|  Вычленение звука [а]. Работа с материалом учебника на стр 13 .  – В левом верхнем углу страницы учебника нарисован смешной человечек, который просит вас произнести звук [а]. Обратите внимание на форму открытого рта, на то, что звук [а] можно пропеть и ветерок (воздух), выходящий при этом изо рта, незаметен.    Это можно проверить с помощью листа бумаги, поднесенного ко рту.  – Сравните произношение звуков [а] и [у]; [а] и [п].  -Что мы можем сказать о звуке [а]?Какой он? (гласный)  
  Воздух свободно идёт через рот,  Нет препятствий разных,  Голос участвует, голос зовёт,  Звук получается гласный.  – Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что нарисовано на первой картинке? (Арфа).  Словарная работа.  – Объясните, что обозначает слово «арфа»?  (Арфа – щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами.) -Какие ещё вы знаете музыкальные инструменты?  – Произнесите слово «арфа» медленно, интонируя каждый звук и соотнося их последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (А…р…ф...а...)  – Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного звука [а].  Гласный звук [а] обозначен кружком.  – На каком месте в слове находится звук [а]. – Что нарисовано на второй картинке?(астра)  - Что вы можете рассказать про этот цветок?  (Астра – травянистое декоративное растение с крупными цветками различной окраски, обычно без запаха. В переводе с греческого «астра» означает «звезда». Присмотритесь повнимательнее к цветку. Действительно, его лепестки похожи на лучики звезды. По старинной легенде, астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Согласно народному поверью, если ночью притаиться в цветнике из астр и прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешептывание – это астры разговаривают со своими сестрами-звездами).  – Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного звука [а].На каком месте в слове находится звук [а].    - Кто изображён на третьей картинке? (аист)    (Аист – крупная длинноногая птица с длинным прямым клювом. Согласно народному поверью, аист приносит в дом мир и счастье).  - На каком месте в слове аист находится звук [а].    – Отгадайте загадку: Под водой живет народ,  Ходит задом наперед.  (Рак.)  - Что вы знаете о этом животном?  Рак – покрытое панцирем пресноводное или морское животное с клешнями и брюшком.  – Объясните выражение: «Я покажу тебе, где раки зимуют». (Очень серьезно накажу.)  -На каком месте в слове рак находится звук [а]?    - Что изображено на следующей картинке? Что такое кран? (Кран – трубка с затворками, служащая для выпуска жидкости из трубопровода).  –Русский язык очень красив и богат. Есть слова- предметы, слова-признаки, слова-действия, а есть многозначные слова. У таких слов много значений. Какое еще значение имеет слово «кран»? (Кран – сооружение, механизм для подъема и перемещения грузов).  Произнесите слово кран с выделением (пропеванием) только гласного звука [а].На каком месте в слове находится звук [а].  – Отгадайте загадку: Хитрая плутовка, Пушистый хвост-краса,  Рыжая головка, Кто это?… (Лиса.)  - Что вы знаете о этом животном? (Лиса – хищное млекопитающее, родственное собаке, с острой мордой и длинным пушистым хвостом).  – Назовите сказки, в которых лиса является главным героем. («Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Колобок» и др.)  Произнесите слово лиса с выделением (пропеванием) только гласного звука [а].На каком месте в слове находится звук [а].    - С каким же звуком мы познакомились на уроке?  Звук [а] обозначается буквой А.    -На что похожа буква А? Вот два столба наискосок, А между ними - поясок! Ты букву эту знаешь? А? Перед тобою буква А.  - Найдите, где домик буквы А в нашей классной азбуке.  - Рассмотрите печатные буквы. Сколько вы видите печатных букв? - Почему букв две? - Для чего нужны заглавные буквы? Строчные?  - С большой буквы пишутся имена, отчества, фамилии, названия городов, рек, озёр, деревень и др. Об этом мы ещё будем говорить на уроках.  - Где всегда пишутся заглавные буквы в слове? (В начале слова.)  - Можно ли их "встретить" в середине или в конце слов? Почему?  Работа в парах.  Давайте найдём букву А среди других букв и обведём её.  Букву А  За первой партой  Посадили перед картой,  А на карте вся земля -  Реки, горы и поля.  И спросили, кем она  Стать мечтает, буква А?  - Я хочу быть агрономом,  Архитектором, артистом  И еще… аквалангистом!..  
  - Сколько вы нашли букв «А,а» в этом стихотворении, посчитайте?  - Придумайте слова, в которых звук [а] в начале слова.  - Придумайте слова, в которых звук [а] стоит в конце слова.  4. Место в «Ленте букв».  - Ребята посмотрите перед вами домик? Как вы думаете, кто живёт в этом домике?(буквы)  - Этот домик называется «лента букв». В нём два этажа.  - Найдите на «ленте букв» где живёт буква А? На каком этаже она живёт? Какого цвета её квартира? Сколько квартир в этом домике красного цвета? Это какие буквы?  - Как можно охарактеризовать звук [а] по «ленте букв».  5.Игра «Кто больше запомнит слов со звуком [а]».  Август. Алые астры. Аромат акаций.  – Ах, алыча! Ай, айва!  Арба абрикосов! Амбары астраханских арбузов. Африканские ананасы!  – Антоновка! Анисовка! Апорт!  Аппетитный август. (Л. Яхнин)  
 |