Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Лес и человек"
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Лес и человек"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
Тема урока: «Лес и человек».
Цель и задачи урока: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека; развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Познавательные: установить причинно- следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах.
Коммуникативные : с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: приобретать новые знания, умения
Оборудование: картина леса, презентация СД, атлас определитель.
Ход урока.
1.Актуализация знаний .
Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный)
Назовите дерево: высокое, стройное, с желтовато – красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые (Сосна)
Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)
Какие три части можно выделить в лесной зоне? (тайга, широколиственный лес, смешанный лес)
2Самоопределение к деятельности.
Послушайте стихотворение
С.Никулиной «Русский лес» (читает ученик)
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябинка,
Орехи и цветы.
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
Сделайте предположение о чем пойдет речь на уроке.
у: Об отношениях между человеком и лесом
Учитель: О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
Чем является лес для человека?
Место отдыха, лес излечит, напоит чистой водой.
Значит Тема нашего урока «Лес и человек»
Откройте учебник стр 103.
Какая цель может поставлена в связи с темой урока?
Что мы будем делать для достижения этой цели?
Что бы вы хотели узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. (запись вопросов на доске)
3 Открытие нового знания.
Выполнение в рабочей тетради.
№1 стр 50
Откройте учебник стр 103.
1ученик. Лес – это место отдыха человека, потому что человеку, нет ничего милее, чем бродить и думать здесь.
Учитель: Значит лес -
МЕСТО ОТДЫХА
-А что значит, излечит, прозвучало в стихотворении?
2ученик.В лесу много лекарственных растений. Боярышник- понижает давление, липовый цвет -при простуде используют, земляника- богата многими витаминами, шиповник тоже богат витаминами. Особенно здесь на севере полезны многие лекарственные растения, так как здоровье у людей более слабое.
Учитель: А где мы покупаем лекарства?
Ученики: В аптеке.
Учитель: А вот эти лекарственные растения растут в лесу.
Значит лес – это тоже
АПТЕКА
Учитель: А почему лес накормит?
3 ученик. В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, грибы, орехи, грибы, чистая вода. Значит лес.
ИСТОЧНИК ЧИСТОЙ ВОДЫ И ПИЩИ
Учитель: А как может обогреть человека?
4 ученик. Человек дровами обогревает дом, а дрова - это деревья, которые росли в лесу. Значит лес.
ИСТОЧНИК ТОПЛИВА
Учитель: Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?(шкафы, столы, стулья, карандаш, линейка, книги и тетради тоже сделаны из дерева)
Значит лес.
ИСТОЧНИК ДРЕВЕСИНЫ
Учитель. А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья? (Они там растут)
А животные, насекомые, птицы? (Они живут)
Значит лес для них является домом.
ДОМ ДЛЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ
Учитель: Посмотрите сколько значений у леса, но это не всё.
Прочитайте в учебнике стр 103.
Сделайте вывод какие роли выполняет лес.(Очищает воздух от пыли. Там где растёт лес не мелеют реки, лес их «питает».Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться)
Значит лес.
ЗАЩИТНИК ВОЗДУХА, ВОДОЁМОВ, ПОЧВ
4.Работа с учебником стр.106.
Учитель:-Вы познакомились с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека.
ФИТОНЦИДЫ
Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии.
Вот какое огромное значение имеет лес для человека и животных.
5. О чём должен помнить человек, входя в лес?
Игра. Мухомор увидев, я
Мимо прохожу друзья. ( да)
Выпал птенчик из гнезда,
Трогать нам его нельзя. ( да)
Кто бруснику собирает,
С корнем кустик вырываем. ( не я)
По тропинке кто шагает
На жуков не наступает? (я)
Веточки мы не ломаем,
Когда по лесу гуляем. (да)
Мы ежонка увидали
И домой его забрали.(нет)
Муравейник мы найдём
Понаблюдаем и уйдём. (да)
Ландышей нарву в лесу
На праздник маме принесу. (нет)
Физминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу,
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
6. Беседа об охране природы .
Учитель.
- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Послушайте стихотворение:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – вон убежал.
-О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (О вырубке леса).
- Какую еще экологическую проблему вы можете назвать? (Незаконная охота-браконьерство).
На доске.
П Р О Б Л Е М Ы
Л Е СА
1ученик. Зачем люди вырубают леса? Для заготовки древесины. Раньше вырубали топором, а сейчас лесозаготовки уничтожают целые массивы леса.
Значит проблема леса.
ВЫРУБКА
-А какие ещё проблемы у леса?
2 ученик.
Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, но убивали столько, сколько могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной.
Показ Красной книги.
Значит ещё одна проблема леса.
НЕЗАКОННАЯ ОХОТА (БРАКОНЬЕРСТВО)
7. Самостоятельная работа.( по группам)
Выполнение заданий в рабочей тетради №. 3 стр 51.Какие экологические проблемы отражены на рисунках?
Выполнение заданий в рабочей тетради №. 4 стр 51 Используйте атлас определитель.
8.Что зависит от каждого из нас, когда приходит в лес?
Почему нельзя оставлять в лесу мусор? Поток пластиковых бутылок, пакетов, упаковочной плёнки составляет 40% от всего бытового мусора. О бутылки, банки, могут пораниться животные.
. Почему нельзя разводить костёр? Погибают животные и растения.А этого могло не случиться. Если человек соблюдает правила разведения костра и не забывает его погасить.
Послушайте стихотворение «Лесной пожар»
Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила и разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорелся снова. Познакомимся с памяткой «как разводить костер» стр 107.
Творческая работа № 5 на стр52 (работа в группе)
Работа с СД Работа в группе.
9. Подведение итогов урока.
Перечислите экологические проблемы лесов.?
От кого в первую очередь страдает лес?
Что должен делать человек, чтобы не уменьшать количество лесов?
Как мы можем заботиться о лесах, которые расположены рядом с нами?
На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (которые записаны на доске)
Рефлексия
Какие знания вы для себя открыли ?
Где могут пригодиться в жизни новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Кого из ребят можно поблагодарить?
К плакату на доске учащиеся прикрепляют лепесток цветка определённого цвета, соответствующего настроению ученика и отношению к проведённому уроку.
- Понравился ли вам урок? Что узнали на уроке?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Лес и человек" »
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
Тема урока: «Лес и человек».
Цель и задачи урока: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека; развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Познавательные: установить причинно- следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах.
Коммуникативные : с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: приобретать новые знания, умения
Оборудование: картина леса, презентация СД, атлас определитель.
Ход урока.
1.Актуализация знаний .
Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный)
Назовите дерево: высокое, стройное, с желтовато – красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые (Сосна)
Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)
Какие три части можно выделить в лесной зоне? (тайга, широколиственный лес, смешанный лес)
2Самоопределение к деятельности.
Послушайте стихотворение
С.Никулиной «Русский лес» (читает ученик)
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябинка,
Орехи и цветы.
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
Сделайте предположение о чем пойдет речь на уроке.
у: Об отношениях между человеком и лесом
Учитель: О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
Чем является лес для человека?
Место отдыха, лес излечит, напоит чистой водой.
Значит Тема нашего урока «Лес и человек»
Откройте учебник стр 103.
Какая цель может поставлена в связи с темой урока?
Что мы будем делать для достижения этой цели?
Что бы вы хотели узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. (запись вопросов на доске)
3 Открытие нового знания.
Выполнение в рабочей тетради.
№1 стр 50
Откройте учебник стр 103.
1ученик. Лес – это место отдыха человека, потому что человеку, нет ничего милее, чем бродить и думать здесь.
Учитель: Значит лес -
МЕСТО ОТДЫХА
-А что значит, излечит, прозвучало в стихотворении?
2ученик.В лесу много лекарственных растений. Боярышник- понижает давление, липовый цвет -при простуде используют, земляника- богата многими витаминами, шиповник тоже богат витаминами. Особенно здесь на севере полезны многие лекарственные растения, так как здоровье у людей более слабое.
Учитель: А где мы покупаем лекарства?
Ученики: В аптеке.
Учитель: А вот эти лекарственные растения растут в лесу.
Значит лес – это тоже
АПТЕКА
Учитель: А почему лес накормит?
3 ученик. В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, грибы, орехи, грибы, чистая вода. Значит лес.
ИСТОЧНИК ЧИСТОЙ ВОДЫ И ПИЩИ
Учитель: А как может обогреть человека?
4 ученик. Человек дровами обогревает дом, а дрова - это деревья, которые росли в лесу. Значит лес.
ИСТОЧНИК ТОПЛИВА
Учитель: Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?(шкафы, столы, стулья, карандаш, линейка, книги и тетради тоже сделаны из дерева)
Значит лес.
ИСТОЧНИК ДРЕВЕСИНЫ
Учитель. А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья? (Они там растут)
А животные, насекомые, птицы? (Они живут)
Значит лес для них является домом.
ДОМ ДЛЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ
Учитель: Посмотрите сколько значений у леса, но это не всё.
Прочитайте в учебнике стр 103.
Сделайте вывод какие роли выполняет лес.(Очищает воздух от пыли. Там где растёт лес не мелеют реки, лес их «питает».Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться)
Значит лес.
ЗАЩИТНИК ВОЗДУХА, ВОДОЁМОВ, ПОЧВ
4.Работа с учебником стр.106.
Учитель:-Вы познакомились с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека.
ФИТОНЦИДЫ
Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии.
Вот какое огромное значение имеет лес для человека и животных.
На доске - ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА
МЕСТО ОТДЫХА
АПТЕКА
ИСТОЧНИК ЧИСТОЙ ВОДЫ И ПИЩИ
ИСТОЧНИК ДРЕВЕСИНЫ
ИСТОЧНИК ТОПЛИВА
ДОМ ДЛЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ
ЗАЩИТНИК ВОЗДУХА, ВОДОЁМОВ, ПОЧВ
5. О чём должен помнить человек, входя в лес?
Игра. Мухомор увидев, я
Мимо прохожу друзья. ( да)
Выпал птенчик из гнезда,
Трогать нам его нельзя. ( да)
Кто бруснику собирает,
С корнем кустик вырываем. ( не я)
По тропинке кто шагает
На жуков не наступает? (я)
Веточки мы не ломаем,
Когда по лесу гуляем. (да)
Мы ежонка увидали
И домой его забрали.(нет)
Муравейник мы найдём
Понаблюдаем и уйдём. (да)
Ландышей нарву в лесу
На праздник маме принесу. (нет)
Физминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу,
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
6. Беседа об охране природы .
Учитель.
- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Послушайте стихотворение:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – вон убежал.
-О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (О вырубке леса).
- Какую еще экологическую проблему вы можете назвать? (Незаконная охота-браконьерство).
На доске.
П Р О Б Л Е М Ы
Л Е СА
1ученик. Зачем люди вырубают леса? Для заготовки древесины. Раньше вырубали топором, а сейчас лесозаготовки уничтожают целые массивы леса.
Значит проблема леса.
ВЫРУБКА
-А какие ещё проблемы у леса?
2 ученик.
Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, но убивали столько, сколько могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной.
Показ Красной книги.
Значит ещё одна проблема леса.
НЕЗАКОННАЯ ОХОТА (БРАКОНЬЕРСТВО)
7. Самостоятельная работа.( по группам)
Выполнение заданий в рабочей тетради №. 3 стр 51.Какие экологические проблемы отражены на рисунках?
Выполнение заданий в рабочей тетради №. 4 стр 51 Используйте атлас определитель.
8.Что зависит от каждого из нас, когда приходит в лес?
Почему нельзя оставлять в лесу мусор? Поток пластиковых бутылок, пакетов, упаковочной плёнки составляет 40% от всего бытового мусора. О бутылки, банки, могут пораниться животные.
. Почему нельзя разводить костёр? Погибают животные и растения.А этого могло не случиться. Если человек соблюдает правила разведения костра и не забывает его погасить.
Послушайте стихотворение «Лесной пожар»
Забывчивый охотник на привале
Не заметил, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра
А утром ветер разгонял туманы,
И ожил потухающий костер
И сыпля искры посреди поляны
Багровые лохмотья распростер
Он всю траву с цветами вместе выжег
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила и разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорелся снова. Познакомимся с памяткой «как разводить костер» стр 107.
Творческая работа № 5 на стр52 (работа в группе)
Работа с СД Работа в группе.
9. Подведение итогов урока.
Перечислите экологические проблемы лесов.?
От кого в первую очередь страдает лес?
Что должен делать человек, чтобы не уменьшать количество лесов?
Как мы можем заботиться о лесах, которые расположены рядом с нами?
На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (которые записаны на доске)
Рефлексия
Какие знания вы для себя открыли ?
Где могут пригодиться в жизни новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Кого из ребят можно поблагодарить?
К плакату на доске учащиеся прикрепляют лепесток цветка определённого цвета, соответствующего настроению ученика и отношению к проведённому уроку.