сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Организационный момент.
Учитель приветствует детей.
- Давайте поприветствуем друг друга улыбками. Успехов вам и удачи!
- Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок?
Устные высказывания.
Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем
2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Учитель предлагает посмотреть на экран. Слайд1.
- Героев каких произведений вы видите?
- Что объединяет каждую картинку?
Слайд 2
Внутренне организуются, мобилизуются на работу. Создают эмоциональный настрой на работу друг с другом.
Высказывают предположения.
Дети выделяют главную мысль, главное слово и формулируют тему урока.
( ДРУЖБА)
Личностные УУД:
Формирование внутренней позиции, адекватной мотивации учебной деятельности, формирование эмоционального состояния в процессе просмотра 1 слайда
Коммуникативные УУД:
Умение работать в совместно друг с другом, слушать друг друга, сопоставлять разные точки зрения
3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Какие ассоциации у вас возникают при слове «дружба»?
- Подберите родственные слова к этому слову.
- Итак, сегодня мы будем говорить о дружбе.
- Сформулируйте цели.
При затруднении учитель обращает внимание учащихся к учебнику стр.32-33. рубрика «Вы узнаете».
Дети подбирают слова.
Дети формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.
Познавательные УУД:. Выделение значимых терминов для изучения нового материала. Постановка цели и темы урока совместно с учителем
Регулятивные УУД:
Сохранение заданной цели.
4. Выявление места и причины затруднения.
- А что же такое дружба?
Учитель предлагает заполнить детям табличку, поставив +
«Знаю» «Не знаю» «Хочу узнать»
- А теперь попробуйте ответить на этот вопрос.
Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.
Дети заполняют таблицу
Дети дают свои ответы на вопрос учителя.
Личностные УУД:
Умение определить свои знания, фиксировать затруднения, умение определять свои дальнейшие внутренние потребности к познанию
Коммуникативные УУД:
Умение высказывать свое мнение и слушать друг друга
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).
- Предложите варианты поиска ответа на вопрос.
- Обратимся к учебнику и узнаем, что такое дружба. Прочитайте с. 32 и найдите определение «Дружба» (2 определения), запишите в тетради.
Работа с толковым словарём.
Слайд 3.
-Теперь обратимся за знаниями к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова. Найдите в словаре слово «дружба» и узнайте его значение.
Дружба – это взаимная привязанность двух и более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении.
Учащиеся предлагает обратиться к различным источникам для ответа на вопрос учителя.
Работа с толковыми словарями
Работа с текстом учебника
Учащиеся самостоятельно работают с учебником, находят определения понятия «ДРУЖБА», выписывают в тетрадь.
Познавательные УУД:.
Умение применять методы информационного поиска, работа со словарями и текстом учебника.
Регулятивные УУД:
Выделение значимых терминов и определений для изучения нового материала
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
- А теперь предстоит охарактеризовать отличительные черты дружбы по рядам:
1 ряд - избирательность,
2 ряд – бескорыстность,
3 ряд – общность интересов и взаимная симпатия.
Слайд 4
Для этого обратимся за помощью к учебнику.
Учитель проверяет работу.
Дети работают в парах по рядам по тексту учебника на стр.32 и заполняют таблицу «Отличительные черты дружбы» и оформляют свои работы на отдельных листочках и вывешивают на доску по рядам.
Обсуждение
Личностные УУД:
Ориентировка на моральные понятия о дружбе
Регулятивные УУД:
Умение корректировать свою деятельность в соответствии с уже усвоенными знаниями
Познавательные УУД:.
Умение находить и перерабатывать информацию, найденную в учебнике, в таблицу
Коммуникативные УУД:
Выражение своих мыслей.
Координирование в результате сотрудничества разных позиций и мнений.
Аргументирование своего мнения.
Достижение договоренностей и согласование общего решения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Осуществление для решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения
Коммуникативные УУД:
Умение приходить к общему мнению.
Личностные УУД:
Усвоение нравственно-этических норм
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
- Ребята, поднимите руку у кого есть настоящий друг.
- А как вы выбираете себе друзей? - Как выяснить настоящий ли у тебя друг?
- А сейчас поработаем в группах. У каждой группы на столе лежит текст. Прочитайте, обсудите и подчеркните те качества и поступки настоящего друга, которые отражены в тексте. (Приложение)
Отвечают на вопросы учителя.
Самостоятельно работают с текстами.
Обсуждают в группах, записывают на листочках, зачитывают, прикрепляют к доске.
Появляется таблица:
« Качества, которыми должен обладать лучший друг»
Личностные УУД:
Нахождение общих нравственных категорий в текстах. Оценивание своих эмоциональных реакций, ориентирование в нравственном содержании поступков других людей.
Регулятивные УУД:
Осознание способов и приёмов действий при решении учебной задачи.
Оценивание правильности выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями и на основе заданного эталона.
Познавательные УУД:
Анализирование, извлечение информации из текста. Активное участие в обсуждении учебных заданий.
Коммуникативные УУД:
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
- Легко ли быть настоящим другом?
- Предлагаю каждому из вас оценить, какими качествами вы уже обладаете, а что нужно в себе развивать.
Сделайте вывод сами для себя.
Слайд 6
- А наш класс можно назвать дружным?
Высказывания учащихся.
В листочках с личными качествами ставят + или -. Самоанализ. Самовывод.
Умение соотносить качества дружбы с примерами из своего личного опыта.
Познавательные УУД:
Сопоставление разных точек зрения с понятием дружбы и со своим мировоззрением.
Личностные УУД:
Формулировка выводов с пониманием моральных норм и этических требований.
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
- Предлагаю каждому подвести итог своей работы.
Слайд 6
Закончите предложения:
Сегодня для меня было самым интересным…
Я понял на уроке…
Я думаю, что…
Домашнее задание по выбору:
Подобрать песни о дружбе.
Подобрать стихи о дружбе.
Подобрать маленькие поучительные рассказы о дружбе.
Дети оценивают свою работу.
Регулятивные УУД:
Оценивать результаты собственной деятельности
Познавательные УУД: Умение выделять ориентиры действия при подготовке домашнего задания
Коммуникативные УУД:
Умение высказывать свое мнение и слушать мнение других.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОСТУПОК ДРУГА.
Однажды к учителю пришел человек, который был расстроен тем, что его друг начал его избегать. Он спросил:
- Учитель, мой друг меня избегает. Я думаю, ему наскучило мое общество. Как мне поступить?
- А ты считаешь себя до сих пор его другом?- спросил учитель.
- Конечно, - ответил человек.
- Тогда подойди к нему и спроси прямо о причине его поведения, - посоветовал мудрец,- и если увидишь в его словах или глазах, что ты действительно ему наскучил, то лучшее, что ты можешь сделать как друг- освободить его от необходимости избегать тебя, - уйти первым и не искать с ним встреч.
- А если он захочет вернуться, что лучшее, как друг, смогу я сделать?
- Не держать обиды,- сказал учитель.
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ
Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом.
Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придет тебе на помощь.
ЛЕГЕНДА О ДРУЗЬЯХ-ГЛАДИАТОРАХ
В древнем Риме гладиолусы считались цветами гладиаторов. По одной из легенд, римский военачальник решил устроить бои гладиаторов между захваченными в плен войнами. И первыми, кого полководец приказал вывести на бой, были верные друзья. Много горожан собралось на центральной площади Рима ради того, что бы посмотреть на кровавую схватку двух лучших друзей.
Однако увидеть борьбу им так и не пришлось: когда затрубил горн, призывая гладиаторов к бою, друзья демонстративно воткнули мечи в землю и подошли друг к другу для того, чтобы обменяться дружеским рукопожатием. Толпа собравшихся зевак возмущенно загудела, требуя поединка. Но когда гладиаторы вновь ослушались приказа военачальника, их казнили. И как только бездыханные тела друзей коснулись земли, их мечи обратились цветущими гладиолусами. С того времени эти грациозные цветы стали считаться символом дружбы и благородства.
ПРИТЧА О ДРУЖБЕ
Как-то, два друга много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину".
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".
Первый спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. (Помнить нужно только хорошее и уметь прощать)
БОГ ДРУЖБЫ
Жил-был на свете человек, и сопровождали его в жизни три бога: бог красоты, бог богатства и бог дружбы.
Когда этот человек достиг в жизни больших успехов, боги посетили его, и сказали:
- Человек ты достиг желаемого и двое из нас покидают тебя, но ты можешь оставить одного из нас с собой.
Человек задумался, и ответил:
- Пусть со мной останется бог дружбы, - сказал человек и лёг спать.
На утро он открыл глаза и увидел рядом со своей постелью всех трех богов.
Человек удивленно спросил:
- Почему Вы все остались.
- Потому, что ты оставил рядом с собой бога дружбы, а он и наш друг. Дороже дружбы нет ничего на свете, поэтому мы и остались, - ответили ему боги.
Валентина Александровна Осеева ТРИ ТОВАРИЩА
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.- Завтрак потерял...
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.
- До обеда далеко еще!
- А ты где его потерял? - спросил Миша
.- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся
.- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: