Урок литературного чтения во 2-м классе
Е.И. Чарушин "Страшный рассказ"
Цели: создать условия для:
- раскрытия смысла художественного произведения;
- расширения представления об особенностях жанра (в основе лежит реальное событие);
- развития художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни.
Оборудование: книги Е.И. Чарушина (выставка), портрет писателя, презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА:
І. Орг. момент.
1. Эмоциональная мотивация.
- Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Возьмите друг друга за руки и пожелайте удачи на уроке. А я вам всем желаю получить больше хороших оценок.
2. Речевая разминка.
У ёжика и ёлки иголки колки
II. Проверка домашнего задания.
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?(М.Пришвин “Ребята и утята”).
-Какое домашнее задание нужно было подготовить?
( нужно было подготовить пересказ)
Но вначале восстановите деформированный план рассказа.
1. Ребята ловили утят. (2)
2. Приказ взрослого. (3)
3. Утка повела утят к озеру. (1)
4. Семья продолжает путешествие. (4)
- Перескажите по этому плану.
- Что полезного для себя вы взяли из этого рассказа?
ІІI. Изучение нового материала.
1. Целеполагание.
- Вспомните, какую тему мы изучаем на уроках чтения. (О братьях наших меньших)
- Кого мы называем нашими меньшими братьями?
(Надпись на доске: “Я и мои друзья”).
-Обратите внимание на содержание предложения, записанного на доске. Кто хочет поделиться своими мыслями, в чём смысл его?
-Можно ли животных назвать нашими друзьями?
-Для чего нужно заботиться о животных?
- Прочитайте названия животных. Выделенные буквы соедините в слово (узнаете фамилию писателя.)
ЧЕРЕПАХА ТИГР ЗУБР ШИМПАНЗЕ (ЧАРУШИН)
2. Работа с портретом.
- Кому-то из вас сегодня предстоит впервые познакомиться с этим автором?
-Что вам интересно узнать о Е.И. Чарушине?
-Как вы думаете чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Евгения Чарушина, жизнью и творчеством этого замечательного детского писателя.
- Ребята подготовили для нас небольшие сообщения о Евгении Ивановиче Чарушине. Послушаем.
Сообщение 1.
Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года. Отец, известный русский художник – архитектор, много разъезжая, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Отец же дал первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных.
Сообщение 2.
Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богато одаренной натуре. Вначале известность к нему пришла как к художнику-иллюстратору. Евгений Чарушин иллюстрировал книги М. Пришвина, В.Бианки, С.Маршака, М. Горького. Позже он стал писать рассказы о животных, их повадках. С равным искусством владел Евгений Иванович Чарушин словом, карандашом и кистью.
Сообщение 3.
Чарушин в детстве жил среди лесов. Он хорошо знал и любил лес и его обитателей. Свою любовь и интерес к природе писатель умело передает детям. В своих книгах Чарушин трогательно изображает медвежат, пушистых зайчат, лисичек, занимательно рассказывает о поведение животных.
Всю жизнь, с раннего детства, Чарушин прожил среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика.
Сообщение 4.
А когда он вырос, стал ходить на охоту, но не с ружьём. Он подолгу наблюдал за животными, их повадками, чтобы потом рассказать о них в своих произведениях. Он сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцах, а так же про зверей, живущих в лесу – волков, медведей, лисиц.
- О ком мы сегодня будем читать произведение вы узнаете, отгадав загадку.
3. Первичное восприятие художественного произведения.
а) Отгадайте загадку:
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами
- Кто это? (Ёж).
- По каким признакам вы узнали? Кто видел ежа? Где, чем питается еж?
Ёж - хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3-х км. Пищей ему служат жуки, лягушки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев. В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами. Есть у ежа враги, от которых его не спасают ни шипы, ни свертывание в клубок. Во время ночной охоты на ежа часто нападает филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от коварной лисицы, которая осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. А вот при встрече с гадюкой еж выходит победителем. Он хватает ее за хвост и сразу свертывается в клубок. Гадюка при по пытке укусить своего врага наталкивается на иглы. Тем временем еж постепенно втягивает под себя гадюку и затем съедает ее.
б) Эмоциональная подготовка к восприятию.
- Вы когда-нибудь вечером дома были одни?
- Отчего бывает страх? Испытывали ли вы когда-нибудь страх?
- Сегодня мы прочитаем рассказ Е.И. Чарушина “Страшный рассказ”.
- Попробуйте предположить, о чем будет рассказ?
-Кому удалось услышать что-нибудь в названии этого произведения? Попробуйте, слушая это произведение, отмечать свое настроение: какое оно, меняется или остается постоянным, что на него влияет, выделите самый яркий для себя эпизод.
(Ответы детей).
в) Словарная работа.
- Прежде чем читать рассказ, уточним значения некоторых слов.
- Что такое сени? (В деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом).
Чулан? (Помещение в доме, служащее кладовой).
г) Чтение рассказа учителем.
д) Первичный анализ.
- Что ты испытывал, слушая это произведение?
- Случалось ли кому-нибудь из вас переживать то же самое, что и героям?
4. Повторное чтение и анализ произведения.
А) Повторное чтение рассказа учащимися по цепочке.
Б) Анализ произведения.
- Почему автор назвал рассказ страшным? (Каждый высказывает свою точку зрения)
- Почему мальчики испугались ежа?
- Какими вы представляете мальчиков?
- Как автор говорит об этом вначале рассказа?
- Какую подсказку нам дает? (“в постельки”)
- Мальчикам было страшно? Они показывали друг другу, что они боятся?
- Кто испугал ребят?
- Почему ёжик не ушел потом в лес?
- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?
- А как бы поступили вы? ( Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить).
5. Художественное исполнение.
(Чтение диалога по ролям. Работа в парах).
- Перечитайте в парах отрывок диалога ребят, стараясь передать все чувства, которые хотел донести до нас автор.
- Представьте, что вы боитесь, но говорите, что вам не страшно. --Попробуем прочитать диалог без слов автора, интонационно показывая свои ощущения.
6. Работа с пословицами (в парах).
- У вас на столах пословицы. Выберите ту пословицу, которая подходит к данному рассказу.
“Все хорошо, что хорошо кончается.”
“На всякую беду страха не напасешься.”
“У страха глаза велики.”
- Как вы понимаете пословицу “У страха глаза велики”?
- Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. В любой ситуации надо думать о том, что вы в полной безопасности и защищенности, а это в свою очередь, дает ощущение спокойствия.
7. Тест.
-Я предлагаю вам, ребята, проверить себя – насколько вы были внимательны на уроке. Вам нужно будет записать ответ, одним словом. Затем, (при проверке) если вы ответили правильно, ставите плюс, а если неправильно – минус.
( Вопросы появляются по щелчку. Дети записывают свой ответ. По щелчку появляется ответ на доске, они сверяют, ставя нужный знак.)
-У кого 4 плюса? Самые внимательные! Молодцы!
-У кого 1-2 ошибки? Надо прочитать ещё!
-У кого больше трёх ошибок дома ещё раз внимательно перечитайте рассказ и расскажите родителям, что узнали сегодня на уроке.
8. Художественное творчество.
-Давайте подумаем, как мы с вами поступим, если вдруг окажемся в такой же ситуации?
-Поищите вокруг себя примеры, когда человек и животное оказываются рядом.
-Для чего нужно оберегать диких животных?
-Почему надо любить и беречь природу?
Е.И. Чарушин на этот вопрос ответил так: “Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные - это наша родная природа. Оберегать и любить их - это значит любить и беречь свою Родину”.
9. Итог урока.
- Почему на нашем уроке эти слова? Как вы их теперь понимаете? Что объединяет наш рассказ с эпиграфом.
IV. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чем особенно творчество писателя Е.И. Чарушина?
- Какие формы работы на уроке вам больше понравились?
- Какие задания показались интересными?
- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?
- Чему научил нас рассказ Е. Чарушина? (Учиться контролировать свой страх, бережно относиться к животным).
V. Выставление оценок.
- Хочу выразить благодарность за то, что на уроке вы не просто читали, а рассуждали, размышляли, ведь (обращение к пословице).
«Настоящее чтение учит быть человеком».
VI. Домашнее задание.
1. Выразительно читать текст. Учебник с. 136-138.
2. Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.
3. Подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки.
4. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.