Урок обучения грамоте.
Тема. Знакомство со звуком [и], с буквами И, и
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: формирование умения выделять изучаемый звук в речи и умение графически обозначать новый звук и при письме.
Задачи:
–учиться выделять звуки в речи, обозначать их на схеме;
- учить анализировать, обобщать, делать выводы;
–развивать умение работать в сотрудничестве;
-познакомить с новым звуком и буквами, которые его обозначают;
- развивать фонематический слух; учить писать заглавную букву И ; обогащать словарный запас учащихся;
-формировать умение проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
-создать условия для формирования умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать доброе отношение к окружающим.
Познавательные УУД:
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
3) моделирование звуковой схемы слов, доказательство выбора фишки при обозначении звука;
4) отличать новое от уже известного с помощью учителя;
5) находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
3) формируем умение работать в паре, в группе.
Регулятивные УУД:
1) умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
2) проговаривать последовательность действий на уроке;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
2) осознание алгоритма своего действия, желание применить его на практике.
Оборудование: ноутбук, телевизор; карточки для парной работы; иллюстрации; звуковые схемы слов; букварь; пропись
Этапы урока
Ход урока
Организационный момент
- Приветствие.
- Настрой.
- Девиз урока.
Хором. Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Психологический настрой ( под музыку)
В одном городе люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто: когда они протягивали друг другу руки и их ладони соприкасались, между ними вспыхивала крошечная, теплая искорка, маленькое – маленькое солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки. Давайте передадим друг другу искорку добра: протянем ладошки, возьмемся за руки. Почувствуем рядом теплую, добрую руку соседа. Почувствуем тепло и доброту. Представьте, что перед вами большое, яркое солнышко. Его лучики тянутся к вам. Возьмем один из лучиков и оставьте себе. Другой подарите соседу, а третий –нашим гостям.
- Но у нас есть ещё одна гостья. Она пришла со своими друзьями – буквами. ( на доску вывесить рисунок девочки)
- Какое у неё настроение? ( весёлое, радостное, улыбчивое)
- Итак, урок мы начинаем с хорошим радостным добрым настроением.
Девиз.
- Девизом нашего урока будет пословица:
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
- Как вы понимаете эти слова?
- А чтобы добиться успеха, быть успешным на уроке, сначала вспомним то, что мы уже изучали на уроках обучения грамоте.
Актуализация знаний
- Повторение изученного (фронтальный опрос)
- Речевая разминка.
3. Работа в парах
- Чем мы занимаемся на уроках обучения грамоте? Для чего нужно уметь читать и писать? (чтобы получать информацию)
- А какие помощники у нас есть?
- Чем отличаются буквы от звуков?
- С какими буквами русского алфавита мы уже познакомились? (а, я, о, ё, у, ю, э, е, ы)
- Давайте вспомним, какие же звуки обозначают эти буквы.
- Как воет волк? (у-у-у)
- Как мама укладывает малыша? (а-а-а)
- Как удивляются? (о-о-о)
- Что кричат в лесу если потерялись? (а-у)
- Как обращаются невоспитанные люди к другим? (э-э-э)
- На какие группы можно их разделить и по какому признаку? Обоснуйте свой ответ.(1группа - буквы, которые служат для обозначения твёрдости согласного звука, 2 группа - буквы, которые служат для обозначения мягкости согласного звука).
Работа в парах. Игра «Живые буквы»
- Давайте проверим наши знания и поиграем в игру «Живые буквы». А проведём мы эту игру в парах. И прежде чем начать работу, вспомним правила работы в парах.
1. При разговоре смотри на собеседника.
2. Говори тихим голосом чтобы не мешать работе других пар.
3. Обращайся к товарищу по имени.
4. Внимательно выслушай своего собеседника, не перебивая.
5. Затем выскажи своё мнение.
6. Покажите готовность вашей пары.
- У вас на партах буквы и домики, 1 пара будет выполнять у доски. Готовы?
Стоял ясный день. Девочка вышла погулять. В руках она держала буквы. Но вдруг подул ветер и буквы рассыпались. Давайте поможем девочке собрать буквы. (одна пара у доски)
- А теперь сравните.
- Оцените себя с помощью солнышка и тучки.
Открытие новых знаний.
1. Постановка учебной проблемы
2. Составление алгоритма
Физминутка
- Какое затруднение у вас возникло? ( Попалась новая неизученная буква)
- Ребята, кто знает эту букву? (Буква и)
- Что вы знаете об этой букве? (Прохожу по рядам, кто- то знает, а кто-то, я вижу не знает. А кто знает, поможет остальным узнать, ведь девиз нашего урока « Один за всех и все за одного»)
- Значит, кто может определить тему урока?
- Какие цели поставим? (понять, после какого согласного пишется буква и)
- А для чего нам это нужно знать? ( правильно писать, правильно составлять схемы слов)
- Давайте составим план действий, по которому будем работать на уроке.
1. Нахождение звука в словах
2. Составление схемы слов
3. Письмо буквы И
3. Выделение звука [и] в разных словах
4. Составление схемы Ирина
( индивидуальная работа)
- Наша гостья внимательно наблюдает за нами, слушает, переживает, радуется за нас. А ведь мы даже не знаем как её зовут.
- Попробуйте угадать её имя. (Ирина).
- Выделите первый звук в слове. Охарактеризуйте его.
- И- это любимый звук Ирины. И поэтому она приготовила вам задание для групповой работы. Прежде чем начать работу, вспомним правила работы в группе.
- Давайте поработаем с учебником. ( с. 57)
Работа по группам.
1 – слова, в которых звук [и] вначале слова ( игла, ива)
2 – слова, в которых звук [и] в середине слова ( лист, книга, картина, вишня, слива, тигр)
3 – слова, где звук [и] в конце слова ( носки)
(Проверка каждой группы на экране, остальные оценивают )
4 – соотнесите картинки со звуковыми схемами (бесцветные схемы) и обозначение звука [и] фишкой красного цвета (флаги, гиря, индюк)
(Чтение слов по схеме, ведя указкой)
Вывод. Звук [и] встречается в начале, в середине и в конце слова.
- Оцените себя.
- Какие флаги изображены на рисунке?
- Где мы можем увидеть эти флаги?
- Вчера россияне отмечали государственный праздник – день народного единства.
(Синий цвет обозначает ясность и чистоту народов Башкирии, белый — миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству, зелёный — свободу и вечность жизни; цветок курая — символ дружбы). Синий и белый цвета флага совпадают с цветами флага России – знак того, что башкиры веками жили в мире и дружбе с Россией.
- Ребята, а Ирина озорница такая, приготовила нам ещё одно задание. Она просит составить звуковую модель её имени. ( каждый на парте, один на доске)
- Сколько в слове Ирина звуков?
- Сколько гласных звуков?
- Сколько согласных звуков?
- На сколько гласных звуков больше чем согласных?
- Молодцы, оцените _______, себя.
5. Работа с буквой и
- Давайте обозначим все гласные звуки буквами.
Вывод. Если после мягкого согласного слышим звук и, то пишем букву и.
- На что похожа буква и? (табличка)
Стихотворение. И – калитка – три доски.
Вот на что похожа И.
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
- Сколько букв и в слове Ирина?
- Правильно обозначили? (Ирина – женское имя)
- Составьте предложение со словом Ирина.
6. Письмо заглавной буквы И
- Ответим добром Ирине за её внимательное отношение к нам, научимся писать её любимую букву и подарим ей самую красивую букву.
- Чем отличается печатная буква от письменной?
Образец. Заглавная буква И состоит из двух элементов. Начинаем писать чуть ниже середины нерабочей строки. Ведём линию вверх вправо, закругляем, ведём наклонную линию вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, касаемся нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Второй элемент находится на том же уровне что и первый. Ведём наклонную линию вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, касаемся нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.
Письмо под счёт, письмо на ладошке.
Хором. Я тетрадь свою открою,
Под наклоном положу,
И от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Письмо в прописи.
- Оцените себя.
- Давайте Ирине тоже подарим самую красивую букву И.
Итог урока. Рефлексия.
- Вспомните, ребята, главную цель нашего урока?
- Что было интересно?
- Что было трудно?
- Довольны ли вы своей работой? Оцените свою работу на уроке солнышком или тучкой.
- Кого бы вы хотели похвалить и за что? ( Я хочу сказать спасибо …, она прислушивалась к моему мнению; а мне было хорошо работать в группе, все внимательно выслушивали друг друга…)
- Я в свою очередь хотела поблагодарить вас и сказать спасибо …
- Давайте поблагодарим Ирину и составим предложение с благодарностью Ирине за то, что она была с нами целый урок. Используем слова на экране. Видите, что могут сделать ласковые, добрые слова – вернуть нас в солнечное лето к цветам и бабочкам.
Пусть ярким солнцем землю заливает
И порождает тем земную красоту.
Живое все - что Солнце освещает,
И сеет в сердце только доброту.