Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте "Твёрдые и мягкие согласные"»
Урок обучения грамоте.
Тема: Мягкие и твердые согласные звуки.
Цель. Познакомить с понятиями “твердые” и “мягкие” согласные; научить различать их.
1. Повторение о звуке и букве М.
Детям предлагается карточка со слогами: ма, мы, му, мо и изображением предметов: мост, мыло, муравей, малина, мишка.
- Что объединяет все слова? Какой звук обозначает буква М? как отличить согласный от гласного?
-Прочитайте слоги и соедините с картинкой.
-Какая картинка лишняя? Почему? Послушайте первый звук в словах: одинаково ли они произносятся?
-С какой темой мы сегодня познакомимся? Мы сегодня будем говорить о согласных звуках, обозначаемых одной буквой. Например, одна буква М, а звуков 2- М, М, .
2. Знакомство с понятие твердый и мягкий согласный звук.
В гостях Тим и Том (изображение)
-А сейчас я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Страны слов — Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена: Тим — Том. Кто может сказать, одинаковые или разные первые звуки в этих именах? Назовите первый звук в имени Тим ([Т’]), а первый звук в имени Том ([Т]). Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть они и братья, совсем не похожи друг на друга. Давайте вместе скажем: [Т] и [Т’]. (Учитель вместе с детьми отчетливо произносит пару звуков, стараясь выделить разность их звучания.) Как вам кажется, какой звук мягче: [Т] или [Т’]? [Т’] мягче, и сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест [Т’] — тефтели, но никогда не пьет [Т] — томатный сок, не любит [М] — молоко, с удовольствием ест [М’] — мед, рисует только [К’] — кисточкой и никогда не берет в руки [К] — карандаш.
Брат Тима, Том, наоборот, очень твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит [Т] — томатный сок и не ест [Т’] — тянучки, носит [П] — пальто и никогда не надевает [П’] — пиджак, не берет в руки [М’] — мяч, но любит пускать [М] — мыльные пузыри.
Как называются согласные звуки, которые любит Том? (Твердые согласные.) Как называются согласные звуки, которые любит Тим? (Мягкие согласные.) Синий и зелёный квадраты.
3. Упражнение в распознавании твердых и мягких согласных звуков.
- Давайте угостим Тима и Тома. Помните правило: название угощения должно начинаться на твердый согласный звук. Если угощение будет начинаться с мягкого согласного звука, кто его возьмет? (Тим.)
Детям предлагаются изображения продуктов (см. в конце конспекта), дети рисуют в тетради зеленый или синий квадраты.
Молоко, печенье, вафли, торт, лимон, персик.
ФИЗМИНУТКА
Игра “Беговые дорожки”.
- Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук.
Как вы думаете, по какой дорожке будет бежать “спортсмен” (фишка), если в слове первый звук – мягкий согласный?(Зеленая дорожка.) Если твердый? (Синяя.)
Дети по очереди выходят и выбирают нужный квадрат, прикрепляют его к Тому или Тиму.
4. Повторение о делении на слоги, постановке ударения.
В русском языке ударение может падать на любой слог. А во французском ударение падает всегда на последний слог. Представьте, что вы французы и по-русски говорить не умеете. Вы повторяете слово, но ударение ставите на последний слог, например, РЫБА.
Масло, персик, полка, книжка, линейка, ручка.
- Какие смешные и непонятные слова получились. Давайте правильно по-русски скажем слова и напишем в схеме ударный гласный.
Загадки:
Мы день не спим, Мы ночь не спим, И день и ночь Стучим, стучим. (Часы)
Вспушит она свои бока, Свои четыре уголка, И тебя, как ночь настанет, Все равно к себе притянет. (Подушка)
Резинка Акулинка Пошла гулять по спинке. И пока она гуляла, Спинка розовой стала. (Мочалка)
Я и дом украшаю, Я и пыль собираю. А меня люди топчут ногами, Да потом ещё бьют батогами. (Коврик)
Есть, ребятя, у меня Два серебряных коня. Езжу сразу на обоих, Что за кони у меня? (Коньки)
Без языка живет, Не ест и не пьет, А говорит и поет. (Радио)