kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обучения чтению по теме "Буква Я, звуки [’а], [й’а]. Обозначение мягкости согласных и звуков [й’а] буквой Я."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый материал содержит конспект урока обучения чтению по УМК "Школа России" с использованием электронного пособия к учебнику В.Г. Горецкого "Азбука". Тип урока: ознакомление с новым материалом. Цель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с новой буквой, функциями буквы Я в начале слова, после гласных и согласных букв; по освоению навыка правильного чтения слов с буквой Я, приёмов работы с текстом, формированию умения проводить звуко-буквенный анализ слов; по развитию навыков учебного сотрудничества, воспитанию скромности, внимательности и уважения к окружающим. Задачи урока: включить учащихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности, обеспечить высокую творческую активность при выполнении обучающих заданий; способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; создать условия для использования учащимися нового знания в практической деятельности. Формы организации деятельности: фронтальная, парная, групповая.

В урок включены разнообразные задания на развитие логического и критического мышления, на формирование действия нравственно-этического оценивания. Использование множества упражнений на произношение, различение, наблюдение за звуками, за обозначением их на письме закладывает прочный фундамент для правильного формирования  фонематического слуха  и орфографического навыка у учащихся. Частая смена видов деятельности сохраняет познавательный интерес и работоспособность детей на протяжении всего урока, способствует активному усвоению сложного дляя первоклассников учебного материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения чтению по теме "Буква Я, звуки [’а], [й’а]. Обозначение мягкости согласных и звуков [й’а] буквой Я." »

Тема урока: Буква Я, звуки [’а], [й’а]. Обозначение мягкости согласных буквой Я. Обозначение [й’а] буквой Я в начале слов и после гласных букв.

Цели урока: - познакомить с новой буквой (печатным и письменным начертанием), тренировать учащихся в записи слов с буквой Я;

- формировать представление об обозначении буквой Я звуков [й’а] после гласных букв и в начале слов;

- раскрыть функцию буквы Я в качестве показателя мягкости согласных, упражнять в употреблении гласных букв А и Я в твёрдых и мягких слогах;

- формировать навык правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения слогов, слов, предложений, текстов, учить работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию);

- развивать фонематический слух (выделять звуки из слова, различать твёрдые и мягкие согласные звуки);

- совершенствовать умения проводить звуко-буквенный анализ слов (составление звуко-буквенных схем слов);

- развивать логическое и критическое мышление (отгадывание загадок, разгадывание ребусов, объяснение смысла пословицы, составление слов из слогов и их запись, исправление написания А и Я в словах;

- развивать речь (составление рассказа по картинке, объяснение фразеологизмов);

- формировать умения учебного сотрудничества, учить работать в парах и в группах;

- воспитывать скромность, трудолюбие, внимательность и уважение к окружающим.

Оборудование: интерактивная доска, электронное приложение к учебнику «Азбука» В.Г. Горецкого, карточки со слогами с буквой Я для составления имён, тексты для чтения по рядам в парах, у детей «экраны» для записи букв и слов.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Представление гостей, создание радостного рабочего настроя на учебную деятельность на уроке, дыхательная гимнастика.

2.Актуализация знаний, определение темы урока, постановка целей учебной деятельности на уроке.

- Прочитайте и объясните значение слов, записанных на доске: года, беда, корь.

- Догадайтесь, какая одна и та же буква может превратить эти слова в другие.

- С какой буквой будем знакомиться сегодня на уроке? (оформление доски) - Какие цели поставим перед собой?

(узнать какие звуки обозначает буква, как правильно читать слова с новой буквой, учиться правильно писать букву, показывать на схеме обозначаемые ею звуки и читать слова с новой буквой).

3. Работа над новым материалом.

1) Наблюдение за звуками, обозначаемыми буквой Я.

- Какие слова получатся при употреблении этой буквы?

(Ягода, Ябеда, Якорь).

- Укажите место буквы в слове.

- Какие звуки произносим при назывании этой буквы? (оформление доски)

- Объясните значение слова «ябеда». Почему ябедничать плохо? (ябедничество обижает людей, портит дружеские отношения)

2) Наблюдение за написанием печатной и письменной буквы Я.

(Работа с интерактивной доской).

- Напишите букву Я на своих «экранах».

3) Упражнение в произношении звуков [й’а] в начале слов

и записи слов с буквой Я на «экранах» и на доске.

- Отгадайте загадки на букву Я:

Чем больше из меня берут, тем больше я становлюсь (яма).

Всегда во рту, а не проглотишь (язык).

- Какие звуки мы произносим, называя букву Я в начале слов? ([й’а]).

4) Упражнение в первичном чтении предложения с буквой Я.

- Прочитайте пословицу на доске и объясните её смысл:

Язык болтает – рукам мешает.

(работать надо не отвлекаясь на разговоры, на совесть, старательно, чтобы качественно выполнить доверенное тебе дело).

- Какие буквы в этом предложении тоже обозначают два звука? Почему? (Е после гласной А в словах «болтает», «мешает»).

5) Звуко-буквенный анализ слов,

наблюдение за обозначением звуков буквой Я в разных случаях.

(Работа с интерактивной доской)

- Рассмотрите изображённые предметы. В названиях каких предметов произносим [й’а] на месте буквы Я? Почему? (Яблоко, маЯк, Яхта).

- Составьте звуко-буквенную схему слова «маяк» (на интерактивной доске).

- Разгадайте ребусы: 7Я, ЯЦ (семья, заяц).

- Какие звуки обозначает буква Я в этих словах? Почему? (третий случай [й’а] - в слове «семья» после разделительного Ь буква Я также обозначает два звука).

- Какие же звуки обозначает буква Я? В каких случаях это происходит?

- Назовите оставшиеся на картинках предметы (шлЯпа, мЯч, утЯта).

- Проговорите для записи слово «утята» (записываю на доске «утата»).

Дети объясняют ошибку в написании слова, выясняем необходимость употребления буквы Я для обозначения мягких согласных звуков [т’] во втором и третьем слогах.

- Какой гласный звук обозначает буква Я после мягких согласных звуков?

6) Упражнение в различении твёрдых и мягких согласных звуков

и обозначении их на письме буквами А, Я.

- Встаньте, пожалуйста. Послушайте слова. Если услышите твёрдый звук – хлопните в ладоши, мягкий – погладьте себя по головке:

рад – ряд, мял - мал, лампа – лямка, пятка – паспорт (Физпауза)

- Садитесь, пожалуйста. Какую букву нужно вставить в слово?

м…со пл…чет Н…д…

м…сло пл…шет н…н…

- Объясните и исправьте ошибки в написании слов: айцо, Тана, Мяша, Кята.

- Прочитайте слоги и разделите их на две группы (по мягкости-твёрдости согласных звуков)

(Работа с интерактивной доской).

7) Упражнение в чтении буквосочетаний с буквой Я.

- Прочитайте буквосочетания, в которых буква Я обозначает два звука, один звук.

- Какое буквосочетание образует целое слово? (буквосочетания с Я перед согласной буквой типа «Ял», после гласной буквы типа «еЯ», после согласной буквы типа «зЯ», слово «Яд»)

(Работа с интерактивной доской.)

4. Первичное закрепление.

1) Упражнение в составлении слов с буквой Я из слогов.

(Работа в группах).

- Составьте имена из слогов (типа Ва-ся, Зо-я, Я-на)

- У кого из ребят нашего класса в имени есть буква Я?

- Какие звуки обозначает буква Я в этих именах? Почему? (Настя, Соня, Мария, Дарья, Аня, Виктория)

2) Упражнение в чтении и составлении текстов со словами с буквой Я. Работа с текстом.

(Работа в парах).

- У каждого ряда учеников свой текст. После прочтения текстов в парах, дети хором по рядам читают тексты и называют встретившиеся слова с буквой Я.

- Посмотрите мультфильм. Составьте рассказ по его сюжету.

(Работа с интерактивной доской).

- Коллективное чтение текста с доски с называнием слов с буквой Я. Ответы на вопросы по содержанию текста (с вычитыванием предложений из текста в качестве ответов)

4. Подведение итогов урока.

- С какой буквой познакомились?

- Какие звуки обозначает буква Я? (назвать все случаи обозначения [й’а], [’а])

Работа с лентой букв.

- Найдите букву Я в ленте букв. Гласной или согласной считают букву Я? Дайте характеристику изученной на уроке букве.

Вывод: Гласная буква Я обозначает звук [а] после мягких согласных звуков и показывает читателю мягкость предшествующих согласных звуков. После гласных букв и в начале слов буква Я обозначает два звука [й’а].

- Объясните смысл рассказа буквы Я о себе.

Всем на свете буква Я доложить готова:

- А вы знаете, кто Я? Вы не знаете, кто Я!

Я – буква, слог и слово!

(я – говорит о самом себе человек; я - слог во многих словах, например, я-го-да, Ра-я, бо-я-лись; я – буква, обозначающая звуки [й’а], [’а]).

- Многие люди часто употребляют в речи слово «я». Но ни в коем случае нельзя забывать о правильном употреблении этого всеми любимого слова.

- Как вы понимаете смысл стихотворения?

Каждый знает: буква Я – самая хвастливая!

Но советуем, друзья, помнить место буквы Я.

(не нужно «якать», командовать, хвалиться, ставить себя выше других, надо уважать право людей быть другими – не лучше и не хуже нас)

5. Рефлексия деятельности на уроке.

- Понравился ли урок?

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли ли мы этих целей?

- Что нового узнали?

- Что оказалось интереснее всего?

- Что получилось легко?

- Что вызвало затруднение?

- Что нужно сделать, чтобы его преодолеть?

- Я верю в то, что у вас всё получится! А наш сегодняшний урок закончен. Спасибо всем за отличную работу!










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Аксёнова Марина Юрьевна

Дата: 22.06.2015

Номер свидетельства: 220987

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Тема: " Буква ь-показатель мягкости согласных звуков" "
    ["seo_title"] => string(52) "tiema-bukva-pokazatiel-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov"
    ["file_id"] => string(6) "190626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427200431"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме. "
    ["seo_title"] => string(54) "bukva-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-na-pis-mie"
    ["file_id"] => string(6) "190084"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427104095"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Урок обучения чтению (1 класс  УМК «Перспектива»)  Тема: "Согласный звук [щ],  буква Щ, щ"."
    ["seo_title"] => string(95) "urok-obuchieniia-chtieniiu-1-klass-umk-pierspiektiva-tiema-soghlasnyi-zvuk-shch-bukva-shch-shch"
    ["file_id"] => string(6) "320326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461061924"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "конспект урока обучения грамаоте "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramaotie"
    ["file_id"] => string(6) "103057"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402565278"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Rонспект урока обучения грамоте «Согласные звуки [ф], [ф'].  Строчная буква ф» "
    ["seo_title"] => string(78) "ronspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-soghlasnyie-zvuki-f-f-strochnaia-bukva-f"
    ["file_id"] => string(6) "103064"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402565626"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства