kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира "Кто такие птицы?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель Н.Ю.Годлевская

Класс:  1

Учебный предмет: Окружающий мир

Авторы учебника: Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас.

1 класс,

тетрадей: Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь. 1 класс

Тема урока: «Кто такие птицы?»

Цели:

  1. создать условия для формирования понятия « птицы»;
  2. создать условия для выявления отличительных признаков птиц, их внешнего строения и образа жизни;
  3. создать условия для определения принадлежности животного к своей группе;
  4. выражать свою точку зрения по данной теме;
  5. организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:

личностных УУД:

- самоопределение;

- смыслообразование и нравственно – этическая ориентация;

регулятивных УУД:

- контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

познавательных УУД:

1. общеучебных:

- поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом);

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;

- умение ставить, формулировать и решать проблемы

2. информационных:

- обучение работе с разными видами информации;

- поиск и выделение необходимой информации

3. логических:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

коммуникативных  УУД:

- инициативное сотрудничество;

- планирование учебного сотрудничества с учителем  и одноклассниками (распределение ролей в коллективной работе)

  Ожидаемые результаты формирования УУД по данному уроку:

В области познавательных (общеучебных) УУД школьник научится: ориентироваться в учебной книге -  находить и выделять необходимую информацию, выделять существенные признаки.

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) ученик научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопросы, используя личный опыт.

В области коммуникативных УУД  ученик научится планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте – пробовать проверять часть работы. В рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения и понимать необходимость присоединиться к одной из них.

 

Оборудование урока:    

компьютер, аудиозапись «Голоса леса», презентация,  аудиозапись песни «Всем нужны друзья», учебник, тетрадь, стакан с водой, ножницы, чучело вороны, цветные карандаши.

Структура (план) урока:

1. Организационно-мотивационный этап.

2. Актуализация субъективного опыта.

3. Применение новых знаний.

4. Физкультминутка.

5. Практическая работа.

6. Первичное закрепление нового материала.

7. Инсценированное выступление учащихся.

8. Итог урока.

9. Рефлексия

Ход урока:

  1.        ОРГАНИЗАЦИОННО  - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.

- Вновь звенит для нас звонок,

  Начинаем наш урок.

  1. ЭТАП  АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА  УЧАЩИХСЯ

Цель: выявить систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала обучающимися; фиксировать на экране необходимые понятия, формировать способность к работе с  учебником.

- С какими группами животных мы уже знакомы?

- Кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног)

- Как отличить рыб от других животных? (Их тело покрыто чешуёй)

III.    Этап применения новых знаний

Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, выявить осознанное понимание смысла текста.  (слайд 1)

- Наша помощница Черепаха побывала в гостях у своих друзей насекомых и рыб, но у нее остались еще и другие друзья - животные. Чтобы легче было догадаться о ком идет речь, послушайте голоса. (Включается аудиозапись с голосами птиц).

- Как одним словом можно назвать  друзей Черепахи? (птицы)

- Где вы встречали птиц?

- Что вы знаете о птицах? (слайд 2)

(Отвечают дети)

- Как можно отличить птиц от других животных? ( Они летают)

1) работа по учебнику.

- Давайте откроем учебник на станице 24 и посмотрим. Кто из этих животных умеет летать?

- Можно ли всех этих животных назвать птицами? (нет)

- Вот страус и пингвин  – тоже птицы, но они не летают.

Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы?  (слайд 3)

 Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.

- Посмотрите внимательно. (Показать чучело птицы)

- Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (перья)  (слайд 4)

- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде.

IV. Физкультминутка – игра на внимание:

 «Летает – не летает»

(хлопнуть в ладоши, если не птица)

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

мухи и стрижи.

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

аисты, вороны,

белки и коровы.

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

чибисы, чижи,

галки и стрижи,

комары, кукушки.

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

галки и стрижи,

чибисы, чижи,

аисты, кукушки,

совы и лягушки.

 На что похожа птица во время полета? (на самолет). Такая форма помогает ей летать. Посмотрим на строение птиц. (слайд 5)

- У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у  птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят. (слайд 6)

У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток  (слайд 7)– сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри - длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара. (слайд 8). У большинства птиц клюв такого вида. (слайд 9).

- У всех птиц две ноги и пара крыльев. У птиц, обитающих на деревьях, на ногах по 4 пальца, 3 из которых направлены вперед, а четвертый повернут назад (слайд 5).

- У водоплавающих птиц – ноги перепончатые. (слайд 7)

Крылья птиц  разные по форме. У орлов длинные и широкие крылья, у ласточек - острые.

- Перья согревают птицу и делают ее тело обтекаемой. Они не пропускают ветер, отталкивают воду. Перья могут быть разного  цвета и отличаться по форме и размеру.   Самыми большими и крепкими перьями являются маховые перья – перья хвоста и крыльев, более мягкие контурные перья покрывают тело, а расположенные под ними нижние кроющие перья или пух помогают сохранить птице тепло. (слайд 10)

V.  Практическая работа.

Цель: определить виды перьев по внешним признакам, выявить свойства перьев и их строение.

- Найдите и покажите

 1)маховые перья,

 2)контурные перья,

 3)пуховые перья. 

- Сравните их.

- Сейчас я макну перо в стакан с водой. Какие изменения произошли с пером? (оно осталось сухим).

- Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся вода»? (птица и в воде остаётся сухой)

- Рассмотрите внимательно перо. Из чего оно состоит? 

 (Учитель показывает стержень и бороздки перьев, очин и опахало).

(слайд 11)

- Какой же можно сделать вывод?  (Перья прочные, легкие, не впитывают воду)

- Почему в учебнике рядом с голубем нарисовано перо и чернильница? (Раньше писали гусиным пером) (слайд 12)

VI. Объяснение новой темы (продолжение).

- Обычно у птиц сильное, но легкое тело. Но это не у всех. (слайд 13)

Страус - самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов. (слайд 14)

Пингвин -  на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб.  (слайд 15)

Колибри - самая крохотная птичка. Эта птица может летать не только вперёд, но и вверх, в стороны, и даже назад. У большинства колибри длинные клювы, которыми они достают нектар. 

VII. Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок на странице 25.

 Найдите тех птиц, которых вы видели. Расскажите, что вы знаешь о них. (слайд 16)

- Послушайте, как птицы разговаривают.

- Встретились однажды сорока и снегирь.

Сценка «Сорока   и   снегирь»

Сорока:

- Эй, увалень, как звать-то тебя?

- Откуда, красногрудый, к нам прилетел?

- Что же ты молчишь, воды, что ли, в рот набрал?

Снегирь:

- Нет, не воды, а.

Сорока:

- Дети, что набрал в рот снегирь?

О т в е т: рябину.                               

Помогите птицам!

Люди, помогайте,

Пташечкам зимой!

Им не будет страшен

Холод ледяной.

Люди, помогайте,

Вы друзьям своим!

Ведь зимой без помощи

Очень трудно им!

 (Песенка «Всем нужны друзья»)

Работа в тетрадях.

- Откройте тетради на странице 11.

- Чем различаются эти птицы?

- Чем они похожи?

- Раскрасьте птиц на рисунках.

VIII. Итог урока.

  Цель: контроль за результатами деятельности.

- С какой новой группой животных  мы познакомились?

- Что  мы узнали о птицах?

- Кто же такие птицы? (слайд 28)

- Что вам понравилось на уроке?

- Ребята, мы говорим: птицы - наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц?

- Спасибо за хорошую работу на уроке.

IХ. Рефлексия

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

 - Какое задание было самым интересным на уроке?

- Урок окончен.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Кто такие птицы?"»

Учитель Н.Ю.Годлевская Класс: 1

Учебный предмет: Окружающий мир

Авторы учебника: Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас.

1 класс,

тетрадей: Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь. 1 класс

Тема урока: «Кто такие птицы?»

