Просмотр содержимого документа
«УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ «ЗДОРОВЬЕ И ОСТОРОЖНОСТЬ»»
Добренькая И.П.,
МОУ «Жабская ООШ»
Ровеньского района
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ПО ТЕМЕ «ЗДОРОВЬЕ И ОСТОРОЖНОСТЬ»
Учителем начальных классов я работаю уже 19 лет. Работая с детьми, я заметила, что включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала. Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности. Игра, помогает делать урок живым, а общение искренним и помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Поэтому дидактические игры я широко использую на различных уроках в начальной школе, так как, это на много повышает усвояемость материала. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я воздействую на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Рекомендую провести урок окружающего мира по теме «Здоровье и осторожность» во 2 классе в форме урока-игры.
Цель: способствовать закреплению знаний учащихся о здоровье- сберегающих технологиях; познакомить детей с тем, как нужно себя вести, если ты заболел, где, когда и как нужно проявлять осторожность;
содействовать развитию связной речи, памяти, умений применять полученные знания и умения на практике, знать правила поведения за столом, уметь пользоваться термометром, заботится о своём здоровье и соблюдать правила безопасности и осторожности;
создать условия для воспитания стремления к здоровому образу жизни, взаимоуважение, гостеприимство, дружелюбие, коллективизм, чувство ответственности за себя и близких людей, любовь к окружающему
миру.
Тип урока:
урок комплексного применения знаний
Ход урока:
1. Организационный этап
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Вы, я знаю, - очень любознательные дети,
Обо всём хотите знать на свете.
И поэтому сегодня на уроке мы снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
2.Страничка календаря.
- Ребята, какое сейчас время года?
- Перечислите осенние месяцы.
-Отгадайте загадку:
Всё мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Медведь в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
- Почему вы так решили? Докажите.
-Что можно сказать о погоде осенью?
- А сейчас, слово предоставляется нашему дежурному синоптику. Он объявит прогноз погоды на сегодняшний день.
3. Этап подготовки к изучению нового материала.
а) беседа
- Какое явление в природе бывает только осенью? (листопад)
- Кто видел листопад?
- Какие чувства он вызывает у вас?
- А теперь представьте, что вы осенние листики.
А я буду ветерок. Возьмите все по 3 листика. Это не простые листья, на каждом листике есть буква. Какой листик ветерок позовёт к себе, его надо быстро прикрепить к доске.
б) танец «Листопад» под музыку
- А сейчас у нас в классе начинается настоящий осенний листопад.
Здоровье и осторожность.
в) сообщение темы урока
-Прочитайте тему сегодняшнего урока.
г) формулирование целей урока
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
- Что объединяет два таких разных слова: здоровье и осторожность?
- Что надо делать, чтобы всегда быть здоровым?
4. Этап проверки домашнего задания. Игра «Накроем стол для чая»
а) сервировка стола и составление меню на завтрак, обед, ужин
(4 человека) (3 человека)
б) приглашение гостей к столу
в) встреча сказочного героя Карлсона
- Карлсон считает себя очень культурным, так ли это?
- Вспомните, всегда ли он правильно ведёт себя за столом?
- Напомните ему правила поведения за столом.
г) объяснение правил поведения за столом.
1. Нельзя за столом сидеть в головном уборе и в рабочей одежде.
2. Во время еды локти рук не ставят на стол.
3. Сидеть на стуле нужно прямо и спокойно.
4. На тарелку нельзя сразу класть много пищи. Вдруг ты её не доешь. Лучше подложить потом ещё.
5. За столом разговаривать, смеяться, драться, толкаться нельзя.
6. Губы и руки надо вытирать салфеткой.
7. Перед едой и после еды надо всегда мыть руки с мылом.
- Я думаю, Карлсон больше не будет совершать ошибок и станет действительно самым культурным, в меру упитанным мужчиной в расцвете сил. А для этого ребята ему ещё составили меню на завтрак, обед и ужин. Давайте послушаем их рекомендации.
- Что ещё бы вы пожелали Карлсону?
- Ребята, а зачем вы всё это желаете Карлсону?
5. Физ. минутка
Карлсон всех зовёт на крышу,
Поднимайтесь все неслышно.
Руки в стороны,
Поднять,
На носки всем срочно встать.
Выше, выше… Опуститесь,
Поклонитесь, улыбнитесь,
А теперь, прошу, садитесь.
6. Этап изучения нового материала
а) беседа
-Как звали самого лучшего друга Карлсона?
- Вспомните, как Малыш лечил Карлсона от простуды?
- Скажите, а если заболеете вы, вам поможет банка варенья?
- Как вы считаете, что надо делать, если вдруг почувствовали себя плохо?
б) чтение и анализ текста учебника на стр.26
- Я предлагаю прочитать в учебнике рекомендации о том, как следует себя вести, если вы почувствовали недомогание?
- Что вы узнали нового?
в) Практическая работа «Как правильно измерить температуру тела»
(инструкция и тренировка)
- Что это за прибор? Как он называется?
- Как правильно им пользоваться?
г) беседа «Почему нужно быть осторожным»
- Как вы думаете, какого человека называют осторожным?
Некоторые люди думают, что осторожный человек – значит трусливый, он всего боится. Но это совсем не так. Осторожный человек – предусмотрительный, то есть он всегда представляет то, что может случиться, если поступить именно так. Осторожный человек знает, как можно избежать неприятностей. Очень многие неприятности нашей жизни связаны с нашей неосторожностью. Именно от неё возникают пожары, затопления и другие беды. От неё человек получает ушибы, переломы, ожоги, а иногда и погибает.
д) самостоятельная групповая работа «Будь осторожен!»
Нарисовать рисунок на тему «Будь осторожен!»
е) чтение и анализ памятки «Будь осторожен!»
(на доске, стр. 27)
7. Этап обобщения и систематизации знаний учащихся.
а) игра «Правильно – неправильно»
(Если моё утверждение верно – хлопаем в ладоши, если неправильно – приседаем. Будьте внимательны!)
- играем, если болит голова
- едим свежие фрукты
- прыгаем, если болит живот
- зимой выходим на улицу без шапки
- не играем со спичками
- соблюдаем правила дорожного движения
- оставляем без внимания включенную воду
- слушаемся старших
- едим все подряд таблетки
- соблюдаем режим дня
- не любим спорт
- заботимся о своём здоровье
- играем с огнём
- делаем зарядку утром
- моем руки перед едой
- не чистим зубы
- играем на свежем воздухе
- любим уроки окружающего мира
б) работа в рабочей тетради стр.18 №5
- Переставляя буквы, разгадай слова и расскажи, что помогает человеку быть здоровым. ( Движение прогулки режим питание)
8. Этап подведения итогов занятия.
Дорогие мальчики и девочки!
Мне хочется подарить вам этот замечательный цветок.
Первый лепесток мы назовём «Я и мой организм». Каждый человек дышит, слышит, видит. Очень важно уметь чувствовать, всё ли нормально в нашем организме.
Второй лепесток – «Я и мой разум». Если вдруг ты почувствовал себя плохо, может быть, у тебя поднялась температура или заболела голова, например, то, очень важно выбрать правильное решение; не играть в шумные игры, а прилечь и спокойно отдохнуть.
Третий лепесток – «Я и моё настроение». Если мы погладили этот лепесток, то он нам подскажет с, каким настроением легче жить. Оказывается, что наши чувства могут даже принести вред нам и нашим близким. Давайте больше улыбаться и радоваться окружающему миру! А если случилась какая-либо неприятность, то знайте: сегодняшняя большая неприятность через несколько дней будет нами забыта. Вот и не стоит сегодня из-за неё расстраиваться и огорчать своих друзей и близких, тех людей, которые любят нас.
Четвертый лепесток – «Я и окружающий мир». Мы каждый день играем, разговариваем, просто встречается со знакомыми и незнакомыми людьми. Запомните замечательное правило «Относись к окружающим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Пятый лепесток- «Этот лепесток напоминает нам, что мы сами играем главную роль в том, что с нами случается. Задумайтесь, какими мы хотим мы хотим быть, кем мы хотим стать, все зависит только от нас самих. Но очень важно, чтобы наши поступки не обижали тех людей, которые живут с нами рядом.
А вот и шестой лепесток «Я и моя жизнь». Если прикоснуться к этому лепестку, то нам станет понятным то, что каждый лепесток учит нас по- своему, но важно суметь прислушаться ко всем лепесткам вместе, одновременно.
Наш цветок не был бы таким замечательно, если бы мы прикасались и прислушивались бы только к одному из его лепестков.
Цветок красив только тогда, когда все его лепестки живы и полны радости и оттого, что могут подсказать мальчикам и девочкам что в жизни хорошо, а что плохо.
Когда мы веселы, здоровы, то хорошо и радостно всем людям, которые видят нас.
9. Оценка знаний и умений учащихся.
Карлсону было приятно находиться у нас на уроке. Он многому сегодня научился. Карлсон приготовил каждому из вас сладкий подарок и оценку. Возьмите у него сами. Не забудьте поблагодарить Карлсона.
Давайте все пожелаем друг другу: «Будьте здоровы и осторожны!»
Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Нестандартные уроки, возможность учащимися самим формулировать вопросы и искать ответы на них, свободное изложение своих мыслей, рассуждение, совместный поиск истины, которая всегда рядом - всё это способствует формированию познавательной активности учащихся на уроках. Применяя на уроках дидактические игры, групповую форму работы, тестирование, методы проблемного обучения, я добиваюсь высоких результатов качества знаний учащихся и 100% успеваемость.