kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературному чтению на тему «М. Пришвин «Ребята и утята»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения организован в соответствии с требованиями образовательного стандарта. На данном уроке учащиеся знакомятся с литературным произведением М. М. Пришвина «Ребята и утята» и с жизнью писателя. Урок направлен на формирование умения анализировать литературные произведения, развитие речи учащихся, кругозора и познавательного интереса. Также у учащихся воспитывается эмоциональное-ценностное отношение ко всему живому и братьям нашим меньшим. В ходе урока используются интерактивная доска мультимедийной презентацией. Особенность данного урока состоит в том, что используется сингапурская технология.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению на тему «М. Пришвин «Ребята и утята»»

Информационная карта урока


УМК «Перспектива»

Класс: 2 г

Тема урока: М. Пришвин «Ребята и утята»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока:

  • содержательная цельознакомление с произведением М. Пришвина «Ребята и утята», с жизнью и творчеством писателя;

  • деятельностная цельформирование умения анализировать произведение М. Пришвина «Ребята и утята».

Задачи урока:

  • формировать умение навыков чтения и совершенствование дикции;

  • развивать речь учащихся, кругозор, познавательный интерес;

  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение ко всему живому и братьям нашим меньшим.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  • научиться прогнозировать содержание произведения, читать его с выражением, находить в произведении те слова, которые помогают представить героев.

Метапредметые результаты - повышение уровня развития следующих УУД:

Познавательные УУД:

  • уметь находить ответы на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД:

  • уметь слушать и вступать в диалог

Регулятивные УУД:

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Личностные УУД:

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Личностные результаты – повышение уровня развития следующих личностных качеств:

  • проявлять интерес к изучению темы;

  • уважительно относиться к добросовестному труду и его результатам.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, раздаточный материал, учебник («Литературное чтение» 2 класс, 2 часть), презентация, видео (ссылка: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5033/main/299967/).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы, средства

Этап мотивации к учебной деятельности

- Здравствуйте ребята, проверьте все ли готово к уроку литературного чтения.

- Мы постараемся сегодня хорошо потрудиться, чтобы получить отличные отметки и новые знания.

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на урок.


Метод: беседа.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

- Ребята, какой интересный раздел мы сейчас изучаем на уроках литературного чтения?

- Какие произведения мы уже изучили?



- Что объединяет все эти произведения?



- Каковы жанры этих произведений?

Проверка домашнего задания.

- «Люблю всё живое».


- С. Черный «Жеребенок», С. Михалков «Мой щенок», Г. Снегирев «Отважный пингвиненок».

- Они рассказывают о поведении животных, о необходимости бережного отношения к живой природе.

- Стихотворение, рассказ.

Метод: беседа.


Этап выявления места и причины затруднений

- Сегодня мы познакомимся с произведением еще одного автора. Давайте посмотрим видео, чтобы узнать кто автор произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

- Так про какого автора рассказывалось в видео?

- Разгадайте анаграмму, и вы узнаете, как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся.

БЯРЕТА И ТЯУТА.

Слушают учителя.




- Михаил Михайлович Пришвин.

- «Ребята и утята».

Метод: беседа.

Прием: «Отсроченная отгадка».

Средство: интерактивная доска.

Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

- Как вы думаете о ком пойдет речь на уроке?

- Назовите тему урока.

- Сегодня мы познакомимся с произведением М. М. Пришвина «Ребята и утята»

- Какие задачи поставим перед собой?

Отвечают на вопросы.




Метод: беседа.


Реализация построенного проекта

- В тексте вам встретится незнакомое слово – уточка чирок-свистунок.

- Чирок-свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.

- А сейчас посмотрите на таблички, которые лежат перед вами. В первой колонке напишите своё мнение на мой вопрос: можно ли играть с дикими животными и птицами? (Сингапурская технология. Прием «Anticipation-Reaction Guide» - обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ и т.д.))

- Отложите таблички, мы вернёмся к ним позже.

- А сейчас приготовьте карандаш. Послушайте этот рассказ, следя по учебнику, а простым карандашом отмечайте непонятные слова.

- Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ.

- О ком этот рассказ?

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?

- Как вы понимаете значение этого слова?

Холм – небольшой бугорок.

Верста – старая русская мера длины равная четь больше 1 км.

Кузница – место, где работает кузнец – кует металл.

Паровое поле – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.

Вода спала– меньше стало воды.

Места, открытые для глаз человека – видно кругом далеко.

- Какие ещё вы отметили слова? Назовите их. Что обозначает это слово?

Физминутка

Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь. (Сели)

Слушают учителя.







Заполняют таблички.










Слушают произведение.




Отвечают на вопросы.





Слушают учителя.










Отвечают на вопросы.




Метод: беседа.

Прием: «Anticipation-Reaction Guide» (сингапурская технология).

Средство: интерактивная доска.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

1 часть.

- Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

- Докажите строчками из произведения.

- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

- Сколько надо было идти до озера?

- Сколько это километров?

- Это много или мало для человека?

- А для маленькой уточки?

- Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.

- Почему уточка-мать шла позади утят?


- Какие враги были у уток?

2 часть.

- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

- Как вела себя уточка, когда ловили её утят?

- Докажите строчками из произведения.

- Как в рассказе чаще всего называют уточку?

- А какая она мама?

- Вам её жалко?

- Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

- Утята пойманы, что собираются делать ребята?

- Докажите строчками из произведения.


- Кто помешал мальчишкам?

- Смогли ли они объяснить свой поступок?

- Какое приказание дал им взрослый?

- Докажите строчками из произведения.


3 часть.

- Что можно сказать о ребятах? Какие они?

- Как их назвал рассказчик?

- Как можно назвать их по-другому?

- Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

- Как шла уточка-мать в начале рассказа?

- А почему сейчас она побежала впереди?

- Как Пришвин попрощался с утятами?

- Что он сделал при этом?

- Докажите строчками из произведения.

- Как мальчишки на это прореагировали?

- Что приказал им сделать автор?

- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 95 и найдите строчки, которые к ней подходят.

Чтение 1 части.



- Весной это озеро далеко разливалось…

- Вода спала.


- 3 версты.

- Чуть больше 3 км.


- Много.

- В местах, открытых для глаз человека…

- Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.

- Люди.

Чтение 2 части.

- Закидали шапками.

- Взволнованно.

- Все время, пока они ловили …

- Мать.

- Заботливая.

Отвечают на вопрос.

Слушают учителя.











- Ребята только было соревновались закидать мать …

- Автор.

- Нет.


- Живо, - приказал я ребятам, - идите и отдайте ей всех утят.

Чтение 3 части.


- Глупыши.

- Маленькие, глупые, жестокие.

Отвечают на вопрос.

- Медленно.

- Хотела быстрее увести детей от врагов.

- Счастливый путь, утята!

- Снял шляпу.

- Радостно снял я шляпу и помахав…

- Засмеялись.

- Тоже снять шапки и кричать до свидания!

- И те самые шапки, запыленные на…

Метод: беседа.


Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

- А сейчас самостоятельно озаглавьте каждую часть и кратко расскажите о чём в ней говорится

1) Куда отправилась уточка с утятами?

2) Что случилось с ними во время путешествия?

3)Какова главная мысль 3 части?

Выполняют задание самостоятельно. Проверяют по учебнику.

Метод: беседа.

Средство: интерактивная доска.

Этап включения в систему знаний и повторения

- Ребята, посмотрите внимательно на стены нашего класса. Там написаны пословицы. (Сингапурская технология. Прием «Corners» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа)

- Прочитайте их, и пусть каждый из вас подойдёт к той пословице, которая, по его мнению, больше всего к рассказу М. М. Пришвина и объясните почему вы так думаете.

- Молодцы. Присаживайтесь на свои места.

Умел ошибиться – умей и поправиться.

- К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

- Почему?

Добрый пример лучше ста слов.

- К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

- Почему?

- А сейчас давайте с вами снова вернёмся к нашим таблицам. В начале урока каждый из вас написал своё мнение на вопрос: можно ли играть с дикими животными и птицами? (Сингапурская технология. Прием «Anticipation-Reaction Guide» - обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ и т.д.))

- Сейчас, если ваше мнение изменилось запишите его во вторую колонку и объясните почему вы изменили своё мнение.


Метод: беседа.

Приемы: «Corners» и «Anticipation-Reaction Guide» (сингапурская технология), «Ассоциативный ряд».

Средство: интерактивная доска.

Рефлексия

- Давайте подведём итог.

- Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?

- Кто написал этот рассказ?

- Чему учит это произведение?






Домашнее задание

- Прочитать рассказ выразительно.

- Давайте оценим вашу работу на уроке.

- Поднимите зеленый карандаш те, кто все понял.

- Поднимите синий карандаш, кто встречал трудности в работе.

- Молодцы! Спасибо за урок.


Отвечают на вопросы.



- Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.



Оценивают свою работу на уроке.

Метод: беседа.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по литературному чтению на тему «М. Пришвин «Ребята и утята»

Автор: Фаизова Дарья Сергеевна

Дата: 15.04.2022

Номер свидетельства: 604869

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок литературного чтения М.Пришвин "Ребята и утята""
    ["seo_title"] => string(55) "urok_literaturnogo_chteniia_m_prishvin_rebiata_i_utiata"
    ["file_id"] => string(6) "632443"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1685032949"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока литературного чтения по теме: "Е.И. Чарушин. Страшный рассказ""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-ie-i-charushin-strashnyi-rasskaz"
    ["file_id"] => string(6) "332958"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465218283"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Технологическая карта урока литературного чтения по теме: М. М. Пришвин «Ребята и утята»"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_literaturnogo_chteniia_po_teme_m_m_prishvin_rebia"
    ["file_id"] => string(6) "603507"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1648414978"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Е. Чарушин «Страшный рассказ»"
    ["seo_title"] => string(113) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-po-tiemie-ie-charushin-strashnyi-rasskaz"
    ["file_id"] => string(6) "249169"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446831574"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок литературного чтения во 2 классе по теме: М.М.Пришвин. Ребята и утята"
    ["seo_title"] => string(69) "urok_literaturnogo_chteniia_vo_2_klasse_m_m_prishvin_rebiata_i_utiata"
    ["file_id"] => string(6) "509023"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1556895050"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства