2. Постановка учебной задачи -Почему стол, вертолет, шуруп, велосипед – вещи? -Почему собака, стрекоза, гриб, василек – живые природные богатства? -Почему камень, гора, сосулька, облако – неживая природа? - Как вы думаете: силы природы, неживые природные богатства, вещи – это живые организмы или нет? -Давайте проверим, совпадает ли наше мнение с выводом в рамке на стр. 46 - Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? - Можем ли заменить понятие «живые природные богатства» на «живые организмы»? - Верно. Это одно и то же понятие, только наиболее часто употребляемое. 3. «Открытие» нового знания. 3.1. ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ -Как точно отличить живое от неживого? Если дети затрудняются или написали не все свойства, учитель предлагает посмотреть на рисунок стр. 47и сказать о каких свойствах живых организмов идет речь на рисунках ВВЕДЕНИЕ понятия признаков «живых организмов» -А могут ли живые организмы жить вечно? -А что может произойти с растением, если его перестать поливать? А с животным, если плохо за ним ухаживать? -Совпадает ли это с выводом на стр. 47 вывод. | Сделаны людьми Это растения и животные, они живые Предположения детей Нет Дети читают вывод Живая и неживая природа Да, потому что… Дети делают свои предположения, учитель пишет на доске: знаю | Хочу узнать | Узнали | Живая и неживая природа | Чем отличаются | ? | -растут -дышат воздухом -питаются -пьют воду - приносят потомство (размножение) -Нет, они умирают Погибнуть Дети читают | Учитель помещает табличку «живые организмы» поверх таблички «живые природные богатства ИНСЕРТ заранее записан на доске По мере того как дети называют признаки живых организмов, последние размещаются в схеме |
3.2. НЕЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ -А какими признаками обладают силы природы, неживые природные богатства и вещи? Давайте сравним их с признаками живых организмов. -Можем ли мы объединить силы природы, природные богатства и вещи в одну табличку «НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»? - Давайте в нашем кластере добавим признаки неживой природы. 4. Физкультминутка 5. Первичное закрепление изученного. 5.1. Работа по учебнику -Рассмотрите пары картинок и определите, какие есть общие черты у свойств живых и неживых организмов. Какие различия в каждой паре вы увидели? 5.2. Работа по тетради Давайте разгадаем кроссворд на стр. 56 . В помощь нам даны картинки с изображением живых организмов 5.3.Синквейны (Работа по группам) Составьте синквейны, используя полученные на сегодняшнем уроке знания. Чтение и обсуждение синквейнов. 6. Рефлексия Продолжение заполнения ИНСЕРТа 1 -В графе «Хочу узнать», мы задавали вопрос «Чем отличаются живые и неживые организмы?». -Узнали мы это или нет? Запишем в графе «Узнали» все отличительные признаки. 2 Игра «Помоги живому существу» Учебник стр. 49.(вверху) 6. Д\з -посадить в землю семена овса или фасоли, поливать и принести в школу, пророщенное растение. | Ответы детей Дети сравнивают: -не дышат -не растут - не питаются -не пьют воду -не приносят потомство Да Дети записывают признаки неживой природы. Игра «Живое - неживое». -Если тот объект, о котором я буду говорить - живой, то вы топаете ножками, если неживой - тихо стоите, будто замерли. 1. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днём- Ищем- ищем не найдём. (роса) 2.Стоит Антошка на одной ножке, Его ищут, а он не откликается. (гриб) 3. Без рук, без ног, а и ворота открывает. (ветер) 4.Не без дела скок - поскок, А чтоб в зиму сытой быть, То орехи себе впрок Собирает, то грибы. ( белка) 5.Он повсюду: в поле, и в саду, А в дом не попадёт. И никуда я не пойду, Покуда он идёт. (дождь) 6.Пушистый жёлтенький комок Из скорлупы себя извлёк, Порадовав наседку, Дождавшуюся детку. (цыплёнок) 7. Конь бежит, земля дрожит.(гром) 8.Много рук, а нога одна. (дерево) 9.Личный кран имеет он, Чтоб полить свои шесть тонн. (слон) 10.Скатерть бела Весь двор одела. (снег) 12. Летать - летаю, Всех птиц забиваю, С высоты на мышь нападаю. (орёл) (Если учащиеся ошиблись, нужно попробовать пояснить, почему этот объект живой или неживой). -Растут и сосулька и гриб, но других свойств живых организмов у сосульки нет -Автомобиль как и корова потребляет (питается), но при этом не растет. - Лошадь пьет воду, а насос поглощает воду. -Печатный станок, подобно организму, многократно воспроизводит газеты, но он не воспроизводит себя. А одуванчик размножается семенами и воспроизводит себя. 1 группа (работа по данному определению): 1. Лошадь 2. Живая, быстрая, 3. Кушает, скачет, катает 4. Помогает людям. 5. Пони 2 группа (работа по данному определению): 1. Снежинка 2.Неживая,холодная 3.Кружится, падает, тает 4.Бывает только зимой 5. Вода 3 группа 1. ветер 2. теплый, сильный 3. дует, сносит, воет 4. « … ,ты гоняешь стаи туч» 5.Ураган 4. Группа 1. Солнце 2. Яркое, лучистое 3. Светит, греет, обжигает 4. Освещает землю 5. звезда 5. Группа 1. Роза 2. Красивая, колючая 3. Колется, пахнет, распускается 4. Королева цветов 5. Шиповник знаю | Хочу узнать | Узнали | Живая и неживая природа | Чем отличаются | Признаки живых и неживых организмов | | Учитель изменяет схему: Не дышат Не растут Не питаются Не пьют Не размножаются Данное упражнение позволит еще раз повторить свойства живых организмов, научить четко, определять различие свойств живого организма от неживого. Цель обсуждения - установить этические нормы отношения к живому |