Организация учащихся на исследование проблемной ситуации. 1. Б е с е д а «Человек – существо разумное». – В словаре С. И. Ожегова дается толкование слова «человек». Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. Человек – часть природы, его живого мира, относится к царству людей. Учитель предлагает рассмотреть на доске рисунки с изображением животных и людей. – Что общего у человека и животных? – В чем существенное отличие человека от животного? – Как разум помогает человеку устраивать свою жизнь? – Отличие человека от других объектов живой природы огромно. Человек – разумное существо. Среди животных тоже есть немало сообразительных (обезьяны, дельфины, собаки), но только человек обладает постоянным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир – современные города, заводы, фабрики, дороги. – Прочитайте текст на с. 10–11. – Назовите предметы, созданные человеком. – Где «помещается» разум человека? – Есть ли головной мозг у животного? – Головной мозг человека, в отличие от головного мозга животного, особенно развит. Благодаря головному мозгу в любую минуту, не выходя из комнаты, мы можем представить удивительные картины окружающего мира, звездное небо, густой туман, моросящий дождь. Учитель предлагает сесть удобно, расслабиться и послушать музыку. (Звучит спокойная музыка.) – Какие картины вы представляли, слушая музыку? – Какие чувства вы испытывали в это время? – О том, что происходит в душе человека во время общения с окружающим миром, рассказывает особая наука – психология (от греческих слов «психе» – душа, «логос» – наука). – Знания не даются человеку от рождения. В течение всей жизни он познает мир. Как же человек познает мир? Познание начинается с органов чувств. – Какие органы чувств вы знаете? – Отгадайте з а г а д к и: 1. Два братца через дорогу живут, А друг друга не видят. (Глаза.) 2. Есть всегда он у людей, Есть всегда у кораблей. (Нос.) 3. Один говорит, Двое глядят, Двое слушают. (Язык, глаза, уши.) – О каких органах чувств говорится в загадке? 2. О с о б е н н о с т и п о з н а н и я. И г р а «По ступенькам познания». Восприятие. Выходят два ученика. Первый закрывает глаза. Второй принимает любую позу. Первый открывает на мгновение глаза, запоминает позу. Второй ученик садится на место, а первый воспроизводит увиденное. – Восприятие – это первая ступень познания. Сохранить полученную информацию помогает память. Память – это вторая ступень познания. Благодаря памяти человек накапливает в своем мозгу знания. Когда говорят «вспомни», значит, надо достать нужное из памяти. П р о д о л ж е н и е и г р ы «Память». Один ученик поворачивается лицом к доске. Несколько учеников становятся в ряд. Первый ученик поворачивается и запоминает последовательность игроков. Затем – снова отворачивается, а игроки меняются местами. Задачи первого игрока – восстановить первоначальный порядок учеников. – Но человек не только запоминает сведения об окружающем мире. Он их обдумывает, сравнивает, устанавливает связи, делает выводы. Это называется мышлением. Мышление – третья ступень познания. С мышлением связана еще одна способность человека – представлять себе то, чего нет перед ним. Эта способность называется воображением – это четвертая ступень познания. Без воображения невозможно творчество. В ы п о л н е н и е з а д а н и я «Подумай» (учебник, с. 14.) |