Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [ц], буквы Ц,ц.
Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [ц], буквы Ц,ц.
Данный урок проведён по УМК "Школа России" и содержит материал, направленный на развитие речи, мышления и читательских навыков учащихся. В ходе урока используется приём "кластер" по теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Задачи: *формировать умение характеризовать звук, соотносить слова со схемами;
* анализировать зрительный образ буквы;
* учить читать слова с изученной буквой;
* развивать речь и мышление учащихся;
* развивать умение работать самостоятельно, в парах.
Планируемые результаты:
Личностные: Создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться; проявлять интерес и уважение к людям труда различных профессий.
Регулятивные: формулировать учебную задачу под руководством учителя; осуществлять самоконтроль своей деятельности.
Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания; ориентироваться в учебнике; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы; осваивать приемы работы с информацией (текст, иллюстрация, кластер).
Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета (участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения; выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре).
Сценарий урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Организация начала урока
-Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Есть девиз у нас такой:
Всё, что надо под рукой!
Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, проверяют учебные принадлежности на столе
ЛУУД
2. Постановка учебной задачи
- Посмотрите на доску. Что мы будем делать сегодня на уроке?
- Характеризовать звуки;
- Познакомимся с новой буквой;
- Читать слоги и слова;
- Составлять схемы слов;
- Играть со словами
РУУД
ПУУД
КУУД
3.Речевая разминка
Скороговорка:
Три сороки - тараторки
Тараторили на горке
**********************
Готовят речевой аппарат к чтению
ПУУД
ЛУУД
4. Усвоение новых знаний и способов действия
- Рассмотрите картинки, назовите слова, обозначающие эти предметы.
- Соотнесите слова со схемами на доске:
- С какого звука начинаются все эти слова? [ ц ]
- Дадим характеристику этому звуку:
(согласный, твёрдый, глухой)
- Какой буквой обозначается этот звук? (Ц)
- Покажите эту букву на ленте букв. Что вы можете о ней сказать? В каком ряду она стоит?
- Назовём все звуки этого ряда:
- Какие они все? (согласные, глухие звуки)
- На что похожа буква Ц?
Буква Ц, а в ней крючок,
Словно с краником бачок.
Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул –
Стал на Ц похожим стул. В. Степанов
Называют слова: цыплёнок, цветок, цепь, цифра, цапля.
- [ц]
- глухой согласный твёрдый звук
Выполняют задание учителя
Слушают, зрительно воспринимают образ буквы; предлагают свои варианты
РУУД
ПУУД
КУУД
5.Слого-звуковой анализ слова
- Отгадайте загадку:
В кузне видели давно вы,
Как коню куют подковы,
Конь подкован, наконец,
Подковал коня … кузнец.
- У меня нет картинки кузнеца, но она есть в Азбуке, на стр. 51
- Рассмотрите схему этого слова.
- Где слышится новый звук?
- Дайте характеристику этому звуку:
Составьте букву Ц из счётных палочек.
- А теперь составьте слоги с новой буквой:
Слушают, разгадывают загадку
В конце слова
Характеризуют звук
Моделируют букву Ц из счётных палочек;
Составляют слоги ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ, ЦИ, ЦЕ
ЛУУД
РУУД
ПУУД
КУУД
6. Выделение звука [ц] на слух (ЭОР)
- А сейчас послушайте небольшой рассказ, в котором есть слова с новым звуком.
- Назовите эти слова
Слушают, анализируют, запоминают слова.
- называют слова, которые запомнили
ЛУУД
РУУД
ПУУД
7. Чтение слов и слогов с буквой Ц.
Беседа о людях труда.
- Читаем слоги с новой буквой
- Как читается согласный звук во всех слогах?
-Прочитаем слова на доске:
- Что они обозначают?
- Чем отличаются эти слова?
- А теперь прочитаем диалог и разыграем его:
- Как вы думаете, у кузнеца трудная работа? Почему?
- Какими качествами должен обладать человек, работающий в кузнице?
- Какие вещи делает кузнец?
Ца, цо, цу, цы, це, ци.
- Твёрдо. Так как звук [ц] всегда твёрдый
Кузнец – кузнецы
Кузница – кузницы
(Один предмет и много их)
Читают диалог на стр. 51(хором и по ролям)
Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение.
ЛУУД
РУУД
ПУУД
КУУД
8. Физминутка
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре! - руки шире.
Пять! – руками помахать.
Шесть! – за парту тихо сесть.
Выполняют упражнения под счёт
ЛУУД
РУУД
9. Закрепление знаний и способов действий. Работа с пословицей.
Прочитайте пословицу на доске.
Делу время, потехе час.
- Как вы понимаете её смысл?
- А что больше, время или час?
- Сейчас мы это с вами докажем. И для этого отправимся в ЦИРК!!! Готовы? Вперёд!!!
- Повторяем за мной:
Цок – цок – цок – стучат копыта.
Цок – цок – цок по мостовой.
Цок – цок – цок - кто к нам приехал?
Цок – цок – цок – секрет большой!
Читают, объясняют смысл пословицы.
Принимают учебную задачу,
Работают с учителем
ЛУУД
РУУД
ПУУД
КУУД
10. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией и текстом.
- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 50
- Кто к нам приехал??? ЦИРК!!!
- Где происходит действие?
- Кто выступает на арене цирка?
- Кто катается на мотоцикле?
- Кто играет на гармошке?
- А кто из вас был в цирке?
- Как долго длится представление? (час или два)
- Что делают зрители в это время? (смотрят, радуются, смеются, потешаются). Они отдыхают.
- А сколько времени артисты цирка готовились к представлению? (не один день, неделю и месяц и даже год). Иногда на подготовку одного номера уходит очень много времени. А длится номер несколько минут.
Вот поэтому и говорят:
Делу время, а потехе час!
Рассматривают картинку, отвечают на вопросы.
Читают текст. Составляют рассказ.
Воспринимают информацию, приводят свои примеры
ПУУД
КУУД
ЛУУД
11. работа с информацией. Составление кластера.
- Ребята, когда вы слышите слово ЦИРК, что вы себе представляете?
- Давайте составим кластер по теме «ЦИРК» так, чтобы на одном можно было увидеть, а на другом можно было прочитать, что такое ЦИРК.
Отвечают исходя из собственного опыта
Принимают учебную задачу и решают её.
Составляют кластер и делают вывод
ЛУУД
РУУД
ПУУД
КУУД
12. Рефлексивно-оценочный этап
- Наш урок подошёл к концу.
- Всё ли мы успели сделать? Я буду спрашивать, а вы хлопайте, если мы это сделали.
- Букву новую узнали?
- Слова, слоги прочитали?
- Вместе в цирке побывали?
- Мы пословицу объясняли?
- Кластер вместе составляли?
- Уроку нашему конец, кто всё сделал – МОЛОДЕЦ!
Похлопали себе ещё раз!
Урок окончен!
Анализируют свою деятельность, взаимодействуют с учителем,