В связи с поступлением в школу развитие ребенка определяется четырьмя различными видами деятельности: учебной, трудовой, игровой и общением.
Каждый из четырех видов деятельности учащихся в начальной школе - это овладение учебными действиями, контроль и саморегуляция. Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. Во внеклассной работе важно увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к совершенствованию через развитие творчества. При этом особое внимание обращается на то, чтобы это творчество было искренним, идущим из глубины души.
С поступлением ребенка в школу в результате обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Эта перестройка заключается в том, что эти процессы начинают приобретать качества, которые свойственны взрослым людям. Познавательные процессы должны стать произвольными, продуктивными и устойчивыми. Педагог должен построить обучение так, чтобы дети могли и хотели длительное время сохранять повышенное внимание, усидчивость, способность воспринимать и хорошо запоминать учебный материал, предлагаемый учителем.
Психологами доказано, что младшие школьники в состоянии усваивать сложный материал, но для того, чтобы это произошло необходимо, чтобы были соблюдены следующие условия:
· Учебный материал должен быть ребенку интересен и понятен;
· Ребенок должен быть мотивирован к его изучению;
· Ребенок должен владеть умениями по его изучению.
«Огромное значение в работе педагога начальной школы имеет процесс обучения учащихся процессу саморегуляции. Только на основе саморегуляции можно формировать интеллектуальное развитие учащихся, желание умственной работы.».
Не менее значимым для интеллектуального и личностного развития учащихся является расширение временных рамок и содержания общения, учащихся с окружающим людьми и, в первую очередь, с взрослыми. Взрослые люди, педагог и родители являются источниками различных знаний, образцом для подражания. В этом возрасте для развития навыков общения, преодоления трудностей адаптации и тревожности, младшим школьникам необходимы различные формы коллективной работы. Чем разнообразнее и интереснее эти формы работы будут во внеклассной работе, тем быстрее учащиеся овладеют такими мыслительными операциями, как сравнение, анализ, умение делать выводы и обобщения.
Рассмотрим некоторые особенности психологии младших школьников.
Обучение в школе - сильнейший стимул развития внимания.
Внимание - одно из основных условий успешной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается. Для создания сосредоточенности внимания необходимо вызывать у ребенка интерес к работе, давать возможность активно участвовать в учебном процессе, обращать внимание на эмоциональные моменты в общении.
Внимание младших школьников не произвольно, не достаточно устойчиво и ограничено по объему. В ходе развития внимания развиваются такие важные его свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличивается его объем, возникает привычка быть внимательным. На основе этой привычки у ребят вырабатывается внимательность как свойство личности.
Одним из наиболее важных новообразований является развитие произвольности внимания - особого качества психических процессов. Произвольность деятельности ребенка проявляется в умении ставить перед собой цели и задачи и прилагать усилия к достижению этих целей.
Основное направление развития внимания - становление произвольных форм внимания. Вначале, когда произвольное внимание еще не устойчивое и требует от ребенка значительных усилий, необходимо помогать детям в их развитии, как можно больше привлекать к работе и развивать познавательный интерес учащихся. Важно время от времени менять формы деятельности, перемежать типы учебной работы, требующей произвольного внимания с такими видами её, которые опираются на произвольное внимание.
Непроизвольное внимание учащихся связано непосредственным интересом к материалу урока, когда ученик слушает интересный рассказ, читает занимательную книгу, у него возникает сосредоточенное устойчивое внимание - ему для этого не надо ставить перед собой специальную цель и заставлять себя усилием воли быть внимательным. Формируя произвольность деятельности, важно учить детей управлять не только внешним поведением, но и внутренними процессами: вниманием, памятью, мышлением.
«Большое значение в познавательной деятельности школьников имеет память. Возможности памяти младших школьников в развитии этого вида деятельности, вызывающей познавательный интерес, очень велики.
Если ученику не ставится специальной цели запомнить, а данный материал интересен, он его запомнит, то это работает непроизвольная память. Произвольная память требует от ребенка волевых усилий, особенно, если материал не интересен. Память постепенно становится все более организованной, регулируемой и управляемой психической деятельностью. Процессы памяти все более и более приобретают характер произвольных процессов, постепенно развивается и совершенствуется словесно-логическая память, хотя в младшем школьном возрасте наглядно-образная память еще продолжает сохранять большое значение, что способствует более высокому уровню развития познавательного интереса».
В младшем школьном возрасте особенно активно развивается вербально-логическая память, эмоциональная и моторная память. Однако особое внимание следует обратить на развитие словесно-логической памяти.
Одним из познавательных интересов является восприятие.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия.
Развитие наблюдательности у школьников связано с их общим развитием, совершенствованием их мыслительной деятельности. При правильном руководстве учителем у детей развивается умение подмечать существенные детали, улучшается взаимосвязь анализа и синтеза в самом процессе восприятия. Школьников все больше и больше начинает интересовать в восприятии существо самого предмета, сложность его внешней формы, внутреннего строения и содержания, принцип его действия.
Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитии его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятии, которые составляют чувственную основу мышления.
Очень важно развивать творческое воображение детей, т.е. умение представить то, что в действительности существует в иной форме, чем в образе. Творческое воображение характеризуется новизной, оригинальностью, самостоятельностью в создании образов, способствующих более высокому развитию познавательных интересов.
Эмоции детей непосредственно связаны с развитием познавательных интересов. Ребенок может переживать, огорчаться, радоваться, смеяться. Важную роль играют как положительные, так и отрицательные эмоции. Ученику важно научиться управлять своими эмоциями в тех или иных ситуациях. Индивидуальные различия, в проявлении эмоций завися и от волевых качеств человека. Волевой человек всегда стремиться овладеть
своими эмоциями, не расслабляться под их влиянием, а в ряде случаев и вообще не поддаваться эмоциям, если он осознает их отрицательное общественное значение.
Подвижность, черта характерная для ребенка младшего школьного возраста, также обычно связана со слабым развитием волевых действий. Ребенок, испытывая естественную потребность движений, в действительности не умеет длительное время сохранять одну и туже позу, заниматься одним и тем же делом. Ему еще трудно преодолеть свое желание подвигаться, сменить деятельность. Учитель старается дать детям организованно подвигаться: встать, поднять руку, пошевелить пальцами; дает новое задание; ставит перед ними новую задачу.
Эмоциональность, свойственная младшим школьникам, выражается в их легкой возмутимости, потребности вслух высказываться о своих переживаниях, поделиться впечатлениями; интересе внешне яркому, броскому. Задача педагогов состоит не только в том, чтобы подчинять эти психологические особенности тем задачам, которые дети вместе с учителем решают на уроке, но и тем, которые решаются во внеклассной работе.
Нравственный мир ребенка сложен, изменчив, находится в развитии. Задача учителя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребенка, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития. Современные дети различны по характеру, индивидуальным особенностям, способностям и склонностям и это необходимо учитывать в развитии познавательного интереса.
«Младший школьник - еще маленький человек, но уже очень сложный, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Дети отличаются друг от друга большей или меньшей подвижностью, усидчивостью, работоспособностью. Они по-разному включаются в работу, по-разному воспринимают и осознают объясняемый материал, у них свой индивидуальный стиль познавательной и мыслительной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти и воображения.
Каждый ребенок представляет собой неповторимую индивидуальность со своим внутренним миром; в каждом ребенке своеобразно сочетаются индивидуальные и возрастные особенности».
Поэтому целенаправленное обучение и воспитание невозможно без знания, как тех, так и других. Каждый возраст имеет свои проблемы и трудности и требует специфического подхода.
Наблюдая за поведение детей, за тем как они трудятся, учатся, играют, как реагируют на воздействие, как переживают радости и горести, обращаем внимание на большие индивидуальные различия между ними в отношении активности, эмоциональности, развитии познавательных интересов, т.е. различие их темпераментов.
«Учащиеся, имеющие сангвинический темперамент, живые, любознательные, подвижные, охотно включаются в интересные виды деятельности. У таких учащихся можно быстрее сформировать и развивать познавательные интересы».