Интегрированный урок по ИЗО и литературному чтению во 2 классе "К.Д.Бальмонт. Снежинка. Изготовление снежинки."
Интегрированный урок по ИЗО и литературному чтению во 2 классе "К.Д.Бальмонт. Снежинка. Изготовление снежинки."
Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма урока: комбинированная - интегрирование уроков литературного чтения и ИЗО.
Цель: создать условия для знакомства с творчеством К.Д.Бальмонта и способствовать формированию видеть красоту, гармонию окружающего мира.
Задачи:
Обучающие:
познакомить учащихся с творчеством К.Д. Бальмонта и его стихотворением «Снежинка».
научить работе над словом, понимать художественный текст с точки зрения содержания, художественных средств выразительности.
совершенствовать навыки работы с бумагой.
Развивающие:
продолжить обогащение словарного запаса учеников;
способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, фантазии, чувства формы;
продолжить формировать умение понимать и ценить произведения искусства;
Воспитывающие:
воспитывать любовь к природе через лирическое произведение;
продолжить работу по воспитанию аккуратности в работе;
воспитывать умение видеть красоту в окружающем мире.
Формы работы учащихся: фронтальная.
Оборудование: компьютер, презентация, музыкальные фрагменты произведений о зиме и песни, 2 музыкальные физминутки, учебник «Литературное чтение 2 класс», ножницы, бумага, снежинки.
Ход урока
Организационный момент. (слайд №1)
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не простой урок, а интегрированный - литературное чтение + ИЗО. На уроке вы познакомитесь с новым произведением и его автором, узнаете много нового, поработаете творчески. А тему урока вы узнаете позже.
- Сначала скажите, вы любите загадки? Начать наш урок мы хотим с загадок, отгадав которые вы узнаете тему нашего урока.
-Отгадайте 1 загадку. (слайд №2) Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня….(зима) (слайд №3)
Игра-ассоциация “Пойми меня”.
Учитель. Ребята. А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “зима”?
Ученики. Снег, сугроб, горка, лыжи, коньки, санки, мороз, сосулька, оттепель, снежки, снеговик, метель, вьюга и другие.
-Вот у вас есть первая подсказка к теме урока, она касается зимы.
Проверка домашнего задания.
- Это время года вдохновляло многих творческих людей. Поэты посвящали ей свои стихи, например Ф. Тютчева (1 уч-ся читает наизусть стихотворение «Чародейкою зимою…»).
-Что характерно для зимы вы узнаете из 2-ой загадки. (слайд №4)
Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит. (снег) (слайд №5)
- Молодцы! Какая зима без снега.
-И сейчас мы бы хотели услышать стихотворение З. Александровой «Снежок». (1 уч-ся читает наизусть)
- Молодец! Вы уже ближе подошли к теме нашего урока.
-А теперь 3 последняя загадка, которая окончательно вам поможет узнать. (слайд №6)
С неба падают зимою и кружатся над землёю
Лёгкие пушинки, белые. (снежинки) (слайд №7)
-Молодцы! (слайд №8)
- Тема нашего урока «Снежинка». Вы познакомитесь с разными видами снежинок, со стихотворением К.Д. Бальмонта «Снежинка» и научитесь вырезать снежинки из бумаги.
Работа над новым материалом.
1. Знакомство уч-ся с разными видами снежинок с их происхождением. (слайды №9-22)
-Как мы уже говорили, зимнее время года вдохновляло многих творческих людей. Физминутка пройдёт под музыкальный отрывок из «Щелкунчика» П.И. Чайковского «Танец снежинок». Композиторы перекладывают звуки зимы на ноты. -Художники показывали красоту зимы на своих полотнах. (слайды №25-26)
-А поэты посвящали ей свои стихи.
-Одним из таких поэтов, который посвятил свои стихи зиме, был Константин Дмитриевич Бальмонт.
3. Сведения об авторе. (слайды №27-28)
Поэт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии, третьим из 7 сыновей. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В 5 лет Костя научился читать самостоятельно. Отец был тихим, добрым человеком. Любил природу. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве проник в красоту лесов, полей, лесных речек. Это радостное ощущение детства отражено в поэзии Бальмонта. Его стихи певучи и музыкальны. Умер от воспаления лёгких 23 декабря 1943 года во Франции и похоронен недалеко от Парижа.
4. Работа над стихотворением.
а) Выразительное чтение стихотворения учителем под музыку П.И. Чайковского «Время года» (слайд №29)
б) Осмысление содержания стихотворения (слайды №30-42)
-С каким чувством поэт говорит о снежинке? Какие слова на это указывают?
-Чем восхищается автор?
-Куда стремиться снежинка?
-Какие строчки вам особенно понравились? в) Подготовка к чтению, словарная работа. (слайд №32)
1) Проносится – двигается очень быстро стремительно.
2) Взметается – поднимается высоко к верху.
3) Крутится бешено – вращаться вокруг себя очень быстро.
4) Веющим – веять, т. е. дуть, обдувать.
5) Лелеющем – лелеять, заботливо ухаживать за кем-нибудь.
6) Утешена – успокоить чем-нибудь радостным.
7) Светло-пушистая – светлая и пушистая.
8) Лазурную – цвет лазури, светло-синий.
9) Звезда кристальная – звезда в форме кристалла.
г) Разбор по строфам. Чтение стихотворения уч-ся. (слайды №34-41)
Светло-пушистая Под ветром воющим
Снежинка белая, Дрожит, взметается,
Какая чистая, На нём, лелеющем,
Какая смелая! Светло качается.
Дорогой бурною Его качелями
Легко проносится, Она утешена,
Не в высь лазурную, С его метелями
На землю просится. Крутится бешено.
Лазурь чудесную Но вот кончается
Она покинула, Дорога дальняя,
Себя в безвестную Земли касается
Страну низринула. Звезда кристальная.
В лучах блистающих Лежит пушистая
Скользит, умелая, Снежинка смелая,
Средь хлопьев тающих Какая чистая,
Сохранно-белая. Какая белая!
5. Беседа по услышанному. Анализ произведения. (слайд №42)
Учитель. С каким чувством поэт пишет о снежинке?
Ученики. Поэт любуется красотой снежинки, её полётом, смелостью. В конце стихотворения автору становится жалко снежинку.
- Какие чувства выразил поэт по отношению к снежинке?
АВТОР
РАВНОДУШИЕ
ВОСХИЩЕНИЕ
ЛЮБОВЬ
РАДОСТЬ
РАЗОЧАРОВАНИЕ
УДИВЛЕНИЕ
ЖАЛОСТЬ
ВОСТОРГ
- Объясните свой выбор. (Она такая маленькая преодолевает огромное расстояние… Она кружится в вальсе… Не боится сильного ветра… Она такая красивая… Жалко, что она так быстро заканчивает свой путь…)
Учитель. В каких словах он передал эти чувства?
Ученики. Автор передал свои чувства в словах светло-пушистая, чистая, умелая, смелая, звезда кристальная. В конце стихотворения автор уже не восторгается всем этим.
Учитель. А какие чувства вызывает у вас, ребята, это стихотворение?
Учитель. Что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем уроке?
-Что вам понравилось?
Домашнее задание. (слайды №54-55)
Учитель. Подготовить выразительное чтение стихотворения К.Д. Бальмонта «Снежинка» стр.167-168, нарисовать в тетради по литературному чтению свою снежинку, которую вы себе представляете при чтении этого стихотворения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма урока: комбинированная - интегрирование уроков литературного чтения и ИЗО.
Цель: создать условия для знакомства с творчеством К.Д.Бальмонта и способствовать формированию видеть красоту, гармонию окружающего мира.
Задачи:
Обучающие:
познакомить учащихся с творчеством К.Д. Бальмонта и его стихотворением «Снежинка».
научить работе над словом, понимать художественный текст с точки зрения содержания, художественных средств выразительности.
совершенствовать навыки работы с бумагой.
Развивающие:
продолжить обогащение словарного запаса учеников;
способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, фантазии, чувства формы;
продолжить формировать умение понимать и ценить произведения искусства;
Воспитывающие:
воспитывать любовь к природе через лирическое произведение;
продолжить работу по воспитанию аккуратности в работе;
воспитывать умение видеть красоту в окружающем мире.
Формы работы учащихся: фронтальная.
Оборудование: компьютер, презентация, музыкальные фрагменты произведений о зиме и песни, 2 музыкальные физминутки, учебник «Литературное чтение 2 класс», ножницы, бумага, снежинки.
Ход урока
Организационный момент. (слайд №1)
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не простой урок, а интегрированный - литературное чтение + ИЗО. На уроке вы познакомитесь с новым произведением и его автором, узнаете много нового, поработаете творчески. А тему урока вы узнаете позже.
- Сначала скажите, вы любите загадки? Начать наш урок мы хотим с загадок, отгадав которые вы узнаете тему нашего урока.
-Отгадайте 1 загадку. (слайд №2) Дел у меня немало - я белым одеялом Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня…..(зима) (слайд №3)
Игра-ассоциация “Пойми меня”.
Учитель. Ребята. А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “зима”?
Ученики. Снег, сугроб, горка, лыжи, коньки, санки, мороз, сосулька, оттепель, снежки, снеговик, метель, вьюга и другие.
-Вот у вас есть первая подсказка к теме урока, она касается зимы.
Проверка домашнего задания.
- Это время года вдохновляло многих творческих людей. Поэты посвящали ей свои стихи, например Ф. Тютчева (1 уч-ся читает наизусть стихотворение «Чародейкою зимою…»).
-Что характерно для зимы вы узнаете из 2-ой загадки. (слайд №4)
Пушистый ковёр Не руками ткан, Не шелками шит,
При солнце, при месяце Серебром блестит. (снег) (слайд №5)
- Молодцы! Какая зима без снега.
-И сейчас мы бы хотели услышать стихотворение З. Александровой «Снежок». (1 уч-ся читает наизусть)
- Молодец! Вы уже ближе подошли к теме нашего урока.
-А теперь 3 последняя загадка, которая окончательно вам поможет узнать. (слайд №6)
С неба падают зимою и кружатся над землёю Лёгкие пушинки, белые ... (снежинки) (слайд №7)
-Молодцы! (слайд №8)
- Тема нашего урока «Снежинка». Вы познакомитесь с разными видами снежинок, со стихотворением К.Д. Бальмонта «Снежинка» и научитесь вырезать снежинки из бумаги.
Работа над новым материалом.
Знакомство уч-ся с разными видами снежинок с их происхождением. (слайды №9-22)
-Как мы уже говорили, зимнее время года вдохновляло многих творческих людей. Физминутка пройдёт под музыкальный отрывок из «Щелкунчика» П.И. Чайковского «Танец снежинок». Композиторы перекладывают звуки зимы на ноты. -Художники показывали красоту зимы на своих полотнах. (слайды №25-26)
-А поэты посвящали ей свои стихи. -Одним из таких поэтов, который посвятил свои стихи зиме, был Константин Дмитриевич Бальмонт.
Сведения об авторе. (слайды №27-28)
Поэт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии, третьим из 7 сыновей. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В 5 лет Костя научился читать самостоятельно. Отец был тихим, добрым человеком. Любил природу. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве проник в красоту лесов, полей, лесных речек. Это радостное ощущение детства отражено в поэзии Бальмонта. Его стихи певучи и музыкальны.Умер от воспаления лёгких 23 декабря 1943 года во Франции и похоронен недалеко от Парижа.
Работа над стихотворением.
а) Выразительное чтение стихотворения учителем под музыку П.И. Чайковского «Время года» (слайд №29)
б) Осмысление содержания стихотворения (слайды №30-42)
-С каким чувством поэт говорит о снежинке? Какие слова на это указывают?
-Чем восхищается автор?
-Куда стремиться снежинка?
-Какие строчки вам особенно понравились?
в) Подготовка к чтению, словарная работа. (слайд №32)
1) Проносится – двигается очень быстро стремительно. 2) Взметается – поднимается высоко к верху. 3) Крутится бешено – вращаться вокруг себя очень быстро. 4) Веющим – веять, т. е. дуть, обдувать. 5) Лелеющем – лелеять, заботливо ухаживать за кем-нибудь. 6) Утешена – успокоить чем-нибудь радостным. 7) Светло-пушистая – светлая и пушистая. 8) Лазурную – цвет лазури, светло-синий. 9) Звезда кристальная – звезда в форме кристалла.
г) Разбор по строфам.Чтение стихотворения уч-ся. (слайды №34-41)
Светло-пушистая Под ветром воющим
Снежинка белая, Дрожит, взметается,
Какая чистая, На нём, лелеющем,
Какая смелая! Светло качается.
Дорогой бурною Его качелями
Легко проносится, Она утешена,
Не в высь лазурную, С его метелями
На землю просится. Крутится бешено.
Лазурь чудесную Но вот кончается
Она покинула, Дорога дальняя,
Себя в безвестную Земли касается
Страну низринула. Звезда кристальная.
В лучах блистающих Лежит пушистая
Скользит, умелая, Снежинка смелая,
Средь хлопьев тающих Какая чистая,
Сохранно-белая. Какая белая!
Беседа по услышанному. Анализ произведения. (слайд №42)
Учитель. С каким чувством поэт пишет о снежинке?
Ученики. Поэт любуется красотой снежинки, её полётом, смелостью. В конце стихотворения автору становится жалко снежинку.
- Какие чувства выразил поэт по отношению к снежинке?
АВТОР
РАВНОДУШИЕ ВОСХИЩЕНИЕ ЛЮБОВЬ РАДОСТЬ РАЗОЧАРОВАНИЕ УДИВЛЕНИЕ ЖАЛОСТЬ ВОСТОРГ
- Объясните свой выбор. (Она такая маленькая преодолевает огромное расстояние… Она кружится в вальсе… Не боится сильного ветра… Она такая красивая… Жалко, что она так быстро заканчивает свой путь…)
Учитель. В каких словах он передал эти чувства?
Ученики. Автор передал свои чувства в словах светло-пушистая, чистая, умелая, смелая, звезда кристальная. В конце стихотворения автор уже не восторгается всем этим.
Учитель. А какие чувства вызывает у вас, ребята, это стихотворение?
Учитель. Что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем уроке?
-Что вам понравилось?
Домашнее задание. (слайды №54-55)
Учитель. Подготовить выразительное чтение стихотворения К.Д. Бальмонта «Снежинка» стр.167-168, нарисовать в тетради по литературному чтению свою снежинку, которую вы себе представляете при чтении этого стихотворения.