Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения. Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока.
Сформированность представлений по теме урока
5. Физминутка (1 мин)
Упражнение на расслабление мышц.
Здоровьесбережение
6.Первичное осмысление и закрепление материала.
(9мин)
Учебный диалог
- самостоятельная работа по пособию учебника.
- творческие работы учащихся.
-обсуждение результатов самостоятельной работы
Развивать умение выделять главное, существенное, делать выводы.
Умение работать с понятийным аппаратом.
Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока.
Закрепить общеучебные умения и навыки на материале этого урока
7.Домашнее задание
(2 мин)
Работа с родителями
Активизация позиций родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе.
8. Подведение итогов.
(5 мин)
Рефлексия:
Заряд положительных эмоций.
Развивать умение выделять главное, существенное, делать выводы.
Умение работать с понятийным аппаратом.
Ход урока.
Вступительное слово учителя о семье:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой милой всем земле!
Тема нашего занятия«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Приятно видеть вас с доброй, приветливой улыбкой, приветливым взглядом. Мы с удовольствием познакомимся друг с другом поближе, поразмышляем о своих семьях, что их объединяет, почувствуем тепло и заботу своих близких.
Запись темы урока в тетради.
Актуализация знаний:
Просмотр видеоролика.
Давайте посмотрим что такое «семья» для ваших сверстников. Совпадает ли их понятие с вашим?
Упражнение «Ассоциация».
У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
Если семья – это постройка, то какая.
Если семья – это цвет, то какой…
Если семья – это музыка, то какая…
Если семья – это геометрическая фигура, то какая…
Если семья – это название фильма, то какое…
Если семья – это настроение, то какое…
I Открытие детьми новых знаний:
Кто из вас знает, что представляет традиционная семья в различных религиозных культурах? (слайды)
Где записаны законы создания и жизни семьи? ( в священных книгах)
Как они называются? (фотографии священных писаний на слайдах)
Как называлась книга о семье, домашнем укладе на Руси? («Домострой») (слайд 12)
Как вы думаете, на чём держится семья? ( Семейные ценности)
Чтение и обсуждение притчи.
Легенды и притчи являются прекрасным и эффективным средством общения,
соединяя в себе мудрость и простоту.
Прежде чем говорить о семейных ценностях прочитайте одну легенду. (слайд 13)
Какое это слово? « ПОНИМАНИЕ». (слайд № 14)
Работа с источниками в группах. (Приложение № 1)
Ученики делятся на 4 группы, каждая группа представляет религиозную культуру. Дети получают источники из которых должны выписать семейные ценности. Затем идёт обмен информацией между группами «водоворот».
Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?
Как вы считаете, почему? (Семья – это свято для всех)
Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? (да, но они незначительны).
А какие буду самыми главными? (взаимопонимание и любовь) (слайд № 16)
Индивидуальные рассказы детей о семейных ценностях, принятых у них. (можно заранее подготовить 2-3 учеников.
Работа с диском «Основы светской этики»
Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики» (1 CD)
1. «Золотое слово»
-Отчего у человека сердце болит?
Из книги В.А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике
2. «Тренажер»
–вставьте пропущенное слово
–распределите понятия на две группы:
дружба народов, закон и право, любовь к предкам, нравственные ценности отцов, семейные традиции, любовь к природе.
относятся к слову «род»
не относятся к слову «род»
-укажите предложения, которые относятся к проявлению любви в семье
3. Слайд-шоу
- Семья на картинах русских и зарубежных художников
4. Интерактивные модели
-Семья в древнем Риме
5. Иллюстрации
-Герб Голенищевых-Кутузовых- Толстых
-Родовой герб Багратионов
-Родословная Пушкиных
-Семья на катке
6. Контроль
Тест:
Что предполагают нравственные отношения в семье?
Что обозначает фамилия человека?
Когда в семье люди доверяют друг другу, то это…?
Что обычно изображают на родовых и семейных гербах?
Закрепление изученного:
Работа в группах. Составьте семейные заповеди. (слайд № 17)
( Уважайте мнение всех членов семьи.
Старайтесь понять каждого и если надо простить.
Никогда не смейтесь над кем-то.
Уважайте родственников.
Почитайте родителей. И т. д.)
Рефлексия.
Нарисовать свою семью.
В конце занятия мне бы хотелось подарить вам свечу. Почему именно свечу? (слайд № 18)
Свеча символизирует свет домашнего очага, свет добра, истины. (слайд № 19)
– Что самое интересное было в уроке?
– О чём вам хочется рассказать друзьям?
В конце урока я прочитаю вам стихотворение.
Мы семья.
Моя семья – моя обитель.
Мой дом, мой замок, мой покой.
Убереги, Господь Спаситель
Ее от нечисти лихой.
Убереги нас от соблазнов,
И сохрани от бурь и бед.
Спаси от зависти и сглаза.
А, если нужно, дай совет.
Моей семье я всем обязан.
Не знаю, как благодарить,
Тех, с кем душой и сердцем связан,
И узелок не разрубить.
В семье мы все как будто прутья,
И в веник связаны тугой.
Сплелись, да так, что не раскрутишь
Опасны. На пути не стой.
Пока мы вместе, друг за друга
Нас поломать никак нельзя.
В беде мы все стоим упруго.
Мы клан, мы племя, мы семья.
Каждому члену семьи нужно заботиться не только о себе, а обо всех, быть добрым, о отзывчивым. Нужно заботиться о стариках и детях. 1 октября – День пожилого человека. Не забывайте своих бабушек и дедушек, звоните им чаще, навещайте, с справляйтесь об их здоровье. Это им необходимо!
Домашнее задание.(слайд № 20)
Поговорить с родителями о ценностях своей семьи. Подобрать пословицы о семье, подобрать материал для презентации о своей семье.
Темы презентаций по выбору:
- «Традиции моей семьи»
- «Буду помнить подвиг прадеда» (выполнено, см. приложение)
- «Герб моей семьи»
- « Мое генеалогическое древо»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения. Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока.
Сформированность представлений по теме урока
5. Физминутка (1 мин)
Упражнение на расслабление мышц.
Здоровьесбережение
6.Первичное осмысление и закрепление материала.
(9мин)
Учебный диалог
- самостоятельная работа по пособию учебника.
- творческие работы учащихся .
-обсуждение результатов самостоятельной работы
Развивать умение выделять главное, существенное, делать выводы.
Умение работать с понятийным аппаратом.
Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока.
Закрепить общеучебные умения и навыки на материале этого урока
7.Домашнее задание
(2 мин)
Работа с родителями
Активизация позиций родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе.
8. Подведение итогов.
(5 мин)
Рефлексия:
Заряд положительных эмоций.
Развивать умение выделять главное, существенное, делать выводы.
Умение работать с понятийным аппаратом.
Ход урока.
Вступительное слово учителя о семье:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой милой всем земле!
Тема нашего занятия«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Приятно видеть вас с доброй, приветливой улыбкой, приветливым взглядом. Мы с удовольствием познакомимся друг с другом поближе, поразмышляем о своих семьях, что их объединяет, почувствуем тепло и заботу своих близких.
Запись темы урока в тетради.
Актуализация знаний:
Просмотр видеоролика.
Давайте посмотрим что такое «семья» для ваших сверстников. Совпадает ли их понятие с вашим?
Упражнение «Ассоциация».
У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
Если семья – это постройка, то какая..
Если семья – это цвет, то какой…
Если семья – это музыка, то какая…
Если семья – это геометрическая фигура, то какая…
Если семья – это название фильма, то какое…
Если семья – это настроение, то какое…
I Открытие детьми новых знаний:
Кто из вас знает, что представляет традиционная семья в различных религиозных культурах? (слайды)
Где записаны законы создания и жизни семьи? ( в священных книгах)
Как они называются? (фотографии священных писаний на слайдах)
Как называлась книга о семье, домашнем укладе на Руси? («Домострой») (слайд 12)
Как вы думаете, на чём держится семья? ( Семейные ценности)
Чтение и обсуждение притчи.
Легенды и притчи являются прекрасным и эффективным средством общения,
соединяя в себе мудрость и простоту.
Прежде чем говорить о семейных ценностях прочитайте одну легенду. (слайд 13)
Какое это слово? « ПОНИМАНИЕ». (слайд № 14)
Работа с источниками в группах. (Приложение № 1)
Ученики делятся на 4 группы, каждая группа представляет религиозную культуру. Дети получают источники из которых должны выписать семейные ценности. Затем идёт обмен информацией между группами «водоворот».
Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?
Как вы считаете, почему? (Семья – это свято для всех)
Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? (да, но они незначительны).
А какие буду самыми главными? (взаимопонимание и любовь) (слайд № 16)
Индивидуальные рассказы детей о семейных ценностях, принятых у них. (можно заранее подготовить 2-3 учеников.
Работа с диском «Основы светской этики»
Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики» (1 CD)
Рубрики:
1. «Золотое слово»
-Отчего у человека сердце болит?
Из книги В.А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике
2. «Тренажер»
–вставьте пропущенное слово
–распределите понятия на две группы:
дружба народов, закон и право, любовь к предкам, нравственные ценности отцов, семейные традиции, любовь к природе.
относятся к слову «род»
не относятся к слову «род»
-укажите предложения, которые относятся к проявлению любви в семье
3. Слайд-шоу
- Семья на картинах русских и зарубежных художников
4. Интерактивные модели
-Семья в древнем Риме
5. Иллюстрации
-Герб Голенищевых-Кутузовых- Толстых
-Родовой герб Багратионов
-Родословная Пушкиных
-Семья на катке
6. Контроль
Тест:
Что предполагают нравственные отношения в семье?
Что обозначает фамилия человека?
Когда в семье люди доверяют друг другу, то это…?
Что обычно изображают на родовых и семейных гербах?
Закрепление изученного:
Работа в группах. Составьте семейные заповеди. (слайд № 17)
( Уважайте мнение всех членов семьи.
Старайтесь понять каждого и если надо простить.
Никогда не смейтесь над кем-то.
Уважайте родственников.
Почитайте родителей. И т. д.)
Рефлексия.
Нарисовать свою семью.
В конце занятия мне бы хотелось подарить вам свечу. Почему именно свечу? (слайд № 18)
Свеча символизирует свет домашнего очага, свет добра, истины. (слайд № 19)
– Что самое интересное было в уроке?
– О чём вам хочется рассказать друзьям?
В конце урока я прочитаю вам стихотворение.
Мы семья. Моя семья – моя обитель. Мой дом, мой замок, мой покой. Убереги, Господь Спаситель Ее от нечисти лихой.
Убереги нас от соблазнов, И сохрани от бурь и бед. Спаси от зависти и сглаза. А, если нужно, дай совет.
Моей семье я всем обязан. Не знаю, как благодарить, Тех, с кем душой и сердцем связан, И узелок не разрубить.
В семье мы все как будто прутья, И в веник связаны тугой. Сплелись, да так, что не раскрутишь Опасны. На пути не стой.
Пока мы вместе, друг за друга Нас поломать никак нельзя. В беде мы все стоим упруго. Мы клан, мы племя, мы семья.
Каждому члену семьи нужно заботиться не только о себе, а обо всех, быть добрым, о отзывчивым. Нужно заботиться о стариках и детях. 1 октября – День пожилого человека. Не забывайте своих бабушек и дедушек, звоните им чаще, навещайте, с справляйтесь об их здоровье. Это им необходимо!
Домашнее задание.(слайд № 20)
Поговорить с родителями о ценностях своей семьи. Подобрать пословицы о семье, подобрать материал для презентации о своей семье.
Темы презентаций по выбору:
- «Традиции моей семьи»
- «Буду помнить подвиг прадеда» (выполнено, см. приложение)
- «Герб моей семьи»
- « Мое генеалогическое древо»
Приложение № 1.
Семь в исламской религиозной культуре.
В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80).
Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?
Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).
Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.
Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.
Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.
Семья в иудейской религиозной культуре.
Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему — важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции — любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви.
Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.
Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».
Семья в православной культуре.
Семья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.
В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3.
Любовь - основа основ семьи и православия.
Семья в буддистской религиозной культуре.
Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.
Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.
Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям
Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.
Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.
Приложение №2
«Отчего у человека болит сердце»
Пятилетний Витя играл в саду. Упал на колючку и занозил руку. Колючку Витя сразу же вытащил, но из ранки пошла кровь, и от боли мальчик заплакал.
Ему захотелось пожаловаться, и Витя прибежал к маме.
— Мама, мама, — услышала она.
Когда мать увидела кровь на руке у Вити, её лицо побледнело, из глаз закапали слёзы.
— Мама... мама... — прошептал мальчик. — Почему ты плачешь? Что у тебя болит?
— У меня болит сердце, — сказала мать, прижав к груди сына.
— А почему же у тебя не идёт кровь? — спросил мальчик. — Где же твоя ранка?
— Неужели ты не знаешь, дитя, отчего бывает ранка в сердце? — спросила мать. — Неужели ты не знаешь, отчего у человека болит сердце?
Глаза матери стали тревожными и строгими.
— Слишком долго ты остаёшься ребёнком, сын, — сказала мать. — Если человек до пяти лет только дитя, ему трудно будет стать человеком.
Из книги В.А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике»
«Высказывания о семье»
Любовь — самое утреннее из наших чувств. (Б. Фонтенель.)
Любовь — это всё, что у нас есть, единственный способ, которым мы можем по- ч мочь другому человеку. (Э. Роттердамский.)
В семейной жизни самый важный винт — это любовь. (А.П. Чехов.)
Во всяком возрасте почитай родителей. (Екатерина Вторая.)
Любовь к родителям — основа всех добродетелей. (Цицерон.)
Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. ( е В.Г. Белинский.)
Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери. (В.Г. Белинский.)
Один отец значит больше, чем сто учителей. (Д. Герберт)