Тема: Обобщение по разделу « Устное народное творчество»
Цель: На примере произведений устного народного показать единство народов проживающих в мире и согласии в Казахстане.
Задачи : Обобщить знания и малых формах устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки , потешки, небылицы – перевёртыши, считалки, сказки , пословицы, поговорки. Способствовать интеллектуальному развитию, развитию воображения, нравственных качеств ( умение дружить , ценить дружбу , любить Родину). Принимать любовь к родной земле , ее прошлому , настоящему , интерес к родному языку.
Ход урока :
- Организационный момент .
Учитель : Республика Казахстан – уникальное государство, где в мире и согласии проживают люди более 130наций и народностей. Сегодняшний урок мы посвящаем единению людей разных национальностей.
Тема нашего урока: обобщение знаний по разделу « Устное народное творчество». Цель урока: на примере произведений устного народного творчества показать единство народов проживающих в мире и согласии в Казахстане
- Основная часть урока.
У: - что такое устное народное творчество ?
Д: - устное народное творчество – это произведения , которые создаются и передаются из уст в уста народом. В них заключена мудрость жизни , умению образно мыслить и говорить. Они развлекают , забавляют , успокаивают детей
У: - Повторить жанры устного народного творчества поможет нам сказка.
У.М. –что за чудо –теремок ! Он не низок , не высок! В какую сказку мы попали?
Д: - Русская народная сказка «Теремок»
(исполнение детьми музыкального выступления)
Стоит в поле теремок , теремок . Он не низок не высок . Вот по полю мышка бежит , у дверей остановилась и стучит…
-Кто , кто в теремочке живёт ? Кто , кто в невысоком живет?
У.М. – Поселиться в нашем теремочке можно только если ответишь на вопрос: Какой жанр устного народного творчества исполняется ребенку , лежащему в колыбельке?
Мышь: - Колыбельная песня. ( если ребенок не может ответить помогает класс)
У.М. –Какое назначение у колыбельных песен?
Д.- Успокаивать, убаюкивать .
У.М. – На уроках музыки мы разучили колыбельные песни на казахском и русском языке. Приготовьтесь исполнить песни
1 исполнение казахской народной песни
2 исполнение русской народной песни « котя, котенька, коток»
(Исполнение детьми музыкальное вступление)
-Кто , кто в теремочке живёт ? Кто , кто в невысоком живет?
-Я , мышка – норушка . Хочешь со мной жить?
-Хочу!
У: Лягушка , ответь , пожалуйста ,когда младенец начинает узнавать близких , какой жанр у.н.т. можно ему исполнять?
Лягушка: Пестушку
У: молодец, лягушка, входи в теремок . Ребята , как вы понимаете смысл слова « Пестушка» , «Пестова»?
Д:- Няньчить , носить на руках.
У: - Пестушки незаметно переходят в потешки . Как вы понимаете смысл слова «потешка»?
Д: - потешать , забавлять.
У: - Прочитайте карточку №1 . ( Чтение детьми про себя). Найдите и прочитайте пестушку. ( Чтение детьми пестушки вслух). Когда можно говорить эту пестушку ребенку?
Д:- во время массажа , зарядки
У :- прочитайте потешку
У.М. – Мы знаем немецкую народную потешку
Д:-
Толстушка – полжушка ,
дом – завитушка
ползи по дорожке ,
ползи по ладошке
ползи , не спеши ,
рога покажи
У : -Какие еще потешки вы знаете ?
(ответ детей)
Физ минутка.:
- Я предлагаю отдохнуть позабавив себя и гостей казахской народной потешкой
На жару , жару зерно !
Дайте курам заодно !
Большой – старшой ,
Утка голосистая ,
Тополь серебристый,
Беленький пальчик
Да проворный мальчик.
Ты встань – пойди к козлятам!
Ты встань – пойди к ягнятам!
Ты встань - подойти к телятам !
Ты – к жеребятам!
А ты держи казан,
Дно облежи , дома лежи!
Масло и курт здесь отыщу…
Защекочу!
У :- Есть ли сходство между казахской , русской и полькой потешкой ? Какое?
У :- Сегодня у нас необычный урок , урок дружды и согласия между людьми разных национальностей . И в нашем классе учаться дети разных национальнастей . Я прошу вас рассказать пословицы на вашем родном языке.
1 пословицы на казахском языке
2 пословица на польском языке
3 пословица на ингушском языке
4 пословицы на русском языке
У: - В у.н.т людей разных национальностей есть разные пословицы сходные по смыслу , как вы думаете ,почему?
Д : - Так как люди всех национальностей ценят честность , умение дружить , любить Родину , уважать и почитать родителей , стремиться к знаниям . И это они завещали своим потомкам , то есть , нам в виде пословиц и поговорок.
ИГРА Попробуйте по двум словам определить пословицую
( Ищи – Береги. Нет друга ищи , а нашел береги. )
ИГРА . Собери пословицу Дерево , корнями , друзьями , держится , а человек . ( Дерево держится корнями , а человек друзьями )
У : - Вот и погостили мы в сказке , чему учит нас р.н.с. «Теремок»?
Д : Умению дружить
У.М В нашем государстве уделяется большое внимание дружбе и согласию между людьми разных национальностей. Любите ли вы нашу родину?
Исполнение песни «Мені? елім»