kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

   ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА         «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Макаркина Алёна Николаевна

Средняя школа имени Естая село Жолболды Актогайского района Павлодарской области

Пояснительная записка

Экологическое воспитание – сегодня одно из важных направлений современного образования. В начальной школе оно основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы, исследованиях, экспериментах. Оно включает игровую, изобразительную деятельность, моделирование и др.

        Программа факультативного курса «Окружающий мир» разработана для учащихся начальных классов, которые начинают познавать мир во всём его многообразии и взаимосвязях. Она является дополнением к курсу «Познание мира» и рассчитана на 34 занятия (1 час в неделю).

        Предложенная программа способствует усвоению детьми знаний о живой и неживой природе, о взаимосвязи человека и окружающей среды. Она позволяет привить ученикам экологические навыки и уважительное отношение к окружающему, миру природы.

        Основные понятия представлены в соответствии с программой  предмета «Познание мира» с учётом государственного образовательного стандарта.

       Цель занятий – расширение знаний о взаимосвязи окружающей нас природы и человека.

       Программа факультативного курса решает следующие задачи:

 1) систематизировать знания учащихся в области охраны природы, конкретизировать и иллюстрировать их доступными примерами;

2) вводить природоведческие понятия соответствующие возрасту;

 3) обогащать эмоционально-чувственную сферу ребенка, помочь стать верным другом природы;

4) учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определенной теме, организовывать поисковые экспедиции, команды;

5) обучать выступать с докладами, рефератами, учить разгадывать кроссворды.

        Разнообразный материал курса позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес к предмету «Познание мир». Как форма организации учебного процесса предлагаются уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-викторины, уроки КВН, интегрированные уроки. Система вопросов и заданий на уроках составлена с учетом разных уровней усвоения знаний (репродуктивного, продуктивного, творческого), возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

В программе выделено 8 учебных тем, названия которых даны в виде формулировок определенных познавательных, практических задач. Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов.

 

Ожидаемые результаты обучения:

  1. Способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт.
  2. Ребенок должен “проснуться” и начинать задавать вопросы: он должен заинтересоваться разными явлениями и объектами окружающего мира.
  3. Учащиеся  должны  научиться принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты.
  4. Уметь пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания.

 

Базовое содержание программы.

  1. Что такое экология – 4 часа.

- что такое экология;

- экскурсия. Наблюдение за сезонными изменениями в природе;

-взаимосвязь в природе.

  1. Лес – наше богатство – 8 часов.

- человек – часть природы;

- правила поведения в природе;

- наблюдение за окружающим миром;

- экскурсия в краеведческий музей;

- отличительные особенности животных, изготовление книжек-малышек о животных.

  1. Изучаем способы охраны природы – 7 часов.

- способы охраны растений и животных;

- Красная книга Казахстана;

- изучение условий жизни растений и животных.

  1. Жизнь в почве  - 2 часа.

- чудесная кладовая почвы;

- живые обитатели почвы.

  1. Вода и жизнь – 3 часа.

- вода в природе;

- свойства воды.

  1. Наши пернатые друзья – 5 часов.

- птичьи имена;

- среда обитания птиц;

-экскурсия. Охрана птиц.

  1. Знакомство с охраняемыми растениями – 3 часа.

- урок – путешествие « В гости к первоцветам» ;

-  вывод пользы зелёной аптеки.

  1. Подведение  итогов – 2 часа.

- анализировать, обобщать полученную информацию и делать выводы.

Примерное календарно-тематическое планирование курса

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

 

Что такое экология.

4

 

1.

Земля – наш общий дом.

1

 

2.

Что такое экология. Задачи экологического кружка.

1

 

3.

Осенняя экскурсия в парк.

1

 

4.

Взаимосвязи в природе.

1

 

 

Лес – наше богатство.

8

 

5.

Природа и человек. Правила поведения в природе.

1

 

6.

Путешествие в осенний лес.

1

 

7.

Лес – наше богатство.

1

 

8.

Экскурсия в краеведческий музей.

1

 

9.

Знаешь ли ты животных? Викторина. Издание книжек-малышек о животных.

1

 

10.

Знакомые незнакомцы.

1

 

11.

Нужно ли менять цвет?

1

 

12.

Вижу дым! Лесные пожары.

1

 

 

Изучаем способы охраны природы.

7

 

13.

Охрана животных. Заповедники, заказники, зоопарки.

1

 

14.

Город «Птицеград». Подкормка птиц. Операция «Птицам нашу заботу».

1

 

15.

По грибы.

1

 

16.

Игра-турнир «Что? Где? Когда?»

1

 

17.

Красная книга.

1

 

18.

Воздух и жизнь.

1

 

19.

Экскурсия в зимний парк.

1

 

 

Жизнь в почве.

2

 

20.

Чудесная кладовая.

1

 

21.

Живые обитатели почвы.

1

 

 

Вода и жизнь.

3

 

22.

Сказка о «нефтяной»  рыбке.

1

 

23.

Разноцветная речка.

1

 

24.

Экскурсия к реке.

1

 

 

Наши пернатые друзья.

5

 

25.

Птичьи имена.

1

 

26.

У кого дом лучше?

1

 

27.

КВН «Пернатые друзья».

1

 

28.

Как построить домик для птиц.

1

 

29.

Весенняя экскурсия в парк.

1

 

 

Знакомство с охраняемыми растениями.

3

 

30.

Берёзы тоже плачут.

1

 

31.

Урок-путешествие «В гости к первоцветам».

1

 

32.

Зелёная аптека.

1

 

 

Подводим итоги нашей работы за год

2

 

33-34.

 Итоги нашей работы.

2

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ »

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Макаркина Алёна Николаевна

Средняя школа имени Естая село Жолболды Актогайского района Павлодарской области

Пояснительная записка

Экологическое воспитание – сегодня одно из важных направлений современного образования. В начальной школе оно основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы, исследованиях, экспериментах. Оно включает игровую, изобразительную деятельность, моделирование и др.

Программа факультативного курса «Окружающий мир» разработана для учащихся начальных классов, которые начинают познавать мир во всём его многообразии и взаимосвязях. Она является дополнением к курсу «Познание мира» и рассчитана на 34 занятия (1 час в неделю).

Предложенная программа способствует усвоению детьми знаний о живой и неживой природе, о взаимосвязи человека и окружающей среды. Она позволяет привить ученикам экологические навыки и уважительное отношение к окружающему, миру природы.

Основные понятия представлены в соответствии с программой предмета «Познание мира» с учётом государственного образовательного стандарта.

Цель занятий – расширение знаний о взаимосвязи окружающей нас природы и человека.

Программа факультативного курса решает следующие задачи:

1) систематизировать знания учащихся в области охраны природы, конкретизировать и иллюстрировать их доступными примерами;

2) вводить природоведческие понятия соответствующие возрасту;

3) обогащать эмоционально-чувственную сферу ребенка, помочь стать верным другом природы;

4) учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определенной теме, организовывать поисковые экспедиции, команды;

5) обучать выступать с докладами, рефератами, учить разгадывать кроссворды.

Разнообразный материал курса позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес к предмету «Познание мир». Как форма организации учебного процесса предлагаются уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-викторины, уроки КВН, интегрированные уроки. Система вопросов и заданий на уроках составлена с учетом разных уровней усвоения знаний (репродуктивного, продуктивного, творческого), возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

В программе выделено 8 учебных тем, названия которых даны в виде формулировок определенных познавательных, практических задач. Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов.


Ожидаемые результаты обучения:

  1. Способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт.

  2. Ребенок должен “проснуться” и начинать задавать вопросы: он должен заинтересоваться разными явлениями и объектами окружающего мира.

  3. Учащиеся должны научиться принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты.

  4. Уметь пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания.


Базовое содержание программы.

  1. Что такое экология – 4 часа.

- что такое экология;

- экскурсия. Наблюдение за сезонными изменениями в природе;

-взаимосвязь в природе.

  1. Лес – наше богатство – 8 часов.

- человек – часть природы;

- правила поведения в природе;

- наблюдение за окружающим миром;

- экскурсия в краеведческий музей;

- отличительные особенности животных, изготовление книжек-малышек о животных.

  1. Изучаем способы охраны природы – 7 часов.

- способы охраны растений и животных;

- Красная книга Казахстана;

- изучение условий жизни растений и животных.

  1. Жизнь в почве - 2 часа.

- чудесная кладовая почвы;

- живые обитатели почвы.

  1. Вода и жизнь – 3 часа.

- вода в природе;

- свойства воды.

  1. Наши пернатые друзья – 5 часов.

- птичьи имена;

- среда обитания птиц;

-экскурсия. Охрана птиц.

  1. Знакомство с охраняемыми растениями – 3 часа.

- урок – путешествие « В гости к первоцветам» ;

- вывод пользы зелёной аптеки.

  1. Подведение итогов – 2 часа.

- анализировать, обобщать полученную информацию и делать выводы.

Примерное календарно-тематическое планирование курса

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения


Что такое экология.

4


1.

Земля – наш общий дом.

1


2.

Что такое экология. Задачи экологического кружка.

1


3.

Осенняя экскурсия в парк.

1


4.

Взаимосвязи в природе.

1



Лес – наше богатство.

8


5.

Природа и человек. Правила поведения в природе.

1


6.

Путешествие в осенний лес.

1


7.

Лес – наше богатство.

1


8.

Экскурсия в краеведческий музей.

1


9.

Знаешь ли ты животных? Викторина. Издание книжек-малышек о животных.

1


10.

Знакомые незнакомцы.

1


11.

Нужно ли менять цвет?

1


12.

Вижу дым! Лесные пожары.

1



Изучаем способы охраны природы.

7


13.

Охрана животных. Заповедники, заказники, зоопарки.

1


14.

Город «Птицеград». Подкормка птиц. Операция «Птицам нашу заботу».

1


15.

По грибы.

1


16.

Игра-турнир «Что? Где? Когда?»

1


17.

Красная книга.

1


18.

Воздух и жизнь.

1


19.

Экскурсия в зимний парк.

1



Жизнь в почве.

2


20.

Чудесная кладовая.

1


21.

Живые обитатели почвы.

1



Вода и жизнь.

3


22.

Сказка о «нефтяной» рыбке.

1


23.

Разноцветная речка.

1


24.

Экскурсия к реке.

1



Наши пернатые друзья.

5


25.

Птичьи имена.

1


26.

У кого дом лучше?

1


27.

КВН «Пернатые друзья».

1


28.

Как построить домик для птиц.

1


29.

Весенняя экскурсия в парк.

1



Знакомство с охраняемыми растениями.

3


30.

Берёзы тоже плачут.

1


31.

Урок-путешествие «В гости к первоцветам».

1


32.

Зелёная аптека.

1



Подводим итоги нашей работы за год

2


33-34.

Итоги нашей работы.

2









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Автор: Макаркина Алена Николаевна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 128895

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Программа факультатива по математике «За страницами учебника» "
    ["seo_title"] => string(65) "proghramma-fakul-tativa-po-matiematikie-za-stranitsami-uchiebnika"
    ["file_id"] => string(6) "189235"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426845086"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Программа факультатива по математике «За страницами учебника» для 6 классов "
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma-fakul-tativa-po-matiematikie-za-stranitsami-uchiebnika-dlia-6-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "187214"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426489984"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Рабочая программа факультативного курса " Школа здоровья" 1-4 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-shkola-zdorov-ia-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "232956"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442946221"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Перспектива" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(94) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-okruzhaiushchiemu-miru-umk-pierspiektiva-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "114008"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411207924"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИНЦИПАМ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "
    ["seo_title"] => string(95) "aktual-nyie-voprosy-obuchieniia-mladikh-shkol-nikov-printsipam-poznaniia-okruzhaiushchiego-mira"
    ["file_id"] => string(6) "145033"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418833081"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства