1. Работа в «Букваре». – Давайте откроем «Букварь» на с. 104. – Как вы думаете, почему наши схемы-«человечки» букв е и ё взялись за руки? (Это буквы, которые могут обозначать два звука.) Дорисовывание схем. У букв Е и Ё один башмачок наполовину красный, наполовину зелёный, а другой красный; шляпки нет. 2. Работа в прописи. – Чем отличаются на письме буквы е и ё? 1) Запись букв е и ё. Используем два цвета. 2) Чтение и запись слогов с ё. – Прочитайте слоги с буквой ё. (ёл, ём, ёс, ён...) – Какие звуки обозначает буква ё в этих слогах? (Два: [й’о].) Графически отмечаем точками под буквой: зелёная и красная точки. Обведение образца. 3) Чтение слогов: лё, мё, сё, нё... – Назовите звуки в этих слогах. ([л’ о], [м’ о]...) – Назовите слова, в которых есть такие слоги – сё, тё, рё. Запись слогов по образцу. Графически отмечаем согласный и гласный звуки в слогах. 4) Чтение и обведение слов по образцу. Постановка ударения, подчёркивание букв ударных и безударных гласных. 5) Самостоятельная запись слогов Ве, Вё. Составление и запись слогов по рисунку: си, ис, ны, ын и т.д. (с. 27). – Запись слов из букв, которые написаны на шариках ёжика: сын, мак, нитка, том, ком, сом, ласты, лиса, лоси, мина... 3. Физкультминутка. (Танец маленьких утят ) 4. Работа в «Букваре» (с. 104). 1) Продолжение наблюдения над словами с буквой ё. Чтение парами слогов и слов с буквой ё. – Прочитайте первый слог. – Теперь ниже слово, которое начинается с этого слога (ёл – ёлка) и т.д. 2) – Найдите однокоренные слова, выделите корень. Прочитайте. (Ёрш – ёршик.) – Какую часть слова можно ещё выделить в слове ёршик? (Суффикс -ик-.) 3) – Прочитайте в 1-м столбике слова парами. – Сравните первые звуки. (Нос – нёс [н] – [н’].) – Какие гласные слышим после этих согласных? ([о].) – Почему разные буквы гласных в этих словах? (Буква ё обозначает звук [о] после согласных и показывает, что этот согласный мягкий. Буква О обозначает звук [о] и показывает, что согласный звук перед ней твёрдый.) 4) Лексическая работа. –– Что такое соло? (Главная музыкальная партия в оркестре или исполнение музыки одним лицом с аккомпанементом или без аккомпанемента.) – Прочитайте следующий столбик про себя. Поставьте знак ударения. – На что обратили внимание? (Звук, обозначенный буквой ё, всегда ударный.) – Поэтому знак ударения над словом, где есть буква ё, никогда не ставят. – Сейчас я вам расскажу сказку «Почему звук, обозначенный буквой ё, всегда ударный». Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему звук, обозначенный буквой Ё, всегда ударный. 5) – Прочитайте про себя слова следующего столбика. – В каких словах одинаковое количество слогов, букв, звуков? (Вёсла, дрёма.) – Что такое дрёма? (Полусон.) – В какую группу можно объединить другие два слова? (Имена мальчиков.) – Как пишутся имена людей? – Подчеркните заглавную букву. 6) Чтение однокоренных слов. (Шёл, пошёл…) Работа над лексическим значением слов. Звуко-буквенный анализ слова шёл. 7) – Что мы сейчас делали? (Читали слова. Наблюдали над их лексическим значением.) – Что нового для себя открыли? 5. Работа в прописи (с. 26). 1) Чтение и анализ, запись слов в столбиках. Обозначение зелёной точкой мягкости согласных перед буквой ё. 2)Выборочное списывание: только слова с буквой ё. 6. Физминутка для глаз. 7. Работа в «Букваре». Чтение слов и предложений (с. 104). 1) Чтение однокоренных слов, выделение корня, постановка ударения, определение ударных и безударных гласных в корне (по аналогии с работой на предыдущем уроке): дети, детки, детские, детёныши. (Корень -дет-.) 2) – Прочитайте слова, обозначающие детёнышей животных. – Что придаёт этим словам уменьшительно-ласкательное значение? (Суффикс -ёнок-.) 3) Рассматривание картинок и прочитывание подписей к ним. – Прочитайте подписи под картинками. – Где изображено взрослое животное, а где детёныш? – Как меняет суффикс -ёнок- смысл слова? – Назовите других детёнышей с суффиксом -ёнок-. (Тигрёнок, львёнок, кенгурёнок...) 4) Чтение предложений. (Работа со скороговорками) – Прочитайте первое предложение. – Что значит проворонила? (Не заметила, как он исчез.) – Подчеркните буквы, которые много раз повторяются. – Это скороговорки. Повторяя их, можно научиться правильно произносить звуки. Их даже рекомендуют взрослым артистам, потому что скороговорки развивают органы речи. – А что интересного в словах этой скороговорки? (Все слова однокоренные.) – Прочитайте первую скороговорку быстрее, старайтесь не ошибаться, думайте о смысле. – Теперь ещё быстрее. Аналогично проводится работа с остальными скороговорками. 5) Самостоятельная работа в парах. – Выберите скороговорку, которую хотелось бы произнести перед всем классом. Прочитайте её медленно несколько раз, проанализируйте её, запомните, проговорите несколько раз медленно, затем быстрее и быстрее. Расскажите друг другу в парах. – Кто хочет выступить перед классом? Проговаривание скороговорок. – Что мы сейчас делали? (Читали слова и предложения.) – Какие знания повторили? 7. Работа в прописи (с. 27). Запись слов по заданию учителя (списывание с заданием). Проверка. 2) Запись слов под диктовку с комментированием: испёк, стёр, лёд, клён, плёл, пёс, плётка. Взаимопроверка. – В кружке справа оцените свою работу: «выполнено хорошо» заштрихуйте зелёным цветом весь кружок, «выполнено с недочётами» – сегодня заштрихуйте кружок тоже зелёным, но не весь, а оставьте небольшую часть не закрашенной, чтобы в следующий раз, выполнив всё правильно, закрасить целиком |