kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Лес и человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

Тема урока: «Лес и человек».

Цель  и задачи  урока: сформировать  у учащихся  представление  о роли  леса  в  жизни человека  и природы;  ознакомить  с  экологическими  проблемами леса, которые  возникли  по  вине  человека; развивать познавательный  интерес, воспитывать  уважение  и любовь  к  природе,  культуру  поведения.

Познавательные: установить причинно- следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах.

Коммуникативные : с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: приобретать новые знания, умения

Оборудование: картина леса, презентация СД, атлас определитель.

                                                            Ход   урока.

1.Актуализация знаний .

Какой лес мы называем тайгой?  (Хвойный)

Назовите дерево: высокое, стройное, с желтовато – красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые (Сосна)

Какое особое отличие есть у лиственницы?  (Сбрасывает иголки)

Какая птица распространяет плоды кедровой сосны  (Кедровка)

Какое дерево является символом России?   (Береза)

Какие три части можно выделить в лесной зоне?  (тайга, широколиственный лес, смешанный лес)

2Самоопределение к деятельности.

Послушайте стихотворение

С.Никулиной  «Русский  лес» (читает ученик)

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябинка,

Орехи и цветы.

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

 

Сделайте предположение о чем пойдет речь на уроке.

у: Об  отношениях  между человеком  и  лесом

Учитель: О каких  отношениях говорится в этом стихотворении?

Чем является лес для человека?

Место отдыха, лес излечит, напоит чистой водой.

Значит   Тема  нашего  урока  «Лес и человек»

Откройте учебник стр 103.

Какая цель может поставлена в связи с темой урока?

Что мы будем делать для достижения этой цели?

Что бы вы хотели узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.  (запись вопросов на доске)

3 Открытие нового знания.

Выполнение в рабочей тетради.

№1 стр 50

Откройте учебник стр 103.

1ученик. Лес – это  место  отдыха  человека, потому что  человеку, нет ничего  милее, чем  бродить  и  думать  здесь.

Учитель:  Значит лес -  

МЕСТО      ОТДЫХА

-А  что  значит, излечит,   прозвучало  в  стихотворении?

2ученик.В   лесу  много  лекарственных  растений. Боярышник- понижает  давление, липовый  цвет  -при  простуде используют,  земляника-  богата  многими  витаминами, шиповник тоже богат витаминами. Особенно  здесь  на  севере  полезны  многие  лекарственные  растения, так  как здоровье  у  людей  более  слабое.

 Учитель: А  где  мы  покупаем  лекарства?

Ученики:  В  аптеке.

Учитель: А вот эти лекарственные  растения  растут  в  лесу. 

Значит  лес – это  тоже

           АПТЕКА

Учитель:  А  почему  лес  накормит?

3 ученик.   В  лесу   человек  находит  себе  пищу  -  это  ягоды,  грибы,  орехи,  грибы,  чистая   вода.  Значит  лес.

   ИСТОЧНИК  ЧИСТОЙ     ВОДЫ  И  ПИЩИ

Учитель:  А  как  может обогреть  человека?

4  ученик.  Человек  дровами  обогревает  дом,  а  дрова  - это  деревья,  которые  росли  в лесу.  Значит лес.

ИСТОЧНИК   ТОПЛИВА

Учитель:  Посмотрите  вокруг,  какие  вещи  из  дерева  вы  видите?(шкафы, столы, стулья, карандаш, линейка, книги и тетради тоже сделаны из  дерева)

Значит лес.

ИСТОЧНИК  ДРЕВЕСИНЫ

Учитель.  А  что   делают  в  лесу  цветы,  кусты,  грибы,  деревья?  (Они  там  растут)

А  животные,  насекомые,  птицы?  (Они  живут)

Значит  лес  для них  является  домом.

ДОМ  ДЛЯ  РАСТЕНИЙ,  ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ

Учитель: Посмотрите  сколько  значений  у  леса, но это не  всё.

Прочитайте в учебнике стр 103.

Сделайте вывод какие  роли  выполняет  лес.(Очищает  воздух  от  пыли. Там  где растёт лес  не мелеют  реки, лес их  «питает».Лес  защищает  почвы  от  ветра, а  корни  растений  не  дают  почве  разрушаться)

Значит  лес.

ЗАЩИТНИК  ВОЗДУХА, ВОДОЁМОВ, ПОЧВ

4.Работа  с  учебником  стр.106.

Учитель:-Вы познакомились с новым для  вас  словом,  которое  имеет  огромное  значение  для  леса  и человека.

            ФИТОНЦИДЫ

Это  вещества,  которые  выделяют листья  растений. От них  погибают   болезнетворные  бактерии.

Вот  какое  огромное значение  имеет лес  для человека и  животных.

5. О чём  должен  помнить  человек,  входя  в  лес?

Игра.  Мухомор  увидев, я

            Мимо  прохожу  друзья.  ( да)

Выпал  птенчик  из  гнезда,

Трогать нам  его  нельзя.  ( да)

Кто  бруснику  собирает,

С  корнем  кустик  вырываем. ( не я)

По  тропинке  кто  шагает

На  жуков  не  наступает?  (я)

Веточки  мы  не  ломаем,

Когда  по  лесу  гуляем.  (да)

Мы  ежонка  увидали

И  домой  его  забрали.(нет)

Муравейник мы  найдём

Понаблюдаем  и  уйдём.  (да)

Ландышей  нарву  в лесу

На  праздник  маме  принесу.   (нет)

Физминутка.

Руки  подняли  и  покачали

Это  деревья  в  лесу

Руки  согнули, кисти  встряхнули –

Ветер  сбивает  росу,

В  сторону руки, плавно  помашем –

Это  к  нам  птицы  летят

Как  они  тихо  садятся,  покажем –

Крылья  сложили  назад.

6.  Беседа об  охране природы .

Учитель.

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Послушайте стихотворение:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал – вон убежал.

-О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (О вырубке леса).

- Какую еще экологическую проблему вы можете назвать? (Незаконная охота-браконьерство).

На  доске.

П Р О Б Л Е М Ы

Л Е СА

 

1ученик.  Зачем  люди  вырубают  леса? Для  заготовки  древесины.  Раньше  вырубали  топором,  а  сейчас  лесозаготовки  уничтожают  целые  массивы  леса.

Значит  проблема  леса.

       ВЫРУБКА

-А  какие  ещё  проблемы   у  леса?

2 ученик.

Человек  издавна  убивал  животных, добывая  себе  пищу, но  это  было  необходимо  для  выживания  людей, но  убивали  столько, сколько  могли  съесть. Сейчас  неумеренная  охота  привела  к полному  или  почти полному  истреблению  некоторых  видов   животных. В  настоящее  время  охота на лесных  животных  ограничена, а  браконьерство  наказывается  по  закону. Многие  виды  редких  животных  взяты  под  охрану, а  растения  и  животные,  занесенные   в  Красную  книгу,  находятся   под   особой  охраной.

Показ   Красной  книги.

Значит ещё   одна   проблема  леса.

НЕЗАКОННАЯ  ОХОТА (БРАКОНЬЕРСТВО)

7.  Самостоятельная  работа.( по  группам)

Выполнение заданий в рабочей тетради  №. 3 стр 51.Какие экологические проблемы отражены на рисунках?

Выполнение заданий в рабочей тетради  №. 4 стр 51 Используйте атлас определитель.

8.Что   зависит  от   каждого  из нас,   когда   приходит в лес?

Почему  нельзя  оставлять  в  лесу  мусор? Поток   пластиковых  бутылок, пакетов,  упаковочной  плёнки   составляет  40%  от  всего  бытового  мусора. О бутылки, банки, могут  пораниться  животные.

.  Почему   нельзя  разводить  костёр? Погибают  животные  и  растения.А этого  могло  не  случиться. Если  человек  соблюдает  правила  разведения  костра  и  не  забывает  его  погасить.

Послушайте стихотворение «Лесной пожар»

Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила  и разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорелся снова. Познакомимся с памяткой «как разводить костер» стр 107.

Творческая работа № 5 на стр52 (работа в группе)

Работа с СД Работа в группе.

9. Подведение  итогов урока.

Перечислите экологические проблемы лесов.?

От кого в первую очередь страдает лес?

Что должен делать человек, чтобы не уменьшать количество лесов?

Как мы можем заботиться о лесах, которые расположены рядом с нами?

На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?  (которые записаны на доске)

Рефлексия

Какие знания вы для себя открыли ?

Где могут пригодиться в жизни новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Кого из ребят можно поблагодарить?

К плакату на доске учащиеся прикрепляют лепесток цветка определённого цвета, соответствующего настроению ученика и отношению к проведённому уроку.

- Понравился ли вам урок? Что узнали на уроке?

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Лес и человек" »





Конспект урока по окружающему миру в 4 классе



Тема урока: «Лес и человек».


































Цель и задачи урока: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека; развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Познавательные: установить причинно- следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах.

Коммуникативные : с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: приобретать новые знания, умения


Оборудование: картина леса, презентация СД, атлас определитель.

Ход урока.

1.Актуализация знаний .

Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный)

Назовите дерево: высокое, стройное, с желтовато – красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые (Сосна)

Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)

Какая птица распространяет плоды кедровой сосны (Кедровка)

Какое дерево является символом России? (Береза)

Какие три части можно выделить в лесной зоне? (тайга, широколиственный лес, смешанный лес)


2Самоопределение к деятельности.

Послушайте стихотворение

С.Никулиной «Русский лес» (читает ученик)

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябинка,

Орехи и цветы.

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.


Сделайте предположение о чем пойдет речь на уроке.

у: Об отношениях между человеком и лесом

Учитель: О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

Чем является лес для человека?

Место отдыха, лес излечит, напоит чистой водой.

Значит Тема нашего урока «Лес и человек»

Откройте учебник стр 103.

Какая цель может поставлена в связи с темой урока?

Что мы будем делать для достижения этой цели?

Что бы вы хотели узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. (запись вопросов на доске)

3 Открытие нового знания.

Выполнение в рабочей тетради.

№1 стр 50

Откройте учебник стр 103.

1ученик. Лес – это место отдыха человека, потому что человеку, нет ничего милее, чем бродить и думать здесь.

Учитель: Значит лес -

МЕСТО ОТДЫХА

-А что значит, излечит, прозвучало в стихотворении?

2ученик.В лесу много лекарственных растений. Боярышник- понижает давление, липовый цвет -при простуде используют, земляника- богата многими витаминами, шиповник тоже богат витаминами. Особенно здесь на севере полезны многие лекарственные растения, так как здоровье у людей более слабое.

Учитель: А где мы покупаем лекарства?

Ученики: В аптеке.

Учитель: А вот эти лекарственные растения растут в лесу.

Значит лес – это тоже

АПТЕКА

Учитель: А почему лес накормит?

3 ученик. В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, грибы, орехи, грибы, чистая вода. Значит лес.

ИСТОЧНИК ЧИСТОЙ ВОДЫ И ПИЩИ

Учитель: А как может обогреть человека?

4 ученик. Человек дровами обогревает дом, а дрова - это деревья, которые росли в лесу. Значит лес.

ИСТОЧНИК ТОПЛИВА

Учитель: Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?(шкафы, столы, стулья, карандаш, линейка, книги и тетради тоже сделаны из дерева)

Значит лес.

ИСТОЧНИК ДРЕВЕСИНЫ

Учитель. А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья? (Они там растут)

А животные, насекомые, птицы? (Они живут)

Значит лес для них является домом.

ДОМ ДЛЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ

Учитель: Посмотрите сколько значений у леса, но это не всё.

Прочитайте в учебнике стр 103.

Сделайте вывод какие роли выполняет лес.(Очищает воздух от пыли. Там где растёт лес не мелеют реки, лес их «питает».Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться)

Значит лес.

ЗАЩИТНИК ВОЗДУХА, ВОДОЁМОВ, ПОЧВ

4.Работа с учебником стр.106.

Учитель:-Вы познакомились с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека.

ФИТОНЦИДЫ

Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии.

Вот какое огромное значение имеет лес для человека и животных.

На доске - ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА


МЕСТО ОТДЫХА

АПТЕКА

ИСТОЧНИК ЧИСТОЙ ВОДЫ И ПИЩИ

ИСТОЧНИК ДРЕВЕСИНЫ

ИСТОЧНИК ТОПЛИВА

ДОМ ДЛЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ

ЗАЩИТНИК ВОЗДУХА, ВОДОЁМОВ, ПОЧВ


5. О чём должен помнить человек, входя в лес?

Игра. Мухомор увидев, я

Мимо прохожу друзья. ( да)

Выпал птенчик из гнезда,

Трогать нам его нельзя. ( да)

Кто бруснику собирает,

С корнем кустик вырываем. ( не я)

По тропинке кто шагает

На жуков не наступает? (я)

Веточки мы не ломаем,

Когда по лесу гуляем. (да)

Мы ежонка увидали

И домой его забрали.(нет)

Муравейник мы найдём

Понаблюдаем и уйдём. (да)

Ландышей нарву в лесу

На праздник маме принесу. (нет)

Физминутка.

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу,

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

6. Беседа об охране природы .

Учитель.

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Послушайте стихотворение:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал – вон убежал.

-О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (О вырубке леса).

- Какую еще экологическую проблему вы можете назвать? (Незаконная охота-браконьерство).

На доске.

П Р О Б Л Е М Ы

Л Е СА


1ученик. Зачем люди вырубают леса? Для заготовки древесины. Раньше вырубали топором, а сейчас лесозаготовки уничтожают целые массивы леса.

Значит проблема леса.

ВЫРУБКА

-А какие ещё проблемы у леса?

2 ученик.

Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, но убивали столько, сколько могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной.

Показ Красной книги.

Значит ещё одна проблема леса.

НЕЗАКОННАЯ ОХОТА (БРАКОНЬЕРСТВО)


7. Самостоятельная работа.( по группам)

Выполнение заданий в рабочей тетради №. 3 стр 51.Какие экологические проблемы отражены на рисунках?

Выполнение заданий в рабочей тетради №. 4 стр 51 Используйте атлас определитель.

8.Что зависит от каждого из нас, когда приходит в лес?

Почему нельзя оставлять в лесу мусор? Поток пластиковых бутылок, пакетов, упаковочной плёнки составляет 40% от всего бытового мусора. О бутылки, банки, могут пораниться животные.

. Почему нельзя разводить костёр? Погибают животные и растения.А этого могло не случиться. Если человек соблюдает правила разведения костра и не забывает его погасить.

Послушайте стихотворение «Лесной пожар»

Забывчивый охотник на привале

Не заметил, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра

А утром ветер разгонял туманы,

И ожил потухающий костер

И сыпля искры посреди поляны

Багровые лохмотья распростер

Он всю траву с цветами вместе выжег

Кусты спалил, в зеленый лес пошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.


Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила и разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорелся снова. Познакомимся с памяткой «как разводить костер» стр 107.

Творческая работа № 5 на стр52 (работа в группе)

Работа с СД Работа в группе.

9. Подведение итогов урока.

Перечислите экологические проблемы лесов.?

От кого в первую очередь страдает лес?

Что должен делать человек, чтобы не уменьшать количество лесов?

Как мы можем заботиться о лесах, которые расположены рядом с нами?

На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (которые записаны на доске)

Рефлексия

Какие знания вы для себя открыли ?

Где могут пригодиться в жизни новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Кого из ребят можно поблагодарить?

К плакату на доске учащиеся прикрепляют лепесток цветка определённого цвета, соответствующего настроению ученика и отношению к проведённому уроку.

- Понравился ли вам урок? Что узнали на уроке?

Солнце прячется в тумане,

Лес дремучий, до свиданья!

Защитил ты нас от зноя,

Напоил живой водою.

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем.

Добрый лес, могучий лес

Полный сказок и чудес!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Лес и человек"

Автор: Микерина Елена Александровна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 140773

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока окружающего мира по теме "Природа в опасности" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-priroda-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "110357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405947918"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока окружающего мира на тему "Невидимые нити""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-nievidimyie-niti"
    ["file_id"] => string(6) "326196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463124012"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока окружающего мира на тему "Домашние животные, их значение в жизни человека""
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekturokaokruzhaiushchieghomiranatiemudomashniiezhivotnyieikhznachieniievzhiznichielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "325796"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463044189"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока окружающего мира на тему: "Разнообразие растений на Земле" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-raznoobraziie-rastienii-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "234990"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443555123"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "101496"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402419597"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства