Урок обучения грамоте
Тип урока: открытие новых знаний.Тема: Звук [ж]. Буквы Ж ж.
Продолжительность учебного занятия: 35 минут.
Класс: 1А
Технологии: информационно-коммуникативные, объектно-ориентированные, игровые, здоровьесберегающие, развивающие.
Аннотация:
В учебной программе – это 41 урок букварного (основного) периода.
При проведении урока использовала элементы следующих технологий:
- формирование навыков звукобуквенного анализа слова шло с применением личностно-ориентированного подхода;
- игровые технологии на этапе закрепления при проведении творческой работы;
- здоровъесберегающие – в ходе урока провела две физкультминутки;
- информационно-коммуникативные способствовали продемонстрировать наглядный материал с помощью презентации, сэкономить время;
- упражнения содержали компоненты развивающего обучения, способствовали развитию внимания, памяти, воображения, речи, мыслительных операций.
При подведении итогов урока дети самостоятельно сделали вывод, оценили свою работу.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная, парная, индивидуальная.
Для достижения своих целей использовала следующие методы и приемы:
- метод стимулирования и мотивации учащихся: создание ситуации успеха, поощрение;
- метод передачи информации с помощью практической деятельности: практическая работа, работа с книгой, использование дидактического материала;
- познавательный: частично-поисковый метод, самостоятельная работа;
- метод контроля и самоконтроля.
Старалась создать оптимальные условия:
- морально-психологический климат;
- санитарно-гигиенические условия (проведение физкультминутки)
Дифференцированный подход обеспечен в процессе самостоятельной работы.
Считаю, что в ходе урока были достигнуты его цели, благодаря правильно организованной учебной деятельности учащихся, способствующей продуктивному взаимодействию. Мотивация учащихся и обстановка сотрудничества на уроке дали положительный результат. Ребята освоили учебный материал. Структура урока
I этап – организационный момент, настрой на работу, использовала метод слухового восприятия, создание ситуации успеха.
II этап – мобилизующий, переходящий в формирование темы и целей урока.
III этап – изучение нового материала.
IV этап – закрепление изученного, упражнение в чтении.
Тема: Звук [ж]. Буквы Ж ж.
Цель урока. Познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквой Жж.
Задачи:
- Обучающие: создать условия для ознакомления с новым звуком [ж] и буквой, которую он обозначает; рассмотреть особенности нового звука.
- Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха, познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развития речи.
- Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, учебник «Русская азбука» для 1класса В.Г. Горецкого, Москва. «Просвещение», 2007, раздаточный материал (схемы слова), квадраты для составления звуковых схем слов трех цветов: красного, синего и зеленого; для этапа рефлексии – солнышко и облачко. Карточки со словами для творческой работы: пучок, лук, пир, билет, мало.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Главное здесь не лениться,
Наши гости посмотрят сейчас,
Как ребята умеют трудиться.
II. Мобилизующий, переходящий в формирование темы и целей урока.
Учитель: Сегодня на уроке чтения мы изучаем новый материал. Хочу, чтобы тему урока вы сформулировали самостоятельно. Для этого выполним следующие упражнения.
Cлайд №1Учитель: Назовите предметы, изображённые на картинках в указанном порядке.
Дети: Жираф, жук, журавль, журнал, жеребёнок, жаба.
Учитель: Какой предмет лишний и почему?
Дети: Журнал. Отвечает на вопрос что?, остальные – на вопрос кто?, т.к. животные.
Словарная работа. (Обогащение словарного запаса)
(Жаба – сходное с лягушкой земноводное животное с бородавчатой кожей.)
Учитель: Постарайтесь запомнить предметы в указанном порядке. - А сейчас закройте глаза («переставляю» картинки).
Слайд №2
Учитель: Откройте глаза. Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось.
Дети: Жаба и жираф поменялись местами.
Учитель: Теперь найдите в словах, обозначающих названия данных предметов, одинаковый звук и сформулируйте тему нашего урока.
Дети: Тема нашего урока: «Звук [ж]»
Слайд №3
Учитель: Рассмотрите изображение букв на слайде, выделите две из них, которые мы с вами не изучали.
Дети: Мы не изучали буквы Ж ж.
Учитель: А теперь сформулируйте тему урока полностью.
Дети: Звук [ж]. Буквы Ж ж .
Слайд №4.
Учитель: Учитывая тему урока, поставьте перед собой цель нашей работы, пользуясь опорными словами.
Слайд № 5
Дети:
- Познакомиться с новым звуком и с новой буквой.
- Учиться читать: слоги, слова и предложения.
Учитель: Итак, цели урока поставлены, значит можно двигаться дальше.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Работать сегодня будет намного интереснее, если мы пригласим на урок необычного гостя. Для этого вернёмся к картинкам.
Слайд №2
Учитель: Найдите среди картинок такую, в названии предмета которой три звука, а наш новый звук занимает первое место.
Дети: Это жук.
(Показываю игрушку жука)
1) Работа со звуком
Учитель: Произнесите первый звук и подумайте, гласный он или согласный. Ответ обоснуйте.
Дети: Это звук согласный, т.к. выдыхаемый воздух при произношении встречает препятствия.
Учитель: Закройте уши, произнесите звук ещё раз и подумайте, звонкий он или глухой.
Ответ обоснуйте.
Дети: Это звук звонкий, т.к. при произношении участвует голос.
Физкультминутка.
Учитель: Я назову слова. Если в слове есть звук [ж], хлопайте в ладоши, если нет
кланяйтесь.
Учитель: творожок, молоко, пирожок, шишка, ёжик, снежок, камыши, лыжи, кружок, муха, лужа.
2) Продолжение работы со звуком
Учитель: На ваших партах лежат квадраты трех цветов.
На счет «три» выберите и покажите квадрат нужного цвета для обозначения звука.
Один, два, три!
(Дети показывают квадраты.)
(Рассматриваем все варианты, если дети подняли красный, зеленый или синий квадраты. Дети объясняют свое решение)
Учитель: Скажите, твёрдый звук [ж] или мягкий?
Дети: Звук [ж] – твёрдый.
Слайд №6
Учитель: Дайте характеристику новому звуку по схеме, учитывая результаты нашей работы.
Вывод:
Дети: Звук [ж] – согласный, звонкий, всегда твёрдый)
Учитель: Нашему гостю - жуку тоже захотелось включиться в работу. Он даже сочинил стихотворение про себя.
Слайд № 7
Учитель: Кому доверим прочитать?
(Дети читают стихотворение.)
Учитель: Давайте и мы порадуем жука и сделаем звуко - буквенный анализ его слова.
3) Практическая работа.
(На партах лежат схемы)
Дети выделяют каждый звук в слове, обозначают цветными карандашами.
4) Взаимопроверка. (Работа в парах)
5) Самоконтроль.
Слайд № 8
Учитель: Проверьте правильность выполненной практической работы.
6) Работа с буквой
Учитель: Ребята, покажите в алфавите, какой буквой мы будем обозначать новый звук в словах?
Дети показывают местонахождение буквы в алфавите. Обсуждают, на что похожа.
Дети говорят, что похожа на снежинку, на жука.
Слайд № 9.
Учитель: Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака и постарайтесь запомнить.
Слайд № 5.
7) Вывод.
Учитель: Чему мы научились на этом этапе урока?
Дети: Познакомились со звуком [ж], и с новыми буквой Жж.
Физкультминутка
Лежебока рыжий кот
(встали, перекатываемся с носков на пятки)
Отлежал себе живот (потянулись),
Встал и выгнул спину в мост
(округлить спину, руки вытянуть вперёд),
Распушил красивый хвост (прогнулись),
Мягко лапами прошел (изобразите кошачью походку),
Тихо песенку завел (садитесь за парты).
Учитель: А теперь вопрос для самых внимательных. Сколько раз в тексте физкультминутки встретился звук [ж].
Дети: 4 раза.
IV. Закрепление изученного, упражнение в чтении
Учитель: Отдохнули, двигаемся дальше.
1) Чтение слогов.
Слайд № 10.
Учитель: Прочитайте слоги.
Учитель: На чтение каких слогов надо обратить особое внимание?
Дети. На слоги- слияния жи и же - в них гласные и, е не обозначают мягкости согласного, поэтому эти слоги надо читать твердо.
У. Молодцы! Вы справились с этим заданием!
Учитель: Найдите среди слогов слово.
Дети: Чиж. Чиж – это птица.
Учитель: Подберите родственные слова к слову чиж.
Дети: Чижата, чижонок, чижиха. Корень –чиж-.
2) Чтение слов.
Слайд № 11
Учитель: Прочитайте слова первого столбика и определите лексическое значение слов.
Дети: Джем – варенье. Жонглёр – цирковой актер. Лыжи – вид спорта.
Учитель: Составьте предложение с одним из слов первого столбика.
Учитель: Прочитайте слова второго столбика. Теперь я буду называть лексическое значение слова, а вы найдите это слово.
Учитель: Зной.
Дети: Жара.
Учитель: Кличка собаки из сказки «Колобок»
Дети: Жучка.
Учитель: Что необычного заметили в слове Жучка?
Д. С заглавной буквы написано.
Учитель: Почему?
Д. Кличка животного.
Учитель. Детская игра – жмурки.
Учитель: Вот именно об этой игре мы и будем читать текст на с.149 нашей любимой азбуки.
3) Работа с учебником
1. Самостоятельное чтение.
2. Чтение в парах.
Беседа по прочитанному.
- О ком говорится в рассказе?
- Кому завязали глаза платком?
- Кого догнал Женя?
- Что кричали ему дети? Найдите предложение в тексте и прочитайте.
Учитель: Какие правила нужно соблюдать, чтобы игра была безопасной?
1. Необходимо безопасное место для игры.
2. Соблюдение правил игры.
3. Корректное поведение во время игры.
Учитель: Какой из поставленных целей мы достигли?
Д. Мы научились читать слоги, слова, предложения.
Учитель: Ребята, жук очень доволен вами. Он сказал мне по секрету, что ему очень понравилось на уроке. И он рассказал мне интересную игру. Поиграем!
4) Творческая работа.
Учитель: В словах, которые я назову, замените первый звук [ж] так, чтобы получилось новое слово.
Лук - жук. Пучок – жучок. Билет – жилет. Пир – жир. Мало – жало.
Учитель: Молодцы!
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Что нового узнали на уроке? Если вам было интересно, и вы во всем разобрались, то покажите мне солнышко. Если у вас что-то не получалось, то покажите мне облачко
Урок окончен!