- Послушайте стихотворения, которые прочитают ребята. То мороз, то лужи голубые, То метель, то солнечные дни. На пригорках пятна снеговые Прячутся от солнышка в тени. Над землёй- гусиная цепочка, На земле — проснулся ручеёк, И зиме показывает почка Озорной, зелёный язычок. - Какому времени года посвящены стихотворения? - Почему урок начался с этих стихотворений? (Мы будем говорить о Весне) Слайд 1. «Весна» - Какие признаки весны были описаны в этих стих-ях? - Скажите, а как называется раздел литературы, в котором собраны стихи? (поэзия). А, как называются писатели, которые пишут стихотворения? (поэты) -Каких поэтов вы знаете? (Русских, советских) - Многие поэты посвятили весне свои произведения. Я хочу познакомить вас с произведением замечательного русского поэта Ф.И. Тютчева. - Как вы думаете, какая тема урока? Тема урока: Стихи Ф.И. Тютчева о родной природе. Слайд 2. Фото поэта. Тема урока. - Послушайте немного из биографии поэта Ф. И. Тютчева. - Федор Иванович Тютчев 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. - Ф.И. Тютчев начальное образование получал дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он учился в университете Москвы на отделении словесности. -Стихи Тютчев начал писать еще подростком. Поэт написал около 400 стихотворений. Самая любимая его тема - тема природы. - Умер в Царском Селе, похоронен в Петербурге. В настоящее время в селении Овстуг расположен музей – усадьба его имени. Слайд 3. Фото усадьбы. Работа с текстом - Сегодня работаем на стр. 110-111 учебника. Здесь представлены 2 стихотворения о весне. Давайте более подробно остановимся на первом поэтическом произведении. Прослушивание аудиозаписи. Слайд 4 - Ребята, понравилось ли вам это стихотворение? Чем? - А для того, чтобы нам лучше понять стихотворение, выясним значение трудных слов. Но вот беда значения слов поменялись местами. Ваша задача – соединить слово и его значение в паре. Карточка. хлопочет звон церковных колоколов в особых торжественных случаях взбесилась вопреки против наперекор очень сильно разозлилась трезвон еще больше пуще заниматься чем-то очень усердно Проверим. -А теперь прочитайте стихотворение сами, вслух. - Какие картины природы описаны автором? (встреча зимы и весны, пение жаворонков) - Какие образы создает поэт? (Зимы и весны) - Как названа зима? (Ведьма злая) - А весна? (Прекрасное дитя) - Кто помнит, как называется такой поэтический приём, когда предметы изображаются, как живые существа (олицетворение). Чтение учениками. - Сейчас, после повторного чтения, попробуйте записать слова, которые обозначают действия Зимы и Весны. Весна Зима Хохочет хлопочет Шумит ворчит Умылася взбесилась Румяней стала пустила снежок - Слова какой части речи вы написали? - Автор использует глаголы, противоположные по настроению, по отношению к герою). - Как вы думаете, почему для описания весны автор использует ласковые, добрые слова, а для описания Зимы - наоборот. Как Тютчев относится в этом стихотворении к Зиме, Весне? Такое яркое противопоставление - называется контрастом. Для чего Тютчев в этом стихотворении использовал данный прием – контраст для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, новизны и прошлого. -Если я назову фамилию русского поэта, хлопните над головой, если советского, то перед - собой: Барто, Пушкин, Маршак, Лермонтов, Некрасов, Фет, Михалков, Чуковский, Тютчев. - Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним произведением Ф. Тютчева - стихотворением «Весенние воды» - Прочитайте стихотворение самостоятельно – Как вы понимаете название стихотворения? – Откуда берутся ручьи? – Какие слова вам были непонятны? - Читаем вслух по цепочке - Понравилось ли вам это стихотворение? Чем? - О каком периоде весны в них говорится? (ранняя весна) - Что значит «гласят»? Ребята, а сейчас мы прочитаем это стихотворение хором по рядам. Начиная с 1 ряда и по 4 строчки. -Итогом урока будет ваша самостоятельная работа. -Знаете, русская природа вдохновляла не только писателей, но и композиторов. Замечательный русский композитор П. И. Чайковский написал муз. альбом под названием «Времена года». Я включу из него пьесу «Весна», под которую вы заполните пропуски на карточках. Слайд 5. Аудиозапись «Весна» П.И. Чайковского. ФИ_______________________ Я прочитал стихотворение: автор_________ название __________ В этом стихотворении автор показал ____________. Поэт сумел передать______________ настроение. Это стихотворение вызывает во мне ______чувство, потому что __________________________. Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что___________________________. - Ребята, о каком поэте мы с вами сегодня разговаривали? - С какими стихотворениями познакомились? - В нашем классе есть выставка книг Ф.И. Тютчева, если кто –то захочет то на переменке можете подойти и посмотреть, а почитать такие книги можно в библиотеке. - Как поэт относится к своей Родине? - Как вы относитесь к Родине? Молодцы! Я с вами довольна. Вы сегодня все хорошо поработали. - Оцените свою работу. У вас на столах лежат солнышки с разными смайликами, кто доволен своей работой приклейте солнышки с улыбкой, кто не очень, солнышко без улыбки, а кто совсем недоволен огорченное солнышко. - Сегодня за урок вы получаете оценки… кому на что обратить внимание. - Д/з. На выбор – выучить понравившееся стихотворение Ф.И. Тютчева. |