Урок обучение грамоте.
Тема урока: "Согласные звонкие звуки [в], [в'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы В, в"
Формируемые УУД:
личностные – осознавать значимость чтения; высказывать собственную точку зрения и уважать мнение собеседника; формирование внутренней позиции школьника
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действий
коммуникативные – формировать собственное мнение и позицию; правила работы в группе, в паре.
познавательные – формирование необходимого уровня читательской компетенции; овладение приемами понимания прочитанного; осознанное и произвольное построение речевых устных высказываний; структурирование знаний.
Цель: формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Задачи:
образовательные: дать представлений о букве В (как печатается, где находится, из каких элементов состоит), научить читать слоги, слова с буквой В, знать условные обозначения звонкого, твердого и мягкого согласных звуков; звуковой анализ слов на основе одноуровневых, двухуровневых моделей; учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким;
развивающие: развитие логических операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
воспитательные: воспитание аккуратности, культуры общения (умения слушать и слышать других).
Планируемый результат: учащиеся должны уметь выделять в речи согласный звук (в), читать слоги и слова с этим звуком.
Оборудование: учебник “Азбука” УМК “Перспективная начальная школа” с. 67-68, тетрадь по чтению, письменные принадлежности, карточки с разноуровневыми заданиями, компьютер, проектор, экран, презентация 19 слайдов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд №1. Презентация
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
2. Артикуляционная гимнастика Слайд №2
Прежде чем перейти к новой теме мы должны разбудить голоса. Давайте это сделаем.
- Что записано на доске? (Буквы)
- Какие звуки они обозначают? (Гласные)
Давайте их пропоём:
А-а-а-а у-у-у-у
А-а-а-а о-о-о-о
А-а-а-а и-и-и-и
А-о-у-и э-э-э-э
А-о-у-и э-э-э-э
Итак, голоса мы разбудили, теперь можно двигаться дальше.
3. Знакомство со звуками [в], [в,].Слайд №3
- У нас сейчас урок обучения грамоте. Чему мы учимся на них? (анализируем, сравниваем, моделируем, работаем в тетрадях и с учебником, учимся читать и писать, знакомимся с новыми буквами и звуками)
1.Чтобы определить тему сегодняшнего урока, давайте выполним интересное задание. Работать будем в группах, вы это делали уже ни один раз. Давайте вспомним правила работы в группе:
Распределимся на группы. И я объясняю задание: Что записано в каждой строчке?
-Посмотрите на каждую строчку и найдите лишнюю букву в 1 ряду. Лишний слог во 2- ряду. Лишнее слово в 3 ряду. И объясните, почему они лишние?
2. Проверка: отвечают представители от каждого ряда
(лишняя буква в,В, слоги ва, во, ви, слова волк, вата, Вова)
Почему ваша группа так считает?
3. Определение темы и цели урока:
- Чему будем учиться? Что вы хотите узнать об этой букве?
Сегодня мы будем учиться читать слоги, слова с буквой В. Познакомиться со звуками [в], [в’]. Учиться отличать звуки [в], [в’] от других звуков;
- Давайте составим план знакомства с новым материалом. (5 слайд)
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий:
1.Сейчас мы отправимся в гости к Тетушке Сове, которая вам очень рада.Она познакомит вас с новым звуком, а вы постарайтесь запомнить как можно больше слов с новым звуком Понятно задание? (Фильм про букву В)
- С какой буквой познакомила вас тетушка Сова? (с буквой В)
-Какие слова с этой буквой вы запомнили? ? (Слайд 6)
-Кто знает как она выглядит? И на что похожа? (Слайд 7)
5. Конструирование буквы печатание В, в
1.Найдите букву С,с на плакате Алфавита.
2.Сконструируйте эту букву. Лучше запомнить образ буквы поможет следующее задание – конструирование буквы.
Рассмотрите образцы печатных букв “В” “в”. Слайд №11, 12
Спать отправились подружки,
Взяли пышные подушки:
Р – одну, а буква В – две.
- Из каких элементов – шаблонов они состоят? (Полуовалы, прямые). Сконструируйте у себя на партах. Проверьте друг у друга.
Буква - это знак, символ. Буквы мы. видим и пишем.
3. На готовых листочках, лежащих на столе, поучитесь печатать эту букву.
А зачем?
(научиться ее находить в словах и для того, что бы читать слова с этой буквой.)
- Какую букву вы печатали? (Букву б, Б)
- Как вы думаете, у этих слов будет одинаковая звуковая схема? Почему? Слайд №6
- Сравните первые звуки. Произнесите их.
Что о них можно сказать? Что нужно для этого вспомнить? (Какие бывают звуки)
- Какие у нас звуки? (Согласный – при произнесении воздух во рту встречает преграду, глухой – не слышим его в ушах, звонкий - слышим)
- Чему вы научились, выполняя это задание?
6. Называние слов со звуками [в], [в,]. Слайд №7
Физкультминутка. Слайд №8
- Давате характеристику звукам буквы В. Какие звуки обозначает буквам В?
Если твердый звук - руки вверх, если мягкий звук – согнуться в поясе.
Ветер, ваза, вода, кровля, вянут, ловит, восток, варенье, корова, вилка, воробей.
4. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей.Слайд №9
- Откройте учебники на странице 67. Что изображено в левом верхнем углу? (Вазы) Чему мы будем учиться выполняя это задание?
- Прочитайте слово “вазы” по слогам и орфоэпически.
- Дайте характеристику первому звуку.
Почему первый звук твердый?
- Что изображено справа? (Вязы) Слайд №10
Вяз - дерево. А почему такое название у дерева?
Вяз
Эх, р-раз! Эх, два!
Колет старший брат дрова!
Почему ж один чурбак
Не развалится никак?
В чурбаке топор увяз –
Не расколешь вязкий вяз.
В стихотворении можно найти ответ. У этого дерева очень вязкая древесина, его трудно колоть. За это свойство дерево получило свое название.
- Прочитайте слово “вязы” по слогам и орфоэпически.
Дайте характеристику первому звуку.
- Чему научились? (Давать звуковую характеристику)
6. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей.
- Что изображено на странице? (Вёдра, выдра). Слайд 13
- Сколько слогов?
- Какой ударный?
- На каком месте в слове стоит буква В?
- Дайте характеристику звуку.
А.А. Черкасов. “Записки охотника Восточной Сибири”. Слайд №14
Где вода и рыба, там можно встретить и выдру. Зверь этот не живет долго на одном месте — живет на берегу какой-нибудь речки или озера до тех пор, пока рыбы достаточно; по уменьшении ее она переселяется к другой рыбной речке или озеру.
Поэтому, она никогда не делает себе прочной, постоянной норы, а живет где попало и как попало в наскоро приготовленном гнезде. Иногда же выдра помещается на временное житье-бытье и в чужих норах, отбивая их силою у лисиц.
Гнездо или нору выдры узнать нетрудно, потому что около нее всегда валяются рыбьи кости и кости других мелких животных. Кроме того, в зимнее время около норы видны на снегу отпечатки ее лап, след выдры сходен с гусиным.
Физминутка. Слайд №16
7. Практическая работа. Игра «Рассели пингвинов на льдины»
9. Работа в парах.
Игра «Кто самый внимательный?»
-На парте две сигнальные карточки. Договоритесь, кто какую карточку будет показывать во время игры. Возьмите в руки свою карточку. Напомните всем, какой какой звук обозначается этой схемкой? (согл., тверд., звонкий) А это карточка – (согл., мягкий, звонкий)
-Слушаем внимательно слова и поднимаем нужную карточку. Не забывайте, что во время работы вы можете советоваться с соседом по парте.
Чтение слогов, слов с буквой В Слайд с обучающего диска.
8. Откроем наши учебники на стр. 68. Пространственная ориентация.
Чему будем учиться?
Прочитайте слова полушепотом друг другу.
Чтение по цепочке.
А) Прочитайте слово - что любит лошадь, злаковое растение.
Б) Прочитайте слово - движение воздуха.
В) Прочитайте слово – он служит для соединения деталей, металлический стержень со спиральной нарезкой.
Г) Прочитайте соло – с листочками, а не книга, кустарник или дерево с гибкими ветвями и узкими листьями.
д) Прочитайте слова, состоящие из двух слогов.
Волшебная палочка приготовила для нас свои задания.
- Какое задание будем выполнять?
Чтение пар слов на розовом и синем фоне, которые отличаются одним звуком и имеют различное значение. Учащиеся читают пары слов, объясняют их значение. Указывают, какими звуками отличаются данные пары слов.
8. Чистоговорка.
Чтение и заучивание наизусть чистоговорки.
- Прочитайте слова в которых есть звук [в], [в,].
- Чтение в парах. Проговаривание вслух.
9. Итог урока. Устная рефлексия.
Работа в группах.
Повторить правила работы в группе.
Игра «Звуковая дорожка»
Каждая группа выкладывает на парте разноцветную дорожку. Услышав твердый звук- красный квадрат, услышав мягкий звук - зеленый квадрат. Догадайтесь почему я выбрала для твердого красный цвет дорожки, (в слове красный все звуки твердые, а в слове зеленый почти все мягкие)
(Весы, вата, вилка, ум, вода, ура, ванна, усы, ветер)
Игра «Слово на ладошке» (Положить на ладушку учителя как можно больше слов на букву Г).
- Мы сегодня с вами хорошо поработали.
- Что мы делали? (Рассуждали, анализировали, т.е. учились мыслить; творили, развивали свое внимание, учились работать с учебником, учились читать и писать)
Каких результатов достигли? (Научились читать слова с буквой В, давать характеристику звукам и др.)
- Что понравилось на уроке?
- Что было сложно?
Если вам на уроке было легко, все было понятно поднимите веселый смайлик.
А если у вас что то не получилось. Обязательно еще получится.