kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературному чтению по теме "Стихотворения Ф. И. Тютчева".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведён для студентов педагогического колледжа. На этом уроке была показана работа класса ув условиях новых федеральных стандартов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению по теме "Стихотворения Ф. И. Тютчева".»

Учитель начальных классов Баркова Ольга Борисовна

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 «Б» МБОУ СОШ №3 г. Ногинск

Тип урока: урок открытия новых знаний

Учебно-методический комплекс:  «Школа России»



Тема

«Стихи Ф.И. Тютчева о весне»

Цель

Познакомить учащихся со стихотворениями Ф.И. Тютчева о весне, показать целостность поэтического образа, обратить внимание детей на специфику выражения языка поэзии

Задачи

  • учить анализировать поэтические произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения

  • формирование у детей навыков осознанного чтения;

  • формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов,

  • расширение лексических знаний о слове;

  • расширить знания об окружающем мире;

  • воспитание чувства прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.

Формируемые УУД

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Прогнозировать результат решения практической  учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь  исправления.

Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при вычислениях черновик, находить рациональные пути решения.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.

Планируемый результат

Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: Строить монологическое высказывание, используя математические термины,учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: Определять взаимосвязь между действиями умножения и деления и обосновывать своё мнение; уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Средства обучения:

Учебник: «Литературное чтение» 2 класс (авторы Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А.), проектор, мультимедийная доска,презентация, листы с заданиями для учащихся
























Технологическая карта урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1. Самоопределение к деятельности

Задача:

включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счёт мотивационного настроя (1 минуты)

Эмоциональный настрой.


- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Начинаем наш урок.




Здороваются с гостями.



Настраиваются на урок





Читают стихи 3 ученика.












Перечисляют.







Предполагают.

Отвечают.






Ученица рассказывает биографию поэта.

























Работа в парах.

Выполняют задание на карточке.




Предполагают.

Отвечают.








Читают.



Работа по вариантам




Проверка.














Выполняют движения












Отвечают.




Выразительное чтение








Выполняют работу


Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение.

Формируемые УУД Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления.

Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при вычислениях черновик, находить рациональные пути решения.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.

2.

Актуализация знаний

Задача:

Повторение изученного материала.

(2 минут)





3. Постановка учебной задачи, определение темы и целей урока.

Задача:

формулирование учащимися темы и цели урока.

(2 минут)



4.

Знакомство с биографией писателя.

(3 минут)

Задача: знакомство с биографией писателя.















5.

Работа со стихотворением.

Задача: анализ лирического произведения

(20 минуты)








































6.

Физминутка

(1 мин)


























Самостоятельная работа


(5 мин)










7. Рефлексия

осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.

( 3 мин)


8. Запись домашнего задания (2 мин)

- Послушайте стихотворения, которые прочитают ребята.

То мороз, то лужи голубые,

То метель, то солнечные дни.

На пригорках пятна снеговые

Прячутся от солнышка в тени.

Над землёй- гусиная цепочка,

На земле — проснулся ручеёк,

И зиме показывает почка

Озорной, зелёный язычок.


- Какому времени года посвящены стихотворения? 

- Почему урок начался с этих стихотворений? (Мы будем говорить о Весне)

Слайд 1. «Весна»

- Какие признаки весны были описаны в этих стих-ях?

- Скажите, а как называется раздел литературы, в котором собраны стихи? (поэзия). А, как называются писатели, которые пишут стихотворения? (поэты)



-Каких поэтов вы знаете? (Русских, советских)


- Многие поэты посвятили весне свои произведения. Я хочу познакомить вас с произведением замечательного русского поэта Ф.И. Тютчева. 

- Как вы думаете, какая тема урока?

Тема урока: Стихи Ф.И. Тютчева о родной природе. Слайд 2. Фото поэта. Тема урока.

- Послушайте немного из биографии поэта Ф. И. Тютчева.

- Федор Иванович Тютчев 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.

- Ф.И. Тютчев начальное образование получал дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он учился в университете Москвы на отделении словесности.

-Стихи Тютчев начал писать еще подростком. Поэт написал около 400 стихотворений. Самая любимая его тема - тема природы.

- Умер в Царском Селе, похоронен в Петербурге. В настоящее время в селении Овстуг расположен музей – усадьба его имени. Слайд 3. Фото усадьбы.



Работа с текстом

- Сегодня работаем на стр. 110-111 учебника. Здесь представлены 2 стихотворения о весне. Давайте более подробно остановимся на первом поэтическом произведении.

Прослушивание аудиозаписи. Слайд 4


- Ребята, понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

- А для того, чтобы нам лучше понять стихотворение, выясним значение трудных слов. Но вот беда значения слов поменялись местами. Ваша задача – соединить слово и его значение в паре.

Карточка.

хлопочет звон церковных колоколов в особых торжественных случаях

взбесилась вопреки

против

наперекор очень сильно разозлилась

трезвон еще больше

пуще заниматься чем-то очень усердно


Проверим.


-А теперь прочитайте стихотворение сами, вслух.



- Какие картины природы описаны автором? (встреча зимы и весны, пение жаворонков)

- Какие образы создает поэт? (Зимы и весны)

- Как названа зима? (Ведьма злая)

- А весна? (Прекрасное дитя)

- Кто помнит, как называется такой поэтический приём, когда предметы изображаются, как живые существа (олицетворение).


Чтение учениками.


- Сейчас, после повторного чтения, попробуйте записать слова, которые обозначают действия Зимы и Весны.


Весна Зима

Хохочет хлопочет

Шумит ворчит

Умылася взбесилась

Румяней стала пустила снежок


- Слова какой части речи вы написали?

- Автор использует глаголы, противоположные по настроению, по отношению к герою).

- Как вы думаете, почему для описания весны автор использует ласковые, добрые слова, а для описания Зимы - наоборот. Как Тютчев относится в этом стихотворении к Зиме, Весне?


Такое яркое противопоставление - называется контрастом. Для чего Тютчев в этом стихотворении использовал данный прием – контраст для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, новизны и прошлого.



-Если я назову фамилию русского поэта, хлопните над головой, если советского, то перед - собой: Барто, Пушкин, Маршак, Лермонтов, Некрасов, Фет, Михалков, Чуковский, Тютчев.


- Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним произведением Ф. Тютчева - стихотворением «Весенние воды»


  1. - Прочитайте стихотворение самостоятельно

  2. – Как вы понимаете название стихотворения?

  3. – Откуда берутся ручьи?

  4. – Какие слова вам были непонятны?


- Читаем вслух по цепочке

- Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

- О каком периоде весны в них говорится? (ранняя весна)

- Что значит «гласят»?


Ребята, а сейчас мы прочитаем это стихотворение хором по рядам. Начиная с 1 ряда и по 4 строчки.



-Итогом урока будет ваша самостоятельная работа.


-Знаете, русская природа вдохновляла не только писателей, но и композиторов. Замечательный русский композитор П. И. Чайковский написал муз. альбом под названием «Времена года». Я включу из него пьесу «Весна», под которую вы заполните пропуски на карточках. Слайд 5. Аудиозапись «Весна» П.И. Чайковского.


ФИ_______________________

Я прочитал стихотворение: автор_________ название __________

В этом стихотворении автор показал ____________.

Поэт сумел передать______________ настроение.

Это стихотворение вызывает во мне ______чувство, потому что __________________________.

Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что___________________________.


- Ребята, о каком поэте мы с вами сегодня разговаривали?

- С какими стихотворениями познакомились?

- В нашем классе есть выставка книг Ф.И. Тютчева, если кто –то захочет то на переменке можете подойти и посмотреть, а почитать такие книги можно в библиотеке.

- Как поэт относится к своей Родине?

- Как вы относитесь к Родине?


Молодцы! Я с вами довольна. Вы сегодня все хорошо поработали.


- Оцените свою работу. У вас на столах лежат солнышки с разными смайликами, кто доволен своей работой приклейте солнышки с улыбкой, кто не очень, солнышко без улыбки, а кто совсем недоволен огорченное солнышко.


- Сегодня за урок вы получаете оценки… кому на что обратить внимание.


- Д/з. На выбор – выучить понравившееся стихотворение Ф.И. Тютчева.







хлопочет






взбесилась



наперекор



трезвон



пуще


звон церковных колоколов в особых торжественных случаях



против



очень сильно разозлилась


еще больше



занимается чем-то очень усердно


хлопочет






взбесилась



наперекор



трезвон



пуще


звон церковных колоколов в особых торжественных случаях



против



очень сильно разозлилась


еще больше



занимается чем-то очень усердно


хлопочет






взбесилась



наперекор



трезвон



пуще


звон церковных колоколов в особых торжественных случаях



против



очень сильно разозлилась


еще больше



занимается чем-то очень усердно


хлопочет






взбесилась



наперекор



трезвон



пуще


звон церковных колоколов в особых торжественных случаях



против



очень сильно разозлилась


еще больше



занимается чем-то очень усердно


хлопочет






взбесилась



наперекор



трезвон



пуще


звон церковных колоколов в особых торжественных случаях



против



очень сильно разозлилась


еще больше



занимается чем-то очень усердно


хлопочет






взбесилась



наперекор



трезвон



пуще


звон церковных колоколов в особых торжественных случаях



против



очень сильно разозлилась


еще больше



занимается чем-то очень усердно










ЗИМА


ВЕСНА














ЗИМА


ВЕСНА






ФИ______________________________________

Я прочитал(а) стихотворение: автора ________________

название_____________________________________.


В этом стихотворении автор показал _________________.


Поэт сумел передать___________________ настроение.


Это стихотворение вызывает во мне ____________чувство,

потому что __________________________ .


Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что____________________________________________.


ФИ______________________________________

Я прочитал(а) стихотворение: автора ________________

название_____________________________________.


В этом стихотворении автор показал _________________.


Поэт сумел передать___________________ настроение.


Это стихотворение вызывает во мне ____________чувство,

потому что __________________________ .


Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что____________________________________________.



ФИ______________________________________

Я прочитал(а) стихотворение: автора ________________

название_____________________________________.


В этом стихотворении автор показал _________________.


Поэт сумел передать___________________ настроение.


Это стихотворение вызывает во мне ____________чувство,

потому что __________________________ .


Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что____________________________________________.



ФИ______________________________________

Я прочитал(а) стихотворение: автора ________________

название_____________________________________.


В этом стихотворении автор показал _________________.


Поэт сумел передать___________________ настроение.


Это стихотворение вызывает во мне ____________чувство,

потому что __________________________ .


Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что____________________________________________.




Стихи


Фёдора Ивановича Тютчева


о весне


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок по литературному чтению по теме "Стихотворения Ф. И. Тютчева".

Автор: Ольга Борисовна Баркова

Дата: 11.11.2020

Номер свидетельства: 563108

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Урок литературного чтения Ф. И. Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится…», А.Плещеев «Весна»"
    ["seo_title"] => string(106) "urok-litieraturnogho-chtieniia-f-i-tiutchiev-viesienniie-vody-zima-niedarom-zlitsia-a-plieshchieiev-viesna"
    ["file_id"] => string(6) "259091"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448641840"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок литературного чтения Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..." "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-litieraturnogho-chtieniia-f-i-tiutchiev-zima-niedarom-zlitsia"
    ["file_id"] => string(6) "125087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414906518"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Точность поэтических образов в произведениях А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева» "
    ["seo_title"] => string(145) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-po-tiemie-tochnost-poetichieskikh-obrazov-v-proizviedieniiakh-a-s-pushkina-i-f-i-tiutchieva"
    ["file_id"] => string(6) "103604"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402594045"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "урок №2 литературное чтение 5 класс Тема: «Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе». "
    ["seo_title"] => string(109) "urok-2-litieraturnoie-chtieniie-5-klass-tiema-russkiie-poety-xix-vieka-o-rodinie-o-rodnoi-prirodie-i-o-siebie"
    ["file_id"] => string(6) "116909"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412649900"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Интегрированный урок по ИЗО и литературному чтению во 2 классе "К.Д.Бальмонт. Снежинка. Изготовление снежинки.""
    ["seo_title"] => string(120) "intieghrirovannyi-urok-po-izo-i-litieraturnomu-chtieniiu-vo-2-klassie-k-d-bal-mont-sniezhinka-izghotovlieniie-sniezhinki"
    ["file_id"] => string(6) "272517"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451998862"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства