Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласных на письме.
Цели:
1. Образовательная
o Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласного в позиции на конце слова.
2. Развивающая
Развивать умение быть внимательным, развивать логические приемы мышления – выделение признаков; работать над формированием понятий, подведение под понятие, классификацией; развивать фонематический слух. Формировать компоненты учебной деятельности, приемы рефлексии, самооценку. Развивать такой общедеятельностный прием, как умение быть внимательным; развивать логические приемы мышления – выделение признаков;
3. Воспитательная
o Прививать любовь к чтению; формировать познавательный интерес; воспитывать умение слушать
Формы работы
· Фронтальная
· Парная
· Индивидуальная
Форма урока: классно-урочная
Тип урока: урок получения новых знаний
Оборудование: «Азбука» Н.Г. Агаркова, Ю.А.Агарковой , карточки для работы в парах, фотография коня, звуковые схемы, таблицы для чтения.
Ход урока
Ι. Организационный момент. Цель: Создание положительной эмоциональной направленности на включение в учебную деятельность, основанной на положительном опыте.
II. Работа над темой урока. Цель: подготовка к «мыслительной деятельности» с помощью «мыслительной гимнастики», фиксация затруднения в деятельности.
1. Актуализация знаний (мотивации, рефлексия).
– Что мы уже знаем, чему научились на уроках обучения грамоте?
Ответы детей:
– Мы знаем буквы.
– Мы умеем составлять звуковые схемы.
– Умеем делить слова на слоги.
– Умеем определять в словах ударный слог.
– Умеем записывать слова с помощью букв...
– Итак, мы умеем составлять звуковые схемы?
А)Повторение пройденного
-Отгадайте загадку
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
(Ответ: Мел)
Б) Работа с дидактическим материалом
-Составим звуковую схему к слову мел .
-Какое слово мы записали звуками?
В) Создание проблемной ситуации.
Мы с вами делаем правильно, но компьютер захотел с нами поиграть, кто заметил изменения на доске?
-Давайте прочтем слово по звуковой схеме.
–Уважаемый компьютер, но таких слов в русском языке нет! Правда ребята? (есть)
Толковый словарь русского языка Ожегова «МЕЛЬ . Мелкое место, нанос на дне реки, озера, моря, препятствующий прохождению судов. Пароход сел на мель. Человек сидит на мели (разг) — человек в крайне затруднительном положении(не знает, что делать).
-Помогите записать новое слово буквами (на доске)
-Как же нам на письме показать, что согласный л, мягкий?
ΙΙΙ. Постановка проблемы, составление алгоритма действий
-Кто же может сказать, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
-Как вы думаете, что мы должны выяснить на уроке про эту букву? Какие у вас предложения?
Зачем нужен Ь?
ΙV. Работа по теме урока.
А) Работа по осмыслению
-Итак, что же нам предстоит узнать? (какую роль играет Ь в словах)
Правильно, в этом нам поможет новая буква Ь.
Но мы не умеем её писать. Возьмем серые полоски для букв и сконструируем её.
-Подставим в слово МЕЛ букву «ь», прочтем слово. МЕЛЬ
-Что вы заметили?
-Сколько букв в слове?
-А сколько звуков?
-А мягкий знак - это буква?
-А звук он обозначает?
-Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: ь знак – это помощник. Он показывает, что согласный мягкий, а сам звука не обозначает.
Мягкий знак – хитрый знак,
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
-Что мы хотели узнать на уроке? (какую роль играет Ь)
Кто справился с этой задачей?
2. Фронтальная работа.
Слайды, где выполняют работу по «починке» алфавита.
Внимательно рассмотрите буквы.
АЛУРИНЮЬЯМЙЁ
· На какие две группы можно разделить эти
· Проверим.
· Какая буква «лишняя»?
Что мы о ней знаем? : ь знак – это помощник. Он показывает, что согласный мягкий, а сам звука не обозначает.
Речевая зарядка. Игра"Попугай"
Говори не торопись и смотри не ошибись .( Повторяют хором)
АЛЬ-ОЛЬ-УЛЬ, АРЬ-ОРЬ-УРЬ, АТЬ, ОТЬ, ИТЬ, АСЬ,ОСЬ, УСЬ
ЕДЬ-У НАС В ГОСТЯХ МЕДВЕДЬ
ЫСЬ- В ЛЕСУ ВОДИТСЯ РЫСЬ
ОСЬ-ГУЛЯЕТ ЛОСЬ
ЕНЬ-ЖИВЁТ В ЛЕСУ ОЛЕНЬ.
Работа с «домиком»
- А в каком месте нашего домика должен находиться Ь? (под правым столбиком согласных букв)
- Почему? (они мягкие, а Ь смягчает согласные)
Допишите Ь. Изменится ли ещё что-нибудь в домике? (нет)
-Почему?
Физкультпауза.
Зяблик пинь-пинь - пинь,
Шубку скинь-скинь-скинь
Зяблик распелся, зяблик согрелся
(И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе, повороты вправо, влево)
-Кто был внимательным и услышал слова, в которых нужно написать мягкий знак?
V. Первичное закрепление материала. Стадия рефлексии
· Как читается ь знак?
· Зачем он нужен?
· Потренируемся в чтении.
ль рь нь мь
(чтение хором, индивидуально, тихо, громко)
Презентация. Чтение слов.
- В каких словах встретился Ь? Читаем их хором, индивидуально, тихо, с вопросом
ЕЛЬ, ЛЕНЬ, МОЛЬ, РУЛЬ, НОЛЬ
Игра «если есть - хлопни»
Конь, шкаф, коньки, книга, семья, Буратино, кость, Мальвина, Карлсон, стол,
Лось, глухарь, медведи, рысь, лани, олень, пескари
Работа по «Азбуке»
1. Интересно, а на какой странице в «Азбуке» говорится про Ь? (45).
-Откройте.
2. -Найдите правило. Внимательно рассмотрите. Кто сможет его сформулировать? (Ь –звука не обозначает)
3. Чтение слогов и слов по цепочке.
1)- Добавьте слово.(пузырь) Каким цветом мы его обозначим? (красным)
-Почему? (обозначает предмет)
3)-Составьте предложение со словами У ЕЛИ. Сколько слов в этом предложении? Составьте схему предложения используя разноцветные прямоугольники.
4. Работа в парах. Чтение предложений.
5. Чтение текстов.
Тест- контроль. Дети, отвечая на вопросы, поднимают руку ДА
- Ь – согласная буква. (нет)
- Ь нужен для смягчения согласных (да)
- Ь- звонкий (нет)
- Ь- буква не имеющая звука (да)
- Ь может стоять в начале слова. (нет)
VI. Итог урока.
Я волшебник Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель опасную на море.
Кто волшебник, отгадай,
Выше руку поднимай.
Нарисуйте Ь, но оживите его, для этого изобразите глазки…