М. Пришвин. Ребята и утята
Ход урока:
Актуализация знаний и постановка проблемы
- Как называется раздел, с которым мы работаем? (Люблю все живое)
- Вспомним произведения, с которыми познакомились.
- работа по карточкам
- Соедините название произведения с отрывками из этих произведений и фамилией автора
Отрывок | Название | Автор |
«Вдруг Какой-то страшный зверь Открывает лапой дверь, Прыгает через порог… Кто же это?» | «Жеребёнок» | С.Михалков |
«Наконец он решился и подошёл к краю скалы» | «Мой щенок» | Г.Снегирёв |
«Хвост косичкой, Ножки – спички Оттопырил вниз губу… Весь пушистый, Золотистый, С белой звёздочкой во лбу.» | «Отважный пингвинёнок» | Саша Чёрный |
- Проверим (Слайд №1, щелчки)
- А сейчас мне не терпится познакомить вас с необыкновенным автором.
Этот человек, прежде чем стал писателем, попробовал себя в нескольких профессиях. Путешествуя по лесам, по степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, он наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным?
(небезразличный к людям и окружающему)
- Послушайте небольшой очерк писательницы Любови Фёдоровны Воронковой об этом удивительном человеке ♪ (Слайд №2)
Идёт человек по серебряно-зимнему лесу. Кругом сугробы, на деревьях тяжёлые снеговые шапки. Но ёлки стоят прямо, сильные еловые лапы держат снег. А берёзки согнулись дугой под тяжестью снега, уткнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что и не пройти, только заяц может пробежать под ними. Но человек этот знает «одно простое волшебное средство», чтобы помочь березкам. Он выломал увесистую палку, ударил по заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, березка вскинулась, распрямилась и стоит, подняв голову, наравне со всем лесом. Так идет этот человек и освобождает одно дерево за другим.
Это ходит с волшебной палкой писатель Михаил Михайлович Пришвин.
- Кто же этот писатель? (Михаил Михайлович Пришвин) (Слайд №3)
Знакомство с автором
- Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В этом мы сегодня убедимся.
С нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей.
- Вы лучше поймете его творчество, познакомившись с его биографией.
- работа в группах
- Прочитайте тексты на листах и поделитесь с остальными, что вы узнали об этом писателе
1 ряд.
Пришвин родился в Орловской губернии, провел здесь свое детство. Родом был из бедной семьи, но получил хорошее образование. Окончил университет в Германии. Работал агрономом, был несколько лет сельским учителем, библиотекарем. Писателем стал в 30 лет.
- Что узнали из жизни Пришвина? (Слайд №4)
2 ряд.
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату».
- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин? (Слайд №5)
3 ряд.
Пришвин много путешествовал. Побывал на Дальнем Востоке, в Средней Азии, Сибири. Весной писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал.
- Где побывал М. Пришвин? Чем любил заниматься? (Слайд №6)
- Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.
- Как вы это понимаете: «охота за открытиями»? (любил узнавать новое)
- Давайте и мы отправимся за новыми открытиями.
Работа с текстом
- Откройте учебник, с. 94
- Прочитайте название произведения (Слайд №7)
- Кто же главные герои этого произведения?
- В конце урока вы ответите на вопрос:
Над чем заставляет задуматься этот рассказ? (щелчок)
- А еще попробуете доказать, что Пришвин был неравнодушным человеком
Словарная работа
– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение (щелчок)
Чиро́к-свистуно́к – утки бывают не только домашние, но и дикие. Обитают эти птицы на небольших водоемах. (щелчок)
Верста́ – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Парово́е поле – поле, оставленное на одно лето незасеянным для очищения от сорняков, удобрения почвы, отдыха
Овся́ное поле – поле, засеянное овсом.
Вода спа́ла – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Ку́зница – помещение, где работают кузнецы, мастерская с печью для переплавки металлов, для подковывания лошадей.
1 часть (до слов «Вот тут их увидели ребята…») (по цепочке)
1-ый абзац
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? (Озеро разлилось, и прочное место можно было найти только в болотном лесу)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
(Вода спала, нужно было идти к озеру)
– Что значит, для утят идти к озеру на свободу? (На озере есть, где плавать, добывать корм)
– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят? Какое слово об этом говорит (наконец-то)
– Сколько надо было идти до озера? (3 версты, чуть больше 3 км))
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
2-ой абзац
– Почему уточка-мать шла позади утят? (чтобы не выпускать из виду)
– Какие враги были у уток? (лисицы и ястребы)
- Что вы можете сказать об утке? (она заботливая, любящая мать)
- Почему автор говорит не утка, а уточка? Что вы можете сказать об отношении автора к птице? (автор уважительно относится к утке, к тому, как она беспокоится о своих детях)
- Как можно озаглавить 1-ую часть? (Путь к озеру) (Слайд №8)
2 часть (до слов «Ребята только было собрались закидать …»)
(1 ученик)
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (зашвыряли шапками)
– Зачем ребята это делали? (Просто так, для забавы)
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Беспокоилась)
Докажите словами текста.
– Могла ли утка кричать? (Нет, её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.)
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь? (Мама)
- На кого же похожи в данном случае утята? (На детей)
- Как можно озаглавить 2-ую часть? (Мать в величайшем волнении) (щелчок)
3 часть (до слов «Они как будто даже обрадовались…»
(читает учитель)
– Кто помешал мальчишкам? (Автор рассказа)
- Смогли ли они объяснить свой поступок?
- Как автор говорил с ребятами? (сердито и строго)
Почему? (Автор хочет, чтобы мальчики задумались над тем, что сделали, поняли свою вину и исправили её. Он любит детей и поэтому хочет помочь им стать лучше, добрее.)
- Что он потребовал от ребят?
- Как бы вы поступили, оказавшись рядом?
- Как можно озаглавить? (Возвратите утят!) (щелчок)
3 часть (до конца) (вполголоса самостоятельно)
– Что можно сказать о ребятах?
Как можно назвать по-другому? (несмышленые, глупые, беззаботные)
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими? (Мальчики не хотели причинить утятам зло, их поступок не обдуман. Они рады, что могут исправить свою ошибку)
- Из каких строк видно, что ребята поняли свою ошибку?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа? (позади)
– А почему сейчас она побежала впереди? (Хотела быстрее увести детей от опасности)
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения.
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? (Знак уважения)
– Перед кем этот знак уважения? Почему? (перед мамой-уточкой, автор восхищается ее бесстрашием, самотверженностью, тем, как она защищает детей)
– Как мальчишки на это прореагировали? Почему?
– Как рассказчик назвал ребят? Почему? (Глупыши. Автор надеется, что ребята станут лучше)
- Прочитайте те строки, где надежды автора оправдались. (последний абзац)
- Какие чувства испытывает автор? (радость) Почему?
(Автор сам искренне радуется, что ему удалось сделать доброе дело. Он хочет, чтобы ребята тоже испытали радость в полной мере, чтобы они почувствовали, что самое большое счастье – делать добро. Поэтому он особенно доволен, что «те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух», чтобы приветствовать их.)
- Как можно озаглавить эту часть? (До свидания, утята!) (щелчок)
- работа с пословицами
- Прочитайте пословицы (Слайд №9)
Умел ошибиться – умей и поправиться
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица? Почему?
Доброе дело лучше ста слов.
- Как понимаете эту пословицу?
- Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»? (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая о совместном сосуществовании, что мы живем все вместе, рядом)
- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?
- Вернемся к главному вопросу урока:
Над чем заставляет задуматься этот рассказ? Чему учит?
Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, необдуманно не тревожитьчутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
- Докажите, что М.Пришвин - человек неравнодушный.
Сердце добрым быть должно,
Так оно сотворено,
Чтоб дарить любовь и свет
Всем вокруг десятки лет.
Сердце может заболеть,
Перестанет сердце петь,
Если нет в нем состраданья,
Чуткости и понимания.
Итог урока
- Захотелось ли вам прочитать другие рассказы о природе у М. Пришвина?
- Рассмотрите другие книги этого писателя (Слайд №10)
В них вы можете найти и прочитать много интересных рассказов о природе и животных.
- Оцените работу на уроке:
- Кого и за что можно похвалить?
- Кто лучше всех работал на уроке и полно отвечал на вопросы при анализе рассказа?
- Кто читал выразительно, смог своим чтением выразить настроение и отношение героев?
- Кому рекомендуем чаще читать дома вслух, чтобы в классе читать перед классом выразительно, чтобы всем слушателем было приятно слушать.
Д/з С. 94-96 на выбор:
1) Подготовить пересказ по плану от имени ребят.
2) Подготовить пересказ по плану от имени человека, который наблюдал этот случай со стороны.
Отрывок | Название | Автор |
«Вдруг Какой-то страшный зверь Открывает лапой дверь, Прыгает через порог… Кто же это?» | «Жеребёнок» | С.Михалков |
«Наконец он решился и подошёл к краю скалы» | «Мой щенок» | Г.Снегирёв |
«Хвост косичкой, Ножки – спички Оттопырил вниз губу… Весь пушистый, Золотистый, С белой звёздочкой во лбу.» | «Отважный пингвинёнок» | Саша Чёрный |
Отрывок | Название | Автор |
«Вдруг Какой-то страшный зверь Открывает лапой дверь, Прыгает через порог… Кто же это?» | «Жеребёнок» | С.Михалков |
«Наконец он решился и подошёл к краю скалы» | «Мой щенок» | Г.Снегирёв |
«Хвост косичкой, Ножки – спички Оттопырил вниз губу… Весь пушистый, Золотистый, С белой звёздочкой во лбу.» | «Отважный пингвинёнок» | Саша Чёрный |
Отрывок | Название | Автор |
«Вдруг Какой-то страшный зверь Открывает лапой дверь, Прыгает через порог… Кто же это?» | «Жеребёнок» | С.Михалков |
«Наконец он решился и подошёл к краю скалы» | «Мой щенок» | Г.Снегирёв |
«Хвост косичкой, Ножки – спички Оттопырил вниз губу… Весь пушистый, Золотистый, С белой звёздочкой во лбу.» | «Отважный пингвинёнок» | Саша Чёрный |
1 ряд.
Пришвин родился в Орловской губернии, провел здесь свое детство. Родом был из бедной семьи, но получил хорошее образование. Окончил университет в Германии. Работал агрономом, был несколько лет сельским учителем, библиотекарем. Писателем стал в 30 лет.
2 ряд.
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату».
3 ряд.
Пришвин много путешествовал. Побывал на Дальнем Востоке, в Средней Азии, Сибири. Весной писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал.