почему все они родственны? (все образовались из остатков растений )
-Да, они образовались из остатков растений, которые образовали слои, спрессовались и без доступа воздуха обугливались, а не сгнивали. Но главное чудо в другом, ведь эти растения законсервировали в себе свет и тепло Солнца, которые пришли на Землю миллионы лет тому назад. Когда мы зажигаем уголь, мы видим свет Солнца и чувствуем его тепло, спрятанное в угле миллионы лет тому назад. И неважно, где мы греемся, у печки или батареи отопления. Вот так и получается, что « уголь – солнечные консервы, чудо – консервы».
3) Демонстрация полезных ископаемых, их исследование.
Работа в группах, у каждого ученика таблица для записи результатов исследований:
Каменный уголь Торф Нефть Газ
А) Исследование свойств каменного угля. Слайд 2,3,4.
-Отгадайте загадку и найдите ископаемое, которое начнем исследовать:
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. Что это? Рассмотрите. Заполните таблицу.
- внешний вид блестит
- состояние твердый
-цвет черный
- запах не имеет
- легче или тяжелее воды тяжелее воды
- хрупкость хрупкий
- горючесть хорошо горит
5. Каменный уголь
Топливо
Для электростанций Выплавки чугуна, стали Для получения жидкого топлива
нагревают воду (поезда, станки …) (каменноугольной смолы)
2) Исследование торфа. Отгадайте загадку и найдите следующее ископаемое для исследования:
-Росли на болоте растения,
А теперь это топливо и удобрение.
Слайды 6,7,8.
3)Исследование нефти.
-Бегут по дорогам автомашины, рокочут тракторы на полях, летят самолеты в воздухе, по железной дороге мчатся тепловозы, плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (нефть)
-Запасы угля и торфа не бесконечны. С 19 века человек стал добывать этот поистине удивительный продукт. О нефти многое сможете рассказать вы сами. Расскажите.
Слайды 9,10,11,12.
4)Природный газ
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички. Что это?
Выступление ученика-экспертао природном газе.
Заполнение таблицы. Слайды 13,14,15,16.
6.Физминутка.
7.Работа с физической картой РФ и РБ.
-Посмотрите на карту России. Какими значками обозначены месторождения каменного угля, нефти, торфа, природного газа? Запомним самые крупные месторождения:
-Нефть занимает особое место в экономике, потому что очень широко применяется в промышленности. Ее называют « черным золотом», « кровью экономики», так как от цен на нефть зависит развитие экономик всех стран в мире. Наша страна по запасам нефти занимает место в мире, но они не бесконечны. Чтобы сохранить запасы для будущих поколений, надо более разумно их использовать.
8.Закрепление. Проверочная работа в группах. Слайд 17.
-Выберите из предложенного списка свойств полезных ископаемых свойства горючих полезных ископаемых:
- 1 вариант – свойства нефти
- 2 вариант – свойства каменного угля
- 3 вариант – торфа
- 4 вариант – свойства природного газа
1) горючее 6) сыпучее 11) бесцветный
2) твердое 7) хрупкое 12) легче воды
3) жидкость 8) коричневого цвета 13) газообразное
4) имеет запах 9) черного цвета 14) тяжелее воды
5) маслянистый 10) легкий 15) не имеет запаха
Проверка.
9. Рефлексия.
повторил
Язапомнил
узнал
удивился
горжусь
10.Оценивание.
11. Д/З 1) Описать одно горючее полезное ископаемое(дополнительные сведения);
2) Составить кроссворд по полезным ископаемым.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки, прививать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация, коллекция минералов, физическая карта РФ и РБ, приборы для опытов, индивидуальные таблицы для записи выводов по результатам опытов.
Ход урока:
1.Минутка вхождения в урок (создание психологического комфорта)
- Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам узнать на уроке что-то новое, увидеть удивительное в природе.
- Почему все они родственны? (все образовались из остатков растений )
-Да, они образовались из остатков растений, которые образовали слои, спрессовались и без доступа воздуха обугливались, а не сгнивали. Но главное чудо в другом, ведь эти растения законсервировали в себе свет и тепло Солнца, которые пришли на Землю миллионы лет тому назад. Когда мы зажигаем уголь, мы видим свет Солнца и чувствуем его тепло, спрятанное в угле миллионы лет тому назад. И неважно, где мы греемся, у печки или батареи отопления. Вот так и получается, что « уголь – солнечные консервы, чудо – консервы».
3) Демонстрация полезных ископаемых, их исследование.
Работа в группах, у каждого ученика таблица для записи результатов исследований:
Каменный уголь Торф Нефть Газ
А) Исследование свойств каменного угля. Слайд 2,3,4.
-Отгадайте загадку и найдите ископаемое, которое начнем исследовать:
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. Что это? Рассмотрите. Заполните таблицу.
- внешний вид блестит
- состояние твердый
-цвет черный
- запах не имеет
- легче или тяжелее воды тяжелее воды
- хрупкость хрупкий
- горючесть хорошо горит
5. Каменный уголь
Топливо
Для электростанций Выплавки чугуна, стали Для получения жидкого топлива
нагревают воду (поезда, станки …) (каменноугольной смолы)
2) Исследование торфа. Отгадайте загадку и найдите следующее ископаемое для исследования:
-Росли на болоте растения,
А теперь это топливо и удобрение.
Слайды 6,7,8.
3)Исследование нефти.
-Бегут по дорогам автомашины, рокочут тракторы на полях, летят самолеты в воздухе, по железной дороге мчатся тепловозы, плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (нефть)
-Запасы угля и торфа не бесконечны. С 19 века человек стал добывать этот поистине удивительный продукт. О нефти многое сможете рассказать вы сами. Расскажите.
Слайды 9,10,11,12.
4)Природный газ
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички. Что это?
Выступление ученика-экспертао природном газе.
Заполнение таблицы. Слайды 13,14,15,16.
6.Физминутка.
7.Работа с физической картой РФ и РБ.
-Посмотрите на карту России. Какими значками обозначены месторождения каменного угля, нефти, торфа, природного газа? Запомним самые крупные месторождения:
-Нефть занимает особое место в экономике, потому что очень широко применяется в промышленности. Ее называют « черным золотом», « кровью экономики», так как от цен на нефть зависит развитие экономик всех стран в мире. Наша страна по запасам нефти занимает место в мире, но они не бесконечны. Чтобы сохранить запасы для будущих поколений , надо более разумно их использовать.
8.Закрепление. Проверочная работа в группах. Слайд 17.
-Выберите из предложенного списка свойств полезных ископаемых свойства горючих полезных ископаемых:
- 1 вариант – свойства нефти
- 2 вариант – свойства каменного угля
- 3 вариант – торфа
- 4 вариант – свойства природного газа
1) горючее 6) сыпучее 11) бесцветный
2) твердое 7) хрупкое 12) легче воды
3) жидкость 8) коричневого цвета 13) газообразное
4) имеет запах 9) черного цвета 14) тяжелее воды
5) маслянистый 10) легкий 15) не имеет запаха
Проверка.
9. Рефлексия.
повторил
Язапомнил
узнал
удивился
горжусь
10.Оценивание.
11. Д/З 1) Описать одно горючее полезное ископаемое(дополнительные сведения);