kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения Э.Шим "Всем вам крышка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Э.Шим «Всем вам крышка»

Педагогические задачи: создать условия для  ознакомления с творчеством Э. Шима  и сказкой «Всем вам крышка»; познакомить с новым понятием жанра – познавательная сказка; вызывать  интерес у школьника к содержанию произведения и развивающимся в тексе событиям; способствовать расширению читательского кругозора;  формированию навыков по развитию речи, дикции и выразительности чтения, выборочного чтения; закреплять   литературные термины  жанр и тема произведения; пополнять  словарный  запас; содействовать воспитанию интереса к родной природе; прививать интерес к предмету.

Предметные:познакомятся с авторской сказкой  Эдуарда Шима «Всем вам крышка»; с новым понятием -  познавательная сказка;будут учиться находить ответы на вопросы к тексту;  определять тему и главную мысль; развивать навык выразительного чтения; называть специфические особенности жанра литературной сказки;

Метапредметные:

познавательные:  правильное  построение речевого высказывания;   анализ текста с целью выявления признаков по жанру;  поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста); рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности;

регулятивные: определение темы и целей урока; планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе;  читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям); фиксируют   удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); сотрудничество в сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, соблюдение правил общения

Личностные: развитие  своих эмоций; оценивание поступков героев; осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения;  приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров;

Содержание урока:

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I. Организационный момент.

-Ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте своей улыбкой успехов друг другу и хорошего настроения.

II. Речевая разминка

На уроках чтения мы учимся не только правильно  выразительно читать, но и чётко, грамотно говорить. А для этого вы должны управлять своим дыханием, т.е. правильно дышать

1. -Представьте, что

Странная звёздочка с неба упала
Вам на ладошку легла, не растаяла.
Что это?

-Поймали её? А теперь полюбуйтесь её красотой. Вам очень захотелось отпустить её на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуйте снежинку с руки! (Повторите 3 раза)

2.-Поработаем над дикцией и интонацией

Обратите внимание на экран.

-На сладе записано  3раза одно и то же предложение, но в каждом предложении одно слово выделено ярким цветом. Ваша задача произнести чётко и сразличной интонацией  предложение, каждый раз делая ударение на выделенном слове.(см. оформление на слайд)

Прочитайте 1 предл. С радостью !

Падают с неба снежинки!

С вопросом и удивлением ?

Падают с неба снежинки?

С талантом

Падают с неба снежинки!

 

Эти упражнения нам помогут на уроке правильно и чётко читать.

III. Мотивационный Как вы думаете, почему мы начали наш урок с воспоминаний о снежинках?

Вспомним, какие произведения об этом чудесном времени года мы прочитали.

В этом нам поможет литературное лото, в которое вы сыграете в паре.

На столе лежит карточка- таблица.    

Возьмите её  и внимательно изучите.

Что написано в 1 колонке вашей таблицы?

Как называется 2 кол? 3-я? 4-я?5-?

В конверте лежат карточки, которые вам нужно будет вклеить в таблицу.

Герой произведения

Название

Заголовок

автор

жанр

тема

Снегири

зима

Александрова

стих

 О зиме

Снег

Каким бывает снег

Иванов

рассказ

о зиме

опёнок

Храбрый опёнок

Шим

сказка

Об осени

Заяц-беляк

Зима в лесу

Соколов-Микитов

рассказ

 О зиме

Оцените свою работу после проверки

Нарисуйте зел. Кр.-всё получилось без труда. Жёлт- сомневались, красн.-ошибались. Требов. Помощь. Было трудно

Проверка на экране.

(2-3 пары заслушать проверить на экране остальные сами

Как вы думаете, какой литературный герой тут лишний?

Почему?

Нравятся ли вам произведения Э.Шима?

Хотели бы вы снова встретиться с этим писателем?

4.  Формулировка темы

Что знаете об этом писателе? Какие ещё произведения читали?

 слайд: портрет писателя Э. Шима и обложки его книг.

- Очень часто его произведения называют «сказки- не сказки».

Предположите, почему их так называют?

А вы хотите   узнать почему так говорят о произведениях Э.Шима?

Какая же цель нашего урока? Продолжите  фразу

Прочитать  новое произведение Э.Шима по теме зима.

Набрасываем  корзину идей

На уроке будем учиться…………

Развивать………………

Какие задачи поставим перед собой на уроке?

  • Узнать почему произведения Э.Шима так называют
  • Познакомиться с новым произведением, котор назыв……
  • Учиться правильно, выразительно читать

Я предлагаю вам ещё

мы будем продолжать учиться определять тему произведения,- слайд  

Прочитайте название  произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (“Всем вам крышка”)

- Слышали ли вы когда – нибудь такое выражение?  Когда так говорят?

- Попробуйте по названию определить о чём будет рассказано в этом произведении?

- Запишите свои предположения  на лучиках снежинки.

Работать будете в четвёрках.

Вот некоторые предположения (учитель читает)

Как мы можем их проверить?

5 Знакомство с новым произведением. Книиги закрыты

Учитель читает самое начало:

"Шёл Морозко первый раз по лесу…"

-Ребята, кто такой Морозко?

-В каких произведениях встречается?

Значит какое по жанру это произведение?

-Каким он обычно бывает в сказках?

-Слушайте дальше.

Что значит «неспособно»? неудобно

Учитель читает 1 и 2 абзац текста до слов: "рассердился".

Почему рассердился? Промок, заболел.

Выскажите предположение, зачем стал хлопать рукавицами?

Хотите узнать как было в сказке?

Читаю дальше до слов «слабые голосишки»

Как выдумаете, чьи это слабые голосишки раздавались из лужи?

Почему они просили не запечатывать лужу?

Как вы думаете, прислушается к ним М? дочитываю

Каким представили  М   после прочтения  сказки?

Почему таким? Запечатал всех жителей в лужи

-Да ещё угрожает: "Всем вам крышка!".

Это конец сказки или нет?

- А как вы, ребята, думаете, кому мог ещё грозить Морозко?

-Как мы поступим, чтобы найти ответ на этот вопрос?

А М. станет добрым?

Хотите узнать? Откр. С136 и 2 ученика вам прочитают продолжение сказки А в это время вы что делаете? (следим и делаем пометы, если встретятся непонятные слова)

Читают

Проверка Какие слова были непонятны (копошатся, тритоны, мелюзга, мальки- сеголетки)

Как можем узнать значение слов?(спросить, посмотреть в словаре, в интернете)

Возьмите информационную карточку          цвета

Соотнесите(соедините слово с его значением)

3 человека работают в интернете.

Проверка-

Физминутка.

Не боимся мы пороши -

Ловим снег хлопком в ладоши

Руки в стороны, по швам!

Снега хватит нам и вам!

Мы шагаем по сугробам.

По сугробам крутолобым.

Поднимаю повыше ногу

Проложу себе дорогу.

 

Работа над выразительностью

Изтенилось ли настроение гл. героя? Нет  

Стал он добрее?Докажите словами текста.

Как,  по вашему мнению, он разговаривал с обитателями водоёма?

Как нужно читать?Найдите слова гл.героя? прочитайте передав характер.(2-3 читают)

Кому лучше удалось передать х-р М?

Как вы думаете удалось ли М погубить жителей водоёмов?

Читаю 3 главу начало.(живы здоровы остались)

А как они жили подо льдом вы самостоятельно прочитаете на с 137, используя наш приём «знаю не знаю»

Если знаем +,не знаем-, мне показалось это интересным, удивило меня !,
непонятно-?

Проверка: Что знали из прочитанного?

Для кого новая информация? Что показалось необычным, интересным?

Прочит посл предложение на с137.Для чего люди устроили проруби? (предположения)

Прочитайте окончание сказки на с 138 сам-но и найдите ответ на этот вопрос.

Проверка. (зачит ответ на вопрос)

Понравилась ли вам эта сказка? Кто главный герой?

Какой он? Так ли неправильно он поступил, запечатав все водоёмы?

А теперь, я, хочу задать вам такой вопрос: "Что могло произойти, если бы болота и озёра не замерзали?"

Что в этой сказке сказочного? А что реального?

Можно ли назвать эту сказку «сказка- несказка»? Почему?

А хотите узнать, как  называется это явление пророды …….

Возьмите информационный лист …….цвета и прочитайте научную статью про замерзание водоёмов.

Про ледостав

- Э. Шим в занимательной форме рассказал детям о таком явлении природы как ледостав. Всё в природе продумано, никто не погибнет зимой. Водоёмы не промерзают до самого дна. Под толщей льда жители водоёмов спокойно переживают зиму. ЧИТАЯ ТАКИЕ  Познавательные СКАЗКИ  МЫ В увлекательной форме УЗНАЁМ ОБ  окружающЕМ миРЕ,  они нам позволяют  ЕГО лучше понять.

Показать видео?

- В произведении Э. Шима Морозко- сердитый, но справедливый, а совсем не жестокий и безжалостный. А сердитый он был, потому что слякотно и сыро кругом.

Вернёмся к нашей снежинке предположений. Подтвердились ли они? Большинство, конечно, не подтвердились, потому, что по названию иногда очень трудно определить тему произведения. А для чего так делают писатели?

7. Рефлексия.

Интересный у нас получился урок!

Возвращение к задачам  Решили мы поставленные цели?

Продолжи фразу

Я для себя сделал открытие……

Меня удивило…….

Оказывается что…………

Я предлагаю проверить свои знания полученные на уроке

Лист  самопроверки

2зд деформированный план

1 зд смоделировать обложку

- Морозко приготовил вам сюрприз: снежинки. Если вы считаете, что работали на уроке без ошибок – возьмите голубую снежинку, если ошибки допускали немного – синюю, если работали слабо – белую.

8. Домашнее задание.

Прочитать сказку, приготовить пересказ  одной части по рядам

По желанию сделать иллюстрацию к сказке

.

.

-

-

.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения Э.Шим "Всем вам крышка"»

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Э.Шим «Всем вам крышка»

Педагогические задачи: создать условия для  ознакомления с творчеством Э. Шима  и сказкой «Всем вам крышка»; познакомить с новым понятием жанра – познавательная сказка; вызывать  интерес у школьника к содержанию произведения и развивающимся в тексе событиям; способствовать расширению читательского кругозора;  формированию навыков по развитию речи, дикции и выразительности чтения, выборочного чтения; закреплять   литературные термины  жанр и тема произведения; пополнять  словарный  запас; содействовать воспитанию интереса к родной природе; прививать интерес к предмету..

Предметные:познакомятся с авторской сказкой  Эдуарда Шима «Всем вам крышка»; с новым понятием -  познавательная сказка;будут учиться находить ответы на вопросы к тексту;  определять тему и главную мысль; развивать навык выразительного чтения; называть специфические особенности жанра литературной сказки;

Метапредметные:

познавательные:  правильное построение речевого высказывания;   анализ текста с целью выявления признаков по жанру;  поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста); рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности;

регулятивные: определение темы и целей урока; планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе;  читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям); фиксируют   удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); сотрудничество в сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, соблюдение правил общения

Личностные: развитие своих эмоций; оценивание поступков героев; осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения;  приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров;

Содержание урока:

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I. Организационный момент.

-Ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте своей улыбкой успехов друг другу и хорошего настроения.

II. Речевая разминка

На уроках чтения мы учимся не только правильно выразительно читать, но и чётко, грамотно говорить. А для этого вы должны управлять своим дыханием, т.е. правильно дышать

1. -Представьте, что

Странная звёздочка с неба упала
Вам на ладошку легла, не растаяла.
Что это?

-Поймали её? А теперь полюбуйтесь её красотой. Вам очень захотелось отпустить её на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуйте снежинку с руки! (Повторите 3 раза)

2.-Поработаем над дикцией и интонацией

Обратите внимание на экран.

-На сладе записано 3раза одно и то же предложение, но в каждом предложении одно слово выделено ярким цветом. Ваша задача произнести чётко и сразличной интонацией предложение, каждый раз делая ударение на выделенном слове.(см. оформление на слайд)

Прочитайте 1 предл. С радостью !

Падают с неба снежинки!

С вопросом и удивлением ?

Падают с неба снежинки?

С талантом

Падают с неба снежинки!!!



Эти упражнения нам помогут на уроке правильно и чётко читать.

III. Мотивационный Как вы думаете, почему мы начали наш урок с воспоминаний о снежинках?

Вспомним, какие произведения об этом чудесном времени года мы прочитали.

В этом нам поможет литературное лото, в которое вы сыграете в паре.

На столе лежит карточка- таблица.

Возьмите её и внимательно изучите.

Что написано в 1 колонке вашей таблицы?

Как называется 2 кол? 3-я? 4-я?5-?

В конверте лежат карточки, которые вам нужно будет вклеить в таблицу.

Герой произведения

Название

Заголовок

автор

жанр

тема

Снегири

зима

Александрова

стих

О зиме

Снег

Каким бывает снег

Иванов

рассказ

о зиме

опёнок

Храбрый опёнок

Шим

сказка

Об осени

Заяц-беляк

Зима в лесу

Соколов-Микитов

рассказ

О зиме

Оцените свою работу после проверки

Нарисуйте зел. Кр.-всё получилось без труда. Жёлт- сомневались, красн.-ошибались. Требов. Помощь. Было трудно

Проверка на экране.

(2-3 пары заслушать проверить на экране остальные сами

Как вы думаете, какой литературный герой тут лишний?

Почему?

Нравятся ли вам произведения Э.Шима?

Хотели бы вы снова встретиться с этим писателем?

4. Формулировка темы

Что знаете об этом писателе? Какие ещё произведения читали?

слайд: портрет писателя Э. Шима и обложки его книг.

- Очень часто его произведения называют «сказки- не сказки».

Предположите, почему их так называют?

А вы хотите узнать почему так говорят о произведениях Э.Шима?

Какая же цель нашего урока? Продолжите фразу

Прочитать новое произведение Э.Шима по теме зима.

Набрасываем корзину идей

На уроке будем учиться…………

Развивать………………

Какие задачи поставим перед собой на уроке?

  • Узнать почему произведения Э.Шима так называют

  • Познакомиться с новым произведением, котор назыв……

  • Учиться правильно, выразительно читать

Я предлагаю вам ещё

мы будем продолжать учиться определять тему произведения,- слайд

Прочитайте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (“Всем вам крышка”)

- Слышали ли вы когда – нибудь такое выражение? Когда так говорят?

- Попробуйте по названию определить о чём будет рассказано в этом произведении?

- Запишите свои предположения на лучиках снежинки .

Работать будете в четвёрках.

Вот некоторые предположения (учитель читает)

Как мы можем их проверить?

5 Знакомство с новым произведением.

Книги закрыты

Учитель читает самое начало:

"Шёл Морозко первый раз по лесу…"

-Ребята, кто такой Морозко?

-В каких произведениях встречается?

Значит какое по жанру это произведение?

-Каким он обычно бывает в сказках?



-Слушайте дальше.

Что значит «неспособно»? неудобно



Учитель читает 1 и 2 абзац текста до слов: "рассердился".

Почему рассердился? Промок, заболел.

Выскажите предположение, зачем стал хлопать рукавицами?

Хотите узнать как было в сказке?

Читаю дальше до слов «слабые голосишки»

Как выдумаете, чьи это слабые голосишки раздавались из лужи?

Почему они просили не запечатывать лужу?

Как вы думаете, прислушается к ним М? дочитываю

Каким представили М после прочтения сказки?

Почему таким? Запечатал всех жителей в лужи

-Да ещё угрожает: "Всем вам крышка!".

Это конец сказки или нет?

- А как вы, ребята, думаете, кому мог ещё грозить Морозко?

-Как мы поступим, чтобы найти ответ на этот вопрос?

А М. станет добрым?

Хотите узнать? Откр. С136 и 2 ученика вам прочитают продолжение сказки А в это время вы что делаете? (следим и делаем пометы, если встретятся непонятные слова)

Читают

Проверка Какие слова были непонятны (копошатся, тритоны, мелюзга, мальки- сеголетки)

Как можем узнать значение слов?(спросить, посмотреть в словаре, в интернете)

Возьмите информационную карточку цвета

Соотнесите(соедините слово с его значением)

3 человека работают в интернете.

Проверка-

Физминутка.

Не боимся мы пороши -

Ловим снег хлопком в ладоши

Руки в стороны, по швам!

Снега хватит нам и вам!

Мы шагаем по сугробам.

По сугробам крутолобым.

Поднимаю повыше ногу

Проложу себе дорогу.


Работа над выразительностью

Изтенилось ли настроение гл. героя? Нет

Стал он добрее?Докажите словами текста.

Как, по вашему мнению, он разговаривал с обитателями водоёма?

Как нужно читать?Найдите слова гл.героя? прочитайте передав характер.(2-3 читают)

Кому лучше удалось передать х-р М?

Как вы думаете удалось ли М погубить жителей водоёмов?

Читаю 3 главу начало .(живы здоровы остались)

А как они жили подо льдом вы самостоятельно прочитаете на с 137, используя наш приём «знаю не знаю»

Если знаем +,не знаем-, мне показалось это интересным, удивило меня !,
непонятно-?

Проверка: Что знали из прочитанного?

Для кого новая информация? Что показалось необычным, интересным?

Прочит посл предложение на с137.Для чего люди устроили проруби? (предположения)

Прочитайте окончание сказки на с 138 сам-но и найдите ответ на этот вопрос.

Проверка. (зачит ответ на вопрос)

Понравилась ли вам эта сказка? Кто главный герой?

Какой он? Так ли неправильно он поступил, запечатав все водоёмы?

А теперь, я, хочу задать вам такой вопрос: "Что могло произойти, если бы болота и озёра не замерзали?"

Что в этой сказке сказочного? А что реального?

Можно ли назвать эту сказку «сказка- несказка»? Почему?

А хотите узнать, как называется это явление пророды …….

Возьмите информационный лист ……..цвета и прочитайте научную статью про замерзание водоёмов.

Про ледостав

- Э. Шим в занимательной форме рассказал детям о таком явлении природы как ледостав. Всё в природе продумано, никто не погибнет зимой. Водоёмы не промерзают до самого дна. Под толщей льда жители водоёмов спокойно переживают зиму. ЧИТАЯ ТАКИЕ Познавательные СКАЗКИ МЫ В увлекательной форме УЗНАЁМ ОБ окружающЕМ миРЕ, они нам позволяют ЕГО лучше понять.

Показать видео?

- В произведении Э. Шима Морозко- сердитый, но справедливый, а совсем не жестокий и безжалостный. А сердитый он был, потому что слякотно и сыро кругом.

Вернёмся к нашей снежинке предположений. Подтвердились ли они? Большинство, конечно, не подтвердились, потому, что по названию иногда очень трудно определить тему произведения. А для чего так делают писатели?

7. Рефлексия.

Интересный у нас получился урок!

Возвращение к задачам Решили мы поставленные цели?

Продолжи фразу

Я для себя сделал открытие……

Меня удивило……..

Оказывается что…………

Я предлагаю проверить свои знания полученные на уроке

Лист самопроверки

2зд деформированный план

1 зд смоделировать обложку

- Морозко приготовил вам сюрприз: снежинки. Если вы считаете, что работали на уроке без ошибок – возьмите голубую снежинку, если ошибки допускали немного – синюю, если работали слабо – белую.

8. Домашнее задание.

Прочитать сказку, приготовить пересказ одной части по рядам

По желанию сделать иллюстрацию к сказке



Учащиеся приветствуют гостей и занимают рабочие места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 









Читаем произведения о зиме. Сейчас наступила зима.





































Храбрый опёнок

О нём читали в произв об осени







Писал сказки о природе.

-





















кого-то накажут, всем вам конец.

 Дети записывают всевозможные варианты предположений и приклеивают на доску.



 Прочитать произв.







 

-Мороз, Мороз Иванович, ДедМороз.

В сказочных.

Сказка

Добрым, любит детей, весёлый, дарит всем подарки, украшает деревья, разрисовывает окна домов:



 













-

Злым, сердитым)









-

.

 

 




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения Э.Шим "Всем вам крышка"

Автор: Слизина Нина Владимировна

Дата: 20.09.2020

Номер свидетельства: 557977


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства