* развивать умение работать самостоятельно, в парах.  
       |  Этапы урока |  Деятельность учителя |  Деятельность учащихся |  УУД | 
  |  1. Организация начала урока |  -Внимание! Проверь, дружок,  Готов ли ты начать урок?  Есть девиз у нас такой:  Всё, что надо под рукой!   |  Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, проверяют учебные принадлежности на столе |  ЛУУД | 
  |  2. Постановка учебной задачи |  - Посмотрите на доску. Что мы будем делать сегодня на уроке?  
  
  
 |  - Характеризовать звуки;  - Познакомимся с новой буквой;  - Читать слоги и слова;  - Составлять схемы слов;  - Играть со словами |  РУУД  ПУУД  КУУД | 
  |  3.Речевая разминка |  Скороговорка:    Три сороки - тараторки  Тараторили на горке  ********************** |  
  Готовят речевой аппарат к чтению |  ПУУД  ЛУУД | 
  |  4. Усвоение новых знаний и способов действия   |  - Рассмотрите картинки, назовите слова, обозначающие эти предметы.    - Соотнесите слова со схемами на доске:  
  - С какого звука начинаются все эти слова? [ ц ]  - Дадим характеристику этому звуку:  (согласный, твёрдый, глухой)  - Какой буквой обозначается этот звук? (Ц)  - Покажите эту букву на ленте букв. Что вы можете о ней сказать? В каком ряду она стоит?  - Назовём все звуки этого ряда:    - Какие они все? (согласные, глухие звуки)  - На что похожа буква Ц?  Буква Ц, а в ней крючок,  Словно с краником бачок.  
  Стул чинил сегодня мастер.  Клеил он его и красил.  Мастер стул перевернул –    Стал на Ц похожим стул.  В. Степанов  
 |  Называют слова: цыплёнок, цветок, цепь, цифра, цапля.  
  
  - [ц]  
  - глухой согласный твёрдый звук  
  Выполняют задание учителя  
  
  
  
  Слушают, зрительно воспринимают образ буквы; предлагают свои варианты  
  
  
 |  РУУД  ПУУД  КУУД | 
  |  5.Слого-звуковой анализ слова   |  - Отгадайте загадку:  В кузне видели давно вы,  Как коню куют подковы,  Конь подкован, наконец,  Подковал коня … кузнец.  - У меня нет картинки кузнеца, но она есть в Азбуке, на стр. 51  - Рассмотрите схему этого слова.  
  - Где слышится новый звук?    - Дайте характеристику этому звуку:  
  Составьте букву Ц из счётных палочек.  - А теперь составьте слоги с новой буквой:  
  
 |  
  Слушают, разгадывают загадку  
  
  
  
  
  
  
  
  В конце слова  Характеризуют звук  
  Моделируют букву Ц из счётных палочек;  Составляют слоги ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ, ЦИ, ЦЕ |  
  ЛУУД  РУУД  ПУУД  КУУД | 
  |  6. Выделение звука [ц] на слух (ЭОР) |  - А сейчас послушайте небольшой рассказ, в котором есть слова с новым звуком.  
  - Назовите эти слова   |  Слушают, анализируют, запоминают слова.  
  - называют слова, которые запомнили |  ЛУУД  РУУД  ПУУД  
 | 
  |  7. Чтение слов и слогов с буквой Ц.  Беседа о людях труда. |  - Читаем слоги с новой буквой  - Как читается согласный звук во всех слогах?  
  
  -Прочитаем слова на доске:  - Что они обозначают?  - Чем отличаются эти слова?  
  - А теперь прочитаем диалог и разыграем его:  
  - Как вы думаете, у кузнеца трудная работа? Почему?  - Какими качествами должен обладать человек, работающий в кузнице?    - Какие вещи делает кузнец?   |  Ца, цо, цу, цы, це, ци.  - Твёрдо. Так как звук [ц] всегда твёрдый  
  Кузнец – кузнецы  Кузница – кузницы  (Один предмет и много их)  
  Читают диалог на стр. 51(хором и по ролям)  
  Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение. |  ЛУУД  РУУД  ПУУД  КУУД | 
  |  8. Физминутка   |  Раз! Подняться, потянуться.  Два! Согнуться, разогнуться.  Три! В ладоши три хлопка,  Головою три кивка.  На четыре! - руки шире.  Пять! – руками помахать.  Шесть! – за парту тихо сесть. |  
  Выполняют упражнения под счёт |  ЛУУД  РУУД | 
  |  9. Закрепление знаний и способов действий. Работа с пословицей. |  Прочитайте пословицу на доске.    Делу время, потехе час.  - Как вы понимаете её смысл?    - А что больше, время или час?  - Сейчас мы это с вами докажем. И для этого отправимся в ЦИРК!!! Готовы? Вперёд!!!  - Повторяем за мной:  Цок – цок – цок – стучат копыта.  Цок – цок – цок по мостовой.  Цок – цок – цок - кто к нам приехал?  Цок – цок – цок – секрет большой! |  Читают, объясняют смысл пословицы. 
 Принимают учебную задачу, Работают с учителем |  ЛУУД  РУУД  ПУУД  КУУД | 
  |  10. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией и текстом. |  - Рассмотрите иллюстрацию на стр. 50  - Кто к нам приехал??? ЦИРК!!!  - Где происходит действие?  - Кто выступает на арене цирка?  - Кто катается на мотоцикле?  - Кто играет на гармошке?  - А кто из вас был в цирке?    
  - Как долго длится представление? (час или два)  - Что делают зрители в это время? (смотрят, радуются, смеются, потешаются). Они отдыхают.    - А сколько времени артисты цирка готовились к представлению? (не один день, неделю и месяц и даже год). Иногда на подготовку одного номера уходит очень много времени. А длится номер несколько минут.    Вот поэтому и говорят:    Делу время, а потехе час! |  Рассматривают картинку, отвечают на вопросы.  
  
  Читают текст. Составляют рассказ.  
  
  
  
  Воспринимают информацию, приводят свои примеры  
  
  
  
 |  ПУУД  КУУД  ЛУУД  
 | 
  |  11. работа с информацией. Составление кластера. |  - Ребята, когда вы слышите слово ЦИРК, что вы себе представляете?  
  - Давайте составим кластер по теме «ЦИРК» так, чтобы на одном можно было увидеть, а на другом можно было прочитать, что такое ЦИРК.    
 |  Отвечают исходя из собственного опыта  
  Принимают учебную задачу и решают её.  Составляют кластер и делают вывод |  ЛУУД  РУУД  ПУУД  КУУД | 
  |  12. Рефлексивно-оценочный этап |  - Наш урок подошёл к концу.  - Всё ли мы успели сделать? Я буду спрашивать, а вы хлопайте, если мы это сделали.  - Букву новую узнали?    - Слова, слоги прочитали?  - Вместе в цирке побывали?  - Мы пословицу объясняли?  - Кластер вместе составляли?  - Уроку нашему конец, кто всё сделал – МОЛОДЕЦ!  Похлопали себе ещё раз!    Урок окончен!   |  Анализируют свою деятельность, взаимодействуют с учителем,   |  ЛУУД  РУУД  ПУУД  КУУД |