Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | - Ребята, какой интересный раздел мы сейчас изучаем на уроках литературного чтения? - Какие произведения мы уже изучили? - Что объединяет все эти произведения? - Каковы жанры этих произведений? Проверка домашнего задания. | - «Люблю всё живое». - С. Черный «Жеребенок», С. Михалков «Мой щенок», Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». - Они рассказывают о поведении животных, о необходимости бережного отношения к живой природе. - Стихотворение, рассказ. | Метод: беседа. |
Этап выявления места и причины затруднений | - Сегодня мы познакомимся с произведением еще одного автора. Давайте посмотрим видео, чтобы узнать кто автор произведения, с которым мы сегодня познакомимся. - Так про какого автора рассказывалось в видео? - Разгадайте анаграмму, и вы узнаете, как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся. БЯРЕТА И ТЯУТА. | Слушают учителя. - Михаил Михайлович Пришвин. - «Ребята и утята». | Метод: беседа. Прием: «Отсроченная отгадка». Средство: интерактивная доска. |
Реализация построенного проекта | - В тексте вам встретится незнакомое слово – уточка чирок-свистунок. - Чирок-свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально. - А сейчас посмотрите на таблички, которые лежат перед вами. В первой колонке напишите своё мнение на мой вопрос: можно ли играть с дикими животными и птицами? (Сингапурская технология. Прием «Anticipation-Reaction Guide» - обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ и т.д.)) - Отложите таблички, мы вернёмся к ним позже. - А сейчас приготовьте карандаш. Послушайте этот рассказ, следя по учебнику, а простым карандашом отмечайте непонятные слова. - Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ. - О ком этот рассказ? - Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит? - Как вы понимаете значение этого слова? Холм – небольшой бугорок. Верста – старая русская мера длины равная четь больше 1 км. Кузница – место, где работает кузнец – кует металл. Паровое поле – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле. Вода спала– меньше стало воды. Места, открытые для глаз человека – видно кругом далеко. - Какие ещё вы отметили слова? Назовите их. Что обозначает это слово? Физминутка Вышли уточки на луг, Вышли уточки на луг Кря-кря-кря! (Шагаем) Пролетел зеленый жук Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями) Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо) Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища) Ш-ш-ш И опять настала тишь. (Сели) | Слушают учителя. Заполняют таблички. Слушают произведение. Отвечают на вопросы. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. | Метод: беседа. Прием: «Anticipation-Reaction Guide» (сингапурская технология). Средство: интерактивная доска. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | 1 часть. - Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? - Докажите строчками из произведения. - Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? - Сколько надо было идти до озера? - Сколько это километров? - Это много или мало для человека? - А для маленькой уточки? - Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. - Почему уточка-мать шла позади утят? - Какие враги были у уток? 2 часть. - Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? - Как вела себя уточка, когда ловили её утят? - Докажите строчками из произведения. - Как в рассказе чаще всего называют уточку? - А какая она мама? - Вам её жалко? - Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает. - Утята пойманы, что собираются делать ребята? - Докажите строчками из произведения. - Кто помешал мальчишкам? - Смогли ли они объяснить свой поступок? - Какое приказание дал им взрослый? - Докажите строчками из произведения. 3 часть. - Что можно сказать о ребятах? Какие они? - Как их назвал рассказчик? - Как можно назвать их по-другому? - Можно ли сказать, что ребята были жестокими? - Как шла уточка-мать в начале рассказа? - А почему сейчас она побежала впереди? - Как Пришвин попрощался с утятами? - Что он сделал при этом? - Докажите строчками из произведения. - Как мальчишки на это прореагировали? - Что приказал им сделать автор? - Рассмотрите иллюстрацию на стр. 95 и найдите строчки, которые к ней подходят. | Чтение 1 части. - Весной это озеро далеко разливалось… - Вода спала. - 3 версты. - Чуть больше 3 км. - Много. - В местах, открытых для глаз человека… - Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. - Люди. Чтение 2 части. - Закидали шапками. - Взволнованно. - Все время, пока они ловили … - Мать. - Заботливая. Отвечают на вопрос. Слушают учителя. - Ребята только было соревновались закидать мать … - Автор. - Нет. - Живо, - приказал я ребятам, - идите и отдайте ей всех утят. Чтение 3 части. - Глупыши. - Маленькие, глупые, жестокие. Отвечают на вопрос. - Медленно. - Хотела быстрее увести детей от врагов. - Счастливый путь, утята! - Снял шляпу. - Радостно снял я шляпу и помахав… - Засмеялись. - Тоже снять шапки и кричать до свидания! - И те самые шапки, запыленные на… | Метод: беседа. |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | - А сейчас самостоятельно озаглавьте каждую часть и кратко расскажите о чём в ней говорится 1) Куда отправилась уточка с утятами? 2) Что случилось с ними во время путешествия? 3)Какова главная мысль 3 части? | Выполняют задание самостоятельно. Проверяют по учебнику. | Метод: беседа. Средство: интерактивная доска. |
Этап включения в систему знаний и повторения | - Ребята, посмотрите внимательно на стены нашего класса. Там написаны пословицы. (Сингапурская технология. Прием «Corners» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа) - Прочитайте их, и пусть каждый из вас подойдёт к той пословице, которая, по его мнению, больше всего к рассказу М. М. Пришвина и объясните почему вы так думаете. - Молодцы. Присаживайтесь на свои места. Умел ошибиться – умей и поправиться. - К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица? - Почему? Добрый пример лучше ста слов. - К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица? - Почему? - А сейчас давайте с вами снова вернёмся к нашим таблицам. В начале урока каждый из вас написал своё мнение на вопрос: можно ли играть с дикими животными и птицами? (Сингапурская технология. Прием «Anticipation-Reaction Guide» - обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ и т.д.)) - Сейчас, если ваше мнение изменилось запишите его во вторую колонку и объясните почему вы изменили своё мнение. | | Метод: беседа. Приемы: «Corners» и «Anticipation-Reaction Guide» (сингапурская технология), «Ассоциативный ряд». Средство: интерактивная доска. |
Рефлексия | - Давайте подведём итог. - Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня? - Кто написал этот рассказ? - Чему учит это произведение? Домашнее задание - Прочитать рассказ выразительно. - Давайте оценим вашу работу на уроке. - Поднимите зеленый карандаш те, кто все понял. - Поднимите синий карандаш, кто встречал трудности в работе. - Молодцы! Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы. - Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь. Оценивают свою работу на уроке. | Метод: беседа. |