kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Мягкий знак - показатель мягкости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласных на письме.

Цели:

1.                Образовательная

o         Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласного в позиции на конце слова.

2.                Развивающая

Развивать умение быть внимательным, развивать логические приемы мышления – выделение признаков; работать над формированием понятий, подведение под понятие, классификацией; развивать фонематический слух. Формировать компоненты учебной деятельности, приемы рефлексии, самооценку.  Развивать такой общедеятельностный прием, как умение быть внимательным; развивать логические приемы мышления – выделение признаков;

3.                Воспитательная

o         Прививать любовь к чтению; формировать познавательный интерес; воспитывать умение слушать

Формы работы

·                     Фронтальная

·                     Парная

·                     Индивидуальная

Форма урока: классно-урочная

Тип урока: урок получения новых знаний

Оборудование: «Азбука» Н.Г. Агаркова, Ю.А.Агарковой , карточки для работы в парах, фотография коня, звуковые схемы, таблицы для чтения.

Ход урока

Ι. Организационный момент. Цель: Создание положительной эмоциональной направленности на включение в учебную деятельность, основанной на положительном опыте.

II. Работа над темой урока. Цель: подготовка к «мыслительной деятельности» с помощью «мыслительной гимнастики», фиксация затруднения в деятельности.

1. Актуализация знаний (мотивации, рефлексия).

– Что мы уже знаем, чему научились на уроках обучения грамоте?

Ответы детей:

– Мы знаем буквы.

– Мы умеем составлять звуковые схемы.

– Умеем делить слова на слоги.

– Умеем определять в словах ударный слог.

– Умеем записывать слова с помощью букв...

– Итак, мы умеем составлять звуковые схемы?

А)Повторение пройденного

-Отгадайте загадку

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Ответ: Мел)

Б) Работа с дидактическим материалом

-Составим звуковую схему к слову мел .

-Какое слово мы записали звуками?

В) Создание проблемной ситуации.

Мы с вами делаем правильно, но компьютер захотел с нами поиграть, кто заметил изменения на доске?

-Давайте прочтем слово по звуковой схеме.

 –Уважаемый компьютер, но таких слов в русском языке нет! Правда ребята? (есть)

Толковый словарь русского  языка Ожегова «МЕЛЬ . Мелкое место, нанос на дне реки, озера, моря, препятствующий прохождению судов. Пароход сел на мель.  Человек сидит  на мели (разг) — человек в крайне затруднительном положении(не знает, что делать).

-Помогите записать новое слово буквами  (на доске)

-Как же нам на письме показать, что согласный л, мягкий?

ΙΙΙ. Постановка проблемы, составление алгоритма действий

-Кто же может сказать, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

-Как вы думаете, что мы должны выяснить на уроке про эту букву? Какие у вас предложения?

Зачем нужен Ь?

ΙV. Работа по теме урока.

А) Работа по осмыслению

-Итак, что же нам предстоит узнать? (какую роль играет Ь в словах)

Правильно, в этом нам поможет новая буква Ь.

 Но мы не умеем её писать. Возьмем серые полоски для букв и сконструируем её.

-Подставим в слово  МЕЛ букву «ь», прочтем слово. МЕЛЬ

-Что вы заметили?

-Сколько букв в слове?

-А сколько звуков?

-А мягкий знак - это буква?

-А звук он обозначает?

-Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: ь знак – это помощник. Он показывает, что согласный мягкий, а сам звука не обозначает.

Мягкий знак – хитрый знак,
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

-Что мы хотели узнать на уроке?  (какую роль играет Ь)

Кто справился с этой задачей?

 

 

2. Фронтальная работа.

Слайды, где выполняют работу по «починке» алфавита.

Внимательно рассмотрите  буквы.

АЛУРИНЮЬЯМЙЁ

·                     На какие две группы можно разделить эти

·                     Проверим.

·                     Какая буква «лишняя»?

Что мы о ней знаем? : ь знак – это помощник. Он показывает, что согласный мягкий, а сам звука не обозначает.

Речевая зарядка. Игра"Попугай"
Говори не торопись и смотри не ошибись .( Повторяют хором)
АЛЬ-ОЛЬ-УЛЬ, АРЬ-ОРЬ-УРЬ, АТЬ, ОТЬ, ИТЬ, АСЬ,ОСЬ, УСЬ
ЕДЬ-У НАС В ГОСТЯХ МЕДВЕДЬ
ЫСЬ- В ЛЕСУ ВОДИТСЯ РЫСЬ
ОСЬ-ГУЛЯЕТ ЛОСЬ

ЕНЬ-ЖИВЁТ В ЛЕСУ ОЛЕНЬ.

Работа с «домиком»

- А в каком месте нашего домика должен находиться Ь? (под правым столбиком согласных букв)

- Почему? (они мягкие, а Ь смягчает согласные)

Допишите Ь.  Изменится ли ещё что-нибудь в домике? (нет)

-Почему?

Физкультпауза.

Зяблик пинь-пинь - пинь,
Шубку скинь-скинь-скинь
Зяблик распелся, зяблик согрелся

(И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе, повороты вправо, влево)

-Кто был внимательным и услышал слова, в которых нужно написать мягкий знак?

V. Первичное закрепление материала. Стадия рефлексии

·                     Как читается ь знак?

·                     Зачем он нужен?

·                     Потренируемся в чтении.

ль рь нь мь

(чтение хором, индивидуально, тихо, громко)

Презентация. Чтение слов.

- В каких словах встретился Ь? Читаем их хором, индивидуально, тихо, с вопросом

ЕЛЬ, ЛЕНЬ, МОЛЬ, РУЛЬ, НОЛЬ

Игра «если есть - хлопни»

Конь, шкаф, коньки, книга, семья, Буратино, кость, Мальвина, Карлсон, стол,
Лось, глухарь, медведи, рысь, лани, олень, пескари

Работа по «Азбуке»

1. Интересно, а  на какой странице в «Азбуке» говорится про Ь? (45).

-Откройте. 

2. -Найдите правило. Внимательно рассмотрите. Кто сможет его сформулировать? (Ь –звука не обозначает)

3. Чтение слогов и слов по цепочке.

1)- Добавьте слово.(пузырь) Каким цветом мы его обозначим? (красным)

-Почему? (обозначает предмет)

3)-Составьте предложение со словами У ЕЛИ. Сколько слов в этом предложении? Составьте схему предложения используя разноцветные прямоугольники.

4. Работа в парах. Чтение предложений.

5. Чтение текстов.

Тест- контроль. Дети, отвечая на вопросы, поднимают руку ДА

  1. Ь – согласная буква. (нет)
  2. Ь нужен для смягчения согласных (да)
  3. Ь- звонкий (нет)
  4. Ь- буква не имеющая звука (да)
  5. Ь может стоять в начале слова. (нет)

VI. Итог урока.

Я волшебник Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель опасную на море.
Кто волшебник, отгадай,
Выше руку поднимай.

Нарисуйте Ь, но оживите его, для этого изобразите глазки…

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Мягкий знак - показатель мягкости" »

Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласных на письме.

Цели:

  1. Образовательная

    • Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласного в позиции на конце слова.

  2. Развивающая

Развивать умение быть внимательным, развивать логические приемы мышления – выделение признаков; работать над формированием понятий, подведение под понятие, классификацией; развивать фонематический слух. Формировать компоненты учебной деятельности, приемы рефлексии, самооценку. Развивать такой общедеятельностный прием, как умение быть внимательным; развивать логические приемы мышления – выделение признаков;

  1. Воспитательная

    • Прививать любовь к чтению; формировать познавательный интерес; воспитывать умение слушать

Формы работы

  • Фронтальная

  • Парная

  • Индивидуальная

Форма урока: классно-урочная

Тип урока: урок получения новых знаний

Оборудование: «Азбука» Н.Г. Агаркова, Ю.А.Агарковой , карточки для работы в парах, фотография коня, звуковые схемы, таблицы для чтения.



Ход урока

Ι. Организационный момент. Цель: Создание положительной эмоциональной направленности на включение в учебную деятельность, основанной на положительном опыте.


II. Работа над темой урока. Цель: подготовка к «мыслительной деятельности» с помощью «мыслительной гимнастики», фиксация затруднения в деятельности.


1. Актуализация знаний (мотивации, рефлексия).

– Что мы уже знаем, чему научились на уроках обучения грамоте?

Ответы детей:

– Мы знаем буквы.

– Мы умеем составлять звуковые схемы.

– Умеем делить слова на слоги.

– Умеем определять в словах ударный слог.

– Умеем записывать слова с помощью букв...

– Итак, мы умеем составлять звуковые схемы?


А)Повторение пройденного

-Отгадайте загадку

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Ответ: Мел)

Б) Работа с дидактическим материалом

-Составим звуковую схему к слову мел .

-Какое слово мы записали звуками?

В) Создание проблемной ситуации.


Мы с вами делаем правильно, но компьютер захотел с нами поиграть, кто заметил изменения на доске?

-Давайте прочтем слово по звуковой схеме.

–Уважаемый компьютер, но таких слов в русском языке нет! Правда ребята? (есть)

Толковый словарь русского языка Ожегова «МЕЛЬ . Мелкое место, нанос на дне реки, озера, моря, препятствующий прохождению судов. Пароход сел на мель. Человек сидит на мели (разг) — человек в крайне затруднительном положении(не знает, что делать).

-Помогите записать новое слово буквами (на доске)

-Как же нам на письме показать, что согласный л, мягкий?


ΙΙΙ. Постановка проблемы, составление алгоритма действий

-Кто же может сказать, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

-Как вы думаете, что мы должны выяснить на уроке про эту букву? Какие у вас предложения?

Зачем нужен Ь?


ΙV. Работа по теме урока.

А) Работа по осмыслению

-Итак, что же нам предстоит узнать? (какую роль играет Ь в словах)

Правильно, в этом нам поможет новая буква Ь.

Но мы не умеем её писать. Возьмем серые полоски для букв и сконструируем её.

-Подставим в слово МЕЛ букву «ь», прочтем слово. МЕЛЬ


-Что вы заметили?

-Сколько букв в слове?

-А сколько звуков?

-А мягкий знак - это буква?

-А звук он обозначает?

-Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: ь знак – это помощник. Он показывает, что согласный мягкий, а сам звука не обозначает.

Мягкий знак – хитрый знак,
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.



-Что мы хотели узнать на уроке? (какую роль играет Ь)

Кто справился с этой задачей?



2. Фронтальная работа.

Слайды, где выполняют работу по «починке» алфавита.

Внимательно рассмотрите буквы.

АЛУРИНЮЬЯМЙЁ

  • На какие две группы можно разделить эти

  • Проверим.

  • Какая буква «лишняя»?

Что мы о ней знаем? : ь знак – это помощник. Он показывает, что согласный мягкий, а сам звука не обозначает.


Речевая зарядка. Игра"Попугай"
Говори не торопись и смотри не ошибись .( Повторяют хором)
АЛЬ-ОЛЬ-УЛЬ, АРЬ-ОРЬ-УРЬ, АТЬ, ОТЬ, ИТЬ, АСЬ,ОСЬ, УСЬ
ЕДЬ-У НАС В ГОСТЯХ МЕДВЕДЬ
ЫСЬ- В ЛЕСУ ВОДИТСЯ РЫСЬ
ОСЬ-ГУЛЯЕТ ЛОСЬ

ЕНЬ-ЖИВЁТ В ЛЕСУ ОЛЕНЬ.


Работа с «домиком»

- А в каком месте нашего домика должен находиться Ь? (под правым столбиком согласных букв)

- Почему? (они мягкие, а Ь смягчает согласные)

Допишите Ь. Изменится ли ещё что-нибудь в домике? (нет)

-Почему?



Физкультпауза.

Зяблик пинь-пинь - пинь,
Шубку скинь-скинь-скинь
Зяблик распелся, зяблик согрелся

(И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе, повороты вправо, влево)

-Кто был внимательным и услышал слова, в которых нужно написать мягкий знак?

V. Первичное закрепление материала. Стадия рефлексии

  • Как читается ь знак?

  • Зачем он нужен?

  • Потренируемся в чтении.

ль рь нь мь

(чтение хором, индивидуально, тихо, громко)



Презентация. Чтение слов.

- В каких словах встретился Ь? Читаем их хором, индивидуально, тихо, с вопросом

ЕЛЬ, ЛЕНЬ, МОЛЬ, РУЛЬ, НОЛЬ

Игра «если есть - хлопни»

Конь, шкаф, коньки, книга, семья, Буратино, кость, Мальвина, Карлсон, стол,
Лось, глухарь, медведи, рысь, лани, олень, пескари


Работа по «Азбуке»

1. Интересно, а на какой странице в «Азбуке» говорится про Ь? (45).

-Откройте.

2. -Найдите правило. Внимательно рассмотрите. Кто сможет его сформулировать? (Ь –звука не обозначает)

3. Чтение слогов и слов по цепочке.

1)- Добавьте слово.(пузырь) Каким цветом мы его обозначим? (красным)

-Почему? (обозначает предмет)

3)-Составьте предложение со словами У ЕЛИ. Сколько слов в этом предложении? Составьте схему предложения используя разноцветные прямоугольники.

4. Работа в парах. Чтение предложений.

5. Чтение текстов.


Тест- контроль. Дети, отвечая на вопросы, поднимают руку ДА

  1. Ь – согласная буква. (нет)

  2. Ь нужен для смягчения согласных (да)

  3. Ь- звонкий (нет)

  4. Ь- буква не имеющая звука (да)

  5. Ь может стоять в начале слова. (нет)

VI. Итог урока.

Я волшебник Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель опасную на море.
Кто волшебник, отгадай,
Выше руку поднимай.

Нарисуйте Ь, но оживите его, для этого изобразите глазки…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Мягкий знак - показатель мягкости"

Автор: Соловьёва Маргарита Григорьевна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105519

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) ""Мягкий знак- показатель мягкости""
    ["seo_title"] => string(35) "miaghkii-znak-pokazatiel-miaghkosti"
    ["file_id"] => string(6) "291647"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455175264"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Мягкий знак – показатель мягкости. Две работы буквы ь"."
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-po-obuchieniiu-ghramotie-na-tiemu-miaghkii-znak-pokazatiel-miaghkosti-dvie-raboty-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "248628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446745856"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "План-конспект урока русского языка  во 2 классе.  Мягкий знак – показатель мягкости согласных."
    ["seo_title"] => string(86) "plankonspiekturokarusskoghoiazykavo2klassiemiaghkiiznakpokazatielmiaghkostisoghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "284438"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453982586"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Закрепление изученного по теме «Мягкий знак-показатель мягкости предшествующего согласного звука». "
    ["seo_title"] => string(118) "zakrieplieniie-izuchiennogho-po-tiemie-miaghkii-znak-pokazatiel-miaghkosti-priedshiestvuiushchiegho-soghlasnogho-zvuka"
    ["file_id"] => string(6) "118831"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413269329"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока русского языка "Мягкий знак - показатель мягкости" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-miaghkii-znak-pokazatiel-miaghkosti-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "228473"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441307184"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства