3. Воспитывать доброжелательность, стремление помогать друг другу.
4. Коррекция памяти на основе запоминания стихотворений, мышления при анализе пословиц.
Ход занятия.
I Орг. момент.
Раз, два, три, четыре пять –
Занятие нам пора начать
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
II Сообщение темы.
Внимательно послушайте песню и скажите о чем она? (Звучит песня «Дружба крепкая»)
- О чем песня? (О дружбе, друге)
- Кто догадался о чем пойдет речь на занятии? Давайте прочитаем тему занятия.
III Основная часть.
- Кто такой друг? (Человек, дружит, никогда не обижает, не обманывает)
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.
Поднимите руку те, у кого есть друзья.
- Как вы понимаете пословицу «Нет друга, ищи, а нашел – береги»? (Без друзей жить трудно, если мы встретили друга, его не нужно обижать)
- Что связывает друзей? (Дружба)
- Что такое дружба? (Это когда у тебя есть друг, вы дружите с ним и никогда не ссоритесь, не обижаете друг друга)
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, объединенные одинаковыми интересами.
Во все времена и у всех народов очень высоко ценилась дружба, верность, преданность. «Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг» - писал в XII веке Руставели. Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе. В дружной работе, в общем отдыхе, во взаимовыручке народ усматривал силу. Давайте поиграем, а заодно вспомним пословицы о дружбе.
Игра «Доскажи пословицы».
Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете.
Все за одного, а один….. (за всех)
Семеро одного….. (не ждут)
Один в поле….. (не воин)
Старый друг….. (лучше новых двух)
Не бросай друга…(в беде)
Сам погибай, а товарища…..(выручай)
Не имей сто рублей, а имей…..(сто друзей)
Человек без друга, что дерево……(без корней)
Вот видите, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть.
- А сейчас прочитайте поговорки о дружбе и постарайтесь объяснить их смысл.
Трусливый друг опаснее врага.(Врага опасаешься, а на друга полагаешься. В трудную минуту трусливый друг может подвести.)
Дружба, что стекло, расколешь не соберешь.(Разбитое стекло не вставить в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда.)
Дерево крепко корнями, а человек друзьями.(Чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде. Чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы)
Слово «дружба» по своему значению тесно связано с таким понятием, как родственная близость. Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний, единство в восприятии окружающего мира и в отношении к нему.
Послушайте стихотворение В. Шекспира.
Настоящий друг везде Верен в счастье и беде; Грусть твоя его тревожит, Ты не спишь – он спать не может. И во всём, без дальних слов, Он помочь тебе готов.
- А каким бы вы хотели видеть своего друга?
От друга требуется немного: понимание. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит её с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.
- Можно ли представить друга злым, завистливым? (Нет)
Внимательно послушайте стихотворение и скажите что произошло с подружками?
Подружки
Мы поссорились с подружкой И уселись по углам. Очень скучно друг без дружки! Помириться нужно нам. Я ее не обижала – Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам!». Я пойду и помирюсь, Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай!».
А. Кузнецова
- Что произошло с подружками и почему? Можно ли так поступать с друзьями?
Сейчас немного поиграем. На доске висят различные человеческие качества. Нужно выбрать те, которые должны быть у настоящего друга. (Жадный, добрый, щедрый, верный, лживый, честный, доброжелательный, жестокий, надёжный, хвастливый)
Давайте прочитаем, что у нас получилось? Каким должен быть друг?
Друг
Добрый
Щедрый
Верный
Честный
Доброжелательный
Надежный
Тот, кто хочет дружить, должен научиться этому. И начать надо с самого себя. Вы должны в себе самом найти ответ – готовы ли вы встретить друга? Ведь именно с тем, что содержится в человеке, выходит он к людям, только своими человеческими качествами он может заслужить дружбу.
Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы все прислушивались только к их мнению, бесприкословно им подчинялись.
- Почему никто не хотел дружить с девочкой? (Девочка искала друга для своей выгоды) Действительно, она думала только о себе и хотела иметь выгоду только для себя.
Создание ситуаций.
1 Представьте себе…
Вы пошли в поход, и идти осталось немного, а ваш друг устал. Ваши действия. (Нужно остановиться и передохнуть)
2. Привал. Все устали, но вашему другу выпал жребий идти за водой и чистить картошку. Ваши действия. (Нужно помочь другу)
3. Вам понравился отдых, и друг решил вырезать на березе свои инициалы. Как вы поступите? (Скажу другу, что дерево может погибнуть и этого делать нельзя)
4. Посуду нес ваш друг, а вы продукты. На обратном пути вам не придется нести продукты, т.к. они уже съедены. Кто понесет посуду?
5. Ваш друг во время игры нечаянно порвал вашу куртку. Ваши действия? (Прощу друга и сам зашью куртку)
6. Неуютный дождливый вечер. По пустынной дороге идут трое ребят. Идти им еще далеко, а попутных машин нет. Все устали и задумались. Но вот показалась машина. Ребята обрадовались, бросились к ней, но там оказалось только одно свободное место. Как же быть? Это должна была подсказать ребятам дружба… На лице высокого, сильного парня, спортивного вида явно читалось: «Меня, меня возьмите!» О других он не думал. Среди них был невысокий, худенький, какой-то болезненный мальчик, но он просил шофёра: «Возьмите Сашу, он ногу натёр». Сашей звали третьего мальчика самого, казалось, безучастного к тому, что происходило. А он думал в это время: «Раз место одно – оно нам не нужно» И Саша решительно сказал: «Или всем ехать, или всем идти!» Машина уехала.
- Какие взгляды на дружбу были у каждого из этих мальчиков? (1- й думал только о себе, а два других настоящие друзья)
- Как вы поступили в этой ситуации? (Так же, как Саша)
Физминутка.Песня-игра «Дружат дети всей земли».
Шире круг, шире круг!
Музыка зовёт
(Дети делают несколько шагов от центра круга назад)
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод.
(Идут по кругу вправо)
Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине
(Останавливаются. Поднимают вверх руки, плавно покачивают ими, наклоняются)
Дружит с небом океан,
Дружат люди разных стран
(Кладут руки на плечи друг другу и стоят на месте, покачивая в такт музыки)
Дружит солнце и весна,
Дружат звезды и луна!
(Берутся за руки, идут влево по кругу)
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли.
(Сходятся к центру, держась за руки, поднимают их вверх)
Шире круг, шире круг!
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод.
Мы сегодня много говорили о друзьях, о дружбе.
- Как вы думаете, есть ли определенные правила, законы дружбы? (Да)
Законы дружбы.
Не оставляй друга в беде. (Если с другом случилась беда нужно прийти на помощь)
Не зазнавайся. (Если у тебя что-то получается лучше, не надо хвалиться и гордится тем, что у тебя лучше)
Не обижайте, не оскорбляйте друга. (Нельзя говорить грубые обидные слова, нельзя драться с другом)
Не жадничайте. (Делиться конфетами, игрушками)
Уступайте друг другу. (У вас новая красивая игрушка и ваш друг хочет с ней поиграть, но при этом вам самим хочется играть)
Существует множество законов дружбы, но это – основные. Если вы их будете соблюдать, то станете настоящими друзьями.
- А только ли люди могут быть друзьями? (Нет)
- А кто еще? (Животные, птицы)
- Ребята, вы много читаете сказок, рассказов о дружбе. Какие рассказы и сказки о дружбе вы уже прочитали? (Простоквашино, Иван Царевич и Серый волк, Лиса и журавль, Конек-горбунок)
Игра «Кто с кем дружит».
Зеленый Крокодил Гена и … (Чебурашка)
Доверчивый Буратино и … (Мальвина, Пьеро)
Смешной мишка Винни-Пух и …(Пятачок)
Добрая Белоснежка и …(семь гномов)
Малыш и …(Карлсон)
Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда)
Стук в дверь. Заходят Буратино и Мальвина.
Мальвина.(приветливо) Здравствуйте, дети!
Буратино.(бурча под нос) Здравствуйте.
Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино?
Буратино. Невеселый и всё! А что тебе от меня надо?
Мальвина. (обиженно) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу знать, что с тобой случилось. Может быть тебе надо помочь?
Буратино. А что я тебе такого сказал?
Мальвина. Ты так со мной разговариваешь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает.
Мальвина. Буратино, что у тебя за тон?
Буратино. Обиженный. Ведь я никого не ругаю!
Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло.
Буратино. Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, веселый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «ну, как посадка прошла? А он обиделся и ушел. А что я ему плохого сказал?
- Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро? (Нельзя смеяться над неудачами друзей)
Буратино. А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте будем добрыми, вежливыми и просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина. Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей тепло на сердце, а от злого слова дружба может разрушиться в один миг.
- Ребята, а вам нравится то, что придумал Буратино? (Да)
Вот и хорошо.
Упражнение «Подарок»
Друзьям дарят подарки и говорят комплименты. Комплименты – это добрые, теплые, искренние слова, от которых становится приятно на душе. Предлагаю те сердечки, которые мы делали на прошлом занятии, подарить тому, кого вы считаете своим другом, но обязательно со словами: «Я дарю тебе сердечко, потому что ты самый…(сказать о том, что нравится в человеке)
IV Итог.
Кто еще не нашел друга – ищите, а кто нашёл – берегите.