Урок обучения грамоте по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласных"
Урок обучения грамоте по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласных"
На уроке обучающиеся знакомятся с буквой мягкий знак. Выполняя задания и упражнения ученики сделают вывод о том, что в русском языке есть буква, которая не обозначает звука, смягчает предшествующий согласный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
– научить слышать твёрдое и мягкое звучание согласных;
– развивать речь, мышление, фонематический слух;
– расширять кругозор;
– воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: – разрезные слоги;
– буква ь;
– таблицы с буквосочетаниями;
– звуковые схемы слов;
– таблицы слов;
– карточки для работы над деформированными предложениями;
– открытки с изображением памятных исторических мест;
– выставка книг;
– учебник.
Ход урока.
I. Организация к уроку.
– Доброе утро, мои дорогие! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
II. Речевая разминка.
– А урок мы начнём с речевой разминки. Проговаривайте за мной каждое слово.
(Медленно. Быстрее. Ещё быстрее.)
Уголёк в уголок принеси,
В уголке уголёк погаси.
– Речевая разминка закончена.
III. Актуализация знаний.
Роль гласных второго ряда.
– Прочитайте слоги.
– На какие 2 группы вы можете их разделить? (С твёрдыми и мягкими согласными)
– Прочитайте слоги, в которых согласные – мягкие.
– Какие гласные буквы указывают на то, что согласные – мягкие?
IV. Постановка учебной задачи
– Кроме гласных букв, у нас есть ещё один мягкий командир. Он выходит на работу там, где не могут работать гласные буквы, например, в конце слов. Он – настоящий фокусник. Как его зовут? Догадайтесь:
Мягкий голос,
Мягкий шаг.
Это буква…(мягкий знак).
V. «Открытие нового знания»
– Хотите узнать, почему он себя называет фокусником?
1). Чтение буквосочетаний – согласных букв с ь в столбиках.
Наблюдение за произношением.
ль бь зь – Прочитаем все вместе, хором
мь вь сь по порядку
рь дь пь вразброс
нь ть – Что заметили?
Вывод: ь не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость согласных.
2). Работа по учебнику, с. 154.
– ь– настоящий фокусник. Почему? Давайте прочитаем пары слов.
Откройте учебники на с. 154. Прочитайте 1 столбик слов самостоятельно.
Словарная работа.
– Значение какого слова (из написанных здесь) вам не понятно?
– Какие фокусы и превращения заметили? (Заменили твёрдый согласный на конце слова на мягкий.
Изменился смысл и звучание слов.)
Чтение 2 столбика слов. (Самостоятельно, хором.)
Словарная работа.
Лань – животное семейства оленей.
– Что заметили?
– Назовите согласный, который звучит мягко в словах.
– Возьмите цветные карандаши. Давайте составим звуковую схему слова гусь.
– С чего начинаем? (Делим слово на слоги)
– Следующий шаг? (Ставим ударение)
– Нужно ли ставить ударение в этом слове?
– Дайте характеристику каждому звуку.
– Посчитайте, сколько букв? Звуков?
– Что заметили? (букв–4, звуков–3)
– Почему так получилось? (ь звука не обозначает, а обозначает мягкость согласных.)
– Попробуйте выполнить самостоятельно ту же работу со словом лень.
– Почему букв больше, чем звуков?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
– Выполните самостоятельно по вариантам: лань лось
– Проверка. Посмотрите на доску и проверьте, у кого работа выполнена так же.
Игра «Спрячь ь в середину слова».
Огонь – огоньки
Пень –
День –
Зверь –
Вывод: ь может стоять между двух согласных –он смягчительный.
Физминутка.
1). Хлопайте в ладоши, если в слове есть ь.
Осень, февраль, пять, ноль, зима, …
2). Топайте ногами, если в слове, изображённом на картинке есть ь.
Рысь, кот, гусь, …
3). Зрительная гимнастика.
Чтение 3 столбика слов.
– Прочитайте ключевые слова к тексту. (Самостоятельно)
– Прочитайте слово, обозначающее здание для богослужения. (Церковь, собор)
– Чем отличаются эти слова?
– Как вы думаете, почему площадь называют Красной? (Предположения)
– Как вы понимаете смысл слова кремль? (Крепость в старинных городах)
– Объясните значение слова колокольня. (Башня с колоколом на здании церкви
VII. Работа с текстом «Московский Кремль».
До чтения текста.
– По ключевым словам, названию текста и по картинкам на кубиках сделайте предположение, о чём будет текст.
Чтение с комментированием.
1 абзац:
– Чем любуются взрослые и маленькие дети?
2 абзац:
– Кто запомнил слово Кремль?
– Сколько лет Москве?
– Из чего были сделаны стены Кремля?
– Как называли Москву потом? Почему?
3 абзац:
– Как выглядит современный Кремль? (Стены из красного кирпича, есть башни)
– Какая самая старая башня в Кремле? (Тайницкая)
Интересное название: сравните со словом тайна. Башня имела тайник-колодец. Этот тайник и дал название башне.
– Какая башня самая красивая? Что находится на ней? (Спасская башня. Бой башенных часов-курантов по радио слышат каждый день люди всего мира.)
– Зачем в Москве нужны были Царь-колокол и Царь-пушка?
Рассказ учителя о Царь-пушке.
– Жили-были в Москве пушечных дел мастера. Пушкам давали имена по тому зверю, который украшал её: «Лев», «Орёл»…
Андрей Чохов отливал самые хорошие орудия. Вместе с другими мастерами отлил он пушку, которой свет не видывал. Она была очень тяжёлой, стреляла каменной картечью. Поставили её на возвышение для защиты Спасских ворот от крымского хана и его орды. Но хан не дошёл до Москвы. Чоховскую пушку за красоту, за величину прозвали Царь-пушкой. И стоит она в Кремле как памятник мастерству, а не войне.
4 абзац:
– Где находится Красная площадь: в Кремле или у стен Кремля?
– Почему Красная площадь получила такое название?
– Что видела Красная площадь?
5 абзац:
– Почему дороги каждому жителю России Кремль и Красная площадь?
(Это наша история)
Повторное чтение.
Задания и вопросы после чтения.
– Давайте совершим заочное путешествие по Кремлю. Я буду показывать открытки с изображением памятных исторических мест, а вы комментировать их содержание.
Спасская башня
Колокольня Ивана Великого
Успенский собор
VIII. Работа над деформированными предложениями.
– Мы с вами очень много говорили о Москве и на уроках обучения грамоте, и на окружающем мире, и на классных часах. Давайте вспомним пословицы и поговорки о Москве. Но сейчас задание я вам несколько усложню. У меня все предложения рассыпались. Помогите их восстановить.
Москвой-столицей весь народ гордится.
Москва – сердце России.
Наш городок – Москвы уголок.
– Как вы понимаете смысл высказываний?
IX. Заключительная беседа.
– Москва – столица нашей Родины, один из старейших городов России. В Москве работает наш президент (Кто?) и правительство.
– В Москве много разных вокзалов – железнодорожных, речных, аэропорты. Почему? (Потому что столица должна быть связана со всей страной).
– В Москве много промышленных объектов, фабрик, заводов. Это центр научных исследований и учебных заведений. В городе находится самый крупный Университет им. М.В.Ломоносова.
– В Москве много памятников культуры, церквей, соборов, разных красивых мест… Каждый человек, проживающий на территории России должен знать её историю, гордиться ею.
X. Домашнее задание.
– Кремль – ещё не вся Москва. Многие улицы, площади хранят историю в своих названиях.
– Какие улицы Москвы вы знаете?
– А как появились улицы? Об этом вы узнаете, прочитав текст «Имена московских улиц». Постарайтесь ответить на вопрос, как называется главная улица Москвы?
VI. Итог урока.
– С какой буквой сегодня познакомились?
– Почему ь– называет себя фокусником?
– Какова его роль?
– О чём текст, который мы сегодня читали?
– Что узнали интересного?
– Оцените свою работу на уроке.
«Солнышко» – мне всё удалось,
«Солнышко и тучка» – мне не всё удалось,
«Тучка» – у меня ничего не получилось.
Cловарная работа
Мол – насыпь, вал или плотина, прикрывающая гавань от волн.
Моль – крошечный сумеречник (бабочка), гусеничка его, которая точит меха и шерстяную одежду. Есть моль шубная, платяная, сырная, хлебная, овощная.
Угол – перелом, излом. Всякие две встречные черты и промежуток их.
Уголь – полезное ископаемое, вещество для отопления.
Быль – что-то было, случилось, рассказ не вымышленный, а правдивый, старина.
Пыл – самый сильный, пламенный жар, полымя.
Пыль – мельчайшие частицы сухого вещества, которые могут носиться по воздуху.