Вычленение звука [а]. Работа с материалом учебника на стр 13 . – В левом верхнем углу страницы учебника нарисован смешной человечек, который просит вас произнести звук [а]. Обратите внимание на форму открытого рта, на то, что звук [а] можно пропеть и ветерок (воздух), выходящий при этом изо рта, незаметен. Это можно проверить с помощью листа бумаги, поднесенного ко рту. – Сравните произношение звуков [а] и [у]; [а] и [п]. -Что мы можем сказать о звуке [а]?Какой он? (гласный) Воздух свободно идёт через рот, Нет препятствий разных, Голос участвует, голос зовёт, Звук получается гласный. – Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что нарисовано на первой картинке? (Арфа). Словарная работа. – Объясните, что обозначает слово «арфа»? (Арфа – щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами.) -Какие ещё вы знаете музыкальные инструменты? – Произнесите слово «арфа» медленно, интонируя каждый звук и соотнося их последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (А…р…ф...а...) – Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного звука [а]. Гласный звук [а] обозначен кружком. – На каком месте в слове находится звук [а]. – Что нарисовано на второй картинке?(астра) - Что вы можете рассказать про этот цветок? (Астра – травянистое декоративное растение с крупными цветками различной окраски, обычно без запаха. В переводе с греческого «астра» означает «звезда». Присмотритесь повнимательнее к цветку. Действительно, его лепестки похожи на лучики звезды. По старинной легенде, астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Согласно народному поверью, если ночью притаиться в цветнике из астр и прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешептывание – это астры разговаривают со своими сестрами-звездами). – Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного звука [а].На каком месте в слове находится звук [а]. - Кто изображён на третьей картинке? (аист) (Аист – крупная длинноногая птица с длинным прямым клювом. Согласно народному поверью, аист приносит в дом мир и счастье). - На каком месте в слове аист находится звук [а]. – Отгадайте загадку: Под водой живет народ, Ходит задом наперед. (Рак.) - Что вы знаете о этом животном? Рак – покрытое панцирем пресноводное или морское животное с клешнями и брюшком. – Объясните выражение: «Я покажу тебе, где раки зимуют». (Очень серьезно накажу.) -На каком месте в слове рак находится звук [а]? - Что изображено на следующей картинке? Что такое кран? (Кран – трубка с затворками, служащая для выпуска жидкости из трубопровода). –Русский язык очень красив и богат. Есть слова- предметы, слова-признаки, слова-действия, а есть многозначные слова. У таких слов много значений. Какое еще значение имеет слово «кран»? (Кран – сооружение, механизм для подъема и перемещения грузов). Произнесите слово кран с выделением (пропеванием) только гласного звука [а].На каком месте в слове находится звук [а]. – Отгадайте загадку: Хитрая плутовка, Пушистый хвост-краса, Рыжая головка, Кто это?… (Лиса.) - Что вы знаете о этом животном? (Лиса – хищное млекопитающее, родственное собаке, с острой мордой и длинным пушистым хвостом). – Назовите сказки, в которых лиса является главным героем. («Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Колобок» и др.) Произнесите слово лиса с выделением (пропеванием) только гласного звука [а].На каком месте в слове находится звук [а]. - С каким же звуком мы познакомились на уроке? Звук [а] обозначается буквой А. -На что похожа буква А? Вот два столба наискосок, А между ними - поясок! Ты букву эту знаешь? А? Перед тобою буква А. - Найдите, где домик буквы А в нашей классной азбуке. - Рассмотрите печатные буквы. Сколько вы видите печатных букв? - Почему букв две? - Для чего нужны заглавные буквы? Строчные? - С большой буквы пишутся имена, отчества, фамилии, названия городов, рек, озёр, деревень и др. Об этом мы ещё будем говорить на уроках. - Где всегда пишутся заглавные буквы в слове? (В начале слова.) - Можно ли их "встретить" в середине или в конце слов? Почему? Работа в парах. Давайте найдём букву А среди других букв и обведём её. Букву А За первой партой Посадили перед картой, А на карте вся земля - Реки, горы и поля. И спросили, кем она Стать мечтает, буква А? - Я хочу быть агрономом, Архитектором, артистом И еще… аквалангистом!.. - Сколько вы нашли букв «А,а» в этом стихотворении, посчитайте? - Придумайте слова, в которых звук [а] в начале слова. - Придумайте слова, в которых звук [а] стоит в конце слова. 4. Место в «Ленте букв». - Ребята посмотрите перед вами домик? Как вы думаете, кто живёт в этом домике?(буквы) - Этот домик называется «лента букв». В нём два этажа. - Найдите на «ленте букв» где живёт буква А? На каком этаже она живёт? Какого цвета её квартира? Сколько квартир в этом домике красного цвета? Это какие буквы? - Как можно охарактеризовать звук [а] по «ленте букв». 5.Игра «Кто больше запомнит слов со звуком [а]». Август. Алые астры. Аромат акаций. – Ах, алыча! Ай, айва! Арба абрикосов! Амбары астраханских арбузов. Африканские ананасы! – Антоновка! Анисовка! Апорт! Аппетитный август. (Л. Яхнин) |