Конспект урока по ОРКиСЭ (модуль "Основы светской этики") по теме "Дружба" в 4 классе
Конспект урока по ОРКиСЭ (модуль "Основы светской этики") по теме "Дружба" в 4 классе
Конспект по предмету ОРКиСЭ (модуль: светская этика) по теме "Дружба" в 4 классе.
базовый учебник: Шемшурина А.И. "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики"
Тема урока: Дружба.
Урок полностью соответствует ФГОС второго поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКиСЭ (модуль "Основы светской этики") по теме "Дружба" в 4 классе »
Технологическая карта урока
Предмет:«ОРКСЭ. Основы светской этики» Класс 4__
Базовый учебник:Шемшурина А. И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.
Тема урока №14 «Дружба»
Цель урока: формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности
Задачи урока:
1. Расширить и углубить представления детей о дружбе.
2. Поразмышлять с ребятами о том, чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
3. Формировать чувство сплочённости в коллективе.
Тип урока: комплексного применения знаний, умений и навыков;
Основные понятия: друг - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью; дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Необходимое оборудование: презентация к уроку; словари: Ожегова, Даля; текст притчи «Притча о настоящей дружбе», аудиозапись песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева, репродукцию картины М. Чюрлёниса «Дружба», пословицы о дружбе.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1
Организационный момент
Приветствие.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция
2
Мотивационный этап
- Урок мы начнем с притчи.
«Притча о настоящей дружбе»
Беседует с учащимися:
- Как вы считаете, о чем эта притча?
- Как на ваш взгляд можно озаглавить притчу?
- Чему учит нас эта притча?
- О чем сегодня пойдет речь на уроке?
Уточняет тему и цель урока, которую сформулируют дети:
-Правильно. Сегодня мы будем говорить о дружбе. (Тема урока записывает на доске).
-Дружба – это великая ценность. Она помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга – великое благо.
Учитель организует работу по учебнику с целью составления плана урока:
- Прочитайте вопросы на стр.32, на которые мы должны будем с вами ответить в течение урока.
Учащихся слушают притчу и определяют ее смысл. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.
Определяют тему урока, формулируют цель.
Зачитывают из учебника вопросы, которые являются пунктами плана:
Какие отношения существуют между людьми?
Что такое дружба?
Чем дружеские отношения отличаются от других отношений?
Личностные УУД: смыслообразование,
Регулятивные УУД: целеполагание
3
Актуализация знаний.
Организует работу по учебнику с целью поиска ответа на вопрос:
Какие отношения изображены на картинке?
- Прочитайте 1 абзац в учебнике. Всегда ли человек, имея вокруг себя много людей, бывает не одинок?
Поиск информации в учебнике для ответа на вопросы.
Регулятивные УУД:
«Сбор информации»
4
Работа по теме урока.
На доске написано предложение:
«Друг – это тот, кто…..»
Продолжите предложение.
А каждого ли человека мы можем назвать другом?
Организует интервью «Расскажи о своём друге».
- Может быть, кто-то уже нашёл настоящего друга? Представьте, что к нам пришёл в класс репортёр и попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своём друге.
- Выслушав ваши рассказы, я поняла, что не все понимают смысл слова друг и употребляют его там, где надо сказать товарищ, приятель, знакомый. Как вы считаете, все ли эти слова обозначают одно и то же?
- Теперь вы знаете, когда и какое слово нужно употребить.
(Читает предложения).
О человеке, с которым вы просто здороваетесь, вы можете сказать…(знакомый).
О человеке, с которым вы иногда обсуждаете книги, какие-то события, вы скажете…(приятель).
Об однокласснике вы скажете…(товарищ).
- О человеке, которому можно доверить тайны, разделить радости и печали, скажете…(друг).
Записывает под темой урока слова: друг, приятель, товарищ, знакомый
Организует работу в группах.
Напишите на листе, что вы понимаете под словом «дружба»
Дружба:
1.
2.
3.
Организует проверку работы.
Организует работу с репродукцией: На экране изображение картины М. Чюрлёниса «Дружба»
Анализ картины :
- Что вы видите на этой картине?
- Что происходит? Кто видит то, чего еще не называли?
- Кто это? Что можем сказать, глядя на картину?
- Где и когда это происходит?
- Повторите жест героини картины. Что в нем необычного?
- Что может обозначать этот жест?
- Какими словами можно озвучить этот жест? (Вот, возьми, не жалко. Это твое, отдаю самое лучшее)
- Этот жест отходит от сердца, души. Как можно назвать картину?
- Картина М. Чюрлёниса называется «Дружба». Почему?
- Дайте определение понятию дружба.
Организует работу с учебником и со словарём:
- Найдите определение слова "дружба" в уч. на с. 32 /2 абзац/. А Маша и Петя найдут это определение в толковых словарях.
- На первое место знаменитый учёный и писатель В. И. Даль ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
-Что значит «дружба» и зачем она нужна людям?
Организует прослушивание песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева
- Кто такое настоящий друг?
-Какими качествами он должен обладать?
– Каждый ли человек может быть другом?
– А может ли дружба распасться? По каким причинам?
– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?
- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?
- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают о своём друге.
Высказывают предположения о значении слов: товарищ, приятель, знакомый.
Дети договаривают последнее слово.
Работают в группах.
При проверке работы выступает 1 группа. Другие группы дополняют.
Рассматривают и анализируют по вопросам репродукцию картины М. Чюрлёниса «Дружба».
Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью (из сл. Ожегов)
«Дружба – …это бескорыстная приязнь» (из сл. Даль)
Прослушивают аудиозапись песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева
Отвечают на вопросы
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии, работа в малой группе.
Познавательные УУД: «Визуализация понятия» и групповая рефлексия
5
Практическая работа
Работа в группах с ситуациями
Ситуация 1.
Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки в школе, что вы сделаете?
Ситуация 2. Вместе с другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет, а у Николая в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался и всё содержимое рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая?
Ситуация 3. Вы выполнили задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите?
Работа по рассказу В.Осеевой «До первого дождя»
- Сейчас я прочитаю вам рассказ В. Осеевой «До первого дождя».Вам необходимо внимательно слушать и ответить на вопросы после прочтения.
- Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?
- Почему покраснели Маша и Таня?
- Чья из пословиц групп выражает главную мысль рассказа?
Вывод: Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Задание: давайте поиграем в игру «Собери пословицу». (Работа в группах).
(Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их.)
1 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы.
Друг верен, во всем измерен.
Друг познается при рати да при беде.
Друг- ценный клад, недругу никто не рад.
Друга иметь – себя не жалеть.
1 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Друга на деньги не купишь.
Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
Дружный табун волков не боится.
Работают в группах с ситуациями.
Отвечают на вопросы
Собирают пословицы о дружбе.
Познавательные УУД: анализ и синтез информации.
6.
Рефлексия. Коррекция.
Организует работу по учебнику:
- Продолжить читать текст и сделать пометки на полях:
«+» - знаю
«V» - новое
- О чем прочитали?
- Назвать черты дружбы?Запишем на доске.
Что нового определили для себя из текста?
Учащимся предлагается оценить свою готовность быть настоящим другом с помощью теста"Настоящий друг".
Читают и анализируют текст учебника на странице 32- 33; делают пометки на полях:
«+» - знаю
«V» - новое
Осуществляют самооценку
Познавательные УУД: «Визуализация понятия» в форме групповой рефлексии.
Познавательные УУД: анализ и синтез информации.
7
Подведение итогов
Подводит итог урока, используя метод синквейна.
Составляют синквейн.
Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения).
9
Домашнее задание
(по выбору)
Написать рассказ о своем друге.
Расспросить у родителей об их школьных товарищах - составить мини сочинение.
Подобрать иллюстрации по теме урока «Настоящий друг»
Приложение к уроку
«Притча о настоящей дружбе»
В одной далёкой стране жили два друга.
Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех.
Любые решения они принимали сообща.
Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что самое главное - друзья, ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения окружающих.
Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили.
И велел он привести к себе неразлучных друзей.
- Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню осведомителей, да и дело с концом.
- Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведения, мы действительно настоящие друзья. Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует.
С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого - в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт.
Стражники получили исчерпывающее указание: "Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!".
Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток своих дней, если: Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью.
Страшный эксперимент длился целый месяц.
Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства.
А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил к себе.
- Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства: Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.
«Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева
Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит - Вот что значит настоящий верный друг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит - Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся, "Не разлить водой", - шутят все вокруг. В полдень или в полночь друг придёт на помощь - Вот что значит настоящий верный друг. В полдень или в полночь друг придёт на помощь - Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить, Если что-нибудь приключится вдруг. Нужным быть кому-то в трудную минуту - Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту - Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту - Вот что значит настоящий верный друг. Нужным быть кому-то в трудную минуту - Вот что значит настоящий верный друг.
В.Осеева
«До первого дождя»
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
Тест "Настоящий друг"
Предлагается три варианта ответов:
да - если вы полностью согласны с утверждением,
нет - если вы не согласны,
не знаю- если вы не имеете четкого ответа.
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ -
1. Делится новостями о своих успехах. 2. Оказывает эмоциональную поддержку. 3. Добровольно помогает в случае нужды. 4. Стремится,чтобы другу было приятно в его обществе. 5. Не завидует другу. 6. Защищает друга в его отсутствие. 7. Терпим к остальным друзьям своего друга. 8. Хранит доверенные ему тайны. 9. Не критикует друга публично. 10. Не ревнует друга к остальным людям. 11. Стремится не быть назойливым, не надоедает. 12. Не поучает, как нужно жить. 13. Уважает внутренний мир друга. 14. Не использует доверенную тайну в своих целях. 15. Не стремится переделать друга по своему образцу. 16. Не предает в трудную минуту. 17. Доверяет свои самые сокровенные мысли. 18. Понимает состояние и настроение друга. 19. Уверен в своем друге. 20. Искренен в общении. 21. Первым прощает ошибки друга. 22. Радуется успехам и достижениям друга. 23. Не забывает поздравить друга. 24. Помнит о друге,когда его нет рядом. 25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов
За каждый ответ "да" поставьте себе по 2 балла, за ответ "не знаю" - по 1 баллу, а за ответ "нет" - 0 баллов.
Суммируйте полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов.
Интерпретация результатов
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровывались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 36 до 50 баллов. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.