Саба?ты?жоспары.
Поурочныйплан.
The plan of the lesson
К?ні/Дата/Date:
М??алім/Учитель/Teacher: Крывшич Наталья Николаевна
Сынып/Класс/Class: 1 «в»
П?н/Предмет /Subject: самопознание.
Саба?ты?та?ырыбы/Тема занятия/ Theme: Учимся творить добро.
Саба?тын?лгісі/ Типзанятия/ Type of the lesson: Изучение новой темы.
?орытынды/Методы/Method: опыт, демонстрация, частично- поисковый, репродуктивный.
Ма?саты/Цели занятия/Objectives:
расширять представление об общечеловеческих ценностях и нравственных качествах человека.
– формировать умение давать нравственную оценку поступкам и обосновывать свои суждения;
– развивать критическое мышление, способность анализировать, обобщать;
– воспитывать стремление совершать честные и добрые поступки.
К?рнекі??ралдар/ Оборудование/Resources:
карточки с пословицами для работы в группах, воздушные шарики, лепестки с "волшебными" словами, карточки с правилами "добрых" поступков, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
- Организационный момент. .
-Я очень рада видеть вас .
-Чтобы у нас всегда было прекрасное настроение, что нужно брать всегда с собой? (улыбку).
- Давайте все встанем в круг. Когда люди улыбаются они становятся красивы. Закройте глазки, представьте себе улыбку. Какая она? (добрая, ласковая, нежная, приветливая, никого не обижает, похожа на маленькую девочку с большими белыми бантами).
-А злюка, какая? (недовольная, сердитая, злая, надутая)
-Покажите, как ведет себя, ведет злюка. (кричит, топает ногами, надувает щеки, машет руками)
-А как улыбка?
-Потренируемся улыбаться. Возьмите зеркало, смотря в него поднимите уголки рта вверх, сделайте красивую добрую улыбку, полюбуйтесь на себя, подарите радость друг другу (улыбнитесь друг другу)
-Помните – улыбаясь мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь.
II. Сообщение темы и цели.
В жизни по-разному можно жить -
Можно в беде, а можно - в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать -
И, помышляя о чуде,
Рукой, обнаженною солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой)
-Мы постараемся сегодня разобраться с вами в том, какие качества должны в себе воспитывать, чтобы стать счастливыми и делать счастливыми других людей.
III. Путешествие в страну ДОБРА И ВЕЖЛИВОСТИ.
В этом нам поможет страна Добра и Вежливости, куда мы отправляемся прямо сейчас.
1) Чтобы оказаться в этой стране нужно вырастить волшебный цветок Добрых и Вежливых слов.
-Какие вы знаете вежливые слова? (здравствуйте, простите, до свидания, пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго:)
Дети называют каждый свое слово и прикрепляют лепесток со словом на доску.
2) Перед нами город « Народной мудрости.»
-В народе всегда относились к доброте по-особому, народ сложил очень много пословиц об этом чудесном качестве.
Перед вами - карточки с пословицами о доброте. Но пословицы рассыпались, и жители этого города просят вас о помощи. Соедините стрелками начало и конец народной мудрости.
1 группа
Добро наживай, не без добрых людей
На свете на добрые дела
Жизнь дана, а худо изживай
2 группа
Без добрых дел, что весенний день
Кто добро творит, нет доброго имени
Ласковое слово, того Бог благословит
3 группа
Злой не верит, красят человека
Добрые дела не кайся
Сделав добро, что есть добрые люди.
-Прочитайте, что у вас получилось.
-Многому научил нас город Народной мудрости, мы покидаем его и отправляемся дальше.
3) Впереди что-то блестит! Это река Вежливости!
Вежливость-умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
-Послушайте, о чем журчит река Вежливости.
(дети читают стихотворение С. Маршака "Ежели вы вежливы")
1 ученик
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки
2 ученик
И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте
И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.
3 ученик
И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами
И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!
-Давайте с вами поиграем на берегу реки Вежливости.
Условия игры просты:
Если вы со мной согласны,
И поступок хороший,
Не сидите, не молчите,
Хлопайте в ладоши.
Ну, а если плох поступок
И не случался с вами
Вы тогда все вместе дружно
Топайте ногами!
-Поздороваться при встрече:
-Толкнуть, но не извиниться:
-Перебивать во время разговора:
-Уметь соблюдать тишину на уроке:
-Уметь выслушать друга:
-Кричать на переменах:
-Сказать, уходя из класса, домой " До свидания":
-Помочь поднять упавшую вещь:
-Не разговаривать во время еды в столовой:
-Обозвать обидным словом товарища:
Молодцы! Я вижу вы вежливые ребята.
4) Перед нами - остров Извинений.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать.
И словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Ах, как нам добрые слова нужны!
А может, не слова-дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
-Какие еще вы знаете извинения?
-Приходилось ли вам просить прощение?
На острове Извинений нас тоже просят о помощи.
-Ребята, помогите разобрать жизненные ситуации.
а) Мальчик на бегу крикнул прохожему "Сколько времени?" Какие ошибки он допустил? (на бегу, слово "пожалуйста")
б) Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? (дорогу уступает тот, кто вежливее)
Опыт с воздушным шаром.
Представьте себе, что шар-это ваше тело, а воздух внутри него - это ваш гнев или злость. Отпустим шар и проследим, что с ним происходит. Шар летит из стороны в сторону, он совершенно неуправляемый. Так бывает и с человеком, когда он злится. Он может совершать поступки, не контролируя их, может обидеть кого - нибудь, ударить. А теперь надуем шар и попробуем выпускать из него воздух маленькими порциями. Что происходит с шаром?
-А что происходит с гневом внутри него?
Шаром можно управлять и выпускать из него гнев. Важно так же научиться выпускать свой гнев, злость наружу, не обижая при этом никого вокруг.
Л.Н. Толстой говорил: "Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь себе"
5) Перед нами - море «Улыбок».
Чтобы переплыть его, каждая группа должна постараться выполнить задание:
1 группа - каждый должен рассказать, чем он себе нравиться. Я себе нравлюсь потому, что я :(в красивом платье, добрая и т. д.)
2 группа - взявшись за руки и передавая тепло соседу пожатием руки говорить о нем теплые слова:(лучший математик, самая голубоглазая и т. д.)
3 группа - называет добрые и вежливые слова по цепочке.
6) Перед нами – долина Добрых Дел.
-Капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
(Просмотр мультика «Просто так».)
Сейчас я предлагаю и вам ,просто так, изготовить и подарить друг другу «Доброе солнышко».( звучит песня «Что такое доброта?»)
1. Возьмите основу - круг. Это солнышко.
2. Выберете из предложенных лучиков только лучики с добрыми словами.
МИР, ЛЮБОВЬ ,НАДЕЖДА , ЛЮБЕЗНОСТЬ ,ИСТИНА, ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ВЕЖЛИВОСТЬ ,ЗАВИСТЬ, ЛОЖЬ ,ССОРА,ОБИДА ,РАДОСТЬ , УЛЫБКА,ЭГОИЗМ, ТЕПЛОТА.
3.Приклейте их по кругу, нанося клей по контуру.
-Подарите свою работу товарищу по парте.
-Какое чувство вы испытывали, делая этот подарок?
- Давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми.
Ведь делать добро – это здорово.
IV. Рефлексия. «Свободный микрофон.»
Выскажите свое мнение ,начиная со слов:
-Я учился…
-Я задумался…
- Мне важно…
- Трудность в том, что…
На память о сегодняшнем путешествии я хочу подарить вам правила добрых поступков.
Будь вежливым в словах, поступках.
Не груби, даже если сердит.
Умей управлять своими эмоциями и желаниями.
Проявляй доброжелательность.
Не погибни во мне доброта!
Вручение памяток под музыку.
В заключение нашего урока я предлагаю исполнить песню Кота Леопольда «Если добрый ты…»
Спасибо за урок!