kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обучения грамоте по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке обучающиеся знакомятся с буквой мягкий знак. Выполняя задания и упражнения ученики сделают вывод о том, что в русском языке есть буква, которая не обозначает звука, смягчает предшествующий согласный.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласных"»

Обучение грамоте, 1 класс.

Тема: Буква ь (мягкий знак) – показатель мягкости согласных.

Цели: – познакомить учащихся с буквой ь;

– научить слышать твёрдое и мягкое звучание согласных;

– развивать речь, мышление, фонематический слух;

– расширять кругозор;

– воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: – разрезные слоги;

– буква ь;

– таблицы с буквосочетаниями;

– звуковые схемы слов;

– таблицы слов;

– карточки для работы над деформированными предложениями;

– открытки с изображением памятных исторических мест;

– выставка книг;

– учебник.

Ход урока.


I. Организация к уроку.

– Доброе утро, мои дорогие! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

II. Речевая разминка.

– А урок мы начнём с речевой разминки. Проговаривайте за мной каждое слово.

(Медленно. Быстрее. Ещё быстрее.)

Уголёк в уголок принеси,

В уголке уголёк погаси.

– Речевая разминка закончена.

III. Актуализация знаний.

Роль гласных второго ряда.

– Прочитайте слоги.

– На какие 2 группы вы можете их разделить? (С твёрдыми и мягкими согласными)

– Прочитайте слоги, в которых согласные – мягкие.

– Какие гласные буквы указывают на то, что согласные – мягкие?

IV.  Постановка учебной задачи

– Кроме гласных букв, у нас есть ещё один мягкий командир. Он выходит на работу там, где не могут работать гласные буквы, например, в конце слов. Он – настоящий фокусник. Как его зовут? Догадайтесь:

Мягкий голос,

Мягкий шаг.

Это буква…(мягкий знак).

V. «Открытие нового знания»

– Хотите узнать, почему он себя называет фокусником?

1). Чтение буквосочетаний – согласных букв с ь в столбиках.

Наблюдение за произношением.

ль бь зь – Прочитаем все вместе, хором

мь вь сь по порядку

рь дь пь вразброс

нь ть – Что заметили?

Вывод: ь не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость согласных.

2). Работа по учебнику, с. 154.

– ь– настоящий фокусник. Почему? Давайте прочитаем пары слов.

  • Откройте учебники на с. 154. Прочитайте 1 столбик слов самостоятельно.

Словарная работа.

– Значение какого слова (из написанных здесь) вам не понятно?

– Какие фокусы и превращения заметили? (Заменили твёрдый согласный на конце слова на мягкий.

Изменился смысл и звучание слов.)

  • Чтение 2 столбика слов. (Самостоятельно, хором.)

Словарная работа.

Лань – животное семейства оленей.

– Что заметили?

– Назовите согласный, который звучит мягко в словах.

– Возьмите цветные карандаши. Давайте составим звуковую схему слова гусь.

– С чего начинаем? (Делим слово на слоги)

– Следующий шаг? (Ставим ударение)

– Нужно ли ставить ударение в этом слове?

– Дайте характеристику каждому звуку.

– Посчитайте, сколько букв? Звуков?

– Что заметили? (букв–4, звуков–3)

– Почему так получилось? (ь звука не обозначает, а обозначает мягкость согласных.)

– Попробуйте выполнить самостоятельно ту же работу со словом лень.

– Почему букв больше, чем звуков?

VI.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

– Выполните самостоятельно по вариантам: лань лось

– Проверка. Посмотрите на доску и проверьте, у кого работа выполнена так же.

  • Игра «Спрячь ь в середину слова».

Огонь – огоньки

Пень –

День –

Зверь –

Вывод: ь может стоять между двух согласных –он смягчительный.


Физминутка.

1). Хлопайте в ладоши, если в слове есть ь.

Осень, февраль, пять, ноль, зима, …

2). Топайте ногами, если в слове, изображённом на картинке есть ь.

Рысь, кот, гусь, …

3). Зрительная гимнастика.


  • Чтение 3 столбика слов.

– Прочитайте ключевые слова к тексту. (Самостоятельно)

– Прочитайте слово, обозначающее здание для богослужения. (Церковь, собор)

– Чем отличаются эти слова?

– Как вы думаете, почему площадь называют Красной? (Предположения)

– Как вы понимаете смысл слова кремль? (Крепость в старинных городах)

– Объясните значение слова колокольня. (Башня с колоколом на здании церкви


VII. Работа с текстом «Московский Кремль».

  • До чтения текста.

– По ключевым словам, названию текста и по картинкам на кубиках сделайте предположение, о чём будет текст.

  • Чтение с комментированием.

1 абзац:

– Чем любуются взрослые и маленькие дети?

2 абзац:

– Кто запомнил слово Кремль?

– Сколько лет Москве?

– Из чего были сделаны стены Кремля?

– Как называли Москву потом? Почему?

3 абзац:

– Как выглядит современный Кремль? (Стены из красного кирпича, есть башни)

– Какая самая старая башня в Кремле? (Тайницкая)


Интересное название: сравните со словом тайна. Башня имела тайник-колодец. Этот тайник и дал название башне.

– Какая башня самая красивая? Что находится на ней? (Спасская башня. Бой башенных часов-курантов по радио слышат каждый день люди всего мира.)

– Зачем в Москве нужны были Царь-колокол и Царь-пушка?


Рассказ учителя о Царь-пушке.

– Жили-были в Москве пушечных дел мастера. Пушкам давали имена по тому зверю, который украшал её: «Лев», «Орёл»…

Андрей Чохов отливал самые хорошие орудия. Вместе с другими мастерами отлил он пушку, которой свет не видывал. Она была очень тяжёлой, стреляла каменной картечью. Поставили её на возвышение для защиты Спасских ворот от крымского хана и его орды. Но хан не дошёл до Москвы. Чоховскую пушку за красоту, за величину прозвали Царь-пушкой. И стоит она в Кремле как памятник мастерству, а не войне.


4 абзац:

– Где находится Красная площадь: в Кремле или у стен Кремля?

– Почему Красная площадь получила такое название?

– Что видела Красная площадь?

5 абзац:

– Почему дороги каждому жителю России Кремль и Красная площадь?

(Это наша история)

  • Повторное чтение.

  • Задания и вопросы после чтения.

– Давайте совершим заочное путешествие по Кремлю. Я буду показывать открытки с изображением памятных исторических мест, а вы комментировать их содержание.

Спасская башня

Колокольня Ивана Великого

Успенский собор


VIII. Работа над деформированными предложениями.

– Мы с вами очень много говорили о Москве и на уроках обучения грамоте, и на окружающем мире, и на классных часах. Давайте вспомним пословицы и поговорки о Москве. Но сейчас задание я вам несколько усложню. У меня все предложения рассыпались. Помогите их восстановить.


Москвой-столицей весь народ гордится.

Москва – сердце России.

Наш городок – Москвы уголок.

– Как вы понимаете смысл высказываний?


IX. Заключительная беседа.

– Москва – столица нашей Родины, один из старейших городов России. В Москве работает наш президент (Кто?) и правительство.

– В Москве много разных вокзалов – железнодорожных, речных, аэропорты. Почему? (Потому что столица должна быть связана со всей страной).

– В Москве много промышленных объектов, фабрик, заводов. Это центр научных исследований и учебных заведений. В городе находится самый крупный Университет им. М.В.Ломоносова.

– В Москве много памятников культуры, церквей, соборов, разных красивых мест… Каждый человек, проживающий на территории России должен знать её историю, гордиться ею.


X. Домашнее задание.

– Кремль – ещё не вся Москва. Многие улицы, площади хранят историю в своих названиях.

– Какие улицы Москвы вы знаете?

– А как появились улицы? Об этом вы узнаете, прочитав текст «Имена московских улиц». Постарайтесь ответить на вопрос, как называется главная улица Москвы?

VI. Итог урока.

– С какой буквой сегодня познакомились?

– Почему ь– называет себя фокусником?

– Какова его роль?

– О чём текст, который мы сегодня читали?

– Что узнали интересного?

– Оцените свою работу на уроке.

«Солнышко» – мне всё удалось,

«Солнышко и тучка» – мне не всё удалось,

«Тучка» – у меня ничего не получилось. 


Cловарная работа

Мол – насыпь, вал или плотина, прикрывающая гавань от волн.

Моль – крошечный сумеречник (бабочка), гусеничка его, которая точит меха и шерстяную одежду. Есть моль шубная, платяная, сырная, хлебная, овощная.

Угол – перелом, излом. Всякие две встречные черты и промежуток их.

Уголь – полезное ископаемое, вещество для отопления.

Быль – что-то было, случилось, рассказ не вымышленный, а правдивый, старина.

Пыл – самый сильный, пламенный жар, полымя.

Пыль – мельчайшие частицы сухого вещества, которые могут носиться по воздуху.

Кон – предел, рубеж, очередь. Часть игры.

Конь – годовалый жеребёнок; лошадь верховая.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Урок обучения грамоте по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласных"

Автор: Шашкина Елена Евгеньевна

Дата: 08.10.2019

Номер свидетельства: 522019

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Тема: " Буква ь-показатель мягкости согласных звуков" "
    ["seo_title"] => string(52) "tiema-bukva-pokazatiel-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov"
    ["file_id"] => string(6) "190626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427200431"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Мягкий знак – показатель мягкости. Две работы буквы ь"."
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-po-obuchieniiu-ghramotie-na-tiemu-miaghkii-znak-pokazatiel-miaghkosti-dvie-raboty-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "248628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446745856"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок "Мягкий знак - показатель мягкости" "
    ["seo_title"] => string(40) "urok-miaghkii-znak-pokazatiel-miaghkosti"
    ["file_id"] => string(6) "105519"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402859421"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "«Буква Ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука» "
    ["seo_title"] => string(85) "bukva-miaghkii-znak-pokazatiel-miaghkosti-priedshiestvuiushchiegho-soghlasnogho-zvuka"
    ["file_id"] => string(6) "163240"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422457857"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Технологическая карта урока по русскому языку 1 класс по теме : "Буква ь. Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука"."
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_russkomu_iazyku_1_klass_po_teme_bukva_pokazate"
    ["file_id"] => string(6) "539850"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1581845999"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства