Учитель ГБС(К)ОУ «Трубчевская школа-интернат IV вида»: Краевая Любовь Григорьевна
Предмет: окружающий мир. 3 класс.
Тема: «Полезные ископаемые. Практическая работа: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых».
Цели : знакомить с разнообразием полезных ископаемых, учить различать важнейшие полезные ископаемые,объяснять их значение в жизни людей;
Развивать образную речь, развивать умение выделять главное,развивать мыслительные операции,тактильное восприятие, продолжать учить делать выводы;
Способствовать воспитанию бережного отношения к природе и учить экономно использовать богатства нашей планеты.
Оборудование: коллекция полезных ископаемых, карточка «Помогайка», компьютер, учебник «Мир вокруг нас», авт. Плешаков А.А., рабочая тетрадь.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
-Ребята, что составляет основу экономики?
-Какие природные богатства использует экономика?
-Приведите примеры использования природных богатств(почва, вода и др.)
III. Постановка темы и целей урока.
-Из чего изготовляют автомобили, самолеты, поезда? (Из стали, металла)
-Вот построили автомобили, самолеты, поезда, только они сами не полетят и не поедут. А что еще надо для них? (Бензин, горючее)
-Из чего делается горючее? (Из нефти)
Запись на доске : « Нефть, соль, гранит, каменный уголь- полезные ископаемые».
-Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми, узнаем их свойства, способы их добычи.
IV.Работа по теме урока.
1.Первичное восприятие и осознание нового материала.
-Давайте выясним, что такое полезные ископаемые. Для этого мы подберем к каждому слову синонимы.
ПОЛЕЗНЫЕ - нужные, необходимые, выгодные, приносящие пользу.
ИСКОПАЕМЫЕ- добытые, извлеченные, от слова «копать».
-Прочтите в учебнике стр.38 первый абзац и дайте определение понятию «полезные ископаемые».
Рабочая тетрадь стр.25 № 1 (записать определение).
2. Практическая работа.
- А сейчас, ребята, вы превратитесь в исследователей и проведете практическую работу.Я раздам каждому образец полезного ископаемого, а вы должны описать это полезное ископаемое по плану на стр.48. Прочтите его.
Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогайку».
Карточка «Помогайка».
- Название.
- Свойства: а) цвет;
б) твердое или жидкое;
в) прозрачное или непрозрачное;
г) плотное или рыхлое.
3. Способы добычи.
Каждой группе дается по 2 полезных ископаемых: гранит, торф, известняк, каменный уголь, нефть, каменная соль (см. презентацию).
-Свои ответы начинайте со слов «Мы расскажем о…»
3.Физминутка.
- Сядьте поудобнее и закройте глаза… Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе прекрасный солнечный летний день… Ты находишься посреди чудесного леса, садишься в траву. Дотронься до нее руками и почувствуй ее приятную прохладу. Теперь ты ложишься и растягиваешься на траве. Вдохни один раз глубоко-глубоко. Пусть твое тело станет таким же мягким и расслабленным, как у тряпичной куклы. Ты лежишь в траве, слушаешь прекрасное пение птиц (пауза 30 сек.). Ты чувствуешь, как расслабляются твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи, руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее, твои ступни расслабляются и становятся мягкими (пауза 15 сек.)
Теперь поблагодари этот лес за то, что он тебя так чудесно расслабил.. Немного потянись, выпрямись, подвигай пальчиками рук и ног. Энергично выдохни и открой глаза.
4.Проверка практической работы.
Учитель дополняет ответы включением презентации.
-О каких полезных ископаемых вы узнали? Все полезные ископаемые можно разделить на 3 группы: твердые;
жидкие;
газообразные.
Приведите примеры полезных ископаемых для каждой группы.
5.Работа с учебником(стр. 49).
Для чего люди добывают полезные ископаемые, вы узнаете из текста в учебнике.
- Игра «Определи из чего?».
-Ребята, я покажу вам различные предметы, а вы попробуйте определить, с помощью каких полезных ископаемых они изготовлены. (Стекло, бензин, ложка, пластилин).
V.Закрепление изученного.
Заполнение таблицы в рабочей тетради.
VI.Рефлексия.