договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Может быть использован как на этапе знакомства с буквой, так и на этапе обобщения изученного материала.
Презентация к уроку может использоваться как наглядность на уроках письма (обучение грамоте).
Этапы урока | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Задания, способствующие достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Проверяют на столах наличие учебных принадлежностей к уроку (букварь, тетрадь, пенал, листки успешности) | Проверка готовности к уроку. Настрой на работу. Напоминает, что каждое верно выполненное задание отмечаем «+» на ступеньке лестницы. | Долгожданный дан звонок. Начинается урок. А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё на месте? Всё в порядке? Книжка? Ручки? А тетрадки? Теперь улыбнёмся друг другу. Желаю вам успехов, а успехи вы будете отмечать на своей «лестнице успешности». Слайд № 1 | Проявление этических чувств, прежде всего доброжелательности. | Регулятивные КоммуникативныеЛичностные |
2.Актуализация знаний. Цель: проверка умений определять мягкость согласных звуков | Самостоятельное выполнение задания: делят буквы на группы, объясняют, по какому признаку разделили. (Отмечают результат на «лестнице успешности»). Чтение слов и выделение букв, обозначающих мягкие согласные звуки. | Формулирует задание с целью актуализации опорных знаний Координирует действия уч-ся | 1. (На экранепоказаны гласные буквы – а, я, о, у, ю, и, ы, э, е, ё).Слайд № 2 - разделите буквы на группы и объясните по какому признаку вы это сделали. Можно ли их разделить по-разному? (Возможны 2 варианта: 1 – гласные буквы, обозначающие 1 звук и гласные буквы, обозначающие 2 звука. 2 - гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука и гласные буквы, обозначающие мягкость согласного звука.) Слайд № 3 2. Чтение слов: Мял мыл мел мул мёл мил мал Подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Чем обозначена мягкость? Слайд № 4 | Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Строить логические цепи в рассуждении | Регулятивные Познавательные |
3.Формулирование темы урока, постановка проблемы, цели урока Цель:подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока | Читают карточки с заданием, находят слова, написанные неправильно: пыл сем солвернусИгор Делают с помощью учителя вывод о необходимости ещё одной буквы, обозначающей мягкость согласного звука. | Вызов имеющихся знаний Подводит учащихся к формулированию темы урока | (Карточка с заданием у каждого на столе и выведена на интерактивную доску). Слайд № 5 - Прочитайте записку, которую мальчик оставил маме. Верно ли он написал её или вы не согласны с написанием каких-то слов? - Как вы научились обозначать мягкость согласных звуков? Могут ли в этом задании нам помочь гласные буквы и, ё, е, ю, я? Слайд № 6 -Как вы думаете какая тема будет урока? | Осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя Высказывать свое мнение Начальные навыки умения формулировать учебную задачу; | ПознавательныеКоммуникативные |
4. Изучение нового Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действий с информацией | Выполняют задания, данные на слайдах Делают вывод, что нет слов, начинающихся с мягкого знака Сравнивают произношение и написание и делают вывод, что мягкий знак не имеет звука, мягкий знак изменяет лексическое значение слова Сравнивают произношение и написание и делают вывод, что мягкий знак изменяет лексическое значение слова | Проводит демонстрацию презентации Выводит страницу учебника на интерактивную доску Организует фронтальную работу: прочитать слово, определить звук на месте буквы, дать характеристику каждому звуку Просит прочитать слова и сравнить их. | 1.Знакомство с новой буквой. 2. Работа по букварю, стр.86 Как выглядит ь? Почему нет заглавной буквы? Слайд № 7 Сравнение схем слов РИС – РЫСЬ Слайд № 8 Чем похожи, чем отличаются? – Как обозначена мягкость [р]? И – Как обозначена твёрдость [р]? Ы – Как обозначить мягкость [с]? ? Определение «чего не знаю?» Вывод: Необходимо ввести новый знак для обозначения мягкости согласных. «Ь» Сколько звуков в слове РЫСЬ? – Сколько букв? Сколько звуков? – Почему так получилось: букв больше, чем звуков? (Ь звука не обозначает) Мягкий голос, Мягкий шаг. Это буква…? (ь) Слайд № 9. Мягкий знак – хитрый знак. Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Слайд №10. Звуко-буквенный анализ слов: угол-уголь. Слайд № 11, 12, 13 Какой звук обозначает мягкий знак? Чтение слов и сравнение их написания и произношения. Уточняем значение слов. Кон хор мел галка банка Конь хорь мель галька банька Вывод. Слайд № 14 | Начальные навыки умения удерживать учебную задачу; Использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач; | Познавательные Коммуникативные |
Физкультминутка. | Выполняют в движении по образцу | Предлагает провести физминутку | | Готовность следовать нормам здоровьесберегающегоповедения | |
5.Закрепление нового Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Выполняют в тетрадях с проверкой на интерактивной доске (Отмечают результат на «лестнице успешности»). Читают предложение и предлагают возможное продолжение (учиться, писать, решать и т.д.) Выполняют звуковую схему слова, записывают его и определяют количество букв и звуков в слове. (Отмечают результат на «лестнице успешности»). | Формулирует задание Предлагает прочитать и продолжить предложение, обращает внимание на то, что в школу приходят не только за знаниями, но и учиться дружить, помогать друг другу, учиться жить в коллективе. Организует работу в парах | 1.Работа в тетради: (с.40) Задание 1. В названии каких чисел встречаем ь? Задание 2. Звуко-буквенный анализ слов – лось, коньки. 2. Закончить предложение: В школе я учусь: читать, думать, дружить,… Слайд № 15 3. Работа в парах: составит звуковую схему слов к рисункам (конь, гусь) и записать слово. Слайд № 16 | Использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению; | Познавательные КоммуникативныеЛичностные |
Гимнастика для глаз | Выполняют в движении по образцу | Предлагает провести физминутку для глаз | | Готовность следовать нормам здоровьесберегающегоповедения | |
Работа с текстом. | Определяют, что текст не имеет названия. Находят границы абзацев (красную строку). Находят восклицательные предложения и прочитывают их выразительно. Подчёркивают слова с ь. | Проводит работу по подготовке к первичному восприятию текста. Текст учитель выводит на интерактивную доску. | 1. Просмотреть текст. Есть ли у него название? Работа по букварю. Из скольких частей состоит? Есть слова с ь? Есть ли восклицательные предложения? | Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя | Познавательные Коммуникативные Личностные |
| Выполняют в движении по образцу Читают предложение, вспоминают жизненные ситуации. Озвучивание предложения и разыгрывание ситуации с применением данного предложения. Читают последовательно текст. Соотносят рисунок с содержанием. Участвуют в беседе. Высказывают свои предположения. Анализируют поступок Игоря и свои поступки с точки зрения – это забота или нет? | Предлагает прочитать предложение и его озвучить. Просит вспомнить ситуации, когда это предложение произносится. Организует первичное чтение текста и фронтальную беседу по содержанию. Проводит воспитательный момент о том, что значит быть заботливым человеком. Обращает внимание на то, что родителям нужно помогать, а так же предупреждать о том, куда уходите и на сколько. | 2. Чтение предложения с доски: «Т-с-с-с-с!» Слайд № 17 Что оно обозначает? Как произносим? Озвучивание предложения и разыгрывание ситуации с применением данного предложения. 3. Первичное чтение текста: Подходит ли рисунок к данному тексту? Что мы называем лакомством? О каком лакомстве идёт речь в тексте? Для кого соль является лакомством? Кто принёс соль в лес? Кого называют лесником? Каким назван лесник в тексте и почему? Что значит быть заботливым человеком? В начале урока вы читали записку мальчика Игоря, которую он оставил для мамы. Можно ли его считать заботливым сыном? Можете ли вы себя назвать заботливым? О ком вы заботитесь? | Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию Ориентирование в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | |
6.Рефлексия учебной деятельности на урокеЦель:соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. | Оценивают свою работу по «лестнице успешности». | Проводит рефлексию и просит оценить свою работу на уроке. | Что нового узнали на уроке? Что понравилось? В чём вы были успешны? Какие трудности были? Слайд № 18, 19. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | Регулятивные Коммуникативные |