Урок окружающего мира "Учимся управлять своими эмоциями"
Урок окружающего мира "Учимся управлять своими эмоциями"
Конспект урока окружающего мира, 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века". Материал урока учит детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Учимся управлять своими эмоциями"»
Тема:УЧИМСЯУПРАВЛЯТЬСВОИМИЭМОЦИЯМИ, КАК НАУЧИТЬСЯ «ЧИТАТЬ» ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦА, МИМИКУ.
Цель: учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики.
Оборудование: тетрадь «Окружающий мир» 1 часть, презентация «Мимика и жесты», видеоклипы «Если добрый ты», «Улыбка»., фотографии
Ход урока:
1. Организационно-психологический момент.
1) Проверка готовности к уроку.
2) Сообщение темы и цели.
2. Работа над новым материалом.
1) Беседа о добрых делах и поступках.
Учитель показывает детям Волшебную книгу, в которую они будут записывать добрые поступки. Беседует с детьми о тех добрых делах, которые они успели совершить, вместе с детьми анализирует их и записывает в Волшебную книгу.
2) Учимся управлять эмоциями.
Ситуация 1. К детям приходит мальчик Антошка, он чем-то расстроен. Взрослый приветствует детей и обращает внимание на Антошку: — Что случилось? Ты чем-то расстроен?
АНТОШКИНА ИСТОРИЯ
Сегодня я вышел во двор и увидел, как ребята играли в убегалки-догонялки.
Можно мне с вами поиграть? — спросил я ребят. — Чур, буду убегалка!
Нет уж, — ответили ребята, — если хочешь, чтобы мы тебя приняли в игру, сначала побудь догонялкой.
Я обиделся и ушел. Но потом, когда оглянулся и увидел, как весело бегают ребята и как быстро превращаются в убегалку, мне стало грустно, я подумал, что обиделся зря, и решил вернуться...
Но почему же ты грустишь?
Потому что я не вернулся, из-за того, что не знал, что сказать ребятам.
Учитель обращается к детям с просьбой помочь Алёшке.
Дискуссия с детьми.
— Антошка признался нам, что обиделся на ребят зря. Вы согласны с этим? Почему зря?
(Дети не отказали ему в игре, но есть правило очередности.)
Приходилось ли вам обижаться?
На кого вы обижаетесь чаще всего?
Что вам хочется сделать с обидчиком?
Хотелось ли вам отомстить обидчику?
Что вы делали для того, чтобы отомстить?
Ситуация 2. Чтение рассказа В. Осеевой «Отомстила»
Катя подошла к своему столу — и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.
— Алеша! — закричала Катя. — Алеша! — И закрыла лицо руками, громко заплакала.
Алеша просунул в дверь круглую голову. Щеки и нос у него были перепачканы красками.
— Ничего я тебе не сделал! — быстро сказал он.
Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.
Я тебе отомщу! — кричала со слезами Катя. Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.
Заплакала! Из-за каких-то красок заплакала!
Ты у меня тоже заплачешь! — кричала Катя. — Еще как заплачешь!
Это я-то заплачу? — Алеша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. — А ты сначала поймай меня. Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал.
Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.
— Алеша! — кричала она. — Алеша!
Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее.
— Встань! Встань!
Но Алеша втянул голову в плечи и зажмурился.
— Не можешь? — испуганно спрашивала Катя, ощупывая Алешины колени. — Держись за меня.
Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги.
— Больно тебе?
Алеша мотнул головой и вдруг заплакал.
Что, не можешь стоять? — спросила Катя. Алеша еще громче заплакал и прижался к сестре.
Я никогда больше не буду трогать твои краски... никогда... никогда... не буду!
Дискуссия с детьми.
Из-за чего Катя обиделась на Алешу?
Как Катя отомстила брату?
К чему привело желание Кати отомстить брату?
Что чувствовала Катя, когда Алеша упал с дерева?
Что чувствовал Алеша?
Как бы вы поступили в этой ситуации?
Учитель выслушивает детские мнения, после чего лучший вариант обыгрывается.
Поведенческий тренинг.
Дети распределяются парами и демонстрируют выход из конфликтной ситуации.
Учитель подводит детей к осознанию нравственной сущности поступков:
— Маленькие дети еще многого не знают, поэтому им нуж- на помощь.
Дети знакомятся еще с одним правилом доброжелательного поведения:
— Если товарищ не умеет делать то, что ты умеешь, пока жи ему, посоветуй, расскажи — вместе будет интереснее.
Рисование «Дерево радости».
Взрослый раздает детям контурные изображения дерева и наборы цветных карандашей. Задача детей — передать «настроение» дерева.
— А этот рисунок раскрась так, чтобы получилось дерево Радости.
2) Добрые и злые поступки.
Ситуация 1. В гости к детям приходит мальчик Антошка и просит ему помочь разобраться в том, за что он был наказан.
Чтение стихотворения Р. Сэф:
ДОБРОТА
Вчера решил я
Добрым быть,
Всех уважать
И всех любить.
Подарил я Свете мячик.
Подарил я Пете мячик.
Коле отдал обезьянку,
Мишку, зайца и собачек.
Шапку, варежки и шкаф
Подарил я Гале…
И вот за доброту мою
Меня же наказали!
Вопросы для дискуссии:
За что был наказан Антоша?
Правильно ли поступили взрослые?
Что значит — быть добрым?
Выслушав ответы детей, взрослый обращает их внимание на обобщенное содержание понятия «доброта»:
— Добрый — это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.
Рассматривание иллюстрации.
Детям предлагается подумать, что произошло:
Кто обидел маленького мальчика?
Как вы догадались, что большой и сильный мальчишка обидел маленького мальчика?
Какие слова и как мог произнести обидчик?
Кто защитил маленького мальчика?
Как можно назвать его поступок?
В конце беседы учитель знакомит с новыми правилами доброжелательного общения:
— Слабого всегда выручай.
— Стыдно обижать маленьких и слабых.
3) Тренинг эмоций.
Детям предлагаются фразы типа «Иди сюда!», «Не мешай мне» и т.п. произнести:
грубо, со злостью, громко;
вежливо, спокойно.
Вопросы:
Что вы ощущали, когда к вам обращались грубо; вежливо?
Что вам хотелось сделать, когда к вам обращались грубо; вежливо?
Бывали ли у вас случаи, когда вы разговаривали с кем-нибудь грубо, со злостью? Почему?
Что вы чувствовали при этом?
К чему может привести грубость?
4) Упражнение: «Добрый-злой».
Детям предлагается рассмотреть иллюстрации, изображающие сказочных персонажей, и определить:
Кто из них — добрый, а кто — злой?
Как вы об этом догадались?
Чье изображение вам больше понравилось? Почему?
3. Итог урока.
Рисование «Дорисуй картинку».
Антошка предлагает детям дорисовать картинку, работу над которой он не успел завершить.