Открытый урок по окружающему миру в 3б классе
МОУ СОШ № 6 города Волжска Республики Марий Эл
Учитель начальных классов МОУ СОШ №6 г. Волжска Республики Марий Эл
Орлова Алевтина Владимировна.
Тема: Полезные ископаемые. Урок-исследование.
Прогнозируемые результаты:
1.Дети узнают о разнообразии полезных ископаемых, их значении, способах добычи.
2. Научаться различать важнейшие полезные ископаемые.
Оборудование: Образцы полезных ископаемых, оборудование для опытов, лупа, учебники, тетради, тесты, инструкция, листы с заданиями, карта РМЭ.
Применяемые технологии: проблемное обучение, групповая и игровая технологии.
Формировать УУД:
Личностные: формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать:
- воспринимать речь учителя (одноклассников);
-выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
-оценивать собственную деятельность; инициативу, ответственность;
-принимать правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицу; правильное воспроизведение образцов выполнения учебных действий; безошибочное применение усвоенных алгоритмов и правил при решение конкретных учебных задач, умение рефлексировать свои действия.
Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества
-умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;
- умение участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;
- описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
Познавательные: в ходе практической работы выявить свойства известняка, мрамора, каменного угля и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью изучения в исследовательскую работу;
-преобразование информации из одного вида в другой.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.
2. Постановка проблемы на уроке:
- Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос.
СЛАЙД 1
Проблема: «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»
Предметы исследования: полезные ископаемые.
Предположения:
1) да, можно;
2) нет, нельзя.
3. Знакомство с новым материалом.
- Итак, коллеги, переходим к теме урока. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают, какие полезные ископаемые добывают в РМЭ.
1) Фронтальная беседа:
- А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
- А из чего делают автомобили, самолёты?
- Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей).
- Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
- А почему они полезные? (Ответы детей)
2) Работа по учебнику и тетради.
- Молодцы! А сейчас откройте учебники на с. 48, найдите определение полезных ископаемых и запишите его в тетрадь на с.25.
3) Беседа.
СЛАЙД 2
- Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные). Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми и делить их на группы.
- Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
СЛАЙД 3
- К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
- А какое значение имеет топливо?
- При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
СЛАЙД 4
- Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды - чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
- Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
СЛАЙД5
- Молодцы. Перейдём к третьей группе.
- Как вы думаете, почему они называются строительными?
- Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе ( песок, глина, известняк, ).
Физкультминутка.
4) Практическая работа. Работа в группах.
(Изучение свойств песка, известняка, торфа, угля, гранита)
- А сейчас мы проведём практическую работу по группам (на группы можно разделиться еще в начале урока). В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом инструкция, учебник, атлас-определитель «От земли до неба». Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 26 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем. Если ответ готов раньше, поднимаем сигнальную карточку.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Масса.
6. Состав, однородный или нет.
7. Где можно использовать, применить.
Выступление каждой группы. Отвечает капитан команды или любой ученик, назначенный своей группой (по выбору).
СЛАЙД 6
Делаем вывод: Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? У кого другое мнение? (Ответы детей. Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
4) Закрепление знаний, полученных в практической работе.
- А теперь всё обобщим и заполним кроссворд. Можно совещаться, помогать друг другу, тетрадь стр. 26, № 3.
Проверка
4. Добыча полезных ископаемых.
1) Чтение по учебнику (с. 50) с комментированием.
СЛАЙД 7
2) Дополнение: в карьере - песок, глину, известняк;
в шахте – уголь, руду;
в скважине – нефть, природный газ.
3) Словарная работа: месторождение, геолог.
4) Работа в тетрадях (с. 28 № 5).
5. Работа с картой.
СЛАЙД 8
Посмотрите на карту РМЭ. Здесь обозначены основные известные месторождения (показывает сам учитель).
6. Итог урока. Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых? (Ответы детей).
7. Закрепление изученного материала. (Можно провести разными вариантами, в зависимости от оставшегося времени на уроке).
Можно дать вопросы по группам.
1) - С чем мы познакомились на уроке?
- Что мы называем полезными ископаемыми?
- На какие группы делятся полезные ископаемые?
- Где их применяют?
- Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
2) Можно провести тест на карточках для оперативного контроля:
- Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Тест.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Проверка ответов.
3) Можно дать группам задания повышенной сложности.
Задание: найди одну ошибку в каждом предложении-утверждении. Подсказка! Заменить нужно только одно слово на подходящее по смыслу.
* Можно дать одинаковое количество времени на работу. Это хороший соревновательный игровой момент на уроке. За каждый правильный ответ команда получает балл. Максимально можно получить 5 баллов.
Задание на отдельных листах для каждой группы:
Найди ошибки в следующих утверждениях.
- Большинство полезных ископаемых жидкие.
- Месторождениями называются места, где хранят полезные ископаемые.
- Нефть добывают в карьерах.
- Как удобрение для растений используется каменный уголь.
- Изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения биологи.
Представители от команд выходят к доске и сравнивают ответы, подсчитывают количество баллов.
Ответы:
- Жидкие твёрдые
- Хранят залегают
- В карьерах в недрах земли
- Каменный уголь торф
- Биологи геологи
8. Рефлексия.
Спрашиваю командиров групп:
- Как работала твоя команда? Кого бы ты отметил как самого активного?
- А теперь каждый из вас оцените свою активность (работу в группе) по 5-ти бальной шкале и изобразите своё настроение смайликом – нарисуйте в тетради. Понравилось ли тебе работать в группе, вместе?
9. Домашнее задание:
прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщен