Предмет: Окружающий мир, 1 класс.
Тема: Почему звенит звонок?
Тип урока: овладение новым знанием, способом действия
Цели: формирование первоначальных представлений о звуках, их возникновении, распространении; ознакомление с эхом, с разнообразием звуков окружающего мира.
Регулятивные УУД: использовать установленные правила при контроле способа решения, составлять план и последовательность действий.
Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии звуков в окружающем мире и причинах возникновения звука; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная)
-принимает, ставит учебную задачу (с помощью учителя или сверстников);
- использует знаково-символические средства;
- определяет границу применимости того или иного способа действия;
- отделяет знание от незнания;
- задает вопросы, оформляет запросы перед взрослым или сверстниками на поиск недостающих способов действия (информации).
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Давайте поприветствуем друг друга. «Здравствуй, друг! Как ты тут? Я пришёл! И я пришёл! Вместе нам хорошо!» (аплодисменты)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- Вы любите отгадывать загадки? Я предлагаю вам сейчас необычные загадки. Закрывайте глазки. Внимательно послушайте и отгадайте, что это? Итак, слушаем. (слайд звуки)
-Как одним словом назвать то, что вы слышали? (это звуки).
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (о звуках). (карточку на доску «звуки»).
- А как вы догадались, что вам пора на урок? (прозвенел звонок).
- А задумывались ли вы о том: почему звенит звонок? ( Нет)
- Хотите найти ответ на этот вопрос? (Да)
- Какие задачи мы поставим перед собой? (узнать, как образуются звуки, почему звенит звонок).
- Ребята, вы отгадывали звуковые загадки, назвали тему и задачи нашего урока. Оцените свою работу на листах самооценки! (работают на листочках).
Игра «Узнай по звуку»
- Откройте учебник на стр.38. Рассмотрите рисунки. Около каждого рисунка художник что-то нарисовал. Как вы думаете, что это? (Ответы детей).
- Предлагаю проверить наши предположения и немного поиграть. Согласны? (да!)
- Работу выполним в группах. На столах у каждой группы карточка с названием того, что вы должны озвучить. Один из вашей группы будет озвучивать. Остальные группы угадывать.
- Итак, готовимся!
(провожу игру «Угадай звук»)
-Молодцы! Оцените свою работу в листах самооценки.
III. Этап выявления места и причины затруднения.
- Подумайте, какую роль играют звуки в нашей жизни? (С помощью звуков мы общаемся, узнаём новую информацию, слушаем красивую музыку, узнаём об опасности ( например сигнал автомобиля или звон трамвая, сирена), при помощи звуков общаются животные и т. д.) МОЛОДЦЫ!
- Итак, делаем вывод. Живые существа могут издавать звуки? (да!)
- Неживые предметы могут издавать звуки? (могут).
-Вернёмся к рисункам в учебнике. Так что же художник изобразил около каждого предмета? (все предметы издают какие-то звуки, нарисовал звуковые волны)
- Но как возникает и распространяется звук? (ответы детей)
- Попробуем найти ответ на этот вопрос, выполнив практическую работу в группах.
V. Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации
Практическая работа в группах.
- Итак, наш класс превращается в научно-исследовательскую лабораторию. А мы с вами будем младшими научными сотрудниками.
- Откройте тетради на стр.25. Мы будем изучать, как возникает звук. Прочитайте цель работы. Итак, одни группы проводят эксперимент с канцелярскими резинками. Другие группы проводят эксперимент с барабанами.
ИНСТРУКЦИЯ: Прочитайте задания внимательно, выполните эксперимент; и ответьте на вопросы.
Проверка выполнения практической работы по группам:
- Звучали ли эти предметы, когда они лежали на парте? (Нет).
- Что вы сделали с резинкой и барабаном, чтобы от них возник звук? ( Растянули пальцами резинку, щипком потянули на себя и отпустили. Ударили палочками по барабану.)
Вывод: Значит вы воздействовали на предмет (креплю да доску)
- Что вы увидели в момент удара и щипка? (Предметы от наших действий начали двигаться, дрожать.)
Вывод: Небольшое движение, колебание, дрожание предмета
- Что вы ощутили? (Эта дрожь передалась воздуху. Так родился звук. )
Вывод: Дрожание, колебание предметов передаются воздуху, так родился звук
(На доске появляется схема: ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРЕДМЕТ-ДРОЖАНИЕ, КОЛЕБАНИЕ ПРЕДМЕТА - ПЕРЕДАЮТСЯ ВОЗДУХУ- РОЖДАЮТСЯ ЗВУКИ
VI. Реализация построенного проекта
-Закрепим наши знания с помощью опыта с обыкновенной линейкой. (положить на стол, выдвинуть на половину, немного поиграть на ней).
- Итак. Наша линейка стала издавать…ЗВУК!
-ОЦЕНИТЕ РАБОТУ НА ЭТОМ ЭТАПЕ. (заполняют листы самооценки)
Про ЭХО И ЭХОЛОТ.
- Послушайте загадку. (СЛАЙД )
-Правильно, это эхо. Давайте разберемся, как образуется эхо.(СЛАЙД ).
-Итак, делаем вывод. Для того, чтобы услышать эхо, надо обязательно какое-то препятствие. Это может быть гора, сопка. (стучу мячом об стенку).
-Давайте поиграем в эхо! Выполним задание 2 на стр.26 в рабочей тетради.
-Проверим: бак, шина.
- А теперь я вам буду говорить слова, а вы мне ответите как эхо: (по группам)
-Оцените свою работу на листах достижений.
Физкультминутка.
-Дети, какой звук вы услышали? (звук машины).
-Поехали!
VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
ПРО УШИ У ЧЕЛОВЕКА.
-А с помощью чего мы слышим звуки? (С помощью ушей).
- Давайте посмотрим на строение нашего уха. (СЛАЙД )
- Как надо относиться к такому сложному органу?
- Чего боятся уши? (Шума, резких, громких звуков)
- Что нужно делать, чтобы сберечь уши? ( Нужно мыть, чистить уши и не ковырять в них острыми предметами). Дополнение ( Обращаться к врачу, если заболели, не допускать попадания воды в них).
ПРО УШИ У ЖИВОТНЫХ.
- А у животных есть уши?
-Такие же, как у нас? Проверим! (СЛАЙДЫ )
VIII. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ.
№ 1. «Шепталки» (сказать слова друг другу) № 2 «Рупоры» (показать как звучат слова просто и с рупором) № 3 «Шумовой оркестр»
Занимательные факты (на листочках по группам).
Давайте сделаем вывод.
-Кто ответит: «Почему звенит звонок?» (Учитель демонстрирует работу звонка)
-( От наших действий язык звонка начал дрожать. Эта дрожь передалась воздуху. Так родился звук. Дрожание воздуха невидимой волной доходит до нашего уха. Уши улавливают эту волну. Вот почему мы слышим звук звонка.)
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
- Как вы думайте, выполнили ли мы учебные задачи, которые поставил перед нами Муравьишка Вопросик в начале урока? (Выполнили)
Понял: Как возникает и распространяется звук.
Узнал: Почему звенит звонок. Как возникает эхо.
Удивился: Какой чудесный, но сложный прибор наши уши.
Научился: работать в группе, находить ответы на вопросы, беречь уши.
МОЛОДЦЫ!
Рекомендации для занятий дома.
Постарайтесь рассказать родителям,своим друзьям, как возникает и распространяется звук . Я думаю, что им это будет тоже интересно.
Рассмотрите на с.39 Ушастика, которого нарисовал Муравьишка Вопросик. Сочините о нём сказку.
СПАСИБО ЗА УРОК!