Интегрированный урок по русскому языку, природоведению, внеклассному чтению в 4 классе на тему:"Главного глазами не увидишь..."
Интегрированный урок по русскому языку, природоведению, внеклассному чтению в 4 классе на тему:"Главного глазами не увидишь..."
Тема: Главного глазами не увидишь….
Цель: Расширить представление учащихся о частях речи, о роли прилагательных в поэтической речи, совершенствование навыков быстрого выразительного чтения. Развитие воображения, наблюдательности, памяти, образного мышления, речи, умения слушать учителя, самостоятельно работать в группах, точно высказывать свою мысль, делать анализ прочитанного. Воспитывать чувство дружбы, отзывчивости.
Оборудование: карточки, таблицы, иллюстрации с изображениями, шляпы де Боно.
Тип урока: интегрированный урок русского языка, природоведения, внеклассного чтения.
Ход урока
Организация класса
Упражнение «Солнечный зайчик».
- Сядьте удобно и представьте себя на берегу теплого моря. Солнечный зайчик заглянул в ваши глазки. Закройте их. Зайчик побежал по лицу – погладьте его нежно ладонью: на лбу, на щеках, на подбородке. Правда, приятно? Гладьте легонько, чтобы не испугать его: голову, шейку, ручки, животик, глазки.
- Спасибо тебе, солнечный зайчик, что ты нас развеселил.
Сообщение темы и задач урока
- Шепотом прочитайте тему урока (закрыты глаза).
- О чем мы будем сегодня говорить?
Зачеркните лишние буквы, чтобы можно было прочитать слово (через 2 буквы)
Н к д с а р е в у г ш ж т я б ф ю а
(Дружба)
Работа над новым материалом
На доске схема:
- ДРУГ-
- Подберите к слову «друг» антонимы, синонимы, однокоренные слова (враг, противник, приятель, дружба, дружеский, дружить).
- Какие части речи использовали в своей речи?
2. Составление пословиц о дружбе (работа в группах).
- друзья, в, познаются, беде.
Друзья познаются в беде.
- нет, ищи, а, друга, береги, нашел.
Нет друга - ищи, а нашел – береги.
- Настоящий, в, друг, познается, беде.
Настоящий друг познается в беде.
- умей, и, сказать, помолчать, умей.
Умей сказать, умей и помолчать.
- сам, а, выручай, пропадай, товарища.
Сам, пропадай, а товарища выручай.
- старый, лучше, двух, друг, новых.
Старый друг лучше новых двух.
- хороший, это, клад, настоящий, друг.
Хороший друг – это настоящий клад.
Дополните предложения.
Наш класс похож на …
(семью, улик, муравейник)
- Дети нашего класса похожи на ….
(цвета, семена)
Расшифруйте слово.
Подберите имена прилагательные, которые характеризуют друга.
Д – добрый
Р – радостный
У – умелый
Г – героический
- Каких вы имеете друзей?
- Части какой речи вы употребляли?
- Расскажите о своих друзьях.
- Кто может быть другом?
- К какой природе относятся данные предметы?
- Докажите.
Отгадайте загадку:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака)
- Кто сможет заменить друга?
- Как называют этих животных?
- Какие животные живут в лесу?
- Как им живется?
- Какие животные впадают в спячку?
Закрепление и обобщение материала
Чтение рассказа «Как я нашел друга» по К. Киршиной (Приложение 1 у каждого ученика)
Упражнение «Дождик» (дети читают каждый в своем темпе).
Использование интерактивного метода Шляпы де Боно.
Учитель показывает белую шляпу – это цвет сбора информации.
Рубрика «Знаете ли Вы…»
- Обычный дворовой пес распознает до полумиллиона запахов, недоступных обонянию человека. Без еды, но при наличии воды, собака может прожить до 60 дней, а кошка – до 18 дней.
Красная шляпа – цвет жизни, ощущений, активных эмоций человека.
- Какие чувства ты испытал после чтения рассказа?
- Как бы вы поступили?
Синяя шляпа – цвет знаний, размышление.
- Что означает по-настоящему дружить?
Создание словаря сердца.
Дети записывают на доске какое СЕРДЦЕ (заботливое, чуткое, внимательное, материнское и т.д.)
- Назовите прилагательные , которые помогут охарактеризовать положительные черты характера человека с данным сердцем. (Отрицательные черты характера человека).
Творческая минутка.
Карточки у каждого ребенка (Приложение 2).
- Впишите в стихотворение пропущенные имена прилагательные.
Озаглавьте стихотворение.
- Какие еще стихи знаете о весне?
- Для чего используют авторы имена прилагательные?
Итоги урока
- Как можно продолжить тему нашего урока?
- Главного глазами не увидишь – только сердце правду видит.
- Определите свое отношение к уроку – нарисуйте Капитошку.
Домашнее задание
Напишите сочинение-миниатюру «Только сердце добро видит»
Составьте словарь сердца.
Литература:
Стребна О.В., Соценко А.О.
Інтерактивні методи навчання в практиці роботи початкової школи.
- Х.: «Основа», 2006р.
Аліфанова І., Волинець Т., Петренко Л.
Через комунікацію до пізнання.
- К.: Видавництво «Плеяди», 2005р.
Пометун О., Пироженко Л.
Інтерактивні технології навчання: теорія, практика, досвід.
- К.: 2002р
Приложение 1.
Как я нашел друга
По К. Киршиной
Пристал к нашему двору бродяжка пес. Если его выкупать, он стал бы беленький, а так был какого-то неопределенного грязного цвета. Но мы все равно Бельчиком его назвали. «Вот, - мы думаем, - будет лето, сходим с ним на речку и выкупаем».
Во дворе все его любили. Кто косточку вынесет, кто хлеба кусок. А я один раз семечки грыз и насыпал немножко на снег. «Может, - думаю, и ему понравятся?»
Бельчик склонил голову набок, посмотрел на меня и … стал грызть семечки. По-моему, он просто от вежливости грыз. Неудобно было отказаться, раз я угощал. А морда до того веселая, что так и кажется: вот-вот улыбнется.
Хороший, словом, песик. Ласковый. Кто бы его не погладил, он в ответ знай хвостом виляет. Не зарычит, не оскалится. Я хотел его сразу взять к себе домой, да мне не разрешили.
Приложение 2.
Творческая минутка.
Словно сказка, словно чудо,
Еле слышно, налегке
Несет __________ блюдо
Дева __________ венке.
Несет __________ капели,
__________сет, тепло, цветы.
Грохот вод и птичьи трели,
Новые бобров мосты.
Вновь земля проснулась,
С легкостью вздохнула
Осторожно, сонно
Рукавом взмахнула.
__________ хоромы
Нежно растопила
И __________ коврик
Тут же расстелила.
Слова для справок: красочное, солнечном, звонкие, яркий, снежные, зеленый.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по русскому языку, природоведению, внеклассному чтению в 4 классе на тему:"Главного глазами не увидишь..." »
Анисимова Оксана Аполинарьевна
учитель начальных классов Донецкой общеобразовательной І-ІІІ ступеней школы №30
по русскому языку, природоведению, внеклассному чтению в 4 классе
на тему:
«Главного глазами не увидишь….»
Тема: Главного глазами не увидишь….
Цель: Расширить представление учащихся о частях речи, о роли прилагательных в поэтической речи, совершенствование навыков быстрого выразительного чтения. Развитие воображения, наблюдательности, памяти, образного мышления, речи, умения слушать учителя, самостоятельно работать в группах, точно высказывать свою мысль, делать анализ прочитанного. Воспитывать чувство дружбы, отзывчивости.
Оборудование: карточки, таблицы, иллюстрации с изображениями, шляпы де Боно.
Тип урока: интегрированный урок русского языка, природоведения, внеклассного чтения.
Ход урока
Организация класса
Упражнение «Солнечный зайчик».
- Сядьте удобно и представьте себя на берегу теплого моря. Солнечный зайчик заглянул в ваши глазки. Закройте их. Зайчик побежал по лицу – погладьте его нежно ладонью: на лбу, на щеках, на подбородке. Правда, приятно? Гладьте легонько, чтобы не испугать его: голову, шейку, ручки, животик, глазки.
- Спасибо тебе, солнечный зайчик, что ты нас развеселил.
Сообщение темы и задач урока
- Шепотом прочитайте тему урока (закрыты глаза).
- О чем мы будем сегодня говорить?
Зачеркните лишние буквы, чтобы можно было прочитать слово (через 2 буквы)
Н к д с а р е в у г ш ж т я б ф ю а
(Дружба)
Работа над новым материалом
На доске схема:
Друг
Антонимы
Синонимы
Однокоренные слова
- Подберите к слову «друг» антонимы, синонимы, однокоренные слова (враг, противник, приятель, дружба, дружеский, дружить).
- Какие части речи использовали в своей речи?
2. Составление пословиц о дружбе (работа в группах).
- друзья, в, познаются, беде.
Друзья познаются в беде.
- нет, ищи, а, друга, береги, нашел.
Нет друга - ищи, а нашел – береги.
- Настоящий, в, друг, познается, беде.
Настоящий друг познается в беде.
- умей, и, сказать, помолчать, умей.
Умей сказать, умей и помолчать.
- сам, а, выручай, пропадай, товарища.
Сам, пропадай, а товарища выручай.
- старый, лучше, двух, друг, новых.
Старый друг лучше новых двух.
- хороший, это, клад, настоящий, друг.
Хороший друг – это настоящий клад.
Дополните предложения.
Наш класс похож на …
(семью, улик, муравейник)
- Дети нашего класса похожи на ….
(цвета, семена)
Расшифруйте слово.
Подберите имена прилагательные, которые характеризуют друга.
Д – добрый
Р – радостный
У – умелый
Г – героический
- Каких вы имеете друзей?
- Части какой речи вы употребляли?
- Расскажите о своих друзьях.
- Кто может быть другом?
- К какой природе относятся данные предметы?
- Докажите.
Отгадайте загадку:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака)
- Кто сможет заменить друга?
- Как называют этих животных?
- Какие животные живут в лесу?
- Как им живется?
- Какие животные впадают в спячку?
Закрепление и обобщение материала
Чтение рассказа «Как я нашел друга» по К. Киршиной (Приложение 1 у каждого ученика)
Упражнение «Дождик» (дети читают каждый в своем темпе).
Использование интерактивного метода Шляпы де Боно.
Учитель показывает белую шляпу – это цвет сбора информации.
Рубрика «Знаете ли Вы…»
- Обычный дворовой пес распознает до полумиллиона запахов, недоступных обонянию человека. Без еды, но при наличии воды, собака может прожить до 60 дней, а кошка – до 18 дней.
Красная шляпа – цвет жизни, ощущений, активных эмоций человека.
- Какие чувства ты испытал после чтения рассказа?
- Как бы вы поступили?
Синяя шляпа – цвет знаний, размышление.
- Что означает по-настоящему дружить?
Создание словаря сердца.
Дети записывают на доске.
большое
отважное
золотое
Сердце
доброе
горячее
материнское
ч
заботливое
уткое
- Назовите прилагательные , которые помогут охарактеризовать положительные черты характера человека с данным сердцем. (Отрицательные черты характера человека).
Творческая минутка.
Карточки у каждого ребенка (Приложение 2).
- Впишите в стихотворение пропущенные имена прилагательные.
Озаглавьте стихотворение.
- Какие еще стихи знаете о весне?
- Для чего используют авторы имена прилагательные?
Итоги урока
- Как можно продолжить тему нашего урока?
- Главного глазами не увидишь – только сердце правду видит.
- Определите свое отношение к уроку – нарисуйте Капитошку.
Домашнее задание
Напишите сочинение-миниатюру «Только сердце добро видит»
Составьте словарь сердца.
Литература:
Стребна О.В., Соценко А.О.
Інтерактивні методи навчання в практиці роботи початкової школи.
- Х.: «Основа», 2006р.
Аліфанова І., Волинець Т., Петренко Л.
Через комунікацію до пізнання.
- К.: Видавництво «Плеяди», 2005р.
Пометун О., Пироженко Л.
Інтерактивні технології навчання: теорія, практика, досвід.
- К.: 2002р.
Приложение 1.
Как я нашел друга
По К. Киршиной
Пристал к нашему двору бродяжка пес. Если его выкупать, он стал бы беленький, а так был какого-то неопределенного грязного цвета. Но мы все равно Бельчиком его назвали. «Вот, - мы думаем, - будет лето, сходим с ним на речку и выкупаем».
Во дворе все его любили. Кто косточку вынесет, кто хлеба кусок. А я один раз семечки грыз и насыпал немножко на снег. «Может, - думаю, и ему понравятся?»
Бельчик склонил голову набок, посмотрел на меня и … стал грызть семечки. По-моему, он просто от вежливости грыз. Неудобно было отказаться, раз я угощал. А морда до того веселая, что так и кажется: вот-вот улыбнется.
Хороший, словом, песик. Ласковый. Кто бы его не погладил, он в ответ знай хвостом виляет. Не зарычит, не оскалится. Я хотел его сразу взять к себе домой, да мне не разрешили.
Приложение 2.
Творческая минутка
Словно сказка, словно чудо,
Еле слышно, налегке
Несет __________ блюдо
Дева __________ венке.
Несет __________ капели,
__________сет, тепло, цветы.
Грохот вод и птичьи трели,
Новые бобров мосты.
Вновь земля проснулась,
С легкостью вздохнула
Осторожно, сонно
Рукавом взмахнула.
__________ хоромы
Нежно растопила
И __________ коврик
Тут же расстелила.
Слова для справок: красочное, солнечном, звонкие, яркий, снежные, зеленый.