I. Самоопределение к деятельности | Здравствуйте ребята, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, меня зовут Елена Александровна. Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните… Выдохните вчерашние обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту родной природы, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. | Настраиваются на работу. Проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к литературному чтению. | |
II. Речевая разминка. Постановка целей урока. | Обратимся к слайду, прочитаем вместе с вами это стихотворение и пусть это будет нашей речевой разминкой.
Как вы думаете, почему писатель несколько раз употребил слово «грачи».
О каком времени года говорится в этом стихотворении?
И сегодня мы будем говорить о весне. | Читают стихотворении. Потому что грачи символизируют приход весны. О весне | Коммуникативные: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. | |
III. Проверка домашнего задания | Сегодня 19 марта, 17 дней как пришла весна в наш город Зерноград. Каким вы сегодня увидели зерноградскую весну?
Весна – удивительное время года. Многие люди из всех времен года выделяют весну. Как вы думаете почему? О ней сложено много песен, стихов и загадок. Так же весну и зиму очень часто представляют в женских образах. Как вы думаете, почему и какие образы могут быть? | Весной все начинает расцветать, зеленеть, прилетают птицы, распускаются первые почки на деревьях | Регулятивные: выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме. Коммуникативные: Уважать другую точку зрения. | |
IV.Работа по теме урока. Разговор о Ф. Тютчеве
Стихотворение «Зима недаром злится…» | У Тютчева много прекрасных стихов о природе. Многие из них музыкальные, напевные. Ещё мальчиком он полюбил литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Читаю стихотворение. Вам понравилось стихотворение? Мне кажется оно получилось удивительным, живым. А какой вам представилась весна и зима? Почему она стучится в окно? Какое волшебное слово передает отношение автора к весне? А весна деятельная? (весна несмотря ни на что утверждает себя). А что значит фраза «умылась в снегу»? Как, по-вашему, мысли о победе весны подтвердили эти рисунки? А кому адресовано слово врагу? Обычно в произведениях последнее предложение предпоследнее слово остается за тем, кто побеждает. Найдем строчки, которые характеризуют зиму. А какой предстала перед нами весна? Попробуем прочитать это стихотворении в лицах, и у зимы и у весны должна быть особая интонация. (спасибо, хорошо). Теперь попробуем прочитать стихотворение полностью. (спасибо большое, ты очень хорошо прочитал, весна довольна была бы твоим чтением, у тебя хорошо получилось передать настроение весны, мне понравилось, как ты прочитал строки о победе весны). А что будет самым ярким доказательством победы весны (солнце, небо). | Внимательно слушают биографию русского поэта Ф. Тютчева. Слушают внимательно стихотворение. Да. Очень. Потому что на окне мороз, а когда весна постучала, мороз растаял и побежали капель. Прекрасное дитя Раньше снег пили, умывались им и лицо становилось белее и еще красивей. Зиме. Первые две строчки Последние две строчки Читают стихотворение по ролям. Читают стихотворение полностью. Появление жаворонков, небо голубое, яркое теплое солнышко. | Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем). Коммуникативные: Уважать другую точку зрения. | |
V. Продолжение работы по теме урока. Стихотворение «Весенние воды».
Стихотворение «Весна» А.Плещеева | Но самое яркое доказательство это ручьи. Но нам с вами в этом году не очень повезло. Снега было мало, и мы не смогли увидеть весенние ручейки. (Романса С. Рахманинова «Весенние воды»). Вот какое звучание ручейков услышал композитор. Читаем стихотворение (музыка закончилась, я начинаю читать стихотворение). Удивительно стихотворение, многие видели ручейки, но сказать о них, передать их блеск в русской поэзии смог только Ф. И. Тютчев. Обратимся к стихотворению. Прочитаем первые 4 строчки. В каких строках вы услышали шум воды?
А сонный брег, как вы понимаете что это? А какими словами звуки и движения весны написаны?
А что значит слово гонцы? Прочитаем последние 4 строчки, почему тут появляется другая интонация?
Поэтому и заканчивается стихотворение на такой тихой и доброй ноте. Прочитаем стихотворение. (спасибо, хорошо, у тебя хорошая интонация).
Читаю стихотворение. Какое по настроению это стихотворение? Давайте прочитаем хором. | Слушают мелодию Рахманинова «Весенние воды». Слушают стихотворение
Бегут, и блещут, и гласят
«Весна идет, весна идет!»
Потому что наступают тихие, теплые майские дни, скоро появятся цветы, уже убежали ручейки.
Читают стихотворение. | Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем). Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение. | |