Цели:

  1. создать условия для формирования понятия « птицы»;

  2. создать условия для выявления отличительных признаков птиц, их внешнего строения и образа жизни;

  3. создать условия для определения принадлежности животного к своей группе;

  4. выражать свою точку зрения по данной теме;

  5. организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:

личностных УУД:

- самоопределение;

- смыслообразование и нравственно – этическая ориентация;

регулятивных УУД:

- контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

познавательных УУД:

1. общеучебных:

- поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом);

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;

- умение ставить, формулировать и решать проблемы

2. информационных:

- обучение работе с разными видами информации;

- поиск и выделение необходимой информации

3. логических:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

коммуникативных УУД:

- инициативное сотрудничество;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками (распределение ролей в коллективной работе)


Ожидаемые результаты формирования УУД по данному уроку:

В области познавательных (общеучебных) УУД школьник научится: ориентироваться в учебной книге - находить и выделять необходимую информацию, выделять существенные признаки.

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) ученик научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопросы, используя личный опыт.

В области коммуникативных УУД ученик научится планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте – пробовать проверять часть работы. В рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения и понимать необходимость присоединиться к одной из них.



Оборудование урока:

компьютер, аудиозапись «Голоса леса», презентация, аудиозапись песни «Всем нужны друзья», учебник, тетрадь, стакан с водой, ножницы, чучело вороны, цветные карандаши.


Структура (план) урока:

1. Организационно-мотивационный этап.

2. Актуализация субъективного опыта.

3. Применение новых знаний.

4. Физкультминутка.

5. Практическая работа.

6. Первичное закрепление нового материала.

7. Инсценированное выступление учащихся.

8. Итог урока.

9. Рефлексия


Ход урока:
  1. ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.

- Вновь звенит для нас звонок,

Начинаем наш урок.

  1. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ

Цель: выявить систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала обучающимися; фиксировать на экране необходимые понятия, формировать способность к работе с учебником.

- С какими группами животных мы уже знакомы?

- Кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног)

- Как отличить рыб от других животных? (Их тело покрыто чешуёй)

III. Этап применения новых знаний

Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, выявить осознанное понимание смысла текста. (слайд 1)

- Наша помощница Черепаха побывала в гостях у своих друзей насекомых и рыб, но у нее остались еще и другие друзья - животные. Чтобы легче было догадаться о ком идет речь, послушайте голоса. (Включается аудиозапись с голосами птиц).

- Как одним словом можно назвать друзей Черепахи? (птицы)

- Где вы встречали птиц?

- Что вы знаете о птицах? (слайд 2)

(Отвечают дети)

- Как можно отличить птиц от других животных? ( Они летают)

1) работа по учебнику.

- Давайте откроем учебник на станице 24 и посмотрим. Кто из этих животных умеет летать?

- Можно ли всех этих животных назвать птицами? (нет)

- Вот страус и пингвин – тоже птицы, но они не летают.

Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? (слайд 3)

Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.

- Посмотрите внимательно. (Показать чучело птицы)

- Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (перья) (слайд 4)

- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде.

IV. Физкультминутка – игра на внимание:

«Летает – не летает»

(хлопнуть в ладоши, если не птица)

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

мухи и стрижи.

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

аисты, вороны,

белки и коровы.

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

чибисы, чижи,

галки и стрижи,

комары, кукушки.

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

галки и стрижи,

чибисы, чижи,

аисты, кукушки,

совы и лягушки.


На что похожа птица во время полета? (на самолет). Такая форма помогает ей летать. Посмотрим на строение птиц. (слайд 5)

- У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят. (слайд 6)

У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток (слайд 7)– сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри - длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара. (слайд 8). У большинства птиц клюв такого вида. (слайд 9).

- У всех птиц две ноги и пара крыльев. У птиц, обитающих на деревьях, на ногах по 4 пальца, 3 из которых направлены вперед, а четвертый повернут назад (слайд 5).

- У водоплавающих птиц – ноги перепончатые. (слайд 7)

Крылья птиц разные по форме. У орлов длинные и широкие крылья, у ласточек - острые.

- Перья согревают птицу и делают ее тело обтекаемой. Они не пропускают ветер, отталкивают воду. Перья могут быть разного цвета и отличаться по форме и размеру. Самыми большими и крепкими перьями являются маховые перья – перья хвоста и крыльев, более мягкие контурные перья покрывают тело, а расположенные под ними нижние кроющие перья или пух помогают сохранить птице тепло. (слайд 10)


V. Практическая работа.

Цель: определить виды перьев по внешним признакам, выявить свойства перьев и их строение.

- Найдите и покажите

1)маховые перья,

2)контурные перья,

3)пуховые перья.

- Сравните их.

- Сейчас я макну перо в стакан с водой. Какие изменения произошли с пером? (оно осталось сухим).

- Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся вода»? (птица и в воде остаётся сухой)

- Рассмотрите внимательно перо. Из чего оно состоит?

(Учитель показывает стержень и бороздки перьев, очин и опахало).

(слайд 11)

- Какой же можно сделать вывод? (Перья прочные, легкие, не впитывают воду)

- Почему в учебнике рядом с голубем нарисовано перо и чернильница? (Раньше писали гусиным пером) (слайд 12)


VI. Объяснение новой темы (продолжение).

- Обычно у птиц сильное, но легкое тело. Но это не у всех. (слайд 13)

Страус - самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов. (слайд 14)

Пингвин - на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб. (слайд 15)

Колибри - самая крохотная птичка. Эта птица может летать не только вперёд, но и вверх, в стороны, и даже назад. У большинства колибри длинные клювы, которыми они достают нектар.

VII. Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок на странице 25.

Найдите тех птиц, которых вы видели. Расскажите, что вы знаешь о них. (слайд 16)

- Послушайте, как птицы разговаривают.

- Встретились однажды сорока и снегирь.

Сценка «Сорока и снегирь»

Сорока:

- Эй, увалень, как звать-то тебя?

- Откуда, красногрудый, к нам прилетел?

- Что же ты молчишь, воды, что ли, в рот набрал?

Снегирь:

- Нет, не воды, а...

Сорока:

- Дети, что набрал в рот снегирь?

О т в е т: рябину.

Помогите птицам!

Люди, помогайте,

Пташечкам зимой!

Им не будет страшен

Холод ледяной.

Люди, помогайте,

Вы друзьям своим!

Ведь зимой без помощи

Очень трудно им!

(Песенка «Всем нужны друзья»)


Работа в тетрадях.

- Откройте тетради на странице 11.

- Чем различаются эти птицы?

- Чем они похожи?

- Раскрасьте птиц на рисунках.

VIII. Итог урока.

Цель: контроль за результатами деятельности.

- С какой новой группой животных мы познакомились?

- Что мы узнали о птицах?

- Кто же такие птицы? (слайд 28)

- Что вам понравилось на уроке?

- Ребята, мы говорим: птицы - наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц?

- Спасибо за хорошую работу на уроке.

IХ. Рефлексия

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

- Какое задание было самым интересным на уроке?

- Урок окончен.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока окружающего мира "Кто такие птицы?"

Автор: Годлевская Наталья Юрьевна

Дата: 06.12.2015

Номер свидетельства: 262904

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока окружающего мира по теме "Природа в опасности" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-priroda-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "110357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405947918"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по окружающему миру "Кто такие птицы?""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokapookruzhaiushchiemumiruktotakiieptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "279401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453223210"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по окружающему миру "Кто такие птицы". 1 класс."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt_uroka_po_okruzhaiushchiemu_miru_kto_takiie_ptitsy_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "366588"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481042780"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по окружающему миру "Кто такие птицы""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-kto-takiie-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "250278"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447066336"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "конспект урока окружающего мира в 1 классе по ФГОС с элементом технологии ИКТ интерактивное голосование тема: "Зачем люди трудятся""
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekturokaokruzhaiushchieghomirav1klassiepofgosseliemientomtiekhnologhiiiktintieraktivnoiegholosovaniietiemazachiemliuditrudiatsia"
    ["file_id"] => string(6) "323658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462015636"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства