kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира для 4 класса по теме: "Зачем человек ест. Состав пищи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к уроку окружающего мира в 4 классе

по программе

 Л.В. Занкова

Учебник:  «Окружающий мир», 4 класс, автор Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

Количество часов в год – 68, в неделю – 2.

Место данного урока в теме.

Урок окружающего мира включён в тему: «Мир человека в новое время».Данный урок является уроком формирования новых знаний о человеке. Освоение нового материала проходило в блоке уроков, посвящённых изучению строения человеческого организма, здоровью человека.

Тема: «Зачем человек ест. Состав пищи»

Цель:  формирование умения выбирать продукты питания на основе их состава для конкретных жизненных ситуаций.
 

Задачи:

            сформировать представление о значении питания в жизни человека;

  • дать понятие о группах веществ: белки, жиры, углеводы, а так же о витаминах и их значении в жизни человека;
  • способствовать формированию и развитию познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.
  • Оборудование: мультимедийный компьютер с проектором, карточки с заданиями, учебник.

 

Содержание материала урока подобрано в соответствии с авторской концепцией, с учётом методических требований, возрастных  и индивидуальных особенностей обучающихся и классного коллектива, построен с учётом реализации основных принципов обучения: научности, доступности, сознательности и активности, прочности, соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям учеников, наглядности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, единства обучения и воспитания.

Мой урок является примером реализации проблемно – исследовательской технологии обучения, которая предполагает активную работу детей по получению новых знаний из различных информационных источников позволяет достичь открытия нового знания самими учащимися и осознанно освоить новые понятия.

  •  

Урок содержит следующие этапы работы.

Организация начала урока. Данный этап был посвящён созданию психологической атмосферы урока, введению учащихся в деловой ритм урока.

Мотивация учебной деятельности. Подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения на личностно-значимое.  Была разобрана конкретная ситуация с питанием детей в школьной столовой, с тем, как дети очень часто плохо кушают не только в школе, но и дома (что актуально и для нашего класса).

Выявление проблемы.  Воспроизведение знаний, умений жизненного опыта, необходимого для усвоения нового материала. Данный этап урока имел выход на проблемную ситуацию, которая включила учащихся в работу по формулировке  цели и задач урока. Учащиеся через выявление проблемы составили план своей деятельности на уроке.

Изучение нового материала. В течение всего данного этапа урока велась работа по формированию учебной самостоятельности обучающихся. Ответы на поставленные задачи дети находили самостоятельно в учебнике, заполняли схемы в парах, вели исследовательскую работу в группах. Им предоставлялась возможность выбора задания, в том числе домашнего. После каждого этапа работы дети возвращались к задачам урока и делали отметку о реализации данной учебной задачи. Групповые формы работы способствовали развитию коммуникативных навыков, умению общаться, выслушать товарища, высказывать свою точку зрения, распределять обязанности.

Информация о домашнем задании. Задание было предложено на выбор. Был дан инструктаж относительно его выполнения.

Первичная проверка усвоения знаний. Контроль и самоконтроль знаний. Учащимся был предложен блиц-опрос.

Подведение итогов урока. Рефлексия. Прошло установление соответствия между поставленными задачами урока и результатами, внесение корректив, анализа учебной деятельности. Поведена рефлексия в форме высказываний учащихся по предложенным началам фраз

Таким образом, учащиеся через выявление проблемы составили план своей деятельности на уроке и осуществляли исследование по нескольким критериям.

Урок проводился с использованием мультимедийной презентации. Учащимся были предоставлены для исследования упаковки продуктов питания.

На данном уроке прослеживается системно-деятельностный подход к обучению. Поставленные цели и задачи урока были достигнуты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира для 4 класса по теме: "Зачем человек ест. Состав пищи" »

Конспект урока.

Предмет: «Окружающий мир», (система Занкова) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. 
Тема: «Зачем человек ест. Состав пищи». (Тема рассчитана на 2 часа)

Цель: формирование умения выбирать продукты питания на основе их состава для конкретных жизненных ситуаций.
Задачи:
1. Сформировать представление о значении питания в жизни человека;
2. Дать понятие о группах питательных веществ: белки, жиры, углеводы, а так же о витаминах и их значении в жизни человека;
3. Формировать умение правильно питаться;
4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
5. Способствовать формированию и развитию познавательных , регулятивных, коммуникативных и личностных УУД.
Оборудование:
компьютер с мультимедийным проектором, карточки с заданиями, учебник.


Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока





1 слайд

Девочка не ест


2 слайд

В столовой


Мотивация

учебной

дея-ти

3 слайд




Формулиров-ка темы урока

Целеполага

ние









Постановка проблемных

вопросов

4 слайд

Вопросы














5 слайд

Задачи








Изучение нового

мат-ла



Работа с

информацией

в учебнике


Сост.

кластер








































6 слайд

Потребности человека

Б Ж У





































7 слайд


Классификац-

ия продуктов питания с

опорой на предыдущ.

опыт
















Цель исследования































8 слайд

Белки

9 слайд

Жиры

10 слайд

Углеводы











Работа с интернетом




















11слайд

Пирамиды






































12 слайд

Таблица


Слайд с тарелкой.


Опора на визуальный


ряд

13 слайд

Диаграммы



























13 слайд
Витамины

Информация

о

домашнем

задании

Первичная

проверка

усвоения

знаний

14-15 слайд

Синквейн.


Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: «Добрый день! Доброе утро! Доброго здоровья!»

Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости и здоровья.


Посмотрите на экран. Что вы можете сказать, глядя на эти фотографии? Знакома ли вам эта ситуация?

Учитель: А знакома ли вам эта ситуация?


Учитель:

Как вы думаете, какую важную тему, мы будем обсуждать сегодня на уроке?

В чём суть проблемы по этой теме?

Учитель: Верно. Мы будем обсуждать вопросы питания. Этому мы посвятим 2 урока окружающего мира.


Учитель: Сформулируйте тему урока.

Поставьте цель на урок.



Учитель: Что бы вы хотели узнать на этих уроках?

Возьмите карточки и запищите на них по 2 вопроса, на которые хотели бы на уроках получить ответ. Вопросы должны начинаться с вопросительных слов:


















Учитель: Я предлагаю спланировать свою работу так, чтоб получить ответы на поставленные сегодня вопросы.

(Ранжируем их. В результате получаем 4 задачи).

Прочитайте их. Проверьте. Согласны ли вы со мной?



Учитель: Итак, человек – часть живой природы. Как каждый живой организм он рождается, дышит, растёт, питается. Зачем же все живые организмы питаются? Где вы можете найти ответ на этот вопрос.

Давайте обратимся с этим вопросом к нашему учебнику. Стр.81.


Учитель: На какой вопрос вы уже нашли ответ?

Учитель: Поставим звёздочку.

Учитель: Выясните потребности человека, которые ему необходимо удовлетворить приёмом пищи. Начните заполнять схему, пользуясь статьёй в учебнике. Внесите в схему название органических веществ и роль которую они играют.

Можно работать самостоятельно, а можно и объединиться в пары.































Проверка





















Учитель: Какой сделаете вывод?


С составом этих веществ вы познакомитесь в старших классах, но уже сейчас важно знать, какую роль они играют в сохранении и укреплении здоровья. Почему?



Учитель: А как узнать, в каких продуктах содержатся эти полезные для нас вещества?


Учитель: Переходим к третьему вопросу.


Я сегодня для   вас приготовила продуктовую корзину. (Учитель достаёт корзину, выкладывает на демонстрационный стол продукты питания, называя их.)

Учитель: Какой продукт из них лишний?

Учитель: На какие две группы можно разделить эти продукты?  Посоветуйтесь, разделите.



У. Давайте проверим.  Докажите своё мнение.

У. Как вам кажется, какая группа важнее?

У.  Для того, чтобы ответить на этот вопрос, что нужно знать?

Учитель: Как это можно узнать?

Учитель: Да, проведём исследование состава продуктов по их этикеткам.














































Учитель: Какую выполнили задачу?

Учитель:

Я предлагаю вам составить меню себе на день.

Что такое меню?




Учитель: А где получить эти нормы?


Как вы думаете, сколько нужно человеку съесть белков, жиров, углеводов в сутки, чтобы пополнить запасы организма и не заболеть. Чем больше, тем лучше или нет.

Как вы думаете?

Учитель: А как вы думаете, это нормы одинаковые для всех людей или нет.


Отчего это зависит? Вспомним, для чего нам нужны белки? Жиры? Углеводы?




Учитель: существуют определённые суточные нормы потребления Б Ж У.















































Учитель: Сделайте вывод.



Учитель: Вернёмся к нашей схеме.

Как вы думаете. Какую особую группу органических веществ мы ещё не отметили?


Учитель: Впишите слово витамины, найдите материал в учебнике, для чего нам служат витамины и пополните схему.
























Учитель: изучение значения и разнообразия витаминов и минералов – будет темой нашего следующего урока.





Учитель: А сейчас проверим, как вы усвоили материал на уроке. Я предлагаю выполнить

- синквейн.



Учитель: Вернёмся к задачам, которые вы поставили перед собой на урок. Все ли удалось решить. Где встретились затруднения?

Подведём итоги урока. Оцените свой вклад в достижение проставленных целей, свою активность, эффективность работы в группе. ( Начало фразы дано на экране)


Учитель: Что важного для себя вы подчерпнули сегодня на уроке?









Дети: Да, дети плохо едят.

Дети: Это мы в школьной столовой.



Дети: Вопросы питания.







Зачем человек ест. Состав пищи.









Зачем…?

Отчего…?

Почему…?

Что будет, если…?

Дети:

- Зачем человек ест?

- Отчего человек полнеет?

- Почему одни продукты есть полезно, а другие нет?

- Что будет если питаться одними фруктами? И т.д.

Итак, в процессе уроков мы попробуем ответить на вопросы:  

  • Узнать, зачем человек питается.

  • Выяснить, какие питательные вещества необходимы человеку для жизни.

  • Исследовать состав продуктов питания.

  • Узнать, как необходимо питаться, чтоб сохранить здоровье.









Дети находят материал в учебнике: Питание – обязательный признак живых организмов. Пища им требуется регулярно, так как она является основным источником энергии, необходимой для жизнедеятельности.


Дети: Мы решили первую задачу

Переходим к решению второй задачи.


РАБОТА В ПАРАХ


Потребности человека для жизни жизнедеятельности



Органические вещества

Минералы








































Потребности человека для жизни жизнедеятельности




Органические вещества

Минералы




Соль



Углеводы

Жиры

Белки



Строй

материалы для клеток

Топливо для клеток



Продовольственные и топливные запасы на «Чёрный день»














Вывод: Мы решили вторую задачу.





Дети: От правильного их употребления зависит наше здоровье.



Дети: Исследуем состав продуктов питания.



Дети называют.  Хлеб, рисовая крупа, гречневая крупа, мясо, яйцо, рыба, сливочное масло, растительное масло, орехи, семечки, сыр, финики, смесь овощей, соль.  





Дети: Соль – минеральное вещество, которое добывают  в недрах, очень важное для организма человека. 

Д.  На группу продуктов  растительного происхождения и  группу продуктов животного происхождения.

(Учитель вызывает к доске двух учеников, сидящих за одной партой).

(Дети высказывают гипотезы)

Д.  Нужно знать  из чего состоят продукты, есть ли в них белки, жиры, углеводы и в каких количествах.  

Дети: По этикетке.

Определим цель нашего исследования.

ЦЕЛЬ: ВЫЯСНИТЬ, В КАКИХ ПРОДУКТАХ РАСТИТЕЛЬНОГО ИЛИ ЖИВОТНОГО ПРИСХОЖДЕНИЯ СОДЕРЖАТСЯ БЕЛКИ, ЖИРЫ И УГЛЕВОДЫ, И ГДЕ ИХ БОЛЬШЕ.

РАБОТА В 5 ГРУППАХ ПО 5 ЧЕЛОВЕК. (продукты разные)

Заполнение таблицы.


Задание 3: Рассмотрите этикетки на продуктовых упаковках и внесите в таблицу необходимые данные. ( на 100 г продукта)


Название продукта питания

Количество

белков

Количество

жиров

Количество

углеводов

Пища растительного

происхождения











Пища животного

происхождения













Задание № 2: сделайте выводы о том, в каких продуктах растительного или животного происхождения содержится больше

БЕЛКОВ___________________________________________________,

ЖИРОВ____________________________________________________,

УГЛЕВОДОВ_______________________________________________.


Вывод:

БЕЛКОВ пища животного происхождения,

ЖИРОВ пища растительного и животного происхождения,

УГЛЕВОДОВ растительная пища.



Дети: Мы выполнили третью задачу и переходим к решению 4 вопроса.

  • Узнать, как необходимо питаться, чтоб сохранить здоровье.



Дети: перечень блюд.

Но мы пока не готовы составить меню.

Наверно, существуют определённые нормы употребления органических веществ, а мы их не знаем.

Дети: в интернете, в справочниках и т.д.










Дети: Раз белок – это материал строительный материал для клеток, значит, он очень нужен растущему организму. Особенно детям.

Тем, кто занимается спортом, нужно больше есть углеводов и жиров.



В разном возрасте
организму требуется разное количество питательных веществ.







ЖИРЫ



ЖИРЫ




БЕЛКИ



Белки





УГЛЕВОДЫ

УГЛЕВОДЫ










Продолжи фразу:

Потребности детского организма (7-10 лет)

Белки

77граммов

Жиры

79 граммов (59 – животного

20 г – растительного)

Углеводы

300 граммов

Чтобы полноценно питаться, необходимо _________________________________

(разнообразить меню)

Дети: Мы заметили, что не заполнили её до конца.


Дети: витамины.


Потребности человека для жизнедеятельности




Органические вещества

Минералы




Витамины

Углеводы

Жиры

Белки



Строй

материалы для клеток

Топливо для клеток



Регулируют процесс усвоения. Б Ж У, делают организм устойчивым к заболеваниям

Продовольственные и топливные запасы на «Чёрный день»

















Домашнее задание.

  1. Подготовить сообщение об одном из витаминов.

  2. Составить меню на день с учётом новых знаний

  3. Проанализировать меню из школьной столовой с учётом содержания в нём белков, жиров, углеводов.







  1. Написать по теме урока 1 существительное. ( питание)

  2. Написать 2 прилагательных. (разнообразное, правильное)

  3. Написать 3 глагола (питаться, сохранять, выбирать)

  4. Предложение. (Важно соотношение белков, жиров, углеводов в пище)

  5. Лозунг. (Будь здоров!)


Высказывания детей.


  • Сегодня я узнал….

  • Было интересно….

  • Я понял, что….

  • Я приобрёл…..

  • Я смог…..

  • У меня получилось…..

  • Я попытался….

  • Меня удивило….

  • Урок дал мне для жизни….











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира для 4 класса по теме: "Зачем человек ест. Состав пищи"

Автор: Головина Светлана Евгеньевна

Дата: 30.08.2015

Номер свидетельства: 227750

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Конспект урока окружающий мир "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir"
    ["file_id"] => string(6) "113567"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410468317"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока по биологии на тему: «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания», 8 класс."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_biologhii_na_tiemu_znachieniie_dykhaniia_stroieniie_i_funktsi"
    ["file_id"] => string(6) "417229"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495317477"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока химии "Кислород. Горение и окисление" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-khimii-kislorod-gorieniie-i-okislieniie"
    ["file_id"] => string(6) "109849"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405102187"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Тема: «Психолого-педагогические предпосылки   создания   благополучной   семьи». "
    ["seo_title"] => string(84) "tiema-psikhologho-piedaghoghichieskiie-priedposylki-sozdaniia-blaghopoluchnoi-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "139570"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417757669"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Методическая разработка урока "Необходимость и достаточность или химия Жизни". "СОЛИ". "
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-nieobkhodimost-i-dostatochnost-ili-khimiia-zhizni-soli"
    ["file_id"] => string(6) "193093"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427563221"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства