Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Точность поэтических образов в произведениях А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева»
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Точность поэтических образов в произведениях А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева»
Урок литературного чтения по системе развивающего обучения Л,В, Занкова в 3 классе
Тема «Точность поэтических образов в произведениях А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...» и Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою...»
Цель: познакомить обучающихся со стихотворениями А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя …» и Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою …».
Задачи:
1.Создать условия для формирования УУД:
Личностные: формирование интереса к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; понятий о сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
Регулятивные: принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой.
Коммуникативные: выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания.
Познавательные: формировать умения видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения, сравнения; искать информацию, представлять найденную информацию; структурировать знания при сопоставлении текстов.
2. Развивать поэтический слух, умение выразительно читать, интерес к самостоятельному чтению, умение подтверждать своё мнение словами из текста; учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.
3. Воспитывать любовь к родной природе, интерес к самостоятельной деятельности на уроке, умение быть внимательным слушателем.
Форма проведения: урок.
Тип урока: открытие новых знаний.
Технические средства обучения: компьютер, проектор.
Методическая и учебная литература: Э.В. Березина. Поурочно-тематическое планирование к учебнику В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение» 3 класс; В.А. Лазарева. Уроки литературного чтения в современной начальной школе; В.Ю. Свиридова. Учебник литературного чтения.3 класс.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Точность поэтических образов в произведениях А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева» »
Мишарова Жанна Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 12» ЭМР
Саратовской области
Урок литературного чтения. 3 класс
Тема «Точность поэтических образов в произведениях А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...» и Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою...»
Цель: познакомить обучающихся со стихотворениями А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя …» и Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою …».
Задачи:
1.Создать условия для формирования УУД:
Личностные: формирование интереса к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; понятий о сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
Регулятивные: принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой.
Коммуникативные: выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания.
Познавательные: формировать умения видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения, сравнения; искать информацию, представлять найденную информацию; структурировать знания при сопоставлении текстов.
2. Развивать поэтический слух, умение выразительно читать, интерес к самостоятельному чтению, умение подтверждать своё мнение словами из текста; учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.
3. Воспитывать любовь к родной природе, интерес к самостоятельной деятельности на уроке, умение быть внимательным слушателем.
Форма проведения: урок.
Тип урока: открытие новых знаний.
Технические средства обучения: компьютер, проектор.
Методическая и учебная литература: Э.В. Березина. Поурочно-тематическое планирование к учебнику В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение» 3 класс; В.А. Лазарева. Уроки литературного чтения в современной начальной школе; В.Ю. Свиридова. Учебник литературного чтения.3 класс.
Подготовим речевой аппарат к работе. Сядьте правильно. Наша задача следить за дыханием и правильно произносить звуки.
Глубоко вдохнули и на выдохе произносим слоги.
са, се, со,сы.
зе, зу, зо, за,зи.
сни, сне, сна, сну, сно.
На выдохе: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
а) испуганно, б) удивленно, в) радостно.
3. Проверка домашнего задания.
Проверим домашнее задание. Что было задано? (Составить отзыв о прочитанном отрывке из произведения К.Г. Паустовского «Прощание с летом»)
Несколько обучающихся зачитывают свои отзывы.
К какому жанру относится произведение К.Г. Паустовского «Прощание с летом»? (рассказ)
4. Введение в тему.
Ребята, поднимите руки, кому нравится зима. А почему вы любите это время года?
Сегодня зимнюю тему рассмотрим в поэзии. А что такое поэзия? Поэзия – это мир чувств и настроений. Чтобы нам лучше это понять и почувствовать, мы постарались создать такую особую зимнюю атмосферу.
Много эпитетов у Зимы: Зима-красавица, Зимушка снежная, Зима морозная, Зима лютая. Мы же на нашем уроке посмотрим на Зиму с другой стороны. Снежным вихрем мчится к нам... (ученики читают хором – “Чародейка Зима”). Такой эпитет придумал один русский поэт. Найдите этот эпитет на стр. 126-127 учебника. Кому принадлежит этот эпитет? (Ф.И.Тютчеву)
5. Постановка задач урока.
Давайте определим задачи урока. (Познакомиться со стихотворениями А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя …» и Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою …»)
6. Подготовительная работа к изучению нового материала. Групповая работа.
Ребята, вы уже знаете, что писатели и поэты при создании своих произведений пользуются изобразительно-выразительными средствами. Чтобы лучше почувствовать настроение стихотворения, нарисовать в своём воображении чудесные пейзажи, нам необходимо вспомнить средства художественной выразительности.
Для этого поработаем в парах.
Задание «Найди соответствие». На слайде вы видите определения средств выразительности, вы должны правильно соотнести цифры (1,2,3,4) с названием средства выразительности.
1.Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета в виде скрытого сравнения, почувствовать отношение автора к нему.
3.Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.
4.Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Проверка выполнения работы.
7. Работа над стихотворением А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя …»
Начнем работу со стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя …».
1) Первичное чтение стихотворения учителем.
Послушайте стихотворение. Во время моего чтения будет звучать музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года», которая вам поможет лучше увидеть зимние картины.
Какие картины зимы вы представили в своем воображении? (Ответы детей)
2) Словарная работа.
В стихотворении встретились слова «клоками», «брега», «пеленою», «проказы». Объясните их значение.
Что значит пухлой пеленою? (Воздушной, пушистой пеленою)
Для чего поэт использует эпитеты? (Чтобы лучше представить образы)
А какие еще художественные средства помогают нам в этом? (Метафоры)
Назовите метафоры в стихотворении. (Клоками, коврами, пеленою)
В каких строчках настроение стихотворения становится веселым, озорным? (В последних строках)
Прочитайте последние 2 предложения. Что необычного в построении предложений вы заметили? (Слова построены необычно)
Это тоже художественный прием, который использует автор. Называется он инверсия. Это важно для выразительности, созвучия, яркости звучания.
Почему мороз блеснул? А как зима проказничает?
Сделайте вывод. (Используя художественные средства, А.С. Пушкин передал свои чувства, настроение, нарисовал зимнюю картину.
5) Работа над выразительным чтением стихотворения.
Подготовьтесь к выразительному чтению. Расставьте логическое ударение, обратите внимание на интонацию.
Выразительное чтение стихотворения.
ФИЗМИНУТКА
Снег, снег, белый снег.
Засыпает он нас всех.
Дети машут руками перед собой.
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали.
Имитировать, как встают на лыжи и едут.
8. Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою …»
1) Знакомство с биографией Ф.И. Тютчева (Информацию сообщает ученик)
Поздней осенью 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье Тютчевых Ивана Николаевича и Екатерины Львовны родился сын Федор.
Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Огромное влияние на юного поэта оказала природа, на лоне которой он рос и воспитывался.
Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу в Германию, а затем в Италию. Там, на чужбине, он прожил более двадцати лет. Память о родине, любовь к природе живут в стихотворениях тех лет.
После возвращения на родину Тютчев служил в Петербурге и писал стихи, не для печати, а для себя.
Тютчев был почти ровесником Пушкина (моложе его на четыре года). Но когда Пушкин был уже прославленным поэтом, Тютчев еще не был известен широкому кругу читателей. Пушкин один из первых оценил стихи Тютчева и напечатал их в 1836 году в своем журнале «Современник». А первый сборник стихов поэта вышел в свет почти двадцать лет спустя, в 1854 году, когда Тютчеву исполнилось уже пятьдесят лет.
Стихи Тютчева высоко ценили В.Жуковский, А.Пушкин, Н.Некрасов, Л.Толстой.
2) Первичное знакомство со стихотворением «Чародейкою Зимою …». Прослушивание аудиозаписи.
3) Словарная работа.
Вам встретилось незнакомое слово.
Мещет- устаревшая форма слова метать, что значит бросать, кидать, сейчас мы говорим мечет.
Тема стихотворения – это то, о чем рассказывает писатель - события, факты, жизненные явления.
Идея стихотворения (основная мысль) – это оценка событий, фактов, жизненных явлений, которые описывает автор.
Чтобы лучше понять тему, идею этого стихотворения поработаем в группах.
Каждая группа должна составить вопросы, которые можно задать к стихотворению.
Групповая работа.
6) Выразительное чтение стихотворения учащимися.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ
9. Сравнительный анализ стихотворений.
Что объединяет эти два стихотворения? (Тема. В них описана зимняя природа.)
Найдите отличия.
Понаблюдайте за способом рифмовки в стихотворениях Пушкина и Тютчева: найдите строчки, которые рифмуются через одну строку(перекрестно), и те, которые рифмуются попарно.
Итак, внимательно исследовав тексты стихотворений, мы убедились, что А.С.Пушкин и Ф.И. Тютчев изображая природу, пытаются понять её душу, услышать ее голос. Природа у поэтов – это живое, разумное существо. Их стихи превращаются в звуки, в цвет, в запахи. Они широко открывают двери в мир природы, охватывают прекрасные мгновения. Поэты словно хотели сказать нам: «Смотри, как много в природе прекрасного, как великолепен каждый миг жизни. Не проходи равнодушно мимо этой красоты, остановись, порадуйся».
10. Рефлексия. Выставление оценок.
Вот и подошел к концу наш урок, какое впечатление у вас осталось?
Что вам очень понравилось?
Хотели бы вы продолжить этот урок?
Как бы вы оценили свою работу на уроке?
11. Домашнее задание. Выучить одно из стихотворений наизусть; по желанию выполнить творческое задание на с. 127.
Интернет-ресурсы: http://www.zankov.ru/
Самоанализ урока литературного чтения.
Тема: Точность поэтических образов в произведениях А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...» и Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою...»3 класс, СРО Л.В.Занкова по учебнику В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение», 2013г.
Урок открытия новых знаний. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является шестым в изучении новой главы «Открываем мир заново». Урок построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В.Занкова и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дидактической системы – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.
Цели, реализуемые в уроке: формирование умения видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения, сравнения; развивать навык слушания, внимание к образным средствам языка, развивать поэтический слух, умение выразительно читать, развивать интерес к самостоятельному чтению, умение подтверждать своё мнение словами из текста; учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи; воспитывать любовь к родной природе, интерес к самостоятельной деятельности на уроке, умение быть внимательным слушателем.
Урок более углубленного анализа литературного произведения, он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как направлен на выработку умений и навыков анализировать произведение на языковом, идейном уровнях, выработку умений работать со стихотворением, анализировать свою деятельность, и деятельность одноклассников (самооценка в группах).
В классе 25 учеников, учебные возможности детей различны. Входная диагностика, проведённая в 1 классе, позволила распределить учеников по уровням овладения учебным материалом. На основе выявленных уровней и с учётом видов восприятия, были скомплектованы микро-группы учащихся, состав групп меняется в зависимости от учебной дисциплины. Выявленные учебные возможности учеников, позволили мне планировать уроки с использованием разноуровневых заданий. На уроке был организован частично-поисковый метод. Задание «Найди соответствие» перед изучением нового позволило организовать ребят, настроить их на воспроизведение литературной терминологии. Во время учебной деятельности на этапе самостоятельной работы в группах был реализован принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры сложности. Изначально, ученики в каждой группе столкнулись с познавательной трудностью, которая и активизировала поисковую деятельность в группах. На протяжении всего урока велась работа над развитием речи учащихся, дети были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, приводили примеры из жизни, высказывали своё отношение к прочитанному, не боялись дать неправильный ответ. Работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, грамотно подобранных заданий и частой сменой деятельности.
Уместно на уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие» т.е. каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
Обеспечение самоконтроля и анализа своей деятельности, а также рефлексии на протяжении всего урока, повышает ответственность учащихся за результат своего труда, снимает страх перед цифровой отметкой.
Получив разноуровневое домашнее задание на выбор, ученики ушли с урока озадаченные новой проблемой, что ведёт к поиску решений и повышению качества знаний.