Урок обучения грамоте. Тема "Буква Ь – показатель мягкости согласных звуков". 1-й класс.
Разработала учитель начальных классов: Пехтерева Светлана Владиславовна.
Цели урока:
Создать условия для ознакомления учащихся с буквой «ь», обозначающих мягкость согласных, развитие речи, памяти, логического мышления.
Тип урока: Решение учебной задачи.
Планируемые результаты: Осознают роль буквы «ь», как обозначение мягкости согласных на конце слова, читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
УУД:
Регулятивные: Удерживают цель до получения её результата, регулируют собственную деятельность в том числе, учебную. Направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира и природы, социальной действительности и внутренней жизни.
Познавательные: Обще-учебные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте. Логические: характеризуют букву «ь».
Коммуникативные: Выразительно рассказывают. Осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками.
Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор, экран, учебник, карточки.
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Программа: УМК «Школа России».
Ход урока
1. Орг.момент.
- У нас сегодня необычный урок обучения грамоте. Давайте поприветствуем друг друга. Здравствуйте тихонько садитесь.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Изучение нового материала.
Различение звуков. Игра «Твёрдый-мягкий».
- Давайте потренируемся в различении звуков, поиграем в игру «Твёрдый-мягкий». На столах у вас карточки с синим кружком и зелёным кружком. Напомните, пожалуйста, что они обозначают. (Синий цвет - твёрдый звук, зелёный цвет - мягкий звук). Итак, внимание, я называю звуки, а вы показываете его обозначение.
[м] - [м,] [ н ] [ л ] [ ч ] [ д ]
[п,] - [п]
[з] - [з,]
[т] - [т,] и т.д.
- Молодцы. А какую букву надо поставить на письме, чтобы согласные звуки произносились твердо (а, о, у, ы.), а мягко? ( я, и, е).Какие это буквы? ( гласные)
-Подумайте, может кто- то из вас еще знает какую-то букву, которая указывает на мягкость согласного?
3.Сообщение темы, цели урока.
- Мы продолжаем наше путешествие по стране волшебных букв. Живёт в нашей Азбуке известный фокусник.
Как его зовут? Догадайтесь.
Доскажите словечки и узнаете тему нашего урока:
Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква… (мягкий знак)
- Правильно, тема нашего урока «Буква ь (мягкий знак) - показатель мягкости согласных звуков».
- Учитывая тему нашего урока, поставим перед собой цели нашей работы:
- познакомиться с новой буквой;
- учиться читать буквосочетания, слова с новой буквой;
- Может кто- то из Вас знает, как выглядит эта буква? Кто хочет показать? Молодцы.
- Теперь попробуйте выложить эту букву. (Из счётных палочек, из ниток, проволоки и пластилина.)
4.Знакомство с новой буквой.
- Вот она буква ь (мягкий знак) На доску вывешивается буква ь.
- Как вы думаете ребята, для чего нам буква ь? Сейчас обсудите в группах и выскажите свои предположения? (смягчать согласные звуки)
- Вот для этого и служит буква ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
- На что похожа буква мягкий знак? (Предположения детей.)
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
5.Чтение с доски. ( хором по группам)
- Сейчас мы будем учиться читать буквосочетания с новой буквой по заданиям.
На доске буквосочетания. Нь, мь, ль, рь, бь, пь,вь.дь,ть,сь
Задание 1: прочитать буквосочетания тихо. Первая группа читает справа налево.
Задание 2: прочитать буквосочетания громко. Вторая группа наоборот читает слева направо.
(Вы сейчас попробуйте. Чтобы читали хором не перебивая и не отставая)
- Да, мягкий знак – настоящий фокусник. В чём же заключался его фокус? Как произносили буквосочетания? (Мягко)
Вывод: Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков на письме.
6.Слого - звуковой анализ слов «мел» - «мель».
- Но это ещё не все фокусы мягкого знака. Внимание на доску.
- На доске схемы двух слов.
- Чем отличаются эти схемы? (Последними звуками: один твёрдый, другой мягкий).
- Послушайте загадку и догадайтесь, какое слово спряталось в первой схеме.
Белый камешек растаял
На доске следы оставил. (мел)
(На доске над схемой дети выставляют слово, собирают его из букв.)
- Какую букву надо поставить во втором слове, чтобы последний звук произносился мягко?
(Поставить букву мягкий знак).
- Какие фокусы и превращения вы заметили?
(Заменили твёрдый на мягкий изменилось звучание слова и смысл).
- Что обозначает слово «мел»?
Мел - мягкий белый известняк (осадочная горная порода), употребляется в промышленности, для окраски, писания.
7.Придумайте предложение.
Я пишу мелом на доске.
Что обозначает слово «мель»?
Мель – мелководное место в реке, водоёме.
Придумайте предложение. Мы плыли по реке на лодке и попали на мель.
- Что ещё заметили? Обратите внимание на количество букв и звуков в слове «мель». (Мягкий знак не обозначает звука).
8.Чтение вполголоса.
- Учимся читать, слушая свой голос. (слова напечатать на листах) (сейчас вы получите группы слов, ваша задача прочитать их, если кто- то затрудняется, помогаем друг другу)
- По ходу чтения карандашом отметьте непонятные слова для вас.
9.Словарная работа.
- Какие слова непонятны? Обсудите в группе значение слов. Куда мы можем обратиться, что бы узнать что же это за слова?
- Ну, что же обратимся за помощью к нашему фокуснику мягкому знаку. Внимание на экран.
Приложение 1, слайды 7,8,9,10,11.
(Объяснение значений слов.)
МОЛ – примыкающее одним концом к берегу оградительное сооружение для защиты порта от морских волн.
МОЛЬ – маленькая бабочка, гусеницы, которая является вредителем меха, шерсти, хлебных зёрен, растений.
УГОЛ – в геометрии плоская фигура, образованная лучами, исходящими из одной точки. Угол комнаты.
УГОЛЬ – ископаемое твёрдое, горючее вещество растительного происхождения. Каменный уголь.
БЫЛ – слово в русском языке, употребляется для обозначения действия в прошедшем времени.
БЫЛЬ – то, что было в действительности, действительное происшествие.
ПЫЛ – сильный жар от огня. Пирожки с пылу, с жару.
ПЫЛЬ – мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь.
КОН – место, куда в игре надо попасть при броске.
КОНЬ – непарнокопытное животное семейства лошадиных.
10.ФИЗМИНУТКА.
- А теперь давайте отдохнём. Встали все.
- Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.
Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хорь, карась, гуси, гусь, кон, конь, роль, соль, ёлка, ель, осень, лето. Молодцы.
11.Развитие речи. Работа с иллюстрацией. (учебник стр.10)
Рассмотрите картинку, составьте по ней рассказ. Придумайте сказочную историю про лося. (работа в парах)
12.Чтение пословиц и объяснение их смысла.
Сентябрь холоден, да сыт.
Ноябрь - ворота зимы.
Октябрь землю покрыл где снегом, где листом.
-Как понимаете смысл? Обведите в кружок ь. Сколько раз он вам встретился?
-Подумайте и назовите все месяцы года.
1 группа называет осенние и зимние месяцы.(сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль)
2-я группа весенние и летние. Надо подумать в каких названиях на конце ь? (апрель июнь, июль.)
Названия каких месяцев имеют на конце мягкий знак?
13.Чтение текста про лося на странице 11.
-Что узнали про лося? Как можно озаглавить этот текст?
14.Обозначение мягкости согласных звуков гласными.
- Расхвастался мягкий знак, что он самый волшебный и красивый. Кто же поставит хвастунишку фокусника на место?
(Предположения детей.)
- Некоторые жители нашей Азбуки стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был ЛУК, стал ЛЮК, был МАЛ, стал МЯЛ».
Так гласные поставили хвастунишку на место.
- Кто поставил хвастунишку на место?
(Гласные, которые обозначают мягкость согласных на письме).
- Назовите их, (Е, Ё,И,Ю,Я)
-Что же вы нового узнали про ь?
15.Итог урока.
Поднимите руку, кому понравилось знакомство с известным фокусником, который живёт в стране волшебных букв. Что понравилось?
Что нового узнали на уроке?
Чему учились?
16.Оценка урока.
А теперь оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.
17.Рефлексия.
- Кто хочет объяснить, почему выбрал того или другого Смайлика?
- С чем связано такое ваше настроение на уроке?
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали. Порадовали меня, гостей, и на родительском собрании я вас всех похвалю, за то, что вы так хорошо работали. Мамам и папам будет очень приятно. Спасибо всем. Урок закончен.