kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок №2 литературное чтение 5 класс Тема: «Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

5 класс                  Урок №2                            Литературное чтение

 

Тема: «Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе».

Цель:

  • познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века
  • раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века;
  • учить  восприятию и истолкованию лирического произведения.

Задачи урока:

Обучающие:

  • помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов;
  • учить вчитываться в художественный текст, пытаясь уловить оттенки авторской интонации;
  • обучение выразительному чтению.

Развивающие:

  • развивать умения обосновывать свою точку зрения,
  • формировать исследовательские навыки;
  • развивать умения публичного выступления;
  • развивать образное мышление, наблюдательность.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи;
  • воспитывать любовь к природе, учить чувствовать и понимать красоту родного края;
  • прививать учащимся любовь к литературе родного края;
  • формировать умение работать в коллективе;
  • воспитывать у учащихся терпимость к чужому мнению.

Здоровьесберегающие:

  • предупреждать переутомление путем смены деятельности.

Ход урока:

Кто с лаской тихою помыслил о березке, за здравье Родины затеплил тот свечу.

И.Северянин

I. Организационный момент

Класс делится на 3 группы.

II. Слово учителя

Эпиграфом к уроку я взяла строки из поэзии Игоря Северянина.

Прочитайте их, и, может быть, не раз, и скажите, как вы понимаете это высказывание?

Думаем: о ком говорит поэт- о себе, о нас? Почему «ласка тихая», а не громкая? Что открывается нам в словах о затепленной свече?...

Березка – символ России. Тема природы в творчестве поэтов часто связана с темой Родины: через природу поэт выражает свое настроение, отношение к Отчизне, поэтому пейзажную лирику можно считать и лирикой о Родине, о себе.

Тема сегодняшнего урока «Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе».

 Перед нами стоит задача – познакомиться с произведениями поэтов, продолжить работу над выразительным чтением.

Я надеюсь, что сегодня мы согреемся теплым светом свечей, зажженных за здравие Родины замечательными русскими поэтами Ф.И.Тютчевым, А.Н.Плещеевым, И.С.Никитиным, И.З.Суриковым.

III. Работа с текстами стихотворений

1 группа: выразительное чтение стихотворений «Зима недаром злится», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева.

- Скажите, как по вашему мнению, нужно читать эти стихотворения? (Задушевно, не торопясь.)

- Какие картины природы больше по душе вам? (Картины, которые несут покой и добро, радостные и яркие.)

II группа: выразительное чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Весна».

-Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (Светлое, радостное. Все пробуждается, все наполнено надеждой.) Весна – это всегда радость, ожидание чего-то хорошего.

- Какие образы рисует поэт? Какую картину вы видите?

-Сравните стихотворение А.Н.Плещеева и Ф.И.Тютчева, посвященные весне, весеннему настроению («Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало…», сердечным переживаниям «И сердце сильно так в груди стучит, Как будто ждет чего-то…») бурному пришествию весны («Весна идет, весна идет..»)

-Как вы воспринимаете каждое из этих стихотворений?

III группа: выразительное чтение стихотворения И.С.Никитина «Зимняя ночь в деревне», И.З.Сурикова «Зима».

- Какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры) помогают писателю создать картины родной природы и одновременно высказать свои чувства и настроение?

-Как можно назвать одним словом описание изображения природы?

«Пейзаж» – французское слово – означает «вид, изображение какой-нибудь местности, картины», «рисунок, изображающий природу». Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называют пейзажной лирикой.

IV. Слово учителя.

Поэты и художники, изображая картины природы, выражают свои чувства и настроение различными средствами, но те и другие вызывают сопереживание у читателей и зрителей.

Один из самых любимых пейзажистов России – Исаак Ильич Левитан. Сколько картин, полных задушевности и бесконечной любви к родным просторам, создано этим мастером кисти: радостный, солнечный «Март»,  «Весна – большая вода» и т.д.

Картина В.Д.Поленова «Заросший пруд». Художник внес в свою картину непосредственность, легкость этюда, прозрачность воздуха и удивительный мягкий свет.

- Обратите, ребята, внимание на картины русских художников и подумайте, какие строки из стихотворений  показались вам созвучными по настроению картинам природы, сделанными художниками: И.Левитаном, В.Поленовым, И.Остроуховым, Л.Каменевым.

 V. Письменная работа «Допиши предложение»

Почему же при чтении этих стихотворений возникает ощущение застывшей картины? Допишем предложение:

«При чтении стихотворения…возникает ощущение застывшей картины, так как (потому что)…»

VI. Урок нравственности по сказке В.А.Сухомлинского - великого педагога, учителя украинского языка и литературы, который сочинил вместе с детьми 1200 рассказов и много сказок. Вся его жизнь в рассказах. Рассказ

 «Дуб под окном » (для всех групп).

Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил под окном дубок.

Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок. Старел лесник. И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дуб разросся так, что закрыл окно. Стало в комнате темно, а в ней жила  красавица – лесникова внучка.

- Срубите дуб, дедушка, - просит внучка, – темно в комнате.

- Завтра утром начнем, - ответил лесник.

Наступило утро. Позвал лесник троих сыновей и  девять внуков. Позвал и внучку – красавицу и сказал: «Будем дом переносить на другое место».

И пошел с лопатой  копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица – внучка.

 Вопросы:

1.Что ты думаешь о жизни лесника и его семье?

2.Как бы ты поступил на месте деда и почему?

3. Получила ли внучка урок, поняла ли решение старика?

4.Сколько вырастил ты  деревьев в своей жизни?

 

VII. Рефлексия

Подведем итоги нашего урока.

1.С произведениями каких поэтов мы познакомились?

2. Какова главная тема поэзии русских поэтов I X  века?

  VIII. Мне хочется завершить наш урок словами литературоведа Ю. Селезнева: «Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки! Нельзя любить весь мир, не имея Родины. Нельзя быть истинным поэтом вне этого чувства, духовного родства со своей землей, со своим народом, с его миропониманием».

IX.  Домашнее заданиеНаписать мини – сочинение на тему: «Времена года».

Приложение к уроку

1 группа: выразительное чтение стихотворений «Зима недаром злится», «Весенние воды» И.Ф.Тютчева.

- Скажите, как по вашему мнению нужно читать эти стихотворения?

- Какие картины природы больше по душе вам?

_________________________________________________________________

II группа: выразительное чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Весна».

-Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?

- Какие образы рисует поэт? Какую картину вы видите?

-Сравните стихотворение А.Н.Плещеева и И.Ф.Тютчева, посвященные весне, весеннему настроению («Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало…», сердечным переживаниям «И сердце сильно так в груди стучит, Как будто ждет чего-то…») бурному пришествию весны («Весна идет, весна идет..»).

-Как вы воспринимаете каждое из этих стихотворений?

_________________________________________________________________

III группа: выразительное чтение стихотворения И.С.Никитина «Зимняя ночь в деревне», И.З.Сурикова «Зима».

- Какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры) помогают писателю создать картины родной природы и одновременно высказать свои чувства и настроение?

__________________________________________________________________

 

 

 

Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил под окном дубок.

Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок. Старел лесник. И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дуб разросся так, что закрыл окно. Стало в комнате темно, а в ней жила  красавица – лесникова внучка.

- Срубите дуб, дедушка, - просит внучка, – темно в комнате.

- Завтра утром начнем, - ответил лесник.

Наступило утро. Позвал лесник троих сыновей и  девять внуков. Позвал и внучку – красавицу и сказал: «Будем дом переносить на другое место».

И пошел с лопатой  копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица – внучка.

______________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил под окном дубок.

Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок. Старел лесник. И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дуб разросся так, что закрыл окно. Стало в комнате темно, а в ней жила  красавица – лесникова внучка.

- Срубите дуб, дедушка, - просит внучка, – темно в комнате.

- Завтра утром начнем, - ответил лесник.

Наступило утро. Позвал лесник троих сыновей и  девять внуков. Позвал и внучку – красавицу и сказал: «Будем дом переносить на другое место».

И пошел с лопатой  копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица – внучка.

__________________________________________________________________

Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил под окном дубок.

Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок. Старел лесник. И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дуб разросся так, что закрыл окно. Стало в комнате темно, а в ней жила  красавица – лесникова внучка.

- Срубите дуб, дедушка, - просит внучка, – темно в комнате.

- Завтра утром начнем, - ответил лесник.

Наступило утро. Позвал лесник троих сыновей и  девять внуков. Позвал и внучку – красавицу и сказал: «Будем дом переносить на другое место».

И пошел с лопатой  копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица – внучка.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок №2 литературное чтение 5 класс Тема: «Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе». »

5 класс Урок №2 Литературное чтение

Тема: «Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе».

Цель:

  • познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века

  • раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века;

  • учить  восприятию и истолкованию лирического произведения.

Задачи урока:

Обучающие:

  • помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов;

  • учить вчитываться в художественный текст, пытаясь уловить оттенки авторской интонации;

  • обучение выразительному чтению.

Развивающие:

  • развивать умения обосновывать свою точку зрения,

  • формировать исследовательские навыки;

  • развивать умения публичного выступления;

  • развивать образное мышление, наблюдательность.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи;

  • воспитывать любовь к природе, учить чувствовать и понимать красоту родного края;

  • прививать учащимся любовь к литературе родного края;

  • формировать умение работать в коллективе;

  • воспитывать у учащихся терпимость к чужому мнению.

Здоровьесберегающие:

  • предупреждать переутомление путем смены деятельности.

Ход урока:

Кто с лаской тихою помыслил о березке, за здравье Родины затеплил тот свечу.

И.Северянин

I. Организационный момент

Класс делится на 3 группы.

II. Слово учителя

Эпиграфом к уроку я взяла строки из поэзии Игоря Северянина.

Прочитайте их, и, может быть, не раз, и скажите, как вы понимаете это высказывание?

Думаем: о ком говорит поэт- о себе, о нас? Почему «ласка тихая», а не громкая? Что открывается нам в словах о затепленной свече?...

Березка – символ России. Тема природы в творчестве поэтов часто связана с темой Родины: через природу поэт выражает свое настроение, отношение к Отчизне, поэтому пейзажную лирику можно считать и лирикой о Родине, о себе.

Тема сегодняшнего урока «Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе».

 Перед нами стоит задача – познакомиться с произведениями поэтов, продолжить работу над выразительным чтением.

Я надеюсь, что сегодня мы согреемся теплым светом свечей, зажженных за здравие Родины замечательными русскими поэтами Ф.И.Тютчевым, А.Н.Плещеевым, И.С.Никитиным, И.З.Суриковым.

III. Работа с текстами стихотворений

1 группа: выразительное чтение стихотворений «Зима недаром злится», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева.

- Скажите, как по вашему мнению, нужно читать эти стихотворения? (Задушевно, не торопясь.)

- Какие картины природы больше по душе вам? (Картины, которые несут покой и добро, радостные и яркие.)

II группа: выразительное чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Весна».

-Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (Светлое, радостное. Все пробуждается, все наполнено надеждой.) Весна – это всегда радость, ожидание чего-то хорошего.

- Какие образы рисует поэт? Какую картину вы видите?

-Сравните стихотворение А.Н.Плещеева и Ф.И.Тютчева, посвященные весне, весеннему настроению («Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало…», сердечным переживаниям «И сердце сильно так в груди стучит, Как будто ждет чего-то…») бурному пришествию весны («Весна идет, весна идет..»)

-Как вы воспринимаете каждое из этих стихотворений?

III группа: выразительное чтение стихотворения И.С.Никитина «Зимняя ночь в деревне», И.З.Сурикова «Зима».

- Какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры) помогают писателю создать картины родной природы и одновременно высказать свои чувства и настроение?

-Как можно назвать одним словом описание изображения природы?

«Пейзаж» – французское слово – означает «вид, изображение какой-нибудь местности, картины», «рисунок, изображающий природу». Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называют пейзажной лирикой.

IV. Слово учителя.

Поэты и художники, изображая картины природы, выражают свои чувства и настроение различными средствами, но те и другие вызывают сопереживание у читателей и зрителей.

Один из самых любимых пейзажистов России – Исаак Ильич Левитан. Сколько картин, полных задушевности и бесконечной любви к родным просторам, создано этим мастером кисти: радостный, солнечный «Март»,  «Весна – большая вода» и т.д.

Картина В.Д.Поленова «Заросший пруд». Художник внес в свою картину непосредственность, легкость этюда, прозрачность воздуха и удивительный мягкий свет.

- Обратите, ребята, внимание на картины русских художников и подумайте, какие строки из стихотворений  показались вам созвучными по настроению картинам природы, сделанными художниками: И.Левитаном, В.Поленовым, И.Остроуховым, Л.Каменевым.

V. Письменная работа «Допиши предложение»

Почему же при чтении этих стихотворений возникает ощущение застывшей картины? Допишем предложение:

«При чтении стихотворения…возникает ощущение застывшей картины, так как (потому что)…»

VI. Урок нравственности по сказке В.А.Сухомлинского - великого педагога, учителя украинского языка и литературы, который сочинил вместе с детьми 1200 рассказов и много сказок. Вся его жизнь в рассказах. Рассказ

 «Дуб под окном » (для всех групп).

Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил под окном дубок.

Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок. Старел лесник. И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дуб разросся так, что закрыл окно. Стало в комнате темно, а в ней жила  красавица – лесникова внучка.

- Срубите дуб, дедушка, - просит внучка, – темно в комнате.

- Завтра утром начнем, - ответил лесник.

Наступило утро. Позвал лесник троих сыновей и  девять внуков. Позвал и внучку – красавицу и сказал: «Будем дом переносить на другое место».

И пошел с лопатой  копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица – внучка.

 Вопросы:

1.Что ты думаешь о жизни лесника и его семье?

2.Как бы ты поступил на месте деда и почему?

3. Получила ли внучка урок, поняла ли решение старика?

4.Сколько вырастил ты  деревьев в своей жизни?

 

VII. Рефлексия

Подведем итоги нашего урока.

1.С произведениями каких поэтов мы познакомились?

2. Какова главная тема поэзии русских поэтов I X  века?

VIII. Мне хочется завершить наш урок словами литературоведа Ю. Селезнева: «Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки! Нельзя любить весь мир, не имея Родины. Нельзя быть истинным поэтом вне этого чувства, духовного родства со своей землей, со своим народом, с его миропониманием».

IX.  Домашнее заданиеНаписать мини – сочинение на тему: «Времена года».

Приложение к уроку

1 группа: выразительное чтение стихотворений «Зима недаром злится», «Весенние воды» И.Ф.Тютчева.

- Скажите, как по вашему мнению нужно читать эти стихотворения?

- Какие картины природы больше по душе вам?

_________________________________________________________________

II группа: выразительное чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Весна».

-Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?

- Какие образы рисует поэт? Какую картину вы видите?

-Сравните стихотворение А.Н.Плещеева и И.Ф.Тютчева, посвященные весне, весеннему настроению («Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало…», сердечным переживаниям «И сердце сильно так в груди стучит, Как будто ждет чего-то…») бурному пришествию весны («Весна идет, весна идет..»).

-Как вы воспринимаете каждое из этих стихотворений?

_________________________________________________________________

III группа: выразительное чтение стихотворения И.С.Никитина «Зимняя ночь в деревне», И.З.Сурикова «Зима».

- Какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры) помогают писателю создать картины родной природы и одновременно высказать свои чувства и настроение?

__________________________________________________________________




Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил под окном дубок.

Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок. Старел лесник. И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дуб разросся так, что закрыл окно. Стало в комнате темно, а в ней жила  красавица – лесникова внучка.

- Срубите дуб, дедушка, - просит внучка, – темно в комнате.

- Завтра утром начнем, - ответил лесник.

Наступило утро. Позвал лесник троих сыновей и  девять внуков. Позвал и внучку – красавицу и сказал: «Будем дом переносить на другое место».

И пошел с лопатой  копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица – внучка.

______________________________________________________________







Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил под окном дубок.

Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок. Старел лесник. И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дуб разросся так, что закрыл окно. Стало в комнате темно, а в ней жила  красавица – лесникова внучка.

- Срубите дуб, дедушка, - просит внучка, – темно в комнате.

- Завтра утром начнем, - ответил лесник.

Наступило утро. Позвал лесник троих сыновей и  девять внуков. Позвал и внучку – красавицу и сказал: «Будем дом переносить на другое место».

И пошел с лопатой  копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица – внучка.

__________________________________________________________________

Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил под окном дубок.

Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок. Старел лесник. И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дуб разросся так, что закрыл окно. Стало в комнате темно, а в ней жила  красавица – лесникова внучка.

- Срубите дуб, дедушка, - просит внучка, – темно в комнате.

- Завтра утром начнем, - ответил лесник.

Наступило утро. Позвал лесник троих сыновей и  девять внуков. Позвал и внучку – красавицу и сказал: «Будем дом переносить на другое место».

И пошел с лопатой  копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица – внучка.


















                                  А. С. Пушкин

                              Цветы последние милей 
                              Роскошных первенцев полей. 
                              Они унылые мечтанья 
                              Живее пробуждают в нас. 
                              Так иногда разлуки час 
                              Живее сладкого свиданья.

                                 М. Ю. Лермонтов

                                      Осень

                              Листья в поле пожелтели.
                              И кружатся, и летят;
                              Лишь в бору поникши ели
                              Зелень мрачную хранят. 
                              Под нависшею скалою 
                              Уж не любит меж цветов 
                              Пахарь отдыхать порою 
                              От полуденных трудов. 
                              Зверь отважный поневоле 
                              Скрыться где-нибудь спешит. 
                              Ночью месяц тускл и поле 
                              Сквозь туман лишь серебрит.

                                    Ф. И. Тютчев
                                    Осенний вечер

                              Есть я светлости осенних вечеров 
                              Умильная, таинственная прелесть: 
                              Зловещий блеск и пестрота дерев. 
                              Багряных листьев томный, легкий шелест. 
                              Туманная и тихая лазурь 
                              Над грустно-спротекцией землею, 
                              И, как предчувствие сходящих бурь, 
                              Порывистый, холодный ветр порою, 
                              Ущерб, изнеможенье — и на всем 
                              Та кроткая улыбка увяданья, 
                              Что в существе разумном мы зовем 
                              Божественной стыдливостью страданья.




«Весенние воды» Федор Тютчев

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят—
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..

А.Плещеев «Весна»
Уж тает снег, бегут ручьи, 
В окно повеяло весною.. . 
Засвищут скоро соловьи, 
И лес оденется листвою! 

Чиста небесная лазурь, 
Теплей и ярче солнце стало, 
Пора метелей злых и бурь 
Опять надолго миновала. 

И сердце сильно так в груди 
Стучит, как будто ждет чего-то, 
Как будто счастье впереди 
И унесла зима заботы! 

Все лица весело глядят. 
"Весна! "- читаешь в каждом взоре; 
И тот, как празднику, ей рад, 
Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе. 

Но резвых деток звонкий смех 
И беззаботных птичек пенье 
Мне говорят - кто больше всех 
Природы любит обновленье! 





И.Никитин «Зимняя ночь в деревне»

Весело сияет 
Месяц над селом; 
Белый снег сверкает 
Синим огоньком.

Месяца лучами 
Божий храм облит; 
Крест под облаками, 
Как свеча, горит.

Пусто, одиноко 
Сонное село; 
Вьюгами глубоко 
Избы занесло.

Тишина немая 
В улицах пустых, 
И не слышно лая 
Псов сторожевых...




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Кострова Татьяна Анатольевна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 116909


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства