ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Макаркина Алёна Николаевна
Средняя школа имени Естая село Жолболды Актогайского района Павлодарской области
Пояснительная записка
Экологическое воспитание – сегодня одно из важных направлений современного образования. В начальной школе оно основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы, исследованиях, экспериментах. Оно включает игровую, изобразительную деятельность, моделирование и др.
Программа факультативного курса «Окружающий мир» разработана для учащихся начальных классов, которые начинают познавать мир во всём его многообразии и взаимосвязях. Она является дополнением к курсу «Познание мира» и рассчитана на 34 занятия (1 час в неделю).
Предложенная программа способствует усвоению детьми знаний о живой и неживой природе, о взаимосвязи человека и окружающей среды. Она позволяет привить ученикам экологические навыки и уважительное отношение к окружающему, миру природы.
Основные понятия представлены в соответствии с программой предмета «Познание мира» с учётом государственного образовательного стандарта.
Цель занятий – расширение знаний о взаимосвязи окружающей нас природы и человека.
Программа факультативного курса решает следующие задачи:
1) систематизировать знания учащихся в области охраны природы, конкретизировать и иллюстрировать их доступными примерами;
2) вводить природоведческие понятия соответствующие возрасту;
3) обогащать эмоционально-чувственную сферу ребенка, помочь стать верным другом природы;
4) учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определенной теме, организовывать поисковые экспедиции, команды;
5) обучать выступать с докладами, рефератами, учить разгадывать кроссворды.
Разнообразный материал курса позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес к предмету «Познание мир». Как форма организации учебного процесса предлагаются уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-викторины, уроки КВН, интегрированные уроки. Система вопросов и заданий на уроках составлена с учетом разных уровней усвоения знаний (репродуктивного, продуктивного, творческого), возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
В программе выделено 8 учебных тем, названия которых даны в виде формулировок определенных познавательных, практических задач. Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов.
Ожидаемые результаты обучения:
- Способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт.
- Ребенок должен “проснуться” и начинать задавать вопросы: он должен заинтересоваться разными явлениями и объектами окружающего мира.
- Учащиеся должны научиться принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты.
- Уметь пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания.
Базовое содержание программы.
- Что такое экология – 4 часа.
- что такое экология;
- экскурсия. Наблюдение за сезонными изменениями в природе;
-взаимосвязь в природе.
- Лес – наше богатство – 8 часов.
- человек – часть природы;
- правила поведения в природе;
- наблюдение за окружающим миром;
- экскурсия в краеведческий музей;
- отличительные особенности животных, изготовление книжек-малышек о животных.
- Изучаем способы охраны природы – 7 часов.
- способы охраны растений и животных;
- Красная книга Казахстана;
- изучение условий жизни растений и животных.
- Жизнь в почве - 2 часа.
- чудесная кладовая почвы;
- живые обитатели почвы.
- Вода и жизнь – 3 часа.
- вода в природе;
- свойства воды.
- Наши пернатые друзья – 5 часов.
- птичьи имена;
- среда обитания птиц;
-экскурсия. Охрана птиц.
- Знакомство с охраняемыми растениями – 3 часа.
- урок – путешествие « В гости к первоцветам» ;
- вывод пользы зелёной аптеки.
- Подведение итогов – 2 часа.
- анализировать, обобщать полученную информацию и делать выводы.
Примерное календарно-тематическое планирование курса
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
Что такое экология.
4
1.
Земля – наш общий дом.
1
2.
Что такое экология. Задачи экологического кружка.
1
3.
Осенняя экскурсия в парк.
1
4.
Взаимосвязи в природе.
1
Лес – наше богатство.
8
5.
Природа и человек. Правила поведения в природе.
1
6.
Путешествие в осенний лес.
1
7.
Лес – наше богатство.
1
8.
Экскурсия в краеведческий музей.
1
9.
Знаешь ли ты животных? Викторина. Издание книжек-малышек о животных.
1
10.
Знакомые незнакомцы.
1
11.
Нужно ли менять цвет?
1
12.
Вижу дым! Лесные пожары.
1
Изучаем способы охраны природы.
7
13.
Охрана животных. Заповедники, заказники, зоопарки.
1
14.
Город «Птицеград». Подкормка птиц. Операция «Птицам нашу заботу».
1
15.
По грибы.
1
16.
Игра-турнир «Что? Где? Когда?»
1
17.
Красная книга.
1
18.
Воздух и жизнь.
1
19.
Экскурсия в зимний парк.
1
Жизнь в почве.
2
20.
Чудесная кладовая.
1
21.
Живые обитатели почвы.
1
Вода и жизнь.
3
22.
Сказка о «нефтяной» рыбке.
1
23.
Разноцветная речка.
1
24.
Экскурсия к реке.
1
Наши пернатые друзья.
5
25.
Птичьи имена.
1
26.
У кого дом лучше?
1
27.
КВН «Пернатые друзья».
1
28.
Как построить домик для птиц.
1
29.
Весенняя экскурсия в парк.
1
Знакомство с охраняемыми растениями.
3
30.
Берёзы тоже плачут.
1
31.
Урок-путешествие «В гости к первоцветам».
1
32.
Зелёная аптека.
1
Подводим итоги нашей работы за год
2
33-34.
Итоги нашей работы.
2