Конспект урока окружающего мира "Начало истории человечества".
Конспект урока окружающего мира "Начало истории человечества".
Целидеятельности учителя.
способствовать формированию у учащихся представления о первобытных людях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»
Планируемые образовательные результаты.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, дополнительными источниками информации; организовывать рабочее место.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: регулируют собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира.
методы и формы обучения. объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Основныепонятия. Первобытные люди, дриопитек, археология, геродот
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
(Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала)
Раз – читаем летопись,
Два – идем в музей,
Узнаем о первобытном времени
И станем мы мудрей.
Звенит звонок,
Начинаем наш урок.
Нам надо многое понять,
Чтобы историками стать.
Учитель. Сегодня мы приступим к изучению второй книги «Мир вокруг нас». Какие темы мы будем изучать в этой книге? Откройте содержание и прочитайте их названия.
Ученики. Мы будем изучать историю.
II. Актуализация опорныхзнаний.
Учитель. А что такое история?
Ученики. История – наука о прошлом. Она изучает, как жили различные народы, какие события происходили.
Учитель. У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами. История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.
Давайте вспомним исторические термины, изученные раньше, и решим кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории.
2. Учреждение, где хранятся документы.
3. Деловая бумага.
4. Книжка с перечнем всех дней в году.
5. Предмет, выставленный в музее.
Учитель. Прочитайте выделенное слово. Кто это?
Ученики. Геродот – первый ученый-историк.
Учитель. Его называют «отцом истории». Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Он назвал свой труд «История».
III.Изучение нового материала.
Учитель. Как вы думаете, о чем пойдет речь?
Ученики. О наших предках, о первобытных людях.
Учитель. А как люди узнали о первобытных людях? Какая наука помогла узнать нам о жизни первобытных людей?
Ученики. Археология помогает ученым-историкам. Археологи производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.
Учитель. Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами – современных людей – и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые, а мозг больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. Больше половины первобытных людей не доживали до 20 лет: одни погибали в когтях хищников, другие – от болезней и голода.
Учитель предлагает рассмотреть рисунки на с. 5 учебника и найти черты, отличающие первобытного человека от современного.
Учащиеся дают ответы.
Учитель. Прочитайте текст на с. 4–6 учебника. Ответьте на вопрос: почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
Учащиеся дают ответы.
Физминутка
Учитель предлагает учащимся составить рассказ о первобытном человеке, используя рисунок на с. 4 учебника.
Примерный рассказ о первобытном человеке
Древнейшие люди жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома им были необходимы в первую очередь для того, чтобы защититься от палящих солнечных лучей, и они строили эти дома-шалаши очень быстро. Большая же часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи.
Женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых, яйца птиц и черепах – собирали то, что давала им природа.
Но людям нужно было мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты. Как же охотились на мамонта? Выкапывали огромную яму-ловушку, покрывали ее сверху жердями, жерди маскировали ветками. Мамонт мог случайно провалиться в такую ловушку, но чаще всего охотники специально поднимали шум, пугали мамонта огнем и загоняли его в яму. Выбраться он уже не мог, охотникам оставалось только добить свою жертву. После этого яма-ловушка превращалась в кладовую, где хранилась целая гора мяса, и люди могли жить спокойно, не беспокоясь о том, как утолить голод.
Успех охоты и сбора съедобных растений во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям съедобное зерно…
Охотники, отправляясь на охоту, не знали, что их ждет: может быть, убьют большого зверя и обеспечат себя мясом на несколько дней, а может быть, весь день пробегают по лесу в поисках добычи, а домой вернутся ни с чем.
И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной «терке» перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало одно зерно, вырос целый колосок. Теперь уже можно было выращивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам.
Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от нее поросят. Помещали детенышей в загон, кормили их, растили… И оказалось, что теперь неудача на охоте не страшна людям: вот она, еда, – в загончике возле дома.
Так возникли земледелие и скотоводство, так люди стали меньше зависеть от капризов природы.
IV. Включение в систему знаний и повторениеизученного.(в группе)
(1группа задает вопросы, вторая отвечает)
1. Почему первобытные люди жили группами?
2. В одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни.
1. Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде?
2. Они жили там, где всегда тепло.
1. Для чего строили жилища первобытные люди?
2. Дома их защищали от палящего солнца, непогоды, хищников.
1. Для чего они изготавливали орудия труда?
2. Чтобы разделывать мясо животного, разрезать его шкуру.
1. Чем занимались мужчины?
2. Мужчины ходили на охоту, рыбалку.
1. Чем занимались женщины?
2. Женщины срывали плоды с деревьев, разыскивали яйца птиц, черепах, выкапывали съедобные корешки.
1. Почему первобытные люди рисовали животных?
2. От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей.
Учитель. Первобытные люди оставили нам «письмо» в виде рисунков. Прочитайте его с помощью подсказки.(в паре)
Учащиеся читают: «Желаем успехов вам на уроках истории».
V. Итоги урока.Рефлексия.
– Кого называли «отцом истории»?
– Что нового вы узнали из истории человечества?
– Для чего вам нужна эта информация?
– Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему?
– выполнение каких заданий не вызвало затруднений?
– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
VI. Домашнее задание
(Инструктаж по выполнению домашнего задания). Учебник, ч. 2, с. 4–6 (пересказ текста); ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1–3, с. 7
Использованная литература:
1.Методическое пособие по окружающему миру «Моё Отечество» Д.Д. Данилова и др. БАЛЛАС, 2010
2. А.А.Плешаков, «Окружающий мир», 2-часть, Москва, «Просвещение» 2014г,учебник для 4класса
3. Брыкина, Н. Т. Нестандартные уроки по курсу «Окружающий мир» / Н. Т. М. : ВАКО, 2011.
4. Дмитриева, О. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс / О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина. – М. : ВАКО, 2014.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Начало истории человечества".»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Игжейская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока
по окружающему миру
в 4 классе
«Начало истории человечества»
Подготовила
учитель начальных классов
Селиванова Надежда Николаевна
2016-2017 уч. г
Урок 35.НАЧАЛО ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Целидеятельности учителя.
способствовать формированию у учащихся представления о первобытных людях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»
Планируемые образовательные результаты .
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, дополнительными источниками информации; организовывать рабочее место.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: регулируют собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира.
методы и формы обучения. объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Основныепонятия. Первобытные люди, дриопитек, археология, геродот
Ход урока
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности.
(Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала)
Раз – читаем летопись,
Два – идем в музей,
Узнаем о первобытном времени
И станем мы мудрей.
Звенит звонок,
Начинаем наш урок.
Нам надо многое понять,
Чтобы историками стать.
Учитель. Сегодня мы приступим к изучению второй книги «Мир вокруг нас». Какие темы мы будем изучать в этой книге? Откройте содержание и прочитайте их названия.
Ученики. Мы будем изучать историю.
II. Актуализация опорныхзнаний.
Учитель. А что такое история?
Ученики. История – наука о прошлом. Она изучает, как жили различные народы, какие события происходили.
Учитель. У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами. История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.
Давайте вспомним исторические термины, изученные раньше, и решим кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории.
2. Учреждение, где хранятся документы.
3. Деловая бумага.
4. Книжка с перечнем всех дней в году.
5. Предмет, выставленный в музее.
Учитель. Прочитайте выделенное слово. Кто это?
Ученики. Геродот – первый ученый-историк.
Учитель. Его называют «отцом истории». Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Он назвал свой труд «История».
III.Изучение нового материала.
Учитель. Как вы думаете, о чем пойдет речь?
Ученики. О наших предках, о первобытных людях.
Учитель. А как люди узнали о первобытных людях? Какая наука помогла узнать нам о жизни первобытных людей?
Ученики. Археология помогает ученым-историкам. Археологи производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.
Учитель. Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами – современных людей – и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые, а мозг больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. Больше половины первобытных людей не доживали до 20 лет: одни погибали в когтях хищников, другие – от болезней и голода.
Учитель предлагает рассмотреть рисунки на с. 5 учебника и найти черты, отличающие первобытного человека от современного.
Учащиеся дают ответы.
Учитель. Прочитайте текст на с. 4–6 учебника. Ответьте на вопрос: почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
Учащиеся дают ответы.
Физминутка
Учитель предлагает учащимся составить рассказ о первобытном человеке, используя рисунок на с. 4 учебника.
Примерный рассказ о первобытном человеке
Древнейшие люди жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома им были необходимы в первую очередь для того, чтобы защититься от палящих солнечных лучей, и они строили эти дома-шалаши очень быстро. Большая же часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи.
Женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых, яйца птиц и черепах – собирали то, что давала им природа.
Но людям нужно было мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты. Как же охотились на мамонта? Выкапывали огромную яму-ловушку, покрывали ее сверху жердями, жерди маскировали ветками. Мамонт мог случайно провалиться в такую ловушку, но чаще всего охотники специально поднимали шум, пугали мамонта огнем и загоняли его в яму. Выбраться он уже не мог, охотникам оставалось только добить свою жертву. После этого яма-ловушка превращалась в кладовую, где хранилась целая гора мяса, и люди могли жить спокойно, не беспокоясь о том, как утолить голод.
Успех охоты и сбора съедобных растений во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям съедобное зерно…
Охотники, отправляясь на охоту, не знали, что их ждет: может быть, убьют большого зверя и обеспечат себя мясом на несколько дней, а может быть, весь день пробегают по лесу в поисках добычи, а домой вернутся ни с чем.
И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной «терке» перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало одно зерно, вырос целый колосок. Теперь уже можно было выращивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам.
Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от нее поросят. Помещали детенышей в загон, кормили их, растили… И оказалось, что теперь неудача на охоте не страшна людям: вот она, еда, – в загончике возле дома.
Так возникли земледелие и скотоводство, так люди стали меньше зависеть от капризов природы.
IV. Включение в систему знаний и повторениеизученного.(в группе)
(1группа задает вопросы, вторая отвечает)
1. Почему первобытные люди жили группами?
2. В одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни.
1. Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде?
2. Они жили там, где всегда тепло.
1. Для чего строили жилища первобытные люди?
2. Дома их защищали от палящего солнца, непогоды, хищников.
1. Для чего они изготавливали орудия труда?
2. Чтобы разделывать мясо животного, разрезать его шкуру.
1. Чем занимались мужчины?
2. Мужчины ходили на охоту, рыбалку.
1. Чем занимались женщины?
2. Женщины срывали плоды с деревьев, разыскивали яйца птиц, черепах, выкапывали съедобные корешки.
1. Почему первобытные люди рисовали животных?
2. От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей.
Учитель. Первобытные люди оставили нам «письмо» в виде рисунков. Прочитайте его с помощью подсказки.(в паре)
Учащиеся читают: «Желаем успехов вам на уроках истории».
V. Итоги урока.Рефлексия.
– Кого называли «отцом истории»?
– Что нового вы узнали из истории человечества?
– Для чего вам нужна эта информация?
– Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему?
– выполнение каких заданий не вызвало затруднений?
– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
VI. Домашнее задание
(Инструктаж по выполнению домашнего задания) . Учебник, ч. 2, с. 4–6 (пересказ текста); ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1–3, с. 7
Использованная литература:
1.Методическое пособие по окружающему миру «Моё Отечество» Д.Д. Данилова и др. БАЛЛАС, 2010
2. А.А.Плешаков, «Окружающий мир», 2-часть, Москва, «Просвещение» 2014г,учебник для 4класса
3. Брыкина, Н. Т. Нестандартные уроки по курсу «Окружающий мир» / Н. Т. М. : ВАКО, 2011.
4. Дмитриева, О. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс / О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина. – М. : ВАКО, 2014.