Конспект урока окружающий мир в 1 классе на тему "Почему идёт дождь? Почему дует ветер?
Конспект урока окружающий мир в 1 классе на тему "Почему идёт дождь? Почему дует ветер?
Конспект урока окружающий мир в 1 классе
по теме «Почему идёт дождь, почему дует ветер?»
Цель: объяснить причины возникновения природных явлений.
Задачи:
Обучающие:
- расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре;
- объяснить причины возникновения природных явлений;
- формировать опыт исследовательской работы;
- формировать умения определять главную мысль текста; устанавливать связь между предложениями текста; учить составлять предложения на определённую тему.
Развивающие:
- раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека;
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат,
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок,
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий,
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире,
- установление причинно-следственных связей;
Ход урока
Повторение изученного.
- о чём говорили на прошлом уроке.
- Поработаем в парах. Перед вами лежат листочки соедините высказывания из первого столбика со словами из второго столбика. (см. приложение №1)
Солнце – это огромный, пылающий созвездие
Солнце – это ближайшая к Земле шар
Луна – это звезда
Луна движется вокруг спутник Земли
Скопление звёзд на небе Земли
Учитель задаёт дополнительные вопросы по теме
Изучение новой темы
- мы повторили, а теперь догадайтесь о чём мы будем говорить сегодня
-Отгадайте загадки
Шёл долговяз в сыру землю увяз.(дождь)
По полю рыщет
Поёт да свищет
Деревья ломает
К земле приклоняет (ветер)
- вспомните на какие вопросы мы ищем ответы в нашем новом разделе (Почему зачем)
- свяжите один из вопросов с полученными отгадками и вы узнаете о чём мы будем говорить на уроке.
- чтобы получить ответы на эти вопросы мы сегодня будем исследователями
- как вы думаете, почему идёт дождь?
- ответ на этот вопрос нам поможет найти опыт №1
- Что я делаю? (нагреваю воду)
- А что в природе нагревает воду? (солнце)
- Солнце - самый сильный источник тепла в природе.
- Что мы наблюдаем дальше? (начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим.
- Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом? (Ставлю предмет)
- Проверим, так ли это? (показываю)
- Почему образовались капельки?
-Чем выше, тем холоднее. А в природе маленькие капельки остывают, собираются вместе и образуют тучку.
- А что же произойдет дальше? (Когда капелек набирается много, туча становится тяжелой, капельки не могут удержаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.)
- А теперь вы проведёте опыт объединитесь в группы по 4 человека перед вами лежит вата , пинцет и блюдце с водой.
Опыт № 2
Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухнет от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем.
Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
Учитель поясняет детям все действия:
-Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.
-Туча, туча что несешь?
Отвечает туча…
Дождь!
- Вот так появляется дождь.
- По итогам наших проведённых опытов составьте текст в котором вы должны в правильной последовательности расставить предложения пронумеровав их од 1 до 6 (см. приложение №2)
1.Солнце это сильный источник тепла на Земле.
2. Под действием солнца с поверхности земли испаряется вода.
3.Вода превращается в пар.
4.Поднимаясь в небо пар, превращается в капельки воды.
5. Капли воды собираются в облака, а затем в тучи.
6. Из тучи идёт дождь.
- Сейчас я предлагаю вам стать весёлым дождиком.(хлопаем в ладоши)
- как называется такой дождь?( ливень)
- А ещё в природе бывает дождь с названием косохлёст, ситничек. Грибной, Почему их так назвали и определите где какой дождь.
Физминутка
Капля раз капля два
Очень медленно сперва
А потом а потом
Всё бегом бегом, бегом
Мы зонты свои раскроем
От дождя себя укроем.
3.Как вы думаете Почему дует ветер?
- Сейчас мы с вами сделаем ветер. Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете?
- А откуда он взялся?
- Мы заставили рукой двигаться воздух.
- но движение воздуха мы можем не только почувствовать, но и увидеть.
Опыт 4.
- Но прежде скажите, где воздух теплее: в классе или в коридоре?
Учитель приоткрывает дверь класса и опускает к порогу зажженную свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух. Затем учитель медленно поднимает свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит воздух.
- Ребята, давайте сделаем вывод о том, как движется воздух.
- Теплый воздух поднимается вверх, он легкий. А тяжелый, холодный воздух устремляется на его место.
- Что такое ветер ? (Ветер – это движущийся воздух.)
- Почему же он движется? (Земля в разных местах по - разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)
-Какой же бывает ветер? Для ответа выберите слова, с помощью которых можно описать ветер. Работа в парах (см. приложение №3)
Сильный сладкий
Зелёный тёплый
Холодный пёстрый
Сырой порывистый
Слабый широкий
- Ветер бывает разный. Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, раздувать паруса, гнуть и ломать деревья и многое другое. Посмотрим, какие ошибки допустил художник при изображении действия ветра. Для этого откройте тетрадь на стр. 37, найдите задание №3.
- Молодцы! Вы нашли все ошибки.
- Так почему же дует ветер?
4. Подведение итогов. Рефлексия.
- Вот подошёл к концу урок. А мы с вами поднялись ещё на одну ступеньку в познании окружающего мира.
- получили мы ответы на свои вопросы?
- Так почему идёт дождь и дует ветер?
- Ребята как вы думаете, есть ли что-то общее в образовании дождя и ветра? (солнце)
- всё в природе взаимосвязано.
- у вас лежат солнышки. Если вы поняли почему идёт дождь и дует ветер, то нарисуйте весёлое солнышко ,а если вы ещё не разобрались в этих процессах то грустное.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающий мир в 1 классе на тему "Почему идёт дождь? Почему дует ветер? »
Конспект урока окружающий мир в 1 классе
по теме «Почему идёт дождь, почему дует ветер?»
Цель: объяснить причины возникновения природных явлений.
Задачи:
Обучающие:
- расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре;
- объяснить причины возникновения природных явлений;
- формировать опыт исследовательской работы;
- формировать умения определять главную мысль текста; устанавливать связь между предложениями текста; учить составлять предложения на определённую тему.
Развивающие:
- раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека;
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат,
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок,
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий,
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире,
- установление причинно-следственных связей;
Ход урока
Повторение изученного.
- о чём говорили на прошлом уроке.
- Поработаем в парах. Перед вами лежат листочки соедините высказывания из первого столбика со словами из второго столбика. (см. приложение №1)
Солнце – это огромный, пылающий созвездие
Солнце – это ближайшая к Земле шар
Луна – это звезда
Луна движется вокруг спутник Земли
Скопление звёзд на небе Земли
Учитель задаёт дополнительные вопросы по теме
Изучение новой темы
- мы повторили, а теперь догадайтесь о чём мы будем говорить сегодня
-Отгадайте загадки
Шёл долговяз в сыру землю увяз.(дождь)
По полю рыщет
Поёт да свищет
Деревья ломает
К земле приклоняет (ветер)
- вспомните на какие вопросы мы ищем ответы в нашем новом разделе (Почему зачем)
- свяжите один из вопросов с полученными отгадками и вы узнаете о чём мы будем говорить на уроке.
- чтобы получить ответы на эти вопросы мы сегодня будем исследователями
- как вы думаете, почему идёт дождь?
- ответ на этот вопрос нам поможет найти опыт №1
- Что я делаю? (нагреваю воду)
- А что в природе нагревает воду? (солнце)
- Солнце - самый сильный источник тепла в природе.
- Что мы наблюдаем дальше? (начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим.
- Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом? (Ставлю предмет)
- Проверим, так ли это? (показываю)
- Почему образовались капельки?
-Чем выше, тем холоднее. А в природе маленькие капельки остывают, собираются вместе и образуют тучку.
- А что же произойдет дальше? (Когда капелек набирается много, туча становится тяжелой, капельки не могут удержаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.)
- А теперь вы проведёте опыт объединитесь в группы по 4 человека перед вами лежит вата , пинцет и блюдце с водой.
Опыт № 2
Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухнет от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем.
Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
Учитель поясняет детям все действия:
-Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.
-Туча, туча что несешь?
Отвечает туча…
Дождь!
- Вот так появляется дождь.
- По итогам наших проведённых опытов составьте текст в котором вы должны в правильной последовательности расставить предложения пронумеровав их од 1 до 6 (см. приложение №2)
1.Солнце это сильный источник тепла на Земле.
2. Под действием солнца с поверхности земли испаряется вода.
3.Вода превращается в пар.
4.Поднимаясь в небо пар, превращается в капельки воды.
5. Капли воды собираются в облака, а затем в тучи.
6. Из тучи идёт дождь.
- Сейчас я предлагаю вам стать весёлым дождиком.(хлопаем в ладоши)
- как называется такой дождь?( ливень)
- А ещё в природе бывает дождь с названием косохлёст, ситничек. Грибной, Почему их так назвали и определите где какой дождь.
Физминутка
Капля раз капля два
Очень медленно сперва
А потом а потом
Всё бегом бегом, бегом
Мы зонты свои раскроем
От дождя себя укроем.
3.Как вы думаете Почему дует ветер?
- Сейчас мы с вами сделаем ветер. Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете?
- А откуда он взялся?
- Мы заставили рукой двигаться воздух.
- но движение воздуха мы можем не только почувствовать, но и увидеть.
Опыт 4.
- Но прежде скажите, где воздух теплее: в классе или в коридоре?
Учитель приоткрывает дверь класса и опускает к порогу зажженную свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух. Затем учитель медленно поднимает свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит воздух.
- Ребята, давайте сделаем вывод о том, как движется воздух.
- Теплый воздух поднимается вверх, он легкий. А тяжелый, холодный воздух устремляется на его место.
- Что такое ветер ? (Ветер – это движущийся воздух.)
- Почему же он движется? (Земля в разных местах по - разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)
-Какой же бывает ветер? Для ответа выберите слова, с помощью которых можно описать ветер. Работа в парах (см. приложение №3)
Сильный сладкий
Зелёный тёплый
Холодный пёстрый
Сырой порывистый
Слабый широкий
- Ветер бывает разный. Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, раздувать паруса, гнуть и ломать деревья и многое другое. Посмотрим, какие ошибки допустил художник при изображении действия ветра. Для этого откройте тетрадь на стр. 37, найдите задание №3.
- Молодцы! Вы нашли все ошибки.
- Так почему же дует ветер?
4. Подведение итогов. Рефлексия.
- Вот подошёл к концу урок. А мы с вами поднялись ещё на одну ступеньку в познании окружающего мира.
- получили мы ответы на свои вопросы?
- Так почему идёт дождь и дует ветер?
- Ребята как вы думаете, есть ли что-то общее в образовании дождя и ветра? (солнце)
- всё в природе взаимосвязано.
- у вас лежат солнышки. Если вы поняли почему идёт дождь и дует ветер, то нарисуйте весёлое солнышко ,а если вы ещё не разобрались в этих процессах то грустное.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Солнце – это огромный, пылающий созвездие
Солнце – это ближайшая к Земле шар
Луна – это звезда
Луна движется вокруг спутник Земли
Скопление звёзд на небе Земли
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Капли воды собираются в облака, а затем в тучи.
Солнце это сильный источник тепла на Земле.
Вода превращается в пар.
Из тучи идёт дождь.
Под действием солнца с поверхности земли испаряется вода.
Поднимаясь в небо пар, превращается в капельки воды.