Урок обучения чтению по теме "Буква Я, звуки [’а], [й’а]. Обозначение мягкости согласных и звуков [й’а] буквой Я."
Урок обучения чтению по теме "Буква Я, звуки [’а], [й’а]. Обозначение мягкости согласных и звуков [й’а] буквой Я."
Предлагаемый материал содержит конспект урока обучения чтению по УМК "Школа России" с использованием электронного пособия к учебнику В.Г. Горецкого "Азбука". Тип урока: ознакомление с новым материалом. Цель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с новой буквой, функциями буквы Я в начале слова, после гласных и согласных букв; по освоению навыка правильного чтения слов с буквой Я, приёмов работы с текстом, формированию умения проводить звуко-буквенный анализ слов; по развитию навыков учебного сотрудничества, воспитанию скромности, внимательности и уважения к окружающим. Задачи урока: включить учащихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности, обеспечить высокую творческую активность при выполнении обучающих заданий; способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; создать условия для использования учащимися нового знания в практической деятельности. Формы организации деятельности: фронтальная, парная, групповая.
В урок включены разнообразные задания на развитие логического и критического мышления, на формирование действия нравственно-этического оценивания. Использование множества упражнений на произношение, различение, наблюдение за звуками, за обозначением их на письме закладывает прочный фундамент для правильного формирования фонематического слуха и орфографического навыка у учащихся. Частая смена видов деятельности сохраняет познавательный интерес и работоспособность детей на протяжении всего урока, способствует активному усвоению сложного дляя первоклассников учебного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок обучения чтению по теме "Буква Я, звуки [’а], [й’а]. Обозначение мягкости согласных и звуков [й’а] буквой Я." »
Тема урока:Буква Я, звуки [’а], [й’а]. Обозначение мягкости согласных буквой Я. Обозначение [й’а] буквой Я в начале слов и после гласных букв.
Цели урока: - познакомить с новой буквой (печатным и письменным начертанием), тренировать учащихся в записи слов с буквой Я;
- формировать представление об обозначении буквой Я звуков [й’а] после гласных букв и в начале слов;
- раскрыть функцию буквы Я в качестве показателя мягкости согласных, упражнять в употреблении гласных букв А и Я в твёрдых и мягких слогах;
- формировать навык правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения слогов, слов, предложений, текстов, учить работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию);
- развивать фонематический слух (выделять звуки из слова, различать твёрдые и мягкие согласные звуки);
- совершенствовать умения проводить звуко-буквенный анализ слов (составление звуко-буквенных схем слов);
- развивать логическое и критическое мышление (отгадывание загадок, разгадывание ребусов, объяснение смысла пословицы, составление слов из слогов и их запись, исправление написания А и Я в словах;
- развивать речь (составление рассказа по картинке, объяснение фразеологизмов);
- формировать умения учебного сотрудничества, учить работать в парах и в группах;
- воспитывать скромность, трудолюбие, внимательность и уважение к окружающим.
Оборудование: интерактивная доска, электронное приложение к учебнику «Азбука» В.Г. Горецкого, карточки со слогами с буквой Я для составления имён, тексты для чтения по рядам в парах, у детей «экраны» для записи букв и слов.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Представление гостей, создание радостного рабочего настроя на учебную деятельность на уроке, дыхательная гимнастика.
2.Актуализация знаний, определение темы урока, постановка целей учебной деятельности на уроке.
- Прочитайте и объясните значение слов, записанных на доске: года, беда, корь.
- Догадайтесь, какая одна и та же буква может превратить эти слова в другие.
- С какой буквой будем знакомиться сегодня на уроке? (оформление доски) - Какие цели поставим перед собой?
(узнать какие звуки обозначает буква, как правильно читать слова с новой буквой, учиться правильно писать букву, показывать на схеме обозначаемые ею звуки и читать слова с новой буквой).
3. Работа над новым материалом.
1) Наблюдение за звуками, обозначаемыми буквой Я.
- Какие слова получатся при употреблении этой буквы?
(Ягода, Ябеда, Якорь).
- Укажите место буквы в слове.
- Какие звуки произносим при назывании этой буквы? (оформление доски)
- Объясните значение слова «ябеда». Почему ябедничать плохо? (ябедничество обижает людей, портит дружеские отношения)
2) Наблюдение за написанием печатной и письменной буквы Я.
(Работа с интерактивной доской).
- Напишите букву Я на своих «экранах».
3) Упражнение в произношении звуков [й’а] в начале слов
и записи слов с буквой Я на «экранах» и на доске.
- Отгадайте загадки на букву Я:
Чем больше из меня берут, тем больше я становлюсь (яма).
Всегда во рту, а не проглотишь (язык).
- Какие звуки мы произносим, называя букву Я в начале слов? ([й’а]).
4) Упражнение в первичном чтении предложения с буквой Я.
- Прочитайте пословицу на доске и объясните её смысл:
Язык болтает – рукам мешает.
(работать надо не отвлекаясь на разговоры, на совесть, старательно, чтобы качественно выполнить доверенное тебе дело).
- Какие буквы в этом предложении тоже обозначают два звука? Почему? (Е после гласной А в словах «болтает», «мешает»).
5) Звуко-буквенный анализ слов,
наблюдение за обозначением звуков буквой Я в разных случаях.
(Работа с интерактивной доской)
- Рассмотрите изображённые предметы. В названиях каких предметов произносим [й’а] на месте буквы Я? Почему? (Яблоко, маЯк, Яхта).
- Составьте звуко-буквенную схему слова «маяк» (на интерактивной доске).
- Разгадайте ребусы: 7Я, ЯЦ (семья, заяц).
- Какие звуки обозначает буква Я в этих словах? Почему? (третий случай [й’а] - в слове «семья» после разделительного Ь буква Я также обозначает два звука).
- Какие же звуки обозначает буква Я? В каких случаях это происходит?
- Назовите оставшиеся на картинках предметы (шлЯпа, мЯч, утЯта).
- Проговорите для записи слово «утята» (записываю на доске «утата»).
Дети объясняют ошибку в написании слова, выясняем необходимость употребления буквы Я для обозначения мягких согласных звуков [т’] во втором и третьем слогах.
- Какой гласный звук обозначает буква Я после мягких согласных звуков?
6) Упражнение в различении твёрдых и мягких согласных звуков
и обозначении их на письме буквами А, Я.
- Встаньте, пожалуйста. Послушайте слова. Если услышите твёрдый звук – хлопните в ладоши, мягкий – погладьте себя по головке:
- Садитесь, пожалуйста. Какую букву нужно вставить в слово?
м…со пл…чет Н…д…
м…сло пл…шет н…н…
- Объясните и исправьте ошибки в написании слов: айцо, Тана, Мяша, Кята.
- Прочитайте слоги и разделите их на две группы (по мягкости-твёрдости согласных звуков)
(Работа с интерактивной доской).
7)Упражнение в чтении буквосочетаний с буквой Я.
- Прочитайте буквосочетания, в которых буква Я обозначает два звука, один звук.
- Какое буквосочетание образует целое слово? (буквосочетания с Я перед согласной буквой типа «Ял», после гласной буквы типа «еЯ», после согласной буквы типа «зЯ», слово «Яд»)
(Работа с интерактивной доской.)
4. Первичное закрепление.
1) Упражнение в составлении слов с буквой Я из слогов.
(Работа в группах).
- Составьте имена из слогов (типа Ва-ся, Зо-я, Я-на)
- У кого из ребят нашего класса в имени есть буква Я?
- Какие звуки обозначает буква Я в этих именах? Почему? (Настя, Соня, Мария, Дарья, Аня, Виктория)
2) Упражнение в чтении и составлении текстов со словами с буквой Я. Работа с текстом.
(Работа в парах).
- У каждого ряда учеников свой текст. После прочтения текстов в парах, дети хором по рядам читают тексты и называют встретившиеся слова с буквой Я.
- Посмотрите мультфильм. Составьте рассказ по его сюжету.
(Работа с интерактивной доской).
- Коллективное чтение текста с доски с называнием слов с буквой Я. Ответы на вопросы по содержанию текста (с вычитыванием предложений из текста в качестве ответов)
4. Подведение итогов урока.
- С какой буквой познакомились?
- Какие звуки обозначает буква Я? (назвать все случаи обозначения [й’а], [’а])
Работа с лентой букв.
- Найдите букву Я в ленте букв. Гласной или согласной считают букву Я? Дайте характеристику изученной на уроке букве.
Вывод: Гласная буква Я обозначает звук [а] после мягких согласных звуков и показывает читателю мягкость предшествующих согласных звуков. После гласных букв и в начале слов буква Я обозначает два звука [й’а].
- Объясните смысл рассказа буквы Я о себе.
Всем на свете буква Я доложить готова:
- А вы знаете, кто Я? Вы не знаете, кто Я!
Я – буква, слог и слово!
(я – говорит о самом себе человек; я - слог во многих словах, например, я-го-да, Ра-я, бо-я-лись; я – буква, обозначающая звуки [й’а], [’а]).
- Многие люди часто употребляют в речи слово «я». Но ни в коем случае нельзя забывать о правильном употреблении этого всеми любимого слова.
- Как вы понимаете смысл стихотворения?
Каждый знает: буква Я – самая хвастливая!
Но советуем, друзья, помнить место буквы Я.
(не нужно «якать», командовать, хвалиться, ставить себя выше других, надо уважать право людей быть другими – не лучше и не хуже нас)
5. Рефлексия деятельности на уроке.
- Понравился ли урок?
- Какие цели мы ставили в начале урока?
- Достигли ли мы этих целей?
- Что нового узнали?
- Что оказалось интереснее всего?
- Что получилось легко?
- Что вызвало затруднение?
- Что нужно сделать, чтобы его преодолеть?
- Я верю в то, что у вас всё получится! А наш сегодняшний урок закончен. Спасибо всем за отличную работу!