kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок чтения во 2-м классе по УМК "Перспектива" на тему: «Зимовье» (русская народная сказка)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Зимовье» (русская народная сказка)

Цели:

-  сформировать представление о народной сказке, её особенностях и видах;

-  ввести алгоритмы оценки рассказывания народной сказки; работы с содержанием текста народной сказки; формулирования вопросов по содержанию текста; составления плана текста (для пересказа); краткого пересказа текста;

- научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Формируемые УУД:

  1. Познавательные УУД: формировать  информационные умение воспринимать и анализировать художественный текст с использованием иллюстраций,  умение выделять главную мысль произведения, умение характеризовать героев произведения на основе их поступков.
  2. Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу,  умения контролировать, корректировать, оценивать.
  3. Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
  4. Личностные УУД: умение оценивать поступки героев произведения под руководством учителя  с точки зрения моральных ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие.

Планируемые результаты урока:

Личностные:

  • оценивать поступки героев произведения под руководством учителя  с точки зрения моральных ценностей;
  • проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок, желание создать (написать) собственную сказку.

Метапредметные:

Познавательные умения:

  •  определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
  •  определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;
  • определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;
  •  определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
  •  формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
  •  использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки.
  • читать и инсценировать сказку по ролям;
  • уметь распределять роли  при подготовке к инсценированию (драматизации);
  • отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);
  • уметь выражать собственное отношение к герою  в процессе  чтения  по ролям или инсценирования  (драматизации).

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие по плану;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные:

  • знать специфические особенности жанра литературной сказки;
  • выделять главную мысль произведения под руководством учителя;
  • характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков;
  • читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок;
  • работать с содержанием текста сказки;
  • читать сказку по ролям;
  • инсценировать сказку.

Основные понятия: жанр (сказка), виды сказок (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка), структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских народных сказок.

Оборудование: костюмы героев сказки  «Зимовье», пословицы,  компьютер, проектор.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический (чтение детей); частично-поисковый, проблемный, аналитический.

Ход урока:

1.Орг. момент. Эмоционально – деловой настрой.

Птицам – время улетать,

Листьям – время опадать,

Тучам – плыть, дождям – пролиться,

Ну, а нам пора …        ( учиться!)

 

- О каком времени года эти стихи?

- На какие три этапа мы разделяем осень (ранняя, золотая, поздняя)

- А какая сейчас осень? (золотая). Докажите.

 

II. Подготовка речевого аппарата к уроку и проверка д/з

 

1. Речевая разминка. 

а) дыхательная гимнастика (на дыхание):   (слайд 3)

- Представьте, что мы с вами взяли в ладошки  осенние листочки. Какого они цвета?

- Подуем на них.

б) чтение скороговорки (на дикцию):   (слайд 4)

У боярина бобра, нет богатства, нет добра.

Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.

в) на перенос логического ударения: (слайд 5)   

Теперь лиса всегда досыта наедается.

2. Проверка д/з.

- Из какого произведения эти строки?  («Хитрая лиса»)

- Назовите  жанр этого произведения? (Сказка). Докажите.

- На какие две группы можно разделить все сказки? (слайд 6)

- Как ещё можно разделить сказки? (слайд 7)

- Охарактеризуйте  сказку «Хитрая лиса»? (народная, анималистическая)

- Где происходят события, описанные в сказке? (на берегу речки).

- Кто главный герой? (лиса)

- Послушаем, как вы дома потренировались выразительно читать сказку. Не забывайте использовать выразительные интонации, которые соответствуют характеру героя.

(оценочные суждения)

Ученики во время чтения внимательно следят и отмечают положительные стороны чтения и недочёты.

Вопросы после чтения:

- Чем похожи  и чем различаются корякская сказка «Хитрая лиса» и русская сказка «Лисичка сестричка и волк»?

- Какие элементы сравнения вы встретили в данной сказке? (лапы, как вёсла, хвост, как руль, плывёт, как лодка)

- Какой изображена лиса в этой сказке? (Хитрая, умная, сообразительная, обманщица, находчивая, подлая.)

- Сегодня мы снова отправимся  в «Мир народной сказки»  (слайд 8)

И познакомимся с другими сказочными персонажами.

III. Знакомство с новым материалом.

1.Подготовка к восприятию.

Лексическая работа:     (слайд 9)

- Что значит слово зимовье?

- Найди его в толковомсловаре учебника (с. 154 учебника: место, где зимуют животные)

- Как выпонимаетевыражение «пустились наутёк»? (быстро убежали)

( сначала предположения детей, затем обращение к словарю фразеологизмов)

2. Первичное восприятие

- Ребята, настал наш любимый момент на уроке. Сейчас вы впервые услышите русскую народную сказку «Зимовье». Сядьте, как вам удобно слушать, можно прикрыть глаза, представляя услышанное, можно смотреть на иллюстрацию в книге, можно читать беззвучно вместе со мной…

Целевая установка: прослушайте и обратите внимание на то, как описывается строительство зимовья.

(Чтение текста учителем).

3. Проверка первичного восприятия:

- Что значит«зимовье строить»? Прочитайте эпизод из книги.

- Определите место, где  разворачиваются события (в лесу, на берегу моря, реки, в пустыне)

- А в  сказке  корякского народа? (на берегу реки)

- Сделайте вывод: можно ли по месту действия определить принадлежность сказки к тому или иному народу?

- Перечислите героев сказки «Зимовье»? (бык, баран, свинья, кот, петух, волки)

Физминутка

-А сейчас мы вместе с лесными зверями и нашим дежурным отправимся в лес, чтобы отдохнуть (презентация)

4. Групповая работа

- Повернитесь и улыбнитесь друг другу, образуйте группы по два человека.

Распределение и чтение сказки по ролям в группах

 - Сделайте разметку текста и определите реплики героев.

- Подумайте, с какой интонацией надо читать слова каждого из них? (Быстро, заискивающе, глядя в глаза, весело, грустно, удивленно.)

- Прочитайте реплики героев, сохраняя выбранную интонацию.

- Обсудите в паре,  что нужно изменить при чтении? Какую мимику и жесты использовать?

- Кто ещё будет участвовать в спектакле?

- Как должен читать свои слова автор?

-  Обсудите в паре, с какой интонацией надо читать слова автора: спокойно, размеренно, негромко?

5. Вторичное восприятие:

- Вы меня очень внимательно слушали, молодцы.  Теперь я также внимательно послушаю ваше чтение.

Инсценирование сказки (в группе, с использованием масок героев) у доски.

Целевая установка:

- Чье исполнение (чтение)  показалось вам более удачным? Почему?

Обсуждение:

- Чье исполнение (чтение)  показалось вам более удачным? Почему?

- Похвалите: “Особенно мне понравилось, как….изобразил (прочитал)…..”.

6.Вопросы после чтения:

- Определите главную мысль сказки (чему она учит).

- Какой мудрый совет дает нам сказка?

- Можно ли сказать, что он устарел и не нужен уже в современной жизни человека?

- Покажите на цифровом веере номер выбранного варианта, какие пословицы могли бы стать моралью сказки: ( пословицы записаны на доске и читаются хором)

  1. Дружба заботой да подмогой крепка.
  2. Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
  3. Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори.
  4. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

- Какие традиции и особенности быта русского народа показаны в сказке?

- Чья работа на уроке заслуживает хорошей оценки и почему?

 (Комментирование оценок за урок отдельным учащимся совместно с учителем)

IV. Подведение итога

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Какое по жанру это произведение?

- Кто автор сказки? А кто ее нам пересказал?

V. Рефлексия: (слайд 10)

Я познакомился…

Мне понравилось…

Я хотел бы…

VI. Домашнее задание по выбору (возможна групповая работа): (слайд 11)

1. Сделать иллюстрацию (коллаж); нарисовать, слепить героев сказки.

2. Сочините свою «народную» сказку с одним из этих  персонажей.

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения во 2-м классе по УМК "Перспектива" на тему: «Зимовье» (русская народная сказка) »

Урок чтения во 2-м классе по УМК "Перспектива"

на тему: «Зимовье» (русская народная сказка)


Цели:

- сформировать представление о народной сказке, её особенностях и видах;

- ввести алгоритмы оценки рассказывания народной сказки; работы с содержанием текста народной сказки; формулирования вопросов по содержанию текста; составления плана текста (для пересказа); краткого пересказа текста;

- научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.


Формируемые УУД:

  1. Познавательные УУД: формировать информационные умение воспринимать и анализировать художественный текст с использованием иллюстраций, умение выделять главную мысль произведения, умение характеризовать героев произведения на основе их поступков.

  2. Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать.

  3. Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

  4. Личностные УУД: умение оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие.

Планируемые результаты урока:

Личностные:

  • оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;

  • проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок, желание создать (написать) собственную сказку.

Метапредметные:

Познавательные умения:

  • определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

  • определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;

  • определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;

  • определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;

  • формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

  • использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки.

  • читать и инсценировать сказку по ролям;

  • уметь распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации);

  • отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);

  • уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации).


Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие по плану;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.


Предметные:

  • знать специфические особенности жанра литературной сказки;

  • выделять главную мысль произведения под руководством учителя;

  • характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков;

  • читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок;

  • работать с содержанием текста сказки;

  • читать сказку по ролям;

  • инсценировать сказку.


Основные понятия: жанр (сказка), виды сказок (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка), структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских народных сказок.


Оборудование: костюмы героев сказки «Зимовье», пословицы, компьютер, проектор.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический (чтение детей); частично-поисковый, проблемный, аналитический.

Ход урока:


1.Орг. момент. Эмоционально – деловой настрой.

Птицам – время улетать,

Листьям – время опадать,

Тучам – плыть, дождям – пролиться,

Ну, а нам пора … ( учиться!)


- О каком времени года эти стихи?

- На какие три этапа мы разделяем осень (ранняя, золотая, поздняя)

- А какая сейчас осень? (золотая). Докажите.


II. Подготовка речевого аппарата к уроку и проверка д/з


1. Речевая разминка.

а) дыхательная гимнастика (на дыхание): (слайд 3)

- Представьте, что мы с вами взяли в ладошки осенние листочки. Какого они цвета?

- Подуем на них.


б) чтение скороговорки (на дикцию): (слайд 4)

У боярина бобра, нет богатства, нет добра.

Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.


в) на перенос логического ударения: (слайд 5)

Теперь лиса всегда досыта наедается.


2. Проверка д/з.

- Из какого произведения эти строки? («Хитрая лиса»)

- Назовите жанр этого произведения? (Сказка). Докажите.

- На какие две группы можно разделить все сказки? (слайд 6)

- Как ещё можно разделить сказки? (слайд 7)

- Охарактеризуйте сказку «Хитрая лиса»? (народная, анималистическая)

- Где происходят события, описанные в сказке? (на берегу речки).

- Кто главный герой? (лиса)

- Послушаем, как вы дома потренировались выразительно читать сказку. Не забывайте использовать выразительные интонации, которые соответствуют характеру героя.

(оценочные суждения)

Ученики во время чтения внимательно следят и отмечают положительные стороны чтения и недочёты.


Вопросы после чтения:

- Чем похожи и чем различаются корякская сказка «Хитрая лиса» и русская сказка «Лисичка сестричка и волк»?

- Какие элементы сравнения вы встретили в данной сказке? (лапы, как вёсла, хвост, как руль, плывёт, как лодка)

- Какой изображена лиса в этой сказке? (Хитрая, умная, сообразительная, обманщица, находчивая, подлая.)

- Сегодня мы снова отправимся в «Мир народной сказки» (слайд 8)

И познакомимся с другими сказочными персонажами.


III. Знакомство с новым материалом.


1.Подготовка к восприятию.

Лексическая работа: (слайд 9)

- Что значит слово зимовье?

- Найди его в толковом словаре учебника (с. 154 учебника: место, где зимуют животные)

- Как вы понимаете выражение «пустились наутёк»? (быстро убежали)

( сначала предположения детей, затем обращение к словарю фразеологизмов)


2.Первичное восприятие

- Ребята, настал наш любимый момент на уроке. Сейчас вы впервые услышите русскую народную сказку «Зимовье». Сядьте, как вам удобно слушать, можно прикрыть глаза, представляя услышанное, можно смотреть на иллюстрацию в книге, можно читать беззвучно вместе со мной…

Целевая установка: прослушайте и обратите внимание на то, как описывается строительство зимовья.

(Чтение текста учителем).


3. Проверка первичного восприятия:

- Что значит «зимовье строить»? Прочитайте эпизод из книги.

- Определите место, где разворачиваются события (в лесу, на берегу моря, реки, в пустыне)

- А в сказке корякского народа? (на берегу реки)

- Сделайте вывод: можно ли по месту действия определить принадлежность сказки к тому или иному народу?

- Перечислите героев сказки «Зимовье»? (бык, баран, свинья, кот, петух, волки)


Физминутка

-А сейчас мы вместе с лесными зверями и нашим дежурным отправимся в лес, чтобы отдохнуть (презентация)


4. Групповая работа

- Повернитесь и улыбнитесь друг другу, образуйте группы по два человека.

Распределение и чтение сказки по ролям в группах

  • Сделайте разметку текста и определите реплики героев.

  • Подумайте, с какой интонацией надо читать слова каждого из них? (Быстро, заискивающе, глядя в глаза, весело, грустно, удивленно.)

  • Прочитайте реплики героев, сохраняя выбранную интонацию.

  • Обсудите в паре, что нужно изменить при чтении? Какую мимику и жесты использовать?

  • Кто ещё будет участвовать в спектакле?

  • Как должен читать свои слова автор?

  • Обсудите в паре, с какой интонацией надо читать слова автора: спокойно, размеренно, негромко?


5. Вторичное восприятие:

-Вы меня очень внимательно слушали, молодцы. Теперь я также внимательно послушаю ваше чтение.

Инсценирование сказки (в группе, с использованием масок героев) у доски.


Целевая установка: Чье исполнение (чтение) показалось вам более удачным? Почему?


Обсуждение: Чье исполнение (чтение) показалось вам более удачным? Почему?

Похвалите: “Особенно мне понравилось, как….изобразил (прочитал)…..”.


6.Вопросы после чтения:

-Определите главную мысль сказки (чему она учит).

-Какой мудрый совет дает нам сказка?

-Можно ли сказать, что он устарел и не нужен уже в современной жизни человека?

-Покажите на цифровом веере номер выбранного варианта, какие пословицы могли бы стать моралью сказки: ( пословицы записаны на доске и читаются хором)


  1. Дружба заботой да подмогой крепка.

  2. Не рой яму другому, сам в нее попадешь.

  3. Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори.

  4. Нет друга – ищи, а нашел – береги.


-Какие традиции и особенности быта русского народа показаны в сказке?

-Чья работа на уроке заслуживает хорошей оценки и почему?

(Комментирование оценок за урок отдельным учащимся совместно с учителем)


IV. Подведение итога

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Какое по жанру это произведение?

- Кто автор сказки? А кто ее нам пересказал?


V. Рефлексия: (слайд 10)


Я познакомился…

Мне понравилось…

Я хотел бы…


VI. Домашнее задание по выбору (возможна групповая работа): (слайд 11)

1. Сделать иллюстрацию (коллаж); нарисовать, слепить героев сказки.

2. Сочините свою «народную» сказку с одним из этих персонажей.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Маслова Ирина Владимировна

Дата: 09.11.2014

Номер свидетельства: 128708


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства