ТЕМА ПЕДСОВЕТА: Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в школе
Заместитель директора МКОУ ООШ № 1 Н.В. Лукина
2013 год.
Цель педагогического совета:
- Научить формам и приемам обучения, способствующим формированию у обучающихся и педагогов потребности здоровьесбережения и здоровьесохранения
Задачи педагогического совета
- Проанализировать работу школы с точки зрения здоровьесбережения.
- Познакомить педагогов с видами здоровьесберегающей деятельности
- Обеспечить педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса
Актуализация проблемы
- Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение здоровья детей.
ПОВЕСТКА ДНЯ: 1. Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса. 2. Психологический комфорт в школе – важное условие сохранения здоровья ученика и учителя. 3. Валеологические требования к уроку. 4. Соблюдение санитарно-гигиенических требований, как необходимое условие здоровьесбережения обучающихся. 5. Осанка – упражнения проверенные практикой. 6. Главный инструмент учителя – голос. .
Здоровье , согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, - это физическое, психическое и социальное благополучие .
Физическое здоровье – отсутствие функциональных отклонений, гармоничность физического развития, сохранение и укрепление своего здоровья.
Психическое здоровье – комфортное существование в социуме, умение снимать психоэмоциональное напряжение и стрессы, умение управлять своими эмоциями.
Нравственное здоровье – преобладание в структуре личности гуманистических ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знание, Мир, Культура.
По данным Минздравсоцразвития России
Из 13,4 миллионов детей школьного возраста
- только 14% детей являются практически здоровыми,
- 50% - имеют функциональные отклонения,
- 35-40% - имеют хронические заболевания.
- Ко времени окончания школы у каждого четвертого выпускника наблюдается патология сердечно-сосудистой системы,
- у каждого третьего - близорукость, нарушение осанки.
- Количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому образованию, превышает 32%.
- лишь 10% выпускников ОУ РФ могут быть отнесены к категории здоровых.
Исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний у детей и подростков Госкомсанэпиднадзора России
- учебно-воспитательный процесс особо отрицательно сказывается на психосоматическом здоровье: отклонения со стороны нервной системы в 11-м классе регистрируются у 32,6 % девушек и 16,4 % юношей, а 50 % учащихся нуждаются в помощи психолога
ВЕЛИЧИНА ПРОБЛЕМЫ САМОУБИЙСТВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
- По данным ВОЗ, вследствие суицида ежегодно
погибают около 1 миллиона человек, среди них:
350 000 китайцев , 110 000 индийцев, 4 5 000 р оссиян , 31 000 американцев, 30 000 японцев, 12 000 украинцев, 10 000 французов.
- Ежегодно от 10 до 20 миллионов человек в мире совершают суицидальные попытки.
- За последние 60 лет частота суицидов в мире увеличилась на 60%.
- Суицид занимает 8 место в списке причин смерти и 1 место среди причин насильственной смерти .
- От самоубийств гибнет людей больше, чем во всех вместе взятых вооруженных конфликтах.
- Самоубийств совершается в 2 раза больше, чем убийств.
- Самоубийство стало ведущей причиной смерти среди лиц молодого и среднего возраста.
Маркеры На что внешне обращать внимание?
- Снижение настроения,
- снижение жизненной активности,
- ангедония ( утрата интереса к удовольствиям ),
- резкие перемены в настроении
- Косвенные – «разговоры»:
- - уснуть и не проснуться
- -когда же это все кончится
- -когда-нибудь вы об этом пожалеете
Причины?
- В подростковом возрасте 10-14 лет –переориентация авторитетов
- Катастрофическая «потеря лица» -изгой
- Интернет преследование и мобинг
- Любовные драмы
- Сатанистские секты, другие молодежные движения (Готы, Эмо)
- Сексуальные насилия (2010 год-2500,за полгода 2011 - 6 000)
- Негативное видение будущего
- Чувство вины (корень неврастенического поведения –низкая самооценка)
Формирование доверия, эмоционального контакта
- Особенности доверительной беседы:
-должна иметь цель,
-предварительное формирование определенной системы ожиданий и результатов беседы,
-искренняя заинтересованность в своем собеседнике
-при несовпадении мнений или позиций беседа не должна переходить в спор и заканчиваться конфликтом
- ребенок должен быть убежден в том, что с ним беседуют, а не допрашивают
-корректность
Отчитывание подростка при всех –недопустимо!
- Ухудшение социального положения семей учащихся; - неполноценное питание детей; - наличие неблагополучных семей; - низкий уровень общей культуры населения стали причиной резкого ухудшения физического здоровья детей.
Исследования Института возрастной физиологии РАО отмечают школьные факторы риска (ШФР)
в порядке убывания значимости:
- Стрессовая педагогическая тактика.
- Интенсификация учебного процесса .
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
- Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
- Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
- Функциональная безграмотность педагога в вопросах охраны и сохранения здоровья детей.
- Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
- Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.
- Провалы в существующей системе физического воспитания.
- Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное или неправильное использование средств физического воспитания и спорта и т.п.).
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире .
- принцип двигательной активности;
- принцип оздоровительного режима;
- принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
- принцип реализации эффективного закаливания;
- принцип психологической комфортности;
- принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка (учёт ведущего темперамента);
Использование здоровьесберегающих технологий предполагает: - сокращение и индивидуализацию аудиторной нагрузки; - сокращение и индивидуализацию домашнего задания; - сокращение количества стрессовых и конфликтных ситуаций; - повышение мотивации учащихся.
Для реализации данных принципов выбраны и систематизированы педагогические методы и приёмы обучения.
- Витаминизация и аромотерапия
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Гимнастика пальчиковая
- Гимнастика для глаз- самокоррекция
- Гимнастика дыхательная
- Гимнастика бодрящая (оживлялки)
- Организация работы в режиме смены позы
- гимнастика для улучшения мозгового кровообращения,
- для снятия утомления плечевого пояса и рук,
- для снятия напряжения с мышц туловища;
- Гимнастика пальчиковая;
- Гимнастика бодрящая
использую во время контрольной или самостоятельной работы
- успокаивающее дыхание: Вдох выдох пауза
4 с - 5с - 2с
4 с - 4 с - 2с
4 с - 6с – 2с
- мобилизующее дыхание: Вдох выдох пауза
4с - 2с - 4с
4с - 5с - 2с
4с - 6с - 2с
Схема гимнастики для глаз
РАБОТА ШКОЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В анкетировании «Если хочешь здоров…» приняло участие 67 человек: 6Б класс – 9; 7А -10; 7Г -12; 8В – 23; 9б -15. Всего на вопросы анкеты отвечали 67 человек.
На вопрос «Как вы оцениваете состояние своего здоровья?» ответы распределились следующим образом: очень хорошее – 21 человек, хорошее - 37, 9- удовлетворительное, плохое - 0.
Для укрепления своего здоровья бегают – 24, делают зарядку – 28, занимаются аэробикой – 3, закаливаются – 8, занимаются в спортивных секциях – 20, едят здоровую пищу – 26, принимают витамины – 22, ничего не делают – 4 человека.
На вопрос «Привлекают ли вас люди, ведущие здоровый образ жизни?» "да" ответил 51 человек, «нет» – 3, «не знаю» - 11.
64 из 67 опрошенных учащихся считают, что о своем здоровье должны заботиться они сами, 21 считают ответственными и родителей, 2 - учителей, 3 - врачей
Причем 50 человек считают, что заботиться о своем здоровье необходимо начинать в детстве, а 23 считают – в подростковом возрасте, 5 - в зрелом возрасте, 3 - в старости, 1 - когда заболеешь.
На вопрос «От кого вы больше всего узнаете о здоровье?» 49 учащихся ответило «от родителей», 7 - от учителей, 16 - из учебников, 10 - от врачей, 25 - из Интернета, 19 - из телепередач и 8 - от друзей.
«Часто ли родители говорят вам о здоровье и о том, как его беречь?» 2 человека ответили, что родители не говорят с ними на эту тему, 30 - почти каждый день, 10 - несколько раз в неделю, 12 - несколько раз в месяц, 4 - несколько раз в год
На вопрос, «Какие темы о здоровье часто обсуждаете с родителями?» 29 ответило – о физической активности, 35 - питание, 18 - чистота тела и зубов, 29 - о вреде курения, алкоголя, наркомании, 10 - об избыточном и недостаточном весе, 5 человек никакие проблемы здоровья с родителями не обсуждают.
На вопрос, «Какие темы о здоровье часто обсуждаете с учителями?» 18 ответило – о физической активности, 14 - питание, 14- чистота тела и зубов, 42 - о вреде курения, алкоголя, наркомании, ничего не обсуждают с учителями 8 человек
На вопрос, «Какие темы о здоровье часто обсуждаете с одноклассниками?» 19 ответило – о физической активности, 6 - питание, 1 - чистота тела и зубов, 20 - о вреде курения, алкоголя, наркомании, 4- об избыточном и недостаточном весе, обо всем – 22, ничего – 18.
Учащиеся считают, что с врачами-специалистами необходимо обсуждать такие темы как: Чистота тела и зубов – 10, питание – 16, о физической активности – 6, о вреде курения, алкоголизма и наркомании – 13, избыточный вес – 6, обо всем -38, не хотят встречи со специалистами 4 учащихся.
На вопрос, «В школе созданы условия для занятия физической активностью как во время, так и после уроков?» Положительно ответил 41 опрошенный, отрицательно – 23, затруднились с ответом 3 человека
Учащиеся считают, что информацию о здоровье они должны получать на уроках: биологии - 19, физкультуры - 21, ОБЖ - 12, на специальных курсах по укреплению здоровья -39, на внеклассных мероприятиях -23. на классных часах - 29, в специальных книгах и учебниках - 16, по телевидению - 20, нигде -1.
46 учащихся хотели бы получить больше информации о том, как сохранить и укрепить здоровье, 7 - не хотели бы, 14 не знают.
учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.
Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.
Факты:
- Для учителей со стажем работы в школе 15 – 20 лет характерны “педагогические кризы”, “истощение”, “сгорание”.
- У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко
ниже, чем у больных неврозами.
I 1 . Если утром вам надо встать пораньше, вы
1. заводите будильник
2. доверяете внутреннему голосу
3.полагаетесь на случай
II . Проснувшись утром , вы
1. сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела
2. встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на занятия
3. увидев, что у вас в запасе несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом
III . Из чего состоит ваш обычный завтрак? 1. из кофе или чая с бутербродами 2. из мясного блюда и кофе или чая 3. вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете более плотный завтрак часов в десять
IV . Вы предпочли бы ,
1. чтобы продолжительность обеденного перерыва давала вам возможность успеть поесть в столовой
2.поесть не торопясь и еще спокойно выпить чашку кофе
3.поесть не торопясь и еще немного отдохнуть
V . Как часто в суете учебных дел и обязанностей у вас выдается возможность немножко пошутить и посмеяться с коллегами
1. каждый день
2. иногда
3. редко
VI . Если вы отказываетесь вовлеченным в конфликтную ситуацию, вы пытаетесь разрешить ее
1. долгими дискуссиями, в которых упорно отстаиваете свою позицию
2. флегматичным отстранением от споров
3. ясным изложением своей позиции и отказом от дальнейших споров
VII . Надолго ли вы обычно задерживаетесь после окончания занятий? 1.не более чем на 20 минут 2.до 1 часа 3.более 1 часа VIII . Чему вы обычно посвящаете свое свободное время? 1.встречам с друзьями, общественной работе 2.хобби, 3.домашним делам
IX . Встреча с друзьями и прием гостей для вас – это 1.возможность встряхнуться и отвлечься от забот 2.потеря времени и денег 3.неизбежное зло X . Когда вы ложитесь спать? 1.всегда примерно в одно и тоже время 2.по настроению 3.по окончанию всех дел
XI . Как вы хотели бы использовать для отдыха свой отпуск? 1.все сразу 2.часть летом, а часть – зимой 3.по два-три дня, когда у вас накапливается много домашних дел XII . Какое место занимает спорт в вашей жизни? 1.ограничиваетесь ролью болельщика 2.делаете зарядку на свежем воздухе 3.находите повседневную рабочую и домашнюю физическую нагрузку вполне достаточной
XIII . За последние 14 дней вы хотя бы раз 1.танцевали 2.занимались физическим трудом или спортом 3.прошли пешком не менее 4 км. XIV . Как вы проводите летние каникулы ? 1.пассивно отдыхаете 2.физически трудитесь, например, в саду 3.гуляете и занимаетесь спортом XV . Ваше честолюбие проявляется в том, что вы 1.любой ценой стремитесь достичь своего 2.надеетесь, что ваше усердие принесет свои плоды 3.намекаете окружающим на вашу ценность, предоставляя им возможность делать надлежащие выводы
Вопр-ответ
1
1
2
2
30
10
3
20
3
0
4
20
30
0
5
30
30
0
0
0
6
10
0
30
7
20
30
10
8
0
30
9
30
30
10
10
20
0
30
10
30
11
0
12
30
0
0
13
20
0
0
14
0
30
30
15
0
30
0
0
20
30
30
Теперь найдите в таблице оценки для каждого
из ваших ответов
и суммируйте их
- 360-440 очков : у вас почти максимальная сумма очков, и можно сказать, что вы ведете правильный образ жизни. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно скажется на результатах вашей работы. Не бойтесь, что регламентированность вашей жизни придает ей монотонность – напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной.
- 260-360 очков : вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы и при самой напряженной работе. Важно, чтобы ваша общественная и личная жизнь и впрямь оставались уравновешенными, без стихийных бедствий. Но у вас есть еще резервы повышения производительности за счет более разумной организации ритма своей работы в соответствии с особенностями вашего организма.
- 160-260 очков : вы «середнячок». Если вы будите и дальше жить в таком же режиме, ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Опомнитесь, пока не поздно, ведь время работает против вас. У вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные привычки. Примите наш совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра.
- Менее 160 очков : по правде говоря, незавидная у вас жизнь. Если вы уже жалуетесь на какие-то недомогания, особенно сердечно-сосудистой системы, то можете смело винить лишь ваш собственный образ жизни. Думаем, что и дела у вас идут не лучшим образом. Вам нужен совет специалиста – врача-гигиениста или психолога. Но лучше, если вы сами найдете в себе силы преодолеть нынешний жизненный кризис, вернуть здоровье.
Ведь оздоровление в школе должно начинаться именно с нас.
10 этических правил для учителя на основе принципа « Не навреди»
1. Не унижайте своих учеников, а чаще отличайте их достоинства и успехи. 2. Не конфликтуйте с учениками, а приобщайте их к сотрудничеству, сотворчеству. 3. Не жалуйтесь на учеников их родителям, а ищите выход из самой сложной ситуации. 4. Не относитесь предвзято - негативно к своим ученикам. 5. Не разглашайте секретов ваших учеников, если они вам доверяют.
6. Не перегружайте учеников непосильными для них задачами и заданиями. 7. Не исключайте того, что в некоторых ситуациях ученики оказываются умнее вас. 8. Не спешите ставить ученику двойку, не заинтересовав, не проявив усилий научить его. 9. Не ищите для всех раз и навсегда установленных требований, а действуйте с учётом ситуации и конкретного ученика, т.е. творчески. 10. Не обольщайтесь, каких бы педагогических успехов вы не достигли. Помните, что у вас всегда есть резервы для саморазвития.
“ Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”. СОКРАТ
Парадоксом нашего времени
- является то, что мы имеем высокие строения, но низкую терпимость, широкие магистрали, но узкие взгляды.
- Тратим больше, но имеем меньше, покупаем больше, но радуемся меньше.
- Имеем большие дома, но меньшие семьи, лучшие удобства, но меньше времени.
- Имеем лучшее образование, но меньше разума, лучшие знания, но хуже оцениваем ситуацию, имеем больше экспертов, но и больше проблем, лучшую медицину,
но хуже здоровье.
Пьем слишком много, курим слишком много, тратим слишком безответственно, смеемся слишком мало, ездим слишком быстро, гневаемся слишком легко, спать ложимся слишком поздно, просыпаемся слишком усталыми, читаем слишком мало, слишком много смотрим телевидение и молимся слишком редко. Увеличили свои притязания, но сократили ценности. Говорим слишком много, любим слишком редко и ненавидим слишком часто. Знаем, как выжить, но не знаем, как жить. Добавляем года к человеческой жизни, но не добавляем жизни к годам. Достигли Луны и вернулись, но с трудом переходим улицу и знакомимся с новым соседом.Покоряем космические пространства, но не душевные.
Делаем большие, но не лучшие дела. Очищаем воздух, но загрязняем душу. Подчинили себе атом, но не свои предрассудки. Пишем больше, но узнаем меньше. Планируем больше, но добиваемся меньшего. Научились спешить, но не ждать. Создаем новые компьютеры, которые хранят больше информации и извергают потоки копий, чем раньше, но общаемся все меньше. Это время быстрого питания и плохого пищеварения, больших людей и мелких душ, быстрой прибыли и трудных взаимоотношений, Время роста семейных доходов и роста числа разводов, красивых домов и разрушенных домашних очагов. Время коротких расстояний, одноразовых подгузников, разовой морали, связей на одну ночь; лишнего веса и таблеток, которые делают все: возбуждают нас, успокаивают нас, убивают наc... Джордж Карлин (1937-2008)
- Будем жить здОрово!
- Будем жить здорОво